Понятие внимания. функции и свойства внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Основные функции внимания:

- Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

- Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности

- Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

Свойства внимания:

-объем

-переключение

-распределение

-концентрация

-устойчивость

-избирательность.

Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти).

Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания.

Когда человек сосредотачивает внимание в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости.

Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех.

Критерии внимания: 1. Ясность и отчётливость, содержание сознания, находящегося в поле внимания.

2. «Внимательное действие» характеризуется улучшенным качеством продукта.

3. Материал, находившийся в поле внимания, запоминается лучше, даже если такое цели не ставили.

4.внешние реакции обеспечивают условие лучшего восприятия сигнала

5.избирательность-это воспринимаемая только часть поступившей информации реагировать на отраж круг сигналов.

Физиологическая основа – очаг возбуждения в коре головного мозга, который постоянно перемещается. Внимание тесно связано с другими психическими функциями.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ.

Существуют несколько разных классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ:

-Непроизвольное внимание - не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем.

-Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями.

-После произвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.

Структура внимания

· Устойчивость – длительность концентрации внимания.

· Переключение – способность быстро и целенаправленно переходить от одного предмета к другим.

· Распределение – возможность одновременно выполнять различные виды деятельности.

· Объем внимания (5-7 объектов).

· Концентрация – степень сосредоточенности на объекте

Первоначально у ребёнка имеет место только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие звуки, яркий свет), резкие изменения внешней обстановки (например, переход от темноты к свету), движущиеся объекты (например, блестящий шарик, который передвигают в поле его зрения).

Особое значение в организации внимания младенца имеют те объекты и те их свойства, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

На протяжении дошкольного возраста возникают лишь зачатки произвольного внимания. Дальнейшее развитие его и усовершенствование происходит в школьном возрасте под влиянием школьного обучения.

Классификация по форме деятельности :

-сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств;

- Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов;

- двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений).

КЛАССИФИКАЦИЯ по ведущему анализатору :

- зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное .

Классификация по направленностиразличают внешнее (направлено на внешний мир), внутреннее (направлено на ощущения, приходящие изнутри тела) и пограничное внимание (направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек).

Развитие внимания может идти естественным путем и целенаправленно. Естественное развитие внимания идет постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта, и является сравнительно медленно протекающим процессом. Целенаправленное развитие внимания, напротив, представляет собой ускоренный процесс и связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания.

Наши рекомендации