Интервью-монолог с экспертом, ученым, аналитиком
1. Соберите достаточно полную и точную предварительную информацию о вашем собеседнике (сфера научных теоретических или прикладных интересов, место работы, должность, график работы, интересы вне сферы профессиональной деятельности). Четко сформулируйте тему и определите цель предполагаемого интервью- монолога. Сформулируйте и запишите минимум три предполагаемые цели, которые может преследовать ваш собеседник в процессе общения с вами.
2. Составьте один (два, три) вопроса, которые станут отправными точками для интервью - монолога. Какой информационный повод заложен в ваших вопросах? Соответствует ли он теме, интересен ли собеседнику (с точки зрения его уровня знаний, его мышления). Продумайте внеречевые компоненты общения: как вы создадите настрой на монологическое высказывание собеседника, знакомы ли вам приемы «активного слушания», владеете ли вы невербальными знаками внимания и понимания.
3. Аудиторное упражнение (работа в парах). Предложите, вашему напарнику высказаться на интересующую вас тему. Помогите ему правильно заданным вопросом, эмоциональной реакцией, невербальными средствами выражения вашей заинтересованности и понимания. Совместно проанализируйте результат работы.
4. Проведите интервью- монолог. Перед обсуждением Вашей работы в аудитории сделайте краткий самоанализ процесса интервьюирования. Прокомментируйте, каким образом выстроены рассуждения вашего собеседника.
ТЕМА 4
Стратегия аргументации. «За» и «против» - эссе на тему. Рассуждение плюс аргументация (проблемная статья). Аргументация плюс иллюстрация (познавательная статья). Аргументация плюс описание (корреспонденция).
Аргументация
Аргументация – письменная работа, опирающаяся на логически выстроенные факты, которая пытается убедить читателя согласиться с некоторым мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое. Она дает возможность хорошо все обдумать, чтобы постепенно прийти к некоторым, часто предварительным выводам.
Чтобы убедить читателя, ваши доводы должны подкрепляться фактами. Факты делятся на несколько категорий: непреложные истины, мнения авторитетов, первичные источники информации, статистические данные и личный опыт.
Непреложные истины
Это факты, которые никто не может всерьез оспорить (исторические, научные, географические).
Мнения авторитетов
Авторитет – это признанный эксперт в какой либо области. Авторитетное мнение – единственное мнение, которое можно использовать, - играет ведущую роль в привлечении читателей на свою сторону. Мнение авторитетов будут убедительны только в том случае, если аудитория принимает этот авторитет.
Первичные источники информации – документы или материалы, созданные людьми, непосредственно занимающимися данной проблемой.
Статистические данные тоже могут усилить аргументацию.
Личные данные
Личный опыт может подсказать более убедительную аргументацию, чем любой другой вид фактов. Хотя он полезен, он обычно усиливает, но не заменяет другие виды фактов.
Чтобы защитить позицию, необходимо использовать следующие принципы:
- факты должны быть непосредственно связаны с позицией, которую вы отстаиваете;
- факты не должны приводить к тому, что ваши выводы окажутся чрезмерно широкими.
Аргументация состоит из вывода, который вы хотите поддержать, ваших доводов в пользу этого вывода и фактов, которые поддерживают эти доводы. Рациональное воздействие включает три стратегии рассуждения: индукцию, дедукцию и аналогию.
Индукция – движение от отдельных фактов к общему наблюдению. Чтобы доказать что- то с помощью индукции, вы должны проверить каждый факт.
Дедукция – прямая противоположность индукции. Вместо формулирования выводов после рассмотрения отдельных фактов, вы начинаете с наблюдения, а затем показываете, какие именно выводы следуют из него. Широко распространена форма дедукции, называемая reduction ad absurdum (привести к нелепости). Она используется, чтобы атаковать позицию противника, показать, что ее следствия нелепы (абсурдны), если довести их до логического конца.
Аналогия в аргументации - это сравнение двух непохожих ситуаций или двух непохожих предметов.
Несмотря на то, что эффективная аргументация опирается главным образом на рациональные доводы, эмоциональное воздействие может оказать ей мощную поддержку. Прежде чем заработает логика, у аудитории должны сформироваться необходимые эмоции. Только после этого аргументация будет воспринята. Логические ошибки ослабляют аргументацию.
Поспешное обобщение происходит тогда, когда человек делает вывод из слишком малого количества фактов.
Non sequitur (не следует) - логическая ошибка. Представляет собой необоснованные выводы, проистекающие из внешне подходящих фактов.
Стереотипное изображение приписывает одну или несколько предполагаемых характеристик группе или одному из ее членов.
Подтасовка. Автор представляет только часть имеющихся фактов по данной теме, умышленно опускает важную информацию, которая бы существенно изменила картину.
Предвосхищение основания. Истиной объявляется некоторое недоказанное утверждение.
Круг в доказательстве поддерживает некую позицию, просто перефразируя ее.
Отклонение от темы.Подмена проблемы, ввод не относящейся к делу информации.
Аргументация ad hominem обозначает аргументацию, которая обращена к человеку, а не к его компетенции.
Призыв к толпе. Воздействие этого вида вызывает эмоциональную реакцию, играет на иррациональных страхах или предрассудках аудитории.
Post hoc, ergo propter hoc (после этого, значит, по причине этого) – логическая ошибка предположения, предполагает, что, если одно событие следует за другим, то первое событие является причиной второго.
Ущербная аналогия – это ошибка предположения, что два условия или предмета подобны во всех важных отношениях, когда в действительности это не так.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: поясняйте идеи.
Старая поговорка, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, нагляднее всего объясняет популярность иллюстрации. Конкретное всегда легче «ухватить», чем абстрактное, а примеры добавляют «изюминку».
Выбор подходящих примеров
Убедитесь, что ваши примеры «метят» точно в цель, т.е. в самом деле поддерживают ваше главное утверждение, а не отклоняются на какой-нибудь интригующий вопрос.
Следите, чтобы ваши примеры отображали все основные черты того, что вы иллюстрируете.
Количество примеров
Сколько примеров вам необходимо? Ответ ищите в вашей теме. Однако, когда вы имеете дело с тенденциями, вам понадобятся несколько примеров.
Этические проблемы
Создавая иллюстрацию, мы пытаемся показать читателям нечто истинное в нашем понимании мира. Чтобы помочь себе избежать этических ловушек, ответьте на следующие вопросы:
Ø Достаточно ли я продумал идею, которую буду отстаивать?
Ø Правдивы ли примеры, поддерживающие мою идею, или они искажены, чтобы легче убедить читателя?
Ø Могут ли мои иллюстрации иметь негативные последствия?
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ: помните о времени.
Назначение корреспонденции - пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки. Основными чертами корреспонденции являются конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, чёткие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, рекомендации по улучшению ситуации ими устранению вскрытых недостатков.
Приступая к работе над корреспонденцией, журналист должен выделить основные вопросы, на которых он хотел бы сосредоточить внимание читателя, написать план будущего материала. Перед началом работы необходимо познакомиться с литературой и публикациями по данному вопросу, побеседовать с людьми, имеющими к этому отношение, и специалистами.
Виды корреспонденции:
Ø информационная. Используется главным образом для освещения положительного опыта в различных сферах общественной жизни;
Ø аналитическая. Используется для привлечения внимания читателя к той или иной актуальной проблеме и попытке найти пути её решения.
В обоих видах корреспонденции присутствует авторская оценка освещаемых фактов и оценка жизненных явлений.
Корреспонденция отчасти похожа на заметку и статью. Отличие её от заметки заключается в том, что она не только информирует о событии, но и анализирует, обобщает факты. От статьи корреспонденцию отличает ход рассуждений журналиста: здесь он идёт от «частного к общему» (в статье, как правило, наоборот). И факты, и примеры, как в статье, нельзя заменить на аналогичные (например, рассмотреть другое предприятие с похожими проблемами, что допускает жанр статьи). Корреспонденцию лучше выстраивать на базе одного вопроса. Это позволяет избавиться от многотемности и расплывчатости в подготовке материала.