Психологич готовность к школе и ее диагностика

Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности. ォШкольной зрелостьюサ считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном

обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:

1. Личностная готовность.

— Уровень развития аффективно-потребностной (мотивацион

ной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.

— ォВнутренняя позиция школьникаサ как показатель готовность ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности

ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.

— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания,

произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

2. Интеллектуальная готовность.

— Ориентировка в окружающем, запас знаний.

— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.

— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

3. Двигательная готовность.Мелкая моторика.Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,

— самостоятельно действовать по заданию,

— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.

Не может быть создан единственный тест, измеряющий готовность к школе; разработаны комплексы методик для разных целей. Для ориентировки и выявления детей ォгруппы рискаサ при массовомобследовании проводится экспресс-диагностика школьной готовности (используются специализированные методики диагностики школьной зрелости, например тест Керна-Йирасека).

Кризис 7 лет

Л.С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и

указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка1. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность.

Симптомами кризиса выступают манерничанье, паясничанье,

кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания

себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: ォЯ здорово рисую — у меня получилось самое круглое яблокоサ, ォЯ умею прыгать черезлужи, я ловкийサ, ォЯ такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялкиサ. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

Но это не единственные признаки наступления кризисного пе-

риода. Другие новые поведенческие характеристики, хорошо заметные в домашней ситуации:

— возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией (ォкак будто не слышитサ, ォнадо сто раз повторить サ );

— появление оспаривания со стороны ребенка необходимости

выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения;

— непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

— хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой фор-

ме (показывает мокрые руки вместо вымытых);

— демонстративная ォвзрослостьサ, иногда вплоть до карикатуры,

манеры поведения;

— обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде,

главное, чтобы не выглядеть ォкак маленькийサ.

Встречаются и такие проявления, как упрямство, требователь-

ность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.

К позитивным моментам могут быть отнесены:

— заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);

— самостоятельность в занятиях-хобби и в выполнении от-

дельных обязанностей, взятых на себя по собственному реше-

нию;

— рассудительность1.

Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции1.

Личность младшего школьника

В возрасте7—11 лет активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь связанное с учебной деятельностью, с ее успешностью. Учебная деятельность

требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

В условиях развивающего обучения учебный познавательный

интерес становится действенным. Все большее значение приобретает содержательная оценка способов и результатов учебной деятельности со стороны учителя, соучеников, а к концу младшего школьного возраста и самооценка.

В этом возрасте развивается с а м о п о з н а н и е и личност-

ная рефлексия как способность самостоятельно установить

границы своих возможностей (ォмогу или не могу решить эту задачу?サ, ォчего мне не хватает для ее решения?サ), внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата), произвольность, самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции,

особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести.Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.

В зависимости от организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться. Мы уже отмечали, что мышление может быть теоретическим или эмпирическим, как и рефлексия —содержательной или формальной, а планирование — по существенным признакам или по частичным основаниям.

Наши рекомендации