Сюжет четвертый. «История одной отметины»

«Наверное, — продолжает ведущий, — рассматривая ладони коллеги, вы обратили вни­мание на какую-то необычную отметину на его руке. Рассмотрите ее еще раз вниматель­но и попробуйте сочинить романтическую историю, проливающую свет на обстоятель­ства появления этой отметины на ладони вашего партнера».

ПРИМЕР

«Мое внимание привлекло маленькое розовое пятнышко, которое расположилось на ладони моей партнерши чуть ниже основания среднего пальца. Это позволило придумать такую историю. Есть поверие, что один раз в жизни человек встречается со своим ангелом-хранителем. В ночь на свой день рождения, в ту волшебную ночь, когда число рождения совпадает с количеством прожитых лет. И вот однажды, когда моей подруге должно было исполниться 1 1 лет, 1 1 июля к ее постели на легких крыльях спустился ангел. Он присел на краешек кровати. Всю ночь девчушка бесе­довала с ангелом-хранителем. Он рассказал о чудесных мирах, о необъятных про­сторах Вселенной и выслушал ее детские откровения. А когда на небе зажегся пер­вый луч солнца, ангел простился с ней и на прощание слегка дотронулся крылом до девичьей ладошки, оставив ярко-розовый след. "Знай, девочка, я всегда с тобой! И в тяжелые для тебя минуты я подниму тебя на своих крыльях, а в радостные часы ты будешь ощущать прикосновение ангела!" — сказал он на прощание».

На выполнение этого задания отводится 12-15 мин. Далее истории озвучива­ются, после чего партнеры дарят друг другу свои тексты. Ведущий благодарит всех участников и намеренно не обсуждает эти игры.

Давайте говорить друг другу комплименты!

Добрые искренние слова признания, признательности, восхищения всегда про­тивостоят системе оценивания. Сегодня комплименты нередко используют в каче­стве приемов манипуляции собеседником и превращают их в лесть. В данной игре участникам предлагается обратиться к изначальному позитивному смыслу комп­лимента.

Игра начинается с небольшого информативного рассказа о системе оценива­ния и системе принятия.

«Дорогие друзья! Вы, наверное, не раз задавали себе вопрос — отчего люди конфликту­ют друг с другом. Причем часто это происходит по мелочам».

Все участники обмениваются мнениями.

«Действительно, — продолжает ведущий, — это происходит из-за усталости, вызываю­щий раздражительность, из-за общей неудовлетворенности жизнью, из-за антагонизма между людьми... Когда люди работают вместе, они, естественно, замечают профессио­нальные, деловые качества и особенности друг друга. Нередко люди начинают себя срав­нивать с другими — кто лучше, я или он. В чем я лучше, в чем я хуже... Особенно, если они получают разную зарплату и занимают разные должности. Встречались ли вам такие люди?»

Участники игры обмениваются мнениями.

«К сожалению, таких людей немало, иногда и за собой мы можем заметить склонность к оцениванию, — продолжает ведущий, — как только начинается сравнение, сразу же на­чинает работать так называемая система оценивания, в которой мы существуем с дет­ства. Оценки школьных учителей, оценки родителей, приятелей, важных для нас людей... Оценивают внешность и интеллектуальные возможности, деловые качества и способнос­ти организовать свою личную жизнь... Легко ли постоянно жить в ситуации оценивания?»

Участники игры обмениваются мнениями.

«Да, это невероятно трудно, но... привычно! — продолжает ведущий. — К чему же это приводит? К чему может привести ситуация постоянного напряжения? К срыву, стрессу, конфликтам и так далее. Но некоторых людей ситуация постоянного оценивания закаля­ет и формирует у них дух конкуренции. Некоторые считают, что, только конкурируя, до­казывая, кто лучше, можно сделать успешную карьеру. Кок вы считаете, возможно это?»

Участники игры высказывают свое мнение.

«Иногда, да, — продолжает ведущий, — но тогда вопрос в другом: приносит ли это счас­тье, покой, легкость, воодушевленность?»

Участники игры обмениваются мнениями.

«Действительно, слишком редко, — продолжает ведущий. — Жить в состоянии оценивания, конкурировать с другими, быть может, и добавляет острых в жизни ощущений, но сколько за это нужно платить? Как правило, цена конкуренции — духовная жизнь и свобода человека, именно это обычно приносится в жертву... Но, как же быть, спросите вы, если конкуренция так плоха (заметим, что это тоже оценка!), как же делать карьеру и успешный бизнес?»

Участники игры высказывают свое мнение.

«Сегодня, — продолжает ведущий, — все больше крупных фирм делают ставку на со­трудничество. Но как можно сотрудничать, если фирмы выпускают одну и ту же продук­цию, предоставляют одни и те же услуги?»

Участники игры высказывают свое мнение.

«Действительно, это возможно, — продолжает ведущий, — если знать ОСОБЕННОСТИ продукции другого. Конкуренция кончается там, где начинается внимание к особеннос­тям другого. Основной вопрос системы оценивания, порождающей конкуренцию, — "кто лучше?". Основной вопрос, порождающий сотрудничество, — "каковы особенности дру­гого?". Этот вопрос положен в основу системы принятия. Научившись внимательно на­блюдать за другим и понимать его особенности, возможности, способности, мы можем понять сильные и слабые стороны другого. А зачем это нужно?»

Участники игры высказывают свое мнение.

«Знание сильных сторон, — продолжает ведущий, — поможет нам разработать страте­гию совместной работы. Знание слабых сторон поможет спрогнозировать ситуации рис­ка, когда нужно будет подставить плечо. На этом строится взаимопомощь и взаимная поддержка. Без этого не бывает команды!

Но как тренировать в себе способность принимать другого и видеть его особенности? В этом нам поможет обучение искусству комплимента. Всем хорошо известно, что такое

комплимент. Это так? И конечно, всегда приятно его слышать?.. Иногда неприятно? Вам кажется, что это звучит неискренне? Может быть и так, но в таком случае речь идет не о комплименте, а о лести. Льстецы, как известно, всегда имеют "заднюю мысль". Мы же сейчас поговорим о комплименте.

"Давайте говорить друг другу комплименты — ведь это все любви счастливые моменты!" — рекомендовал Булат Окуджава. Действительно, настоящий комплимент способен ска­зать только человек с добрым, любящим сердцем. Комплимент— это приятные, искрен­ние слова, подчеркивающие особенности другого. Говоря такие слова, мы можем:

• расположить к себе;

• снять напряжение;

• отметить достоинства;

• сгладить оплошность;

• оказать поддержку;

• создать настрой на совместную работу.

Комплимент поможет отметить особенности внешности, интеллекта, душевных качеств, таланта, стиля поведения и реагирования, жизненного и профессионального опыта, а также проявить внимание к объектам любви и гордости человека.

В зависимости от ситуации и наших переживаний, мы можем использовать разные виды комплимента.

• Прямой комплимент— мы обращаемся напрямую к человеку. Говорим комплимент ему "в глаза".

• Косвенный комплимент— обращаемся к третьему лицу или лицам, рассказываем им об особенностях человека».

Рекомендуется размножить приведенную ниже таблицу и раздать листы участ­никам игры.

Вид Комплимент
прямой косвенный
Восхищение «Ты — чудо!», «Вы — удивительная красавица!» «Этот человек не перестает удивлять своими талантами», «Это — душа нашей команды»
Антитеза Мы сознательно приуменьшаем собственное достоинство, чтобы подчеркнуть его у другого. «Как это у тебя так получается? Научи меня», «Я думал, что прекрасно умею делать это, но у тебя это получается просто виртуозно» «Не перестаю удивляться его способностям, у меня так не получается», «Куда нам до него! Он — лучший в своем деле»
Инверсия Данный вид комплимента незаменим, когда нужно сгладить оплошность, «подставить плечо». Идея инверсии — превратить «минус» в «плюс», то есть перевернуть ситуацию, посмотреть на нее с другой стороны. «Спасибо тебе, благодаря тому, что ты совер­шил, как ты считаешь, ошибочное действие, мы все получили бесценный опыт, и эта ситуация войдет в нашу "Библиотеку защитных механиз­мов команды"», «Несмотря на то что ты здорово "напахал", мы все получили хороший урок, кото­рый пойдет всем на пользу», «Спасибо тебе, несмотря на отрицательный ре­зультат, мы получили положительный опыт, и зна­ем, как делать не надо!», «О том, ЧТО делать не надо, мы знали и раньше, а о том, КАК делать не надо, узнали на твоем опыте сейчас, благодаря тебе! Для нашей перспективы это очень важно» «Благодаря тому что он вспоминает об обеде, у нас есть возможность не превратиться в трудоголиков» «Она постоянно опаздывает! Но как прекрасно, что у нас есть в команде счастливый человек, который "часов не наблюдает"!»
  Комплимент  
Прямой Косвенный  
Парадокс Данный вид комплимента заинтриговывает че­ловека. Парадоксальный комплимент строится следующим образом. После настораживающей информации выдерживается пауза и далее следует основная часть позитивной информации. «Честно говоря, лучше было бы, если бы в нашей команде не было критика. Эти риски, негативные стороны ситуации, лучше о них не знать, тогда можно хоть уверенно идти вперед, и... прийти к краху... Вот ведь критик, не дает пропасть команде!» «Этот человек постоянно меня напрягает, не дает расслабить­ся... правда, благодаря этому наши дела идут в гору!»  
         

«Итак, дорогие друзья, — продолжает ведущий, — теперь, когда мы знаем о комплименте довольно много, позволим себе совершенствовать это искусство. Для этого мы разделим­ся на группы из трех-четырех человек и сядем так, чтобы не мешать друг другу. Конкрет­ных задач нет. Просто в течение десяти минут вы имеете возможность приятно пообщать­ся друг с другом о чем угодно. Важно только, чтобы все участвовали в беседе. У каждого члена группы есть «внутренняя» задача — наблюдать за своими собеседниками, подме­чая их достоинства: внешнего вида, умения говорить, интонации, содержания речи и прочее».

Спустя десять минут, ведущий останавливает все беседы и предлагает задание:

«Прошу вас опять образовать общий круг так, чтобы вы не сидели рядом с теми, с кем только что общались. Итак, вы общались, подмечая достоинства ваших собеседников. Теперь у вас есть время, чтобы написать несколько комплиментов каждому из них. Прошу вас взять отдельные листы, на которых вы напишете комплименты каждому вашему собе­седнику. Когда будете готовы, передайте лист с комплиментами адресату и возвращай­тесь, пожалуйста, на свое место».

Хотя время выполнения задания не ограничивается (чтобы не вносить напряже­ние в этот тонкий процесс), обычно требуется не более 10-1 2 мин. После того как участники игры отдадут свои листки и прочитают полученные комплименты, веду­щий продолжает.

«Дорогие друзья! Наверное, сейчас вы держите в руках бесценные подарки. Ничто так не радует наше сердце, как доброе слово. Но нередко мы смущаемся, когда нам говорят комплименты, также нам бывает неловко произнести эти слова вслух. Именно поэтому мы писали комплименты. Кроме того, «то, что написано пером, не вырубишь топором», и оно останется с нами. Но нам предстоит дать ответ на комплимент. Подумайте, как мож­но ответить на эти слова... А теперь, пожалуйста, снова рассядьтесь по группам и ответь­те вашим собеседникам на их комплименты».

На этот процесс отводится 12-15 мин.

Обсуждение игры

1. Приятно ли получать комплименты?

2. Легко ли делать комплименты?

3. Легко ли отвечать на комплименты?

4. Изменилось ли отношение друг к другу после игры, появились ли новые чувства?

5. Чему может научить команду эта игра?

Эту игру необходимо повторить несколько раз, чтобы каждый член команды смог сделать комплимент и ответить на него всем членам команды.

Опыт показывает, что задание «озвучить» комплименты вызывает напряжение. И это совсем не удивительно, в начале пути команды этот процесс довольно инти­мен. Привычка письменно составлять комплименты постепенно перейдет в способ­ность их говорить.

Новое имя

В давно работающих командах известна практика закрепления за каждым ее членом некоего прозвища. Как правило, оно метко отражает его особенности, стиль или функциональные обязанности. В этой игре также используется практика переименования, но с другим подтекстом.

В начале игры ведущий зачитывает участником игры, сидящим в кругу, отрывок из романа Пауло Коэльо «Пятая гора».

«Один из самых известных в мире современных писателей — это Пауло Коэльо, — гово­рит ведущий. — Одна из его книг, «Пятая гора», посвящена библейским временам, жиз­ни пророка Илии. Эпизод, который я хочу вам прочитать, рассказывает о том времени, когда ассирийское войско уничтожило город Акбар. Из всех жителей остались вдовы, старики и дети. Илия вдохновил их на то, чтобы поднять город из руин, и попросил каждо­го из них взять себе новое имя...»

Пауло Коэльо

ПЯТАЯ ГОРА

(Отрывки из романа)

Много, много лет назад стояла ночь, подобная этой. В ту ночь Иаков не отпустил Бога, пока Он не благословил его. Только тогда Господь спросил его: «Как имя твое?»

Вот в чем дело: в имени. Когда Иаков ответил, Бог окрестил его Израилем. У каждого человека с младенчества есть имя, но важно найти имя для своей жизни — слово, которое должно сообщить этой жизни смысл.

...С этой минуты мы должны забыть страх ...и начать возрождение.

Отныне пусть каждый из вас даст себе новое имя. Это будет священное имя, которое в одном слове выразит все то, за что вы боролись. Для себя я выбрал имя «Освобождение».

Примирение, Мудрость, Любящий, Паломник — нет счета именам, как звездам в небе.

На время площадь погрузилась в молчание. Затем поднялась одна женщина, первая из тех, кто помогал Илие.

— Мое имя — Воссоединение, — сказала она.

— Мое имя — Мудрость, — заговорил старик.

Сын вдовы, которую так сильно любил Илия, выкрикнул:

— Мое имя — Алфавит.

Люди на площади разразились смехом. Мальчик, пристыженный, снова опустился на место.

— Как может человек называть себя Алфавитом? — крикнул другой мальчуган.

Илия хотел было вмешаться, но решил, что мальчику нужно уметь самому постоять за себя.

— Это было дело моей матери, — сказал мальчик. — Каждый раз, глядя на буквы, я буду вспоминать о ней.

На этот раз никто не смеялся. Один за другим сироты, вдовы и старики Акбара произ­носили свои новые имена.

«Итак, — продолжает ведущий, — новое имя может придать жизни и работе новый смысл. Сейчас у вас будет время, чтобы поразмышлять об этом и найти себе новое имя, которое лучше всего отразит смысл вашей работы в команде или в жизни в целом. В основу ново­го имени может быть положено качество, способность или жизненная ценность. Пожа­луйста, устройтесь поудобнее, закройте глаза, сейчас будет звучать музыка. Сейчас вы имеете возможность поразмышлять о своем новом имени, а потом рассказать нам о нем».

Ведущий ставит спокойную музыку и приглушает освещение. Время для релак­сации 12-15 мин. Далее участники группы рассказывают о том, как происходил процесс поиска имени, какое имя они решили себе взять и почему. Ведущий спра­шивает, как новые имена повлияют на работу команды, чем они могут помочь команде.

В контексте этой игры можно затронуть и тему прозвищ в команде.

«Часто члены команд дают друг другу прозвища, — говорит ведущий. — Иногда прозви­ще настолько крепко прилипает к человеку, что начинает влиять на его жизнь. Благодаря этому опыту, мы знаем наши новые, позитивные, осмысленные имена. Теперь можно при­думать для них сокращения, которые и станут добрыми прозвищами».

Наши рекомендации