I. исследование оптико-моторного подуровня письма

В данной серии заданий исследуется зрительное восприятие и двигательное воспроизведение соответствующих знаков; задания дают возможность выявить оптико-гностические и двигательные нарушения в процессе письма.

Исследование списывания букв, слогов и слов.

Задание 1.

Цель: выявление возможности перешифровки с буквы на комплекс тонких движений руки.

Материал: печатные, письменные и стилизованные изображения букв (слов).

Инструкция: спиши буквы (слова).

Порядок работы: предъявляются для списывания сначала печатные, затем письменные, затем стилизованные изображения одних и тех же букв (слов).

Задание 2.

Цель: выявление возможности выделения существенных признаков графем, дифференциация списывания и копирования (срисовывания) букв

Материал: стилизованные изображения письменных букв Инструкция: напиши эти буквы так, как ты пишешь нч в школе.

Задание 3.

Цель: выявление знания значения буквы.

Материал: печатные, письменные, стилизованные изобра­жения букв.

Порядок работы: предъявляются для списывания:

1) печатные буквы.

Инструкция: напиши такие же письменные буквы (как в тетради).

2) письменные буквы.

Инструкция: напиши эти же буквы печатным шрифтом (как в книге).

Исследование конструирования букв

Задание 4.

Цель: выявление возможности выделения существенных признаков графем и их пространственной ориентации.

Материал: карточка с изображением печатных и письменных букв; разрозненные элементы букв.

Порядок работы: предъявляется карточка с написанной буквой и набор составляющих элементов для нескольких букв. Предлагается выбрать нужные детали и составить букву, изображенную на карточке (по памяти).

II. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСО-АКУСТИКО-МОТОРНОГО ПОДУРОВНЯ ПИСЬМА

(выявление возможностей слухового и слухо-артикуляторного

анализа)

Исследование написания букв, слогов и слов под диктовку

Задание 5.

Цель: выявление возможности выделения и квалификации звука.

Процедура выполнения: запись диктуемого материала в тетради

I. исследование оптико-моторного подуровня письма - student2.ru Задание 6.

Цель: выявление возможности перешифровки звука на букву.

Процедура выполнения: составление диктуемых слогов и слов из букв разрезной азбуки. (В данном варианте снимаю­тся трудности написания графемы, и таким образом процессы звукового анализа и синтеза выступают в более чистом виде).

Материал: звуки, слоги (сг, гс, сюг), слова (изменение

сложности — по слоговой, структуре и насыщенности артикуляторно и акустически сложными звуками) (кот, ночь, портной, старушка, пружина, кораблекрушение).

Задание 7.

Цель: выявление возможности установления последовательности в написании букв, в слове.

Материал: слова одинакового буквенного состава с разной последовательностью букв (половник, поклонник, полковник).

Исследование написания фраз под диктовку

Задание 8.

Цель: выявление возможности удержания серий слов при письме, выявление возможности реализации языковых средств.

Материал: фразы, составленные из:

1) слов с легко произносимыми звуками,

2) из слов со звуками, часто нарушающимися в произношении (например: Дети идут в школу. Старушка сушила на веревке мокрое белье).

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПИСЬМА.

На этом уровне выявляются возможности создания за-ысла, раскрытия содержания общего смысла, реализации зыковых средств.

Задание 9.

Исследование самостоятельного письма (сочинение на заданную тему с опорой на сюжетную картинку или без нее).

Цель: выявление возможности создания замысла и перешифровки его в коды языка.

Материал: сюжетная картинка.

Формы помощи: раскрытие содержания смысла по вопросам экспериментатора.

В результате исследования письма и чтения по cepии представленных заданий могут быть выяснены затруднения в овладении этими процессами, их причины и механизмы, лежащие в основе нарушений.

Оценка результатов исследования письма и основные типы

Его нарушений.

Нарушения письма проявляются в стойких и повторяющихся ошибках в виде искажений и замен букв, нарушений звуко-слоговой структуры слова, аграмматизмах. Письмо нарушается как целостная психическая многоуровневая деятельность. При этом дефектным может оказаться как уровень деятельности в целом, так и отдельные операции каждого из уровней.

По механизмам нарушения можно выделить ряд дисграфий, возникающих при несформированности сенсомоторного уровня письма.

Акустическая дисграфия характеризуется ошибками письма в форме литеральных и вербальных парафазий по фонематическому типу (замены звонких—глухих, твердых—мяг­ких, шипящих и свистящих и др. звуков). Эта форма дисграфии наблюдается у детей с нарушениями устной речи, по может проявляться и в тех случаях, когда дефекты устной речи отсутствовали или были устранены.

Центральный механизм акустической дисграфии — нару­шение акустического восприятия речи, при котором страдает ее фонемное распознавание. Отражением этого дефекта и являются ошибки на письме. Явления акустической дисграфии прослеживаются наиболее четко при слуховых диктан­тах. В более чистой форме дефекты слухового анализа проявляются при диктовке звуков и бессмысленных сочетаний, так как для написания их нет никаких дополнительных опор (при диктанте слов ребенку легче удержать слово в памяти, так как фиксируется его значение, а, следовательно, при звуковом анализе к слову легче вернуться несколькораз, чем к комплексу бессмысленных звуков). Дополнительным индикатором акустической дисграфии является расхождение между возможностью списывания и затруднениями
в письме под диктовку и самостоятельном письме: в заданиях по списыванию такие дети либо не делают ошибок,либо количество их минимально.

Моторные дисграфии тесно связаны с состоянием устной речи. (Это отражено и в терминологии, обозначающей это расстройство, см.: М. Е. Хватцев: «Дисграфия на почве расстройств устной речи»). Моторные дисграфии возникают у детей с несформированным звукопроизношением и являются отражением этой несформированности. Расстройства весьма могут проявиться и после устранения дефектов речи. Ошибки при моторной дисграфии выражаются в литеральных парафазиях, пропусках, перестановках букв, недописывании слов.

Центральным механизмом этого нарушения письма в одних случаях являются дефекты кинестетических ощущений первый тип нарушения), которые приводят к несформированности артикуляционных движений и трудностям дифференциации звуков по артикуляционным признакам, в других случаях это — нарушение кинетической организации устной речи (второй тип), что ведет к дефектам переключения одной артикуляции на другую (по А. Р. Лурия) . При дефектах первого типа наблюдаются замены букв, обозначающих звуки, близкие по месту и способу образования. В психологической структуре при этом несформированным называется сенсомоторный уровень вследствие недоразвития кинестетической основы письма. При дефектах второго типа в письме наблюдаются пропуски и перестановки букв в слове, повторение частей слов, недописывание слов, нарушения членения фраз на слова и т. д. В психологической структуре письма в таких случаях нарушенным оказывается осознание последовательности элементов (букв в слове, слов в предло­жении).

Оптические дисграфии являются следствием несформированности зрительных представлений букв. В этих случаях нарушается как зрительный образ представления.

Ошибки на письме проявляются в заменах буквенных знаков на основе графического сходства или диссоциации между буквой и ее значением. Таким образом, центральным механизмом этого расстройства является несформированность обобщенности и константности буквы. В психологической структуре нарушения преобладают дефекты вычленения общественных компонентов буквы и несформированность обобщенности буквенного образа. Это обычно неречевые дисграфии. Нарушения письма этого типа прослеживаются в зрительных диктантах (списывание). При выполнении таких заданий фиксируются трудности пространственной, ориентации букв, ее оптико-пространственной структуры, а также

техника написания (замены б—д, р—ь, зеркальное письмо)

Наши рекомендации