Тема 6. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот
План
6.1 Общие положения о правах на объекты интеллектуальной собственности.
6.2 Личные неимущественные права автора.
6.3 Использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятия.
6.4 Бухгалтерский учет объектов нематериальных активов.
6.5 Рыночная оценка объектов интеллектуальной собственности.
6.6 Методы оценки.
Общие положения о правах на объекты интеллектуальной собственности
Основу имущественных прав составляют право использования и право распоряжения использованием объекта интеллектуальной собственности, состоящие в возможности выдачи правообладателем разрешений третьим лицам использовать принадлежащий ему объект в форме отчуждения (уступки), права использования (то есть полной передачи его другому лицу с прекращением соответствующего права прежнего правообладателя) либо в форме выдачи разрешения (лицензии) на такое использование объекта (прежний правообладатель при этом сохраняет свое право хотя бы частично). В условиях рыночной экономики имущественные права на объекты интеллектуальной собственности можно рассматривать как товар особого рода, который можно отчуждать в товарно-денежной форме, что открывает перед творцами интеллектуальных ценностей целый "лабиринт возможностей". При этом и правообладатели, и добросовестные пользователи стремятся не к "условной" свободе, обеспечиваемой неточностью и пробельностью правовых формулировок, а к четкой правовой модели взаимодействия друг с другом и с органами государства.
Авторское право исторически возникло как специфическое средство правовой охраны интересов издателей и книготорговцев. Издатель всегда оставался главным партнером писателя. Во многом авторское право и сейчас остается "правом издателей" более чем "правом авторов", защищая интересы издательства через защиту интересов автора. Для реализации результата творческой деятельности чаще всего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя, в расчете на соответствующие доходы, доведение этого результата до тех, для кого он предназначается: читателя, зрителя, слушателя. Исключительное право автора передается такой организации по соответствующему договору с издательством, киностудией, студией звукозаписи и т.п. Условия таких договоров призваны охранять права автора, обеспечивать справедливую оценку его вклада в производственную, культурную, социальную жизнь общества. Возможность передачи имущественных авторских прав не только отвечает интересам организаций-пользователей, но и укрепляет всю систему авторских прав, повышает ее значение, что косвенно улучшает социальное положение самих авторов.
Подавляющее большинство авторских произведений создается в рамках выполнения служебных обязанностей. Авторское право на это "служебное" произведение сохраняется. В Беларуси "первоначальное право" на служебные произведения (изобретения) возникает у работодателя, который может определять его судьбу по своему усмотрению. По сути дела, в отношении служебного произведения права автора (имущественные авторские права) автоматически превращаются в право работодателя.
Внедоговорное противоправное использование (нарушение) прав интеллектуальной собственности имеет место при любом несанкционированном использовании ее объектов третьими лицами, кроме установленных законом случаев свободного (с выплатой или без выплаты) вознаграждения (компенсации) правообладателю. Исключения объясняются обычно задачами содействия культурному развитию, научно-техническому прогрессу, необходимостью решения социальных проблем, выполнения международных обязательств. Так, статья 5 Парижской конвенции предусматривает "свободное использование запатентованных объектов в транспортных средствах, временно или случайно находящихся на территории, где они пользуются правовой охраной". Бездоговорное использование объектов промышленной собственности возможно по решению Правительства Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, но с выплатой патентообладателю соразмерной компенсации. Таким образом, "обширность" допускаемых законодательством исключений свидетельствует о нецелесообразности характеристики прав на результаты интеллектуальной деятельности как прав исключительных, направленных на "запрет" использования соответствующих объектов. Наиболее приемлемым представляется подход, принятый в отношении права собственности, обеспечивающей своему обладателю максимальные возможности для эксплуатации объекта с учетом законодательно установленных ограничений.
В таком сложном правовом конгломерате, который представляет собой интеллектуальная собственность, личные неимущественные права (которые только и могут быть признаны исключительными), несомненно, играют очень важную роль. Трудно себе представить без личных неимущественных прав авторское право, для которого характерны связь с личностью создателя и более высокий уровень социального начала, чем для патентного. Неслучайно первоначально теория исключительных прав возникла именно в сфере авторского права. Согласно статье 4 есть "Упоминание изобретателя в патенте" Парижской конвенции "…изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте". Автор селекционного достижения имеет право определять его название.
Однако "определяющее" значение для характеристики любого правового явления имеет основная цель, которая может и должна быть достигнута при осуществлении правового регулирования. Для права интеллектуальной собственности такой целью, несомненно, является обеспечение нормального, устойчивого экономического оборота, хозяйственного использования результатов интеллектуальной деятельности. Понятие исключительных прав решению данной задачи не соответствует.