Территориальное общественное самоуправление. Одной из форм народовластия (непосредственной демократии) является территориальное общест­венное самоуправление.

Одной из форм народовластия (непосредственной демократии) является территориальное общест­венное самоуправление.

Согласно закону, территориальное общественное самоуправле­ние - это самоорганизация граждан по месту их жительства на час­ти территории поселения для самостоятельного осуществления под свою ответственность собственных инициатив по вопросам местно­го значения.

Правовой основой организации и деятельности территориально­го общественного самоуправления служит Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муници­пальных образований.

Территории, на которых действуют органы ТОС, устанавливают­ся представительным органом с учетом предложений граждан в ин­тересах управляемости территорий исходя из исторических, куль­турных, социально - экономических и иных признаков целостности территорий.

Система территориального общественного самоуправления вклю­чает в себя: общие собрания, сходы, конференции жителей, опросы населения, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления (советы или ко­митеты микрорайонов, жилищных комплексов, а также поселков, сельских населенных пунктов в тех случаях, когда в последних са­мостоятельные органы местного самоуправления не формируются), а также иные органы самоуправления населения по месту житель­ства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т. п.). Террито­рии, на которых действуют органы общественного самоуправления, устанавливаются по предложению жителей соответствующей адми­нистрацией и утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Закон определяет территориальные границы осуществления ТОС. Это подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жи­лой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский насе­ленный пункт, не являющийся поселением; иные территории про­живания граждан.

Органы территориального общественного самоуправления соз­даются по инициативе жителей на основе их добровольного воле­изъявления. Выборы в них могут проводиться на общих собраниях, сходах или конференциях жителей по месту их жительства либо на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании. Общее собрание, сход или конференция жителей устанавливают срок полномочий органов территориального общест­венного самоуправления самостоятельно.

Представительные органы по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественно­го самоуправления, а при проведении прямых выборов по избира­тельным участкам - порядок образования избирательных комиссий и порядок выдвижения кандидатов.

Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются, открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, произ­водятся за счет средств местного бюджета при согласии соответствующих органов местного самоуправления. Избранными в состав органов общественного самоуправления считаются граждане, полу­чившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Органы ТОС подлежат регистрации. Обычно регистрация орга­нов ТОС проводится в органах местного самоуправления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государ­ственной регистрации. Юридическое лицо подлежит государствен­ной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом зако­ном о регистрации юридических лиц.

ТОС является некоммерческой организацией. В настоящее вре­мя для некоммерческих организаций отсутствует единый порядок регистрации, и действуют разные законы о порядке регистрации в зависимости от формы, в которой эти организации созданы. Пунктом 3 статьи 50 Гражданского Кодекса Российской Федера­ции предусмотрено, что юридические лица, являющиеся неком­мерческими организациями, могут создаваться в форме потреби­тельских кооперативов, общественных или религиозных организа­ций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, пре­дусмотренных законом. ТОС - особая форма некоммерческих ор­ганизаций, предусмотренная Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им представительными органами и местной администрацией. Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территори­ального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступлений. Указанные органы самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соот­ветствующих территорий.

Органы ТОС могут из­бираться на конференции граждан. Нормы представительства на конференции устанавливаются представительным органом местного самоуправления и должны обеспечить жителям возможность избрания делегатов на конферен­цию из числа граждан, лично им знакомых (например, один пред­ставитель от подъезда в малоэтажном доме либо от квартир, распо­ложенных на одной лестничной клетке в многоквартирных домах; от улицы с частной застройкой или нескольких домов на такой ули­це и т. п.). Делегаты не могут назначаться на конференцию органа­ми местного самоуправления или органами ТОС, Конференция счи­тается правомочной при участии в ней не менее 2/3 делегатов.

Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в работе сессий представительных органов при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы. Особенно­стью их статуса является возможность участвовать в местном правотворчестве, выступая в качестве субъектов правотворческой инициативы.

ТОСы должны иметь устав. В нем могут быть отражены: соответст­вующие обязательства и функции органа территориального общест­венного самоуправления: по сохранению и ремонту жилищного фонда; поддержанию чистоты и порядка на данной территории; охране зеленых насаждений, водоемов; созданию детских площа­док, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооруже­ний; поддержанию в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства и благоустройства; организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художест­венного творчества, спортивных кружков; ведению воспитательной работы среди детей и подростков; оказанию помощи инвалидам, престарелым, семьям военнослужащих и погибших воинов, мало­обеспеченным и многодетным семьям, детям, оставшимся без роди­телей; укреплению общественного порядка, защите прав потребите­лей; оказанию помощи школам, детским садам, больницам и поли­клиникам, благотворительным фондам и организациям; поддержа­нию в надлежащем состоянии кладбищ и других мест захоронения; охране памятников истории и культуры, правозащитной деятельно­сти и другим вопросам.

Устав территориального общественного самоуправления регист­рируется в исполнительном органе местного самоуправления. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

В некоторых субъектах вопросы орга­низации территориального общественного самоуправления решают­ся законами о местном самоуправлении. Так, в Республике Башкортостан 4 июня 1999 года был принят Закон «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан». В исполнении этого закона глава администрации г. Туймазы РБ 05.09.2000года утвердил положение об общественных сельских, уличных (квартальных) комитетах г. Туймазы, рабочих поселков и сельских населенных пунктов Туймазинского района. В этом документе общественные сельские, уличные (квартальные) комитеты г. Туймазы, рабочих поселков и сельских населенных пунктов Туймазинского района являются органами общественной самодеятельности населения, призванными активно содействовать местным представительным и исполнительным органам управления в широком привлечении граждан к участию в решении вопросов местного и общегосударственного значения.

Положением было предусмотрено, что общественные сельские, уличные (квартальные) комитеты избираются на общем собрании, сходе граждан, проживающих на территории деятельности соответствующего сельского, уличного (квартального) комитета, открытым голосованием сроком на три года. Количество членов общественного комитета устанавливается общим собранием, сходом граждан в пределах 3-5 человек. Избранными в состав общественного комитета считаются лица, получившие более половины голосов граждан, присутствовавших на общем собрании, сходе. Члены комитета из своего состава избирают председателя, заместителя председателя и секретаря комитета.

Руководство деятельностью общественных сельских, уличных (квартальных) комитетов осуществляется органами местного самоуправления.

Однако с принятием Федерального закона от 06.10.2003г., Закон РБ от 4 июня 1999 года «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан» утратил свою силу. На сегодня нормативной основой ТОС в Республике является ФЗ от 06.10.2003г.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образовании, преобразования муниципального образования.

Институт отзыва на федеральном уровне не предусмотрен. Депу­таты Государственной Думы Федерального Собрания РФ обладают свободным мандатом, т. е. не связаны с наказами избирателей и граждане РФ не обладают возможностью отзыва депутата за невы­полнение наказов избирателей.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Конституции России граждане Рос­сийской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Отзыв влечет прекращение пол­номочий избранного лица как депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, но не нарушает установленного Конституцией Рос­сии статуса этого лица как гражданина.

По смыслу этого пункта статьи депутаты представительных ор­ганов власти на местном уровне обладают императивным манда­том. У населения муниципального образования имеется возмож­ность использовать институт отзыва. Отзыв влечет прекращение полномочий избранного лица как де­путата, члена выборного органа местного самоуправления, выбор­ного должностного лица местного самоуправления.

Институт отзыва расширяет возможности населения муници­пального образования по влиянию на деятельность выборных органов местного самоуправления, служит гарантией в форме установ­ления позитивной юридической ответственности депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должност­ного лица местного самоуправления.

В процедуре отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления условно можно выделить четыре этапа:

1) возбуждение вопроса об отзыве;

2) назначение голосования об отзыве;

3) подготовка голосования об отзыве;

4)проведение голосования об отзыве члена выборного органа ме­стного самоуправления, выборного должностного лила местного са­моуправления.

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местно­го самоуправления, выборного должностного лица местного само­управления и процедура их отзыва устанавливаются уставом муни­ципального образования. Основаниями для отзыва указанных лиц могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездейст­вие), что должно быть установлено в судебном порядке.

Представитель, в отношении которого возбуждается вопрос об отзыве, вправе представить свои объяснения в устной или пись­менной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об его отзыве. Ему должна быть обеспечена возможность лично присутствовать на собрании избирателей. В связи с этим дата проведения собрания, предложенная инициа­тором, может быть изменена в случае невозможности участия в нем депутата, члена выборного органа местного самоуправления, вы­борного должностного лица по причине болезни, нахождения его в отпуске или служебной командировке, участия в другом собрании избирателей в связи с его отзывом, а также в связи с его участием в работе представительного органа местного самоуправления.

Полномочия депутата прекращаются со дня официального опуб­ликования результатов голосования.

Поскольку границы территорий муниципальных образований устанавливаются законами субъекта РФ то и их изменение, соответственно, осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Обязательное согласие населения требуется в случаях:

- изменения границ муниципальных районов, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территории других муниципальных районов;

- изменения границ поселений, влекущего отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений.

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

Преобразование различных муниципальных образований затрагивает различный объем прав проживающего населения, и поэтому установлены различные требования к мнению граждан.

1. Учет мнения населения выражается решением представительного органа местного самоуправления в случаях:

- объединения двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований;

- разделения муниципального района.

2. Согласие, выраженное путем голосования, в случаях:

- объединения двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований;

- разделения поселения, влекущее образование двух и более поселений (согласие населения каждого из образуемых поселений);

- изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение). . Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Публичные слушания

На федеральном уровне проведения публичных слушаний на уровне местного самоуправления закреп­ляется впервые. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципально­го образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципально­го образования, назначаются представительным органом муниципально­го образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Например, решением Совета муниципального района Белебеевский район РБ от 06.04.2006 N 114 утверждено Положение о публичных слушаниях по проектам муниципальных правовых актов местного значения муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

Публичные слушания по проектам муниципальных правовых актов могут проводиться Советом, комиссией Совета, председателем Совета.

Участниками публичных слушаний могут быть жители муниципального района, органы территориального общественного самоуправления, эксперты, давшие заключения на предложения по проектам муниципальных правовых актов, а также приглашенные.

Публичные слушания проводятся по проектам муниципальных правовых актов по вопросам местного значения:

-планов и программ развития муниципального района;

-вопросам преобразования муниципального района.

Публичные слушания проводятся по инициативе:

1) населения муниципального района. Инициатива проведения публичных слушаний от имени населения муниципального района может исходить от группы граждан муниципального района численностью, составляющей не менее 3% от числа жителей, обладающих избирательным правом. Публичные слушания, инициированные населением муниципального района назначаются Советом,

2) Совета. Публичные слушания, Советом, назначаются Советом

3) Председателя Совета, назначаются им же.

Решение (постановление) о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию (обнародованию) в течение 5 дней со дня его принятия.

Жители муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан имеют право в срок не менее 5 календарных дней со дня опубликования решения о проведении публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов в письменной форме вносить предложения в комиссию.

Предложения по проектам муниципальных правовых актов рассматриваются, обобщаются и учитываются комиссией при предварительном рассмотрении проектов муниципальных правовых актов. Комиссия выносит указанные предложения на рассмотрение Совета с рекомендацией об их принятии или отклонении. Указанное решение комиссии рассматривается Советом до принятия правового акта муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

Организация работы комиссии возлагается на председателя комиссии, являющегося ведущим публичных слушаний.

Процедура проведения публичных слушаний

1. Перед началом проведения публичных слушаний комиссия организует регистрацию его участников, принимает заявки на выступления.

2. Ведущий открывает публичные слушания, представляет себя и секретаря публичных слушаний, оглашает наименование муниципального правового акта, количество участников публичных слушаний, количество заявок на выступление, количество и обобщенные сведения о поступивших предложениях по проекту муниципального правового акта, сведения об инициаторах публичных слушаний, экспертах и другие сведения. Время выступления определяется исходя из количества заявок на выступление, но не может быть более 5 минут на одно выступление.

3. Поступившие предложения по проекту муниципального правового акта обсуждаются последовательно по соответствующим частям (пунктам) проекта муниципального правового акта, если иной порядок не установлен ведущим.

4. После обсуждения всех поступивших предложений по проекту муниципального правового акта ведущий предоставляет слово иным участникам публичных слушаний, желающим выступить по теме публичных слушаний.

Комиссия в течение 5 дней со дня проведения публичных слушаний обеспечивает опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний с указанием сведений о дате и месте проведения публичных слушаний, наименовании проекта муниципального правового акта, числе письменных предложений по нему, числе участников и выступлений на публичных слушаниях, числе предложений, рекомендованных Совету к принятию (отклонению).

Как уже было отмечено выше, публичные слушания могут проводиться и по проектам планов и программ развития муниципального образования, проектам правил землепользования и застройки. Так, решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 27.04.2006 N 10/18 утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории города Уфы.

Участниками публичных слушаний могут быть жители городского округа, органы территориального общественного самоуправления, эксперты, давшие заключения по вопросам градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также приглашенные. Публичные слушания проводятся в районах, в отношении территорий которых предполагается принятие градостроительных нормативов, а также в районах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.

Публичные слушания проводятся в случае принятия следующих документов:

1) Проекта генерального плана городского округа город Уфа, внесение изменений в утвержденный генеральный план. Публичные слушания по проекту генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, назначаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

2) Правила землепользования и застройки, внесение изменений в правила землепользования и застройки. Глава городского округа город Уфа РБ при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний в срок не позднее чем через десять дней со дня получения проекта.

3) Предоставление разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства. Публичные слушания по заявлению заинтересованного лица проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства. Они назначаются представительным органом муниципального образования. На основании заключения о результатах публичных слушаний глава Администрации городского округа город Уфа в течение трех дней принимает соответствующее решение.

4) Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Публичные слушания назначаются представительным органом муниципального образования. Глава Администрации городского округа город Уфа в течение семи дней со дня получения представленных комиссией заключения и рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров или отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

5) Проект планировки территории, проекты межевания. Публичные слушания назначаются представительным органом муниципального образования. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Федеральным законом предусмотрена возможность проведения публичных слушаний по проектам местного бюджета, и в соответствии с этим публичные слушания по проекту местного бюджета и отчета об его исполнении проводятся Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостанна основании решения от 23 ноября 2006 г.

Демократичный характер публичных слушаний обеспечивает­ся максимально широким учетом в их ходе мнения жителей муни­ципального образования.

Опрос

Опрос - самостоятельный институт непосредственной демокра­тии. Опрос жителей муниципального образования проводится с це­лью выявления мнения жителей соответствующих территорий и его учета при принятии решений по вопросам, затрагивающим эконо­мические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории

В опросе имеют право участвовать граждане, достигшие возраста 18 лет. Не имеют права участвовать в опросе граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от происхождения, должностного, социального и имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических или иных взглядов, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий запрещаются.

Граждане участвуют в опросе на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления. В ходе опроса каждый гражданин обладает одним голосом, которым он вправе воспользоваться лишь лично.

Участие граждан в опросе является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в опросе, а также на его свободное волеизъявление.

Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляются, открыто и гласно.

Мнение граждан, выявленное в ходе опроса, носит для органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ рекомендательный характер.

Принципы опроса:

- жители муниципальных образований участвуют в опросе на основе равного и прямого волеизъявления;

- каждый житель муниципального образования участвует в опросе непосредственно;

- участие в опросе является свободным и добровольным;

- в период опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;

- подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляется, открыто и гласно.

. Опрос проводится на всей территории муниципального образования, а по решению соответствующих органов местного самоуправления опрос может проводиться в отдельных населенных пунктах или на части территории муниципального образования. Он проводится с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Голосование при опросе может быть тайным (по опросным листам на участках опроса), поименным (проводится по опросным листам или опросным спискам, как на участках опроса, так и членами комиссии по проведению опроса по месту жительства участников опроса.), открытым (в форме открытого голосования на собраниях жителей). Инициатива проведения опроса принадлежит:

- представительному органу муниципального образования или главе муниципального образования;

- органам государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

О назначении опроса представительный орган муниципального образования принимает решение. Списки участков опроса с указанием их границ и номеров, мест нахождения комиссии и помещений для опроса должны быть обнародованы доступным путем, в том числе через местную печать и радио, не позднее чем, за 10 дней до опроса.

Опросы бывают сплошные и выборочные. Сплошной опрос (анкетирование) означает, что большая часть граждан должна быть опрошена по тому или иному вопросу. Выборочный опрос предполагает изучение мнения небольшой группы.

Решением Совета городского округа г. Уфа от 24 мая 2006 г. N 11/9 была утверждена «Методика приведения опроса граждан». В соответствии с этим документом участниками опроса могут быть жители городского округа, обладающие избирательным правом.

Для проведения опроса создается комиссия, которая состоит из председателя, секретаря и членов комиссии. Опрос граждан проводится через десять дней с момента опубликования решения о назначении опроса, в течение трех дней.

Участки опроса организуются в помещениях ЖЭУ в отношении обслуживаемой ими территории. Ответственным за проведение опроса на данном участке назначается руководитель ЖЭУ.

Образование участков опроса должно быть завершено не позднее чем, за 7 дней до даты проведения опроса.

Гражданин, проживающий на территории участка опроса, при предъявлении удостоверения личности получает в ЖЭУ опросный лист. После заполнения передает его ответственному за проведение опроса на данном участке. В течение трех дней по истечении срока опроса заполненные опросные листы передаются в комиссию по проведению опроса.

Поквартирный обход проводится с привлечением граждан. Опрашивающий лично обходит квартиры на закрепленной за ним территории и предлагает жителям принять участие в опросе.

Комиссия в течение 5 дней со дня проведения опроса граждан подсчитывает результаты опроса.

Наши рекомендации