Средства психической саморегуляции

Начиная с первой программы «Доминанта 2000 года», мы предлагаем вам различные средства психической саморегуляции. В программе «Ультра-рапид» они подкрепляются еще более эффективными, еще более мощными средствами. Какие они?

Первое — медитация на мантре «СО—ХУМ». Это замечательная мантра! Она дает возможность использовать звуковые вибрации, управлять внутренним состоянием. Медитация на мантре «СО—ХУМ» представляет собой способ так называемой динамической медитации, которая дает возможность реализовать процесс медитативного погружения в любой ситуации: на транспорте, во время беседы, во время слушания доклада или сообщения, везде и всюду, всегда вы можете научиться входить в медитативное состояние.

Следующее средство — медитация на пламени свечи. Огонь, пламя свечи — это очищающее пламя. Не случайно многие религии мира и наше православие используют культ свечей. Цвет свечи имеет глубокую физиологическую основу. Очень хорошо, если ваша свеча куплена в церкви. Это тоже имеет значение.

Мы используем с вами также биолокационный эффект — рамку биолокации. Как только вы берете в руки рамку, вы сразу чувствуете, что действительно та энергетика, то биополе, о котором многие говорят, есть, вы научились чувствовать его, особенно те, кто много работал.

Большое значение в нашей программе занимает пранаяма. Что такое прана? Это жизненная энергия, которая пронизывает Космос. Надо научиться получать эту энергию. «Гамма» дыхательных упражнений решает эту задачу.

И наконец, медитативная фраза. Она очень простая: «Внимание, интеллект, сверхбыстрое чтение». Эта фраза должна произноситься вами ежедневно. Она тоже помогает решению этой задачи.

Все, что мы с вами рассмотрели, — это процесс введения в измененное состояние, т. е. управление своим эмоциональным состоянием.

Как решается задача интеллектуального развития? Прежде всего мы рассматриваем с вами отдельные актуальные проблемы интеллектуальной деятельности. Кроме того, мы научились работать с таблицами Андреева — Шульте — одним из изобретений «Школы Олега Андреева». Эти таблицы существенно отличаются от таблиц, которые вы использовали в программах «Доминанта 2000 года» и «Сатори». Цифры в таблицах Андреева — Шульте и цветные и объемные. И вы уже убедились, что работать с ними очень интересно и полезно. Вы одновременно развиваете как левое, так и правое полушарие головного мозга. Это самое результативное упражнение программы «Ультра-рапид».

И наконец, мы не забываем о физическом развитии. Ибо хорошее физическое здоровье — это основа интеллектуального совершенствования. Мы предлагаем вам самомассаж биологически активных зон, некоторые новые упражнения из йоговских асан, дыхательные упражнения — пранаяма. И самое важное упражнение программы «Ультра-рапид» — пальминг, широко известное на Западе. Исследования специалистов в области зрения показывают: на сегодняшний день нет лучшего профилактического средства, обеспечивающего сохранение и укрепление зрения. Многие говорят: «Ну, а что здесь особенного происходит, мы же закрываем глаза, когда спим ночью, значит, они отдыхают». Но это не так. Глаза отдыхают тогда и только тогда, когда вы выполняете упражнение «Пальминг».

Это упражнение имеет глубокие психофизиологические корни. Вы не просто закрываете глаза, вы закрываете их своими руками. И тем самым вы обеспечиваете контакт, контроль, вы согреваете ваши глазные яблоки. Но это еще не все. Ваша задача заключается в том, чтобы не просто сидеть с закрытыми глазами, а управлять вашим внутренним созерцанием. В процессе выполнения этого упражнения ставится задача увидеть абсолютно черное тело. Это задача не одного дня, недели, может быть, даже не одного месяца. В последней, десятой беседе мы только обозначим направления ваших самостоятельных занятий. Будьте настойчивы! Мы говорим вам: положительные результаты будут. Работайте!

Упражнение 10-1 . Определение коэффициента внимания. Прочтите тест № 10 за 4,5 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).

Коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, если вы правильно сможете ответить на все три вопроса, на два — 0,8, на один — 0,6.

Упражнение 10-2 . Развитие внимания.

I. Американские психологи проследили связь между отношением к жизни и физическим здоровьем у группы выпускников Гарвардского университета. Оказалось, что частота заболеваний и их тяжесть связаны с тем, как сильно и часто больные подвержены различным стрессам. Загнанные внутрь страхи могут приводить к сердечным нарушениям. Инфаркт возникает, как правило, из-за того, что конфликты слишком долго «заметались под ковер» и не получали должного разрешения. Другими словами, стресс явно способствует болезням.

Специалисты давно наблюдают, что люди с замкнутой, скрытой психикой больше подвержены таким недугам, как повышенное кровяное давление, язва и даже рак.

Задание. В течение двух недель записывайте в тетрадь свои обиды и огорчения или поговорите о них откровенно с теми людьми, кому вы доверяете (с родителями, братом или сестрой, дедушкой или бабушкой и т. д.).

II. Наш всемирно известный театральный режиссер Константин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой любой человек может управлять объемом своего внимания. Станиславский разделил все пространство внимания на три круга:

большой круг — все обозримое и воспринимаемое пространство. В театре или цирке это весь зрительный зал;

средний круг — круг непосредственного общения и ориентировки. В театре или цирке это сцена или арена цирка с играющими актерами;

малый круг — сам артист и ближайшее пространство, в котором он играет роль.

Психолог В. Л. Леви добавил к этой схеме еще один круг — круг внутреннего психологического пространства человека — это особая зона наших мыслей и ощущений внутреннего душевного плана.

В повседневной жизни наше внимание ориентируется при восприятии картины мира на эти четыре круга. Установка внимания на тот или иной круг более всего зависит от деятельности человека в конкретной ситуации.

Начнем тренинг. Итак, волевое упражнение «Прожектор внимания».

1. Произносите про себя формулу самовнушения: «Внимание! В моей голове находится прожектор. Его луч может осветить что угодно с колоссальной силой и яркостью. Когда он нацелен на что-нибудь, ничего другого уже не существует, все прочее погружается во тьму. Этот прожектор — мое внимание!

Я управляю его лучом,

Как хочу, он вездесущ,

Он пронзителен и ярок,

Легко двигаясь, он с огромной яркостью

и силой освещает необходимое…»

Такое волевое, императивное самовнушение действует безотказно.

2. Теперь выберите какую-то точку в большом круге внимания, например дальний-дальний огонек на горизонте или звезду на ночном небосклоне. Можно выбрать и слуховую точку — какой-нибудь глухой и отдаленный шум, например шум прибоя или водопада, журчание ручья. Возьмите теперь другую и уже полярную точку — у границы малого круга, внутреннего круга. Пусть это будет кончик вашего носа. Теперь совершайте «технику взмахов» луча «прожектора» от дальнего плана внимания к ближнему кругу — туда и обратно, туда и обратно. Это упражнение можно делать и с открытыми глазами, и с закрытыми, а также и с попеременным открыванием — закрыванием глаз.

Но не забудьте во время тренинга, что «прожектор внимания» должен охватывать каждый выбранный вами предмет (звезду, например, и кончик носа) с предельной концентрацией. Впивайтесь цепко в эти точки всеми своими чувствами, как будто вы их пожираете упоенно, вожделенно всем своим существом, испепеляете, гипнотизируете их, заставляя кружиться и танцевать в волшебном танце, сами входите внутрь звезды, сливайтесь с ней.

3. А теперь успокаивайтесь. Спокойно… Вы прочно, надежно, нерушимо связаны с лучом «прожектора внимания». Эта связь органична, и уже не требуется от вас никаких усилий манипулировать лучом. Вы властелин луча.

4. Очень помогает тренировать «прожектор внимания» медитативная лирика. Вот, например, стихотворение поэта Рильке в переводе Бориса Пастернака:

…И если я от книги подыму

Глаза и за окно уставлюсь взглядом,

Как будет близко все, как станет рядом,

Сродни и впору сердцу моему!

Но надо глубже вжиться в полутьму

И глаз приноровить к ночным громадам…

Здесь поэт удивительно верно показывает, как важно научиться осознавать установку своего внимания и менять ее произвольно по необходимости.

Упражнение 10-3. Практические занятия.

На рисунке 32 проследите глазами, без помощи какой-либо указки (карандаша, пальца и др.) каждую из 25 линий от начала ее до конца.

Решение задачи смотрите в приложении 5.

Упражнение 10-4. Чтение в режиме «Ультра-рапид».

Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 180–200 страниц, или 400000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 35 мин.

Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид». Рекомендуем ежедневно читать книги научно-популярного характера, научно-техническую литературу в режиме «Ультрарапид».

Рис. 32. Практическое задание

«Ни дня без книги»—лозунг для самосовершенствования будет вашим лозунгом на долгие годы.

Итоги самостоятельных занятий

Оценить интеллектуальный уровень человека из-за отсутствия в современной науке соответствующих методов не представляется сейчас возможным. Не разработаны еще критерии интеллектуальности. Однако ученые ищут подходы к решению этой проблемы. Косвенно рост уровня интеллектуальности для одного человека в какой-то степени можно определить посредством сравнения изменений в показателях, характеризующих его умственную деятельность.

Проанализируем динамику изменения ваших показателей: u— скорость чтения и Кв — коэффициент внимания.

Если скорость чтения увеличилась в 2 раза или больше, а коэффициент внимания (сложите значения коэффициента внимания за последние пять занятий и разделите на пять) равен или больше 0,9, то вы, бесспорно, повысили свой интеллектуальный уровень. Мы поздравляем вас.

Итак, вы подвели итоги своей работы. Остались позади месяцы напряженной творческой работы. Но как бы ни были высоки ваши успехи, вы не должны ограничиться этим.

Тренировочный комплекс

Предлагаемый тренировочный комплекс упражнений выполняется через месяц после подведения итогов обучения. Комплекс упражнений рассчитан на одну неделю. Периодичность занятий — один раз в месяц в течение одного года. Полезно проводить тренировки по указанной программе после длительного перерыва, например после болезни или по иным причинам.

1. Проведение медитации на мантре «СО—ХУМ» 3 раза в день по 20 мин в течение недели, перед медитацией необходимо сделать самомассаж биологически активных зон. Вспомните, что медитацию на мантре «СО—ХУМ» можно проводить в любом месте, в любой обстановке, в метро, в парке на отдыхе и т. д.

2. Первые два дня недели ежедневно 25–30 мин работать с таблицами Андреева — Шульте.

3. Вторые два дня недельного тренировочного цикла посвятите упражнениям для тренировки внимания. Выберите упражнения (не менее двух) из числа рекомендуемых в десяти беседах, те, которые вам наиболее нравятся.

4. Заключительные четыре дня недели ежедневно 1–1,5 ч читайте различные тексты, используя принципы иного типа восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в условиях состояния сверхсосредоточения.

Свидетельством успеха ваших тренировок будет показанная вами скорость чтения, равная 20 тыс. знаков или даже выше.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Текст сеанса медитации

Я вхожу в состояние медитации «Ультра-рапид». Мое тело свободное, расслабленное, спокойное, умиротворенное. Мне светит солнце. Доброе лучезарное солнце помогает мне. Я усаживаюсь удобнее. Тишина, покой окружают меня. Мне тепло и спокойно. Я погружаюсь в полудрему. Я в полусне. Мне хорошо. Легко проваливаюсь в это состояние.

Тихо-тихо про себя произношу на вдохе слог «СО», еще раз «СО», еще и еще раз «СО». Все глубже и глубже проваливаюсь в сон. Сон. Благодатный радостный сон. Спать. Очень хочется спать. Я поддаюсь этому состоянию и проваливаюсь глубже, еще глубже. Внешние шумы не волнуют меня. Я слышу только себя. Ощущения становятся состоянием. Чуть-чуть улыбаюсь, зубы не стиснуты, язык свободно лежит во рту. Я расслабляюсь, и все тело теплеет. Меня греет мое солнышко. Я чувствую его лучи. Лучи творения.

Я делаю мысленно зевок, чуть-чуть морщу нос, как это делают дети. На кончиках ресничек появляются чувства радости и умиления. Мне хорошо. Я отдыхаю, набираюсь сил от солнечных лучей. Энергия! В меня вливается энергия солнца. Я расслабляюсь. Мне хорошо!

А теперь мысленно произношу на выдохе слог «ХУМ». Еще раз «ХУМ». Отправляю его в переносицу, в мой третий мистический глаз, шестую чакру йогов. Передо мною возникает зелено-голубая гамма тишины и покоя. Я спокоен. А теперь медленно и спокойно, в режиме своего дыхания, внутренне очищаясь, пропеваю про себя мантру «СО—ХУМ», вдох—выдох, «СО— ХУМ», «СО — ХУМ». Продолжаю.

В меня вливается энергия Космоса. Прана. Она растекается по телу, ногам, рукам. Она в голове и на лице. Я смелый, твердо уверенный в себе. Читаю быстро, очень быстро. Читаю и все запоминаю. Я все смею, все могу и ничего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильнее и сильнее. Я внимательный, максимально сосредоточен. Читаю сверхбыстро, все быстрее и быстрее развиваются мои способности в технике быстрого чтения. Мое внимание все более сильное, все более устойчивое. Я постоянно и непрерывно контролирую каждый свой поступок, каждое свое движение. Завтра будет лучше, чем сегодня. Моя сила в спокойствии. Я абсолютно, безгранично управляю своим поведением и всей деятельностью своего организма. Мой организм мобилизует все ресурсы, все безграничные резервы. Я — сильный, я — здоровый. Помню всегда, помню: ВНИМАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ, СВЕРХБЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ.

Я человек смелый, твердо уверенный в себе. Мне необходимо быстро читать, и я читаю очень быстро. Я с беспредельной дерзновенностью верю в свои безграничные возможности. Я твердо знаю, что буду читать очень быстро всегда, всю мою жизнь. Я всегда читаю очень внимательно. Все знают меня как очень внимательного и волевого человека. Прилагаю большие волевые усилия, чтобы всегда читать очень внимательно, быстро, очень быстро. Твердо помню, что я очень внимательный. С большой настойчивостью стараюсь читать всегда очень быстро, сверхбыстро и сверх внимательно.

А теперь я беру из Космоса все больше и больше энергии. Внутренне обновляюсь и возвышаюсь. Мои возможности безграничны, работоспособность необычайная. А сейчас, пока глаза закрыты, я постепенно выхожу из сонного состояния и возвращаюсь в реальный мир. Я хорошо зарядился и отдохнул. Мир положительных эмоций — это мой мир! И я рад этому. Я люблю этот мир, это солнце и окружающую меня природу.

Здравствуй, солнце! Здравствуй, мир! Спасибо, солнце, за твое тепло, за твою энергию. Я добрый, сильный, читаю быстро и очень внимательно. Непрерывно усиливается моя воля, растут мои возможности. Все энергичнее и быстрее развиваются мои умственные способности. Я здоровею и крепну. Все ярче, отчетливее чувствую, что здоровею, молодею и крепну, и это наполняет мое существо торжеством молодой юной жизни. Я весь наполняюсь радостным, победным торжеством молодой юной жизни. В моей душе цветет весна, и солнечная радостная улыбка наполняет все мое существо. Я радостно улыбаюсь, сжимаю и разжимаю кулаки, делаю вдох, выдох, открываю глаза.

Приложение 2

Медитативные стихи

А. Блок

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тон

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, — плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Н. Гумилев

С тобой я буду до зари,

Наутро я уйду

Искать, где спрятались цари,

Лобзавшие звезду.

У тех царей лазурный сон

Заткал лучистый взор,

Они — заснувший небосклон

Над мраморностью гор.

Сверкают в золоте лучей

Их мантий багрецы,

И на сединах их кудрей

Алмазные венцы.

Я тайны выпытаю их,

Все тайны дивных снов,

И заключу в короткий стих,

В оправу звонких слов.

Промчится день, зажжет закат,

Природа будет храм,

И я приду, приду назад,

К отворенным дверям.

С тобою встретим мы зарю,

Наутро я уйду,

И на прощанье подарю

Добытую звезду.

Д. Андреев

Есть праздник у русской природы:

Опустится шар огневой —

И будто прохладные воды

Сомкнутся над жаркой землей.

Светило прощально и мирно

Алеет сквозь них и листву,

Беззнойно, безгневно, эфирно,—

Архангельский лик наяву.

Еще не проснулись поверья,

Ни сказок, ни лунных седин,

Но всей полнотой предвечерья

Мир залит, блажен и един.

Росой уже веет из сада

И сладко — Бог весть почему,

И большего счастья не надо

Ни мне, ни тебе, никому.

Н. Гумилев

Осенней неги поцелуй

Горел в лесах звездою алой,

И песнь прозрачно-звонких струй

Казалась тихой и усталой.

С деревьев падал лист сухой,

То бледно-желтый, то багряный,

Печально плача над Землей

Среди росистого тумана.

И Солнце пышное вдали

Мечтало снами изобилья

И целовало лик Земли

В истоме сладкого бессилья.

А вечерами в небесах

Горели алые одежды

И обагрянные, в слезах

Рыдали голуби надежды.

Летя в безмирной красоте,

Сердца к Далекому манили

И созидали в Высоте

Венки воздушно-белых лилий.

Н. Гумилев

Я отдыхал в купели вод

Под тенью мощною скалы,

А надо мною пламенели

Цветы неведомых высот.

И в этот миг с высоких гор

Ко мне спустился ангел дивный,

В меня вонзил он взор призывный,

Могучей негой полный взор…

А горный воздух так прохладен,

И так пленительна лазурь.

Приложение 3

Тесты на внимание

Тест № 1

Наши рекомендации