Стратегия повествования: сюжет и конфликт, диалог, иллюстрация. История. Диалог. Интервью на заданную тему. Вставная история. Пейзажная и портретная зарисовки.

ВВЕДЕНИЕ

Целью нашего учебного пособия является тематическая подача основных стратегий создания журналистского текста. Очень часто достаточно большой теоретический багаж знаний, которым обладает студент, остается нереализованным по простой причине – студент не умеет излагать мысли в необходимой ситуативно приемлемой форме. Мы считаем, что несколько упрощенное представление о процессе письма как об определенной стратегии изложения мыслей поможет обучающемуся в преодолении письменного языкового барьера. В каждой теме нашего пособия присутствует материал для анализа (чтобы можно было посмотреть, как это делали другие), упражнения, позволяющие интеллектуально «разогнаться», а также задания, связанные с написанием самостоятельных, оригинальных текстов. Мы предполагаем, что аудиторная работа с упражнениями, анализ текстов, а также обсуждение в группе самостоятельно написанных работ поспособствуют выработке устойчивого навыка создания материалов в различных журналистских жанрах. Кроме того, предлагаемый в нашем учебном пособии принцип подготовительной и основной работы поможет студенту сформировать представление о различных способах порождения текста и предотвратить появление личных шаблонов. Мы искренне желаем помочь нашим читателям-студентам стать профессионалами слова и обладателями собственного стиля.

НАШИ БЛАГОДАРНОСТИ:

Мы выражаем признательность авторам учебного пособия «Композиция» Д.Э.Райкингу, Э.У.Харту, Р. фон дер Остену (авторизованный перевод с английского А.Станиславского) за лаконичные и емкие теоретические формулировки, которые в некоторых случаях использовались в данном пособии.

Особая благодарность нашим студентам за помощь и предоставленные материалы.

ТЕМА 1

Стратегия повествования: сюжет и конфликт, диалог, иллюстрация. История. Диалог. Интервью на заданную тему. Вставная история. Пейзажная и портретная зарисовки.

Повествование: связывайте события

Повествование связывает события в определенной последовательности. События могут быть реальными – как в историях, биографиях или репортажах, или вымышленными – как в рассказах или романах. Тяга к повествованию живет в каждом из нас, и как все остальные люди, вы поддаетесь ей, едва только начинаете говорить.

Цель

Повествование, как и любой другой вид письменного изложения, утверждает некую идею или преследует некую цель. Эта идея может быть высказана или остаться невысказанной, но она всегда формирует письменное изложение.

Некоторые повествования просто рассказывают о том, что случилось, устанавливают интересный или полезный факт. Репортер, который пишет о напряженном заседании городской думы или оживленных слушаниях в парламенте, обычно желает всего лишь изложить общественности факты.

Большинство повествований, однако, идут дальше простого перечисления событий. Авторы историй и биографий углубляются в мотивы, стоящие за событиями и жизнью людей, которые они изображают, в то время как повествования о личном опыте предлагают жизненные уроки и наблюдения.

Действие

Действие играет центральную роль в любом повествовании. Другие виды письменного изложения часто только предполагают действие, оставляя читателей наедине с их собственным воображением.

Конфликт

События в нашей жизни и в окружающем мире часто формируются конфликтами, которые должны быть разрешены. Поэтому вас не должно удивлять, что конфликт и его разрешение, если последнее имеет место, крайне важны для повествования, так как они служат причиной, а зачастую и содержанием действия. В каких-то конфликтах один человек противостоит другому или группе людей. В других случаях в конфликт могут быть вовлечены человек и природа или противоборствующие стремления в голове одного человека.

Точка зрения

Авторы повествования могут принять точку зрения первого или третьего лица. В повествованиях от первого лица один из участников рассказывает, что случилось, в то время как в повествовании от третьего лица рассказчик держится в стороне от своего рассказа. В повествованиях, которые вы пишете о себе, используется первое лицо. В биографиях и историях используется третье лицо, в художественной литературе применяются обе точки зрения, в журналистике выбор лица зависит от жанра.

Ключевые события

Каждое повествование включает в себя множество отдельных событий. Нужно определить и построить повествование вокруг ключевых событий – тех, которые напрямую связаны с вашей целью. Включите ровно столько второстепенных событий, сколько необходимо, чтобы обеспечить плавное течение повествования, но сообщайте о них кратко.

Диалог

Диалог, или беседа, оживляют многие повествования, одушевляя действие и помогая вовлечь читателя в рассказ. Записанная беседа, однако, не дублирует реальный разговор. Разговаривая с друзьями, мы повторяемся, делаем не идущие к делу замечания, пользуемся разговорными выражениями, теряем ход мысли. Диалог, который воспроизводит реальный разговор, ослабит повествование.

Хороший диалог напоминает реальную устную беседу, не копируя её. В нем используются простые слова и короткие предложения. Если беседа течет плавно, индивидуальность рассказчика проявится. Чтобы усилить впечатление реальности беседы, автор может иногда воспользоваться неполным предложением, паузой и т.п. Использование характерных для рассказчика слов усилит впечатление реальности диалога.

Этические проблемы

Размышляя о любом повествовании, над которым вы работаете, обдумайте несколько этических проблем, особенно если вы изображаете подлинные события.

- Правдив ли мой рассказ, узнают и примут ли его участники этих событий? Умышленное искажение поступков любого человека, которое порочит его репутацию, - это клевета, которая может закончиться судебным преследованием.

- Не будет ли публикация повествования угрожать его действующим лицам? Не нужно ли изменить некоторые имена, чтобы защитить людей от возможных неприятностей?

- Не поощряет ли повествование неэтичное поведение?

Задания и упражнения

Повествование

1. Для того чтобы интересно рассказать историю, нужно соблюдать несколько простых правил. Четко представлять себе, что и как происходило, с чего началось и чем закончилось. Иметь перед глазами список ключевых событий, определить для себя, каков будет характер конфликта. Важно осознать, как и с какой целью действовали герои, что у них получилось в результате. Самое главное – сформулировать для себя цель рассказывания истории. В предложенной истории выделите ключевые события, определите характер конфликта, подумайте, зачем автор рассказал свою историю.

2. Вспомните интересное событие из собственного опыта.

Определите целевую аудиторию, для которой ваше событие может быть интересно, и тип издания, где можно опубликовать эту историю. Сформулируйте цель повествования, определите ключевые события.

3. Напишите историю.

В процессе написания вы можете четко следовать предлагаемой модели работы с текстом истории. После того, как соответствующая требованиям работа будет готова, проживите ваше событие еще раз. Вспомните эмоции, переживания, чувства, передайте их бумаге в любой удобной форме, сравните полученные результаты, добавьте в первую работу тех эмоциональных красок, которых ей не хватило для передачи подлинной ситуации события.

4. Работа в группе.

В ходе задания каждый студент должен вспомнить и рассказать эмоционально захватившее его событие. В первый раз излагаются факты, восстанавливается логическая последовательность события. Второй раз акцент делается на переживаемые эмоции. Эмоции передаются в той последовательности, в какой они возникали. Все вместе анализируем, в чем разница между первым и вторым вариантами рассказа. Спрашиваем себя, как изменилось наше отношение к рассказчику и событию.

Диалог

1. Для того, чтобы составить соответствующий действительности диалог, необходимо продумать характер говорящего. Надо четко представлять, что человек хочет сказать, зачем, и как он это делает. Также следует помнить, что говорящий обращается к определенному собеседнику и ориентируется на него. Соответственно, следует также четко представлять, как участники диалога воспринимают друг друга. В живом диалоге чаще всего используется разговорный стиль, соответственно, допускается бытовая лексика, предельно простые, усеченные синтаксические конструкции. Использование разговорного стиля работает на воссоздание подлинности ситуации диалога.

2. Проанализируйте приведенный диалог. Как воспринимают друг друга говорящие, что они хотят сказать друг другу, насколько успешно их общение, какими средствами передана сама ситуация диалога.

3. Подслушайте уличный разговор (без использования диктофона). Дома, по памяти, запишите диалог, стараясь максимально точно передать и суть беседы, и особенности речи говорящих. В аудитории обсудим результаты.

Интервью

1. Продумайте, с кем из творческих, необычных людей вы могли бы побеседовать. Сформулируйте актуальную тему для разговора. Продумайте основные вопросы, которые будут тему развивать. Кроме основной подготовки, поразмышляйте о сфере интересов вашего собеседника (кроме творчества), о его отношении к себе, к другим. Продумайте вопросы, которые расположат к вам собеседника, будут ему приятны, вызовут положительные эмоции.

2. Проведите интервью, выберите форму подачи вашего материала по результатам беседы. Проанализируйте полученные результаты.

Портретная зарисовка

1. Перед вами – портрет человека и минимальная информация о нем. Вам нужно описать его в жанре зарисовки, постараться передать через описание внешности внутренний мир человека.

2. Расскажите о знакомом вам человеке через его профессию и профессиональные качества. Познакомьте читателя с особенностями этой личности, с ее целями, устремлениями.

3. Проанализируйте предложенную портретную зарисовку. Каким образом автор зарисовки знакомит нас со своим героем? На чем он делает акцент? Что его интересует больше – внутренний мир или внешняя жизнь героя.

Пейзажная зарисовка

1. Сформулируйте цели пейзажной зарисовки в журналистских произведениях разных жанров: репортаже, корреспонденции, очерке, эссе. Как в этом жанре работают такие журналистские категории как тема, идея, образный ориентир?

2. Опишите в жанре зарисовки парк, городской квартал, строительную площадку, берег реки. Проанализируйте принцип отбора деталей для достижения цели в каждом случае.

3. Объясните, почему основой нижеприведенного материала стала пейзажная зарисовка?

Очень жарко. Небо надо мной высокое и чистое, такое, что страшно смотреть в его бездонную синеву. Солнце настолько яркое, что прибрежная растительность, скала и камни на пустынном берегу приобрели какой-то белесый цвет, как будто все выгорело, поблекло. Песок тоже стал белым, от чего кажется еще горячее. На воде вяло качаются яркие вспышки солнечных бликов.

Глазам больно смотреть. Окружающую действительность не созерцаешь, а ощущаешь «всеми фибрами души», покоряясь жаре. Веки тяжелеют. Все вокруг превращается в мираж. Ноги отказываются идти. Горячий воздух сковывает все тело и давит на него. Хочется лечь и закрыть глаза.

Через неопределенное время, чувствую, что раскаленный песок прогрел все мое тело. Кажется, что песок через кожу и поры просочился во все закоулочки души и сознания. И в жилах вместо крови пересыпается парализующий горячий песок. Не могу пошевелиться. Нет сил открыть глаза, поэтому окружающую действительность воспринимаю по памяти и осязаю через кожу.

Берег остался таким же блеклым и пустынным. Вода все также вяло рябит. Но появился ленивый бриз. Спасительный ветерок сдувает с неподвижного тела песчинки и заставляет думать. Появляется ощущение плена и бессилия.

Считаю мгновения. Жду нового свежего воздуха с моря. С каждым дуновением бриз становится смелее, порывистей, разбивая волну о прибрежный камень на живительные брызги. Хочется пить. Пересохшими губами пытаюсь поймать капельку моря, чтобы напиться, встряхнуть с себя оцепенение, подняться и уйти. Чувствую, что ветер усилился, и где-то в море зародилась новая волна, которая по мере приближения к берегу, набирает силу.

Подо мной задрожал песок, резонансом дрожь перешла на тело. Песок в жилах тоже задрожал и потек по телу, от чего стали двигаться руки и ноги. Я приподнялась. Села. Со лба скатились соленые капли. Оказывается, зародившаяся в море волна, уже давно достигла берега, и у нее хватило сил, чтобы окатить меня с ног до головы. Вокруг стало темно.

Потом щелчок и вспышка света. В руках тоненькая стеклянная трубочка, через воспаленные глаза в сознание пришло, что это градусник и серебряный ртутный столбик запекся на отметке «39 и 9».

Нина Браун

ТЕМА 2

Цель

Иногда описание стоит особняком; иногда оно обогащает другие виды письменного изложения. Оно появляется в историях и биографиях, художественной прозе и поэзии, журналистике и рекламе, а время от времени и в техническом изложении. Некоторые описания просто создают образы и настроение, когда автор рисует, например, словесную картину болотистой, окутанной туманом местности. Но описание может и пониманию или подвести к действию.

Чувственные впечатления

Точные чувственные впечатления начинаются с пристального реального или мысленного наблюдения. В большей части описаний авторы комбинируют несколько чувственных впечатлений.

Господствующее впечатление

Опытные авторы отбирают и выражают чувственные восприятия, чтобы создать господствующее впечатление – общее настроение или ощущение, такое, как радость, гнев, ужас или отвращение. Каков бы ни был выбор, словесная картина приближающегося урагана, чтобы вызвать ощущение страха, может быть, например, нарисована с помощью описания рядов зловещих свинцово-серых туч, ослепительных вспышек молнии и т.д.

Наблюдательный пункт

Вы можете вести описание либо с неподвижного, либо с движущего наблюдательного пункта. Недвижимый наблюдатель находится на одном и том же месте и сообщает только то, что может быть воспринято оттуда.

Движущийся наблюдатель обозревает предметы с разных позиций, отмечая изменения своего местоположения такими выражениями, как «проходя через турникет» или «когда я свернул за угол».

Каков бы ни был ваш наблюдательный пункт, неподвижный или движущийся, сообщайте только то, что было бы видно тому, кто находился бы там же.

Выбор деталей

Эффективное описание зависит в равной степени как от того, что вы исключаете, так и от того, что включаете. Не пытайтесь уместить в вашу письменную работу каждую возможную деталь. Такой подход покажет всего лишь, что вы умеете видеть, но не писать. Отбирайте только детали, целенаправленно ведущие к настроению или ощущению, которое вы стремитесь создать.

Размещение деталей

Описание, как и другой вид письменного изложения, должно иметь ясную модель организации, которая бы направляла читателя и помогала вам в достижении цели. Часто полезной оказывается та или иная пространственная организация деталей. Чтобы описать субботний вечер на футболе, вы можете начать с переполненной автостоянки, затем переместиться на шумные трибуны и т.д.

Иногда в описании придерживаются последовательности во времени. Автор может, например, изобразить изменения в лесном пейзаже, как зима переходит в весну, а весна, в свою очередь, дает начало лету.

Этические проблемы

Неточные описания могут привести к разным нежелательным последствиям. Обязательно ответьте на следующие вопросы о вашем описании:

- Сочли бы читатели мое письменное изложение достоверным, если бы оказались в данном месте?

- Сообщил ли я читателям достаточно информации, чтобы они сумели определить любое умышленное искажение фактов?

- Вводит ли это описание читателей в заблуждение так, что это может повредить им?

Этические проблемы

Если инструкции, написанные для того, чтобы ими пользоваться, неясны, путаны и неполны, это может привести к самым разным нежелательным последствиям.

Чтобы вам было легче описать процесс, который читатель будет выполнять, ответьте на следующие вопросы:

Ø Пользовался ли я ясными словами, чтобы читатель не столкнулся с излишними сложностями и неудобствами?

Ø Ясно ли я указал такие требования, как затраты времени или дополнительные материалы?

Ø Ясно ли я предупредил читателя обо всех опасностях, с которыми они могут столкнуться?

Задания и упражнения

Описание

1. Упражнение «Часть речи». Описание чувств, эмоций, состояний.

2. Упражнение «Простые вещи». Опишите кору дерева, запах моркови, взлетающих птиц, вкус травы. Объясните, что такое листья человеку, который никогда их не видел.

3. Прочтите стихотворение К.Симонова «Деревья». Объясните, как лирический герой их описывал.

У нас была юрта с дырявой крышей,

с поющим в щели сверчком.

Мы сидели в ней в полдень

и пили дымную воду

с консервированным молоком.

Пятую ночь дует ветер с Хингана,

наступают осенние дни…

«Я так давно не видел деревьев!

Расскажи мне, какие они?»

- «Они очень, очень высокие,

они выше этой травы,

ни один двугорбый верблюд не дотянется

до их шумящей листвы».

- «Листва!

Но я сам забыл ее шелест,

скитаясь по этим степям;

большие и маленькие

кусочки зеленого,

прицепленные к ветвям…

Деревья – их не с чем здесь не сравнить,

они огромные, как облака,

они зеленые, как монгольский закат,

и шумные, как река.

А если их много,

целая роща,

зеленое море огня,

зеленое утром,

черное ночью,

синее на исходе дня…»

Но, прервав наши речи на полуслове,

грохот

донесся из-за реки,

как будто по очень глубоким ухабам

проехали грузовики.

И сразу на желтом пустом горизонте,

в белой степной пыли,

круглая темно-синяя роща

выросла из-под земли.

Она выросла сразу.

Она выросла молча.

Она выросла как стена -

красивая темно-синяя роща,

синяя дочерна.

Ну что же, смотри на нее, любуйся,

ты забыл здесь шелест листвы…

Но тот, кто давно не видел деревьев,

не повернул головы,

он только поглубже надвинул каску:

«Весь день облака и ветра,

опять эти рощи на горизонте.

Опять бомбежка с утра…»

4. Напишите зарисовку «Утро».

Репортаж с места события

1. «Дорога». Опишите свою дорогу домой, стараясь передать максимальное количество деталей. Обсудите в группе, на что следует обращать внимание, какими средствами создается окружающая обстановка, что нужно описывать, если вокруг вас ничего не происходит?

2. «Дорога 2». Еще раз опишите свою дорогу домой, не повторяя уже использованных ранее деталей. Проанализируйте, что выходит на первый план? За счет чего появляются новые детали?

3. Опишите в жанре репортажа небольшое уличное происшествие. Выявите его суть, участников, очевидцев, актуальный смысл для обсуждения в печати. Воссоздайте детали обстановки, облика.

Репортаж-эксперимент

1. Сформулируйте идею эксперимента. Что вы хотите узнать от участников эксперимента, какую ситуацию нужно организовать, чтобы достичь необходимого результата. Спрогнозируйте возможное развитие событий и реакции их участников. Обсудите в группе план эксперимента.

2. Проведите эксперимент. Изложите его итоги в жанре репортажа. Проанализируйте, к каким выводам вы пришли, получилось ли достичь планируемого результата. Есть ли неожиданные результаты?

3. С помощью метода мозгового штурма составьте план эксперимента для деловой игры в аудитории. Продумайте идею, исходя из особенностей участников – студентов одной группы. Опишите необходимый инструментарий.

Иллюстрация в описании

1. Выберите какую-либо пословицу или поговорку, и допишите к ней историю, которая бы раскрывала, иллюстрировала верность народной мудрости.

2. Придумайте иллюстрацию в качестве аргумента для предложенного преподавателем тезиса.

3. «Игра в мяч». Преподаватель задает некое утверждение. Один из студентов приводит пример из жизни в качестве иллюстрации своего согласия – несогласия. Затем со своей историей включается следующий студент, который опровергает вышесказанное. Ему отвечает тот, кто имеет историю для продолжения разговора. Побеждает та точка зрения, которая подтверждена самой убедительной историей.

4. Проанализируйте приведенную иллюстрацию-описание процесса. Что хотел доказать автор, описывая данный процесс? Какой ведущий прием для достижения эффекта он использовал?

Психологический портрет

1. Опишите своего соседа по парте. Не задавая вопросов, попробуйте догадаться, какой сегодня у него день, как он себя чувствует, о чем думает? Каким было его утро, куда он собирается днем, есть ли планы на вечер. Напишите свои впечатления, аргументируя какими-либо доводами, почему вы подумали именно так. Обсудите результат с героем зарисовки.

2. Обсудите в группе, как влияет дополнительная информация о человеке на ваше впечатление о нем. От чего зависит совпадение образа человека, который он несет окружающим, с образом, который получается.

Бытовая зарисовка

1. На примере предложенной выше зарисовки «Упала» выделите способы создания портрета героев, пейзажа, сути конфликта.

2. Проанализируйте выразительные средства создания зарисовки.

ТЕМА 3

Стратегия рассуждения. Определение и его использование. Работа с документами. Рассуждение плюс повествование (рецензия на фильм ). Рассуждение плюс описание (рецензия на книгу). Рассуждение плюс классификация (обозрение). Рассуждение плюс определение (эссе «Молоток»). Интервью-беседа на актуальную тему. Интервью-монолог с экспертом, ученым, аналитиком

Рассуждение

Рассуждение – стратегия, необходимая для создания серьезных аналитических материалов по актуальным проблемам, требующим глубокого тезиса, разнообразной аргументации, четко осознаваемой авторской точки зрения. В процессе рассуждения автор может комментировать и оспаривать противоположные точки зрения, полемизировать с носителями иных убеждений. Результатом рассуждения чаще всего становится логически обоснованный вывод по выдвинутой проблеме.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Когда вы определяете, вы устанавливаете характеристики, которые отличают понятие. Знание этих характеристик помогает как вам, так и вашему читателю правильно пользоваться данным понятием.

Абстрактные понятия - понятия, обозначающие предметы, которые мы не можем обнаружить с помощью наших пяти чувств, - часто тоже нуждаются в развернутых определениях. Невозможно передать сущность любви, ненависти или храбрости одним предложением. Эти понятия слишком сложны, и у людей слишком много весьма различающихся идей о том, что они означают.

То же самое справедливо и для некоторых конкретных понятий, обозначающих действия и предметы, которые мы можем воспринимать с помощью наших пяти чувств.

Авторским целям служат три вида определений: синонимы, сущностные определения и развернутые определения. Между тем как первые два вида редко требуют больше одного слова или предложения, развернутое определение может занимать несколько страниц. Эти три вида, тем не менее, связаны между собой. Синонимы и сущностные определения заполняют страницы словарей, и эти два вида играют роль стартовых площадок для развернутых определений.

СИНОНИМЫ

Синонимы - это слова, имеющие почти одинаковое значение. Слово «гибкий» - синоним слов «податливый» и «эластичный», а слово «заслуженный» - слов «стоящий» и «подходящий».

Написание сущностного определения требует тщательного обдумывания. Трудная часть - выделить его отличительные признаки.

Развернутые определения

Иногда необходимо пойти дальше сущностного определения и написать абзац, а то и целую работу, чтобы объяснить какое-либо понятие. Новые технические, социальныe и экономические термины часто нуждаются в развернутых определениях. Развернутые определения представляют собой комбинацию других видов письменных стратегий - повествования, описания, описания процесса, иллюстрации, классификации, сравнения и анализа причин. Часто они дают определения с помощью отрицания: объясняя то, что понятие не означает.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Даже при отсутствии злого умысла определение может иметь далеко идущие последствия - хорошие и плохие. Например, то, как правительство определяет понятие «бедность», может увеличить или уменьшить на миллионы число людей и семей, которые имеют право на льготы.

СОЗДАНИЕ РАЗВЕРНУТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Если вы выбираете тему самостоятельно, возьмите абстрактное понятие или понятие, которое конкретно, но незнакомо вашему читателю. Используйте следующие стратегии:

Повествование. Прослеживает историю нового явления или меняющееся значение существующего понятия.

Описание. Указывает на интересные или важные особенности устройства, события или человека.

Описание процесса. Объясняет, что делает устройство или как им пользоваться, как выполняется процедура или как происходит природное явление.

Иллюстрация. Прослеживает изменения в значении и определении абстрактных понятий.

Классификация. Указывает на разные категории, в которые предмет или событие могут быть включены. Указывает на различия между незнакомым и знакомым предметом.

Причинный анализ. Объясняет происхождение и последствия событий, условий, проблем и взглядов.

Отрицание. Устанавливает ограничения на условия и события, исправляет популярные заблуждения.

Проанализируйте вашу тему с помощью этого списка и выберите методы развития, которые покажутся вам наиболее перспективными.

Задания и упражнения

ТЕМА 4

Стратегия аргументации. «За» и «против» - эссе на тему. Рассуждение плюс аргументация (проблемная статья). Аргументация плюс иллюстрация (познавательная статья). Аргументация плюс описание (корреспонденция).

Аргументация

Аргументация – письменная работа, опирающаяся на логически выстроенные факты, которая пытается убедить читателя согласиться с некоторым мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое. Она дает возможность хорошо все обдумать, чтобы постепенно прийти к некоторым, часто предварительным выводам.

Чтобы убедить читателя, ваши доводы должны подкрепляться фактами. Факты делятся на несколько категорий: непреложные истины, мнения авторитетов, первичные источники информации, статистические данные и личный опыт.

Непреложные истины

Это факты, которые никто не может всерьез оспорить (исторические, научные, географические).

Мнения авторитетов

Авторитет – это признанный эксперт в какой либо области. Авторитетное мнение – единственное мнение, которое можно использовать, - играет ведущую роль в привлечении читателей на свою сторону. Мнение авторитетов будут убедительны только в том случае, если аудитория принимает этот авторитет.

Первичные источники информации – документы или материалы, созданные людьми, непосредственно занимающимися данной проблемой.

Статистические данные тоже могут усилить аргументацию.

Личные данные

Личный опыт может подсказать более убедительную аргументацию, чем любой другой вид фактов. Хотя он полезен, он обычно усиливает, но не заменяет другие виды фактов.

Чтобы защитить позицию, необходимо использовать следующие принципы:

- факты должны быть непосредственно связаны с позицией, которую вы отстаиваете;

- факты не должны приводить к тому, что ваши выводы окажутся чрезмерно широкими.

Аргументация состоит из вывода, который вы хотите поддержать, ваших доводов в пользу этого вывода и фактов, которые поддерживают эти доводы. Рациональное воздействие включает три стратегии рассуждения: индукцию, дедукцию и аналогию.

Индукция – движение от отдельных фактов к общему наблюдению. Чтобы доказать что- то с помощью индукции, вы должны проверить каждый факт.

Дедукция – прямая противоположность индукции. Вместо формулирования выводов после рассмотрения отдельных фактов, вы начинаете с наблюдения, а затем показываете, какие именно выводы следуют из него. Широко распространена форма дедукции, называемая reduction ad absurdum (привести к нелепости). Она используется, чтобы атаковать позицию противника, показать, что ее следствия нелепы (абсурдны), если довести их до логического конца.

Аналогия в аргументации - это сравнение двух непохожих ситуаций или двух непохожих предметов.

Несмотря на то, что эффективная аргументация опирается главным образом на рациональные доводы, эмоциональное воздействие может оказать ей мощную поддержку. Прежде чем заработает логика, у аудитории должны сформироваться необходимые эмоции. Только после этого аргументация будет воспринята. Логические ошибки ослабляют аргументацию.

Поспешное обобщение происходит тогда, когда человек делает вывод из слишком малого количества фактов.

Non sequitur (не следует) - логическая ошибка. Представляет собой необоснованные выводы, проистекающие из внешне подходящих фактов.

Стереотипное изображение приписывает одну или несколько предполагаемых характеристик группе или одному из ее членов.

Подтасовка. Автор представляет только часть имеющихся фактов по данной теме, умышленно опускает важную информацию, которая бы существенно изменила картину.

Предвосхищение основания. Истиной объявляется некоторое недоказанное утверждение.

Круг в доказательстве поддерживает некую позицию, просто перефразируя ее.

Отклонение от темы.Подмена проблемы, ввод не относящейся к делу информации.

Аргументация ad hominem обозначает аргументацию, которая обращена к человеку, а не к его компетенции.

Призыв к толпе. Воздействие этого вида вызывает эмоциональную реакцию, играет на иррациональных страхах или предрассудках аудитории.

Post hoc, ergo propter hoc (после этого, значит, по причине этого) – логическая ошибка предположения, предполагает, что, если одно событие следует за другим, то первое событие является причиной второго.

Ущербная аналогия – это ошибка предположения, что два условия или предмета подобны во всех важных отношениях, когда в действительности это не так.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: поясняйте идеи.

Старая поговорка, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, нагляднее всего объясняет популярность иллюстрации. Конкретное всегда легче «ухватить», чем абстрактное, а примеры добавляют «изюминку».

Выбор подходящих примеров

Убедитесь, что ваши примеры «метят» точно в цель, т.е. в самом деле поддерживают ваше главное утверждение, а не отклоняются на какой-нибудь интригующий вопрос.

Следите, чтобы ваши примеры отображали все основные черты того, что вы иллюстрируете.

Количество примеров

Сколько примеров вам необходимо? Ответ ищите в вашей теме. Однако, когда вы имеете дело с тенденциями, вам понадобятся несколько примеров.

Этические проблемы

Создавая иллюстрацию, мы пытаемся показать читателям нечто истинное в нашем понимании мира. Чтобы помочь себе избежать этических ловушек, ответьте на следующие вопросы:

Ø Достаточно ли я продумал идею, которую буду отстаивать?

Ø Правдивы ли примеры, поддерживающие мою идею, или они искажены, чтобы легче убедить читателя?

Ø Могут ли мои иллюстрации иметь негативные последствия?

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ: помните о времени.

Назначение корреспонденции - пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки. Основными чертами корреспонденции являются конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, чёткие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, рекомендации по улучшению ситуации ими устранению вскрытых недостатков.

Приступая к работе над корреспонденцией, журналист должен выделить основные вопросы, на которых он хотел бы сосредоточить внимание читателя, написать план будущего материала. Перед началом работы необходимо познакомиться с литературой и публикациями по данному вопросу, побеседовать с людьми, имеющими к этому отношение, и специалистами.

Виды корреспонденции:

Ø информационная. Используется главным образом для освещения положительного опыта в различных сферах общественной жизни;

Ø аналитическая. Используется для привлечения внимания читателя к той или иной актуальной проблеме и попытке найти пути её решения.

В обоих видах корреспонденции присутствует авторская оценка освещаемых фактов и оценка жизненных явлений.

Корреспонденция отчасти похожа на заметку и статью. Отличие её от заметки заключается в том, что она не только информирует о событии, но и анализирует, обобщает факты. От статьи корреспонденцию отличает ход рассуждений журналиста: здесь он идёт от «частного к общему» (в статье, как правило, наоборот). И факты, и примеры, как в статье, нельзя заменить на аналогичные (например, рассмотреть другое предприятие с похожими проблемами, что допускает жанр статьи). Корреспонденцию лучше выстраивать на базе одного вопроса. Это позволяет избавиться от многотемности и расплывчатости в подготовке материала.

Задания и упражнения

Деловая игра

Упражнение «Рынок»

Трем группам даются темы для обсуждения (политика, здоровье, религия). Каждой группе предлагается составить список запретных аргументов для данной темы. Затем группы формулируют проблему и доказывают свою точку зрения, используя этически допустимые и запретные аргументы. Далее выбирается агитатор, который представляет проблему для другой, непосвященной группы. Непосвященные выслушивают выступление, оценивают, насколько оно их убедило и обязательно выявляют все запретные аргументы.

ТЕМА 5

Модели причинного анализа

Для причинного анализа существует несколько организационных моделей. Иногда одна причина имеет несколько следствий. Порой набор событий формирует причинную цепочку, где каждое событие - это следствие предыдущего и причина следующего события. Нарушение этой цепочки в любом месте останавливает всю последовательность.

Сравнение

Сравнение часто помогает сделать выбор между альтернативами. Сравнения широко применяются и в профессиональной жизни, потому что они помогают людям принимать решения. Любое правильное сравнение дает много возможностей.

Развитие сравнения

Успешные сравнения опираются на подробные, хорошо о

Наши рекомендации