Вопрос № 2. Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации и создание современной российской полиции.

После распада СССР МВД России пришлось действовать в сложной экономической и политической обстановке, приведшей к резкому росту преступности и национальных конфликтов, создавшей угрозу существованию российской государственности как таковой. Сохраняя в основном прежнюю структуру, министерство освобождалось от ряда выполняемых ранее функций, перешедших к другим органам управления (МЧС, Министерству юстиции, миграционной службе и др.). Его сотрудники приняли участие в разработке Административного, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, положений и инструкций, необходимых в новой обстановке; несли боевую службу по восстановлению конституционного порядка в Чечне. Формирование правовых основ деятельности милиции в постсоветской России осуществлялось на принципах уважения прав и свобод граждан, законности, гуманизма и гласности, заложенных в концепции правового государства.

Вызовы и угрозы ХХI века поставили перед органами внутренних дел новые ответственные задачи. В условиях усложнения социальной структуры общества и усиления угрозы международного терроризма стала очевидной необходимость реформы органов внутренних дел. В ходе реформы, начатой в 2011 г., полиция была возрождена в качественно новом виде – и по форме, и по содержанию как орган демократического, правового, социального государства.

Полиция - один из древнейших и неотъемлемых институтов государства, играющий главную роль в обеспечении внутренней безопасности любой страны. В этой связи одним из важных мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации, являлось принятие Федерального закона «О полиции».

Принятый в 1991 году Закон «О милиции» в современных условиях уже по многим позициям не отражал потребностей современного общества. Как отметил Президент России Д.А. Медведев, «органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией со времен Октябрьской революции. Тем самым подчеркивался их народный или рабоче-крестьянский характер, имея в виду, что, по сути, это дружинники в погонах. Нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому пришла пора вернуть полиции ее прежнее название».

Кроме того, в последнее время милиция существенно отличалась от той, что была создана еще в советский период. В большей степени она выполняла функции полиции, однако оставалась перегруженной целым рядом задач, не свойственных полициям зарубежных государств. Возникла потребность в создании эффективного органа государственной власти, осуществляющего в условиях современных реалий именно полицейские функции, что и явилось необходимостью разработки и принятия нового нормативного акта, регламентирующего его деятельность, - Федерального закона «О полиции».

Реформирование МВД России следует рассматривать в контексте проводимой административной реформы 2003 года. Ею были определены построение, актуальные вопросы функционирования органов исполнительной власти, задано направление их дальнейшего преобразования. Хотя отдельные, в том числе значительные, изменения происходят постоянно, реформой можно считать такие изменения, которые приводят к существенным преобразованиям характеристик реформируемого объекта и соответствующих социальных отношений. В данном случае реформа заключалась в планомерной реализации задач сокращения государственных функций, структур и кадров, повышения эффективности деятельности государственных органов, понимаемой как упрощение (минимизация) взаимоотношений государственных органов и граждан.

Административная реформа может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью реформы является создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

Организационной и правовой основой проводимой административной реформы стал Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым федеральные органы исполнительной власти были разделены (в зависимости от выполняемых функций) на 3 вида - министерства (основная задача - выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере), федеральные службы (основная задача - правоприменение, осуществление контрольных полномочий в соответствующей сфере) и федеральные агентства, а также установлен перечень данных органов.

В конце 2009 года очередь дошла до реформирования милиции - после ряда резонансных происшествий с участием сотрудников милиции сформировалось общее понимание необходимости кардинальных перемен данной структуры.

Столь длительное откладывание реформирования органов внутренних дел, как представляется, связано с тем, что реорганизация должна была одномоментно затронуть единую структуру с более чем 1 миллионом работающих, для чего не было ни организационных, ни программных, ни финансовых ресурсов. При этом началу реформирования способствовало наличие опыта реальной реорганизации Министерства обороны и Вооруженных Сил РФ в 2008-2009 годах, в ходе которой были также произведены значительные сокращения личного состава и структурные изменения.

Причины реформирования органов внутренних дел были изложены в Указе Президента РФ от 24.12.2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» - «В последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти. Существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации».

Целый ряд юридических аспектов в сфере взаимоотношений «милиция - граждане» требует, с одной стороны, дополнения существующих правовых гарантий в соблюдении прав человека и гражданина, с другой - конструирования новых законных механизмов и средств, обеспечивающих эффективную деятельность органов правопорядка в качестве дееспособной правоохранительной структуры публичной власти.

Здесь немаловажным является тот аспект, что в последние годы регулирование деятельности милиции все чаще осуществлялось помимо базового Закона. В результате ее полномочия и особенно обязанности были рассредоточены по значительному количеству нередко конкурирующих между собой нормативных правовых актов. Это, с одной стороны, стало затруднять правоприменение, с другой - породило неоправданное расширение «милицейского присутствия» в жизнедеятельности общества. И как следствие, на милицию были возложены несвойственные и избыточные функции.

Так, к наступлению второго десятилетия XXI в. самой предпочтительной формой решения создавшихся проблем стало не внесение очередных поправок в действующий Закон «О милиции» и не изложение его в свежей редакции, а разработка и издание нового федерального закона.

В рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» началась модернизация системы российской милиции.

В целом необходимо сказать, что создание полиции объективно вызвано назревшей необходимостью проведения широкомасштабной реформы органов внутренних дел Российской Федерации, предполагающей в том числе интеграцию России в мировое полицейское сообщество, и, как представляется, положительно скажется на деятельности всей системы правоохранительных органов России.

Во многом стартовым этапом работы над Федеральным законом «О полиции» послужило совещание, состоявшееся 6 августа 2010 г. при Президенте Российской Федерации, на котором глава государства предложил преобразовать милицию в полицию и уже с учетом данного нововведения разработать проект Федерального закона «О полиции».

Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации о полиции, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, повышение эффективности механизма правового регулирования, сосредоточение основной деятельности полиции на выполнении задач противодействия преступности и обеспечения общественного порядка, а также исключение дублирующих, избыточных и несвойственных полиции функций.

В основе разработки доктринальных положений перспектив организационно-правового строительства современной и эффективной полиции в России легли следующие концептуальные идеи.

Во-первых, освобождение вновь создаваемой полиции от выполнения несвойственных ей функций, возложенных в своё время на органы милиции.

Во-вторых, придание полиции как государственной структуре организационной целостности и системности, учитывающей особенности построения исполнительной власти федеративного государства. Речь идет о создании именно федеральной полиции, финансируемой из федерального бюджета.

В-третьих, организационно-правовая дифференциация государственной полиции и муниципальных органов охраны общественного порядка, учитывающая процессы и проблемы развития в Российской Федерации местного самоуправления, а также то, что статья 132 Конституции Российской Федерации относит к полномочиям органов местного самоуправления охрану общественного порядка.

Кроме того, одной из целей подготовки проекта Федерального закона «О полиции» явилось решение вопросов правовой и социальной защиты сотрудников полиции со стороны государства.

Решение о переименовании подразумевало глубокие преобразования, касающиеся сущности и деятельности полиции, обновления содержания ее работы. Во главу угла возводятся права и свободы граждан. Их защита и соблюдение являются основной целью полиции, именно население должно оценивать надежность и эффективность ее деятельности.

До недавнего времени правовое регулирование общественных отношений, связанных с милицией, было довольно сложным, особенно для понимания гражданами. Оно осуществлялось многоплановой системой законодательных и иных нормативных актов. В целом на федеральном уровне это более одной тысячи законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, около десяти тысяч ведомственных документов.

Данное обстоятельство, несомненно, было взято во внимание при работе над Федеральным законом «О полиции», когда учитывались:

во-первых, принципы и подходы к модернизации России, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.;

во-вторых, преобразования, которые осуществляются в правоохранительной сфере;

в-третьих, достижения науки, отечественный и зарубежный опыт функционирования полицейских институтов.

Кроме того, учитывался международный опыт. Иностранная, межгосударственная практика - это более чем важно, так как, являясь членами Интерпола - международной полицейской организации, мы не могли существовать изолированно и просто обязаны были использовать имеющийся опыт международной кооперации.

В этой связи в Федеральном законе «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах и др.

Закон «О полиции» направлен на создание правовых основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными реалиями.

В его основу положено несколько концептуальных идей:

- Во-первых, закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе;

- Во-вторых, получила отражение идея гуманизации форм и методов работы полиции;

- В-третьих, Закон закрепляет новую, партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества, которая предполагает не доминанту власти над ним, а служение ему и ориентир на сотрудничество с институтами гражданского сообщества и гражданами;

- Четвертое. Закон исходит из необходимости безусловного обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установления действенных гарантий законности ее деятельности;

- Следующая основополагающая идея Закона - повышение требований к сотрудникам полиции, эффективности их деятельности 4

- Шестое. Закон усиливает антикоррупционную составляющую в работе полиции, в которой важно максимально исключить саму возможность появления фактов мздоимства, взяточничества и других проявлений коррупции.

- Закон «О полиции» исходит, и это следующая концептуальная идея, из организационного единства полиции и органов внутренних дел.

- Восьмое. Полиция переходит на федеральное бюджетное финансирование.

- Девятое. Закон отличает более совершенная юридическая техника. Новый закон станет более удобным в использовании за счет его комплексности.

Вместе с тем, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считало, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.

В целом, новый Закон явился продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упразднены институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы - 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было.

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Однако реформа МВД РФ, которую инициировал Дмитрий Медведев, во время пребывания на посту президента России, не удовлетворила ни общество, ни экспертов.

В ходе реформы численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22 %. В наибольшей степени сокращению подвергся аппарат управления. Были существенно повышены социальные гарантии и денежное довольствие сотрудников полиции.

Согласно опросам ВЦИОМ, уровень доверия к органам внутренних дел в вопросах обеспечения личной и имущественной безопасности повысился с 33 % в 2009 году до 52 % в 2011 году.

12 октября 2012 года министр внутренних дел Владимир Колокольцев заявил, что полученные в рамках первого этапа реформы МВД результаты оказались недостаточны и «не оправдали в полной мере ожидания граждан». Как отметил Колокольцев, ряд проблем всё ещё нуждается в решении. К таковым он отнёс «палочную систему», систему учёта сообщений о преступлениях и систему оценки эффективности работы полиции.

В октябре 2013 года Министерство внутренних дел России охарактеризовало негативные последствия реформы: в первую очередь сокращение штата полиции на 22 процентов, закрытие ряда специализированных учебных заведений, из-за чего снизилось качество подготовки полицейских, а также провал переаттестации его сотрудников.

24 июня 2013г., на традиционном ежегодном заседании региональных российских омбудсменов первый замминистра внутренних дел Александр Горовой сообщил о несовершенстве нынешнего Закона о полиции.

Рабочая группа по мониторингу Закона о полиции в июле приступит к рассмотрению конкретных инициатив. По словам Горового, есть ряд скоропалительных решений, принятых во времена Рашида Нургалиева, в частности, в организационной области. Он отметил, что есть "определенные ошибки, допущенные при выработке новой схемы расстановки территориальных органов". В результате реформы МВД осталось "единственным федеральным органом исполнительной власти, который ликвидировал районные управления и отделы в столицах субъектов РФ". "Создан единый территориальный орган – управление полиции, а отделы полиции лишились статуса юридического лица", - пояснил Горовой. В аналогичные структуры в ведомствах у Следственного комитета, прокуратуры, налоговых органов, которые реформа не затронула, аналогичные структуры сохранились.

На первом заседании рабочей группы, обсуждены конкретные предложения по контрреформированию полиции. Таких инициатив более 100. Около 80 предложений относительно совершенствования Закона о полиции поступило из регионов.

Расширенная рабочая группа экспертов, образованная при Министре внутренних дел Российской Федерации, подготовила предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации. Назвав этот документ "Дорожной картой".

"Дорожная карта" направлена на то, чтобы сделать российскую полицию государственным институтом, пользующимся высоким доверием граждан, способным дать адекватный ответ угрозам и вызовам XXI века. Этот процесс требует времени и скоординированных усилий всей системы МВД России, многих государственных органов и общества. При этом главным звеном дальнейшего реформирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации предлагается определить работу с кадрами, рассматриваемую прежде всего с позиций закрепления профессионального кадрового ядра полиции, очищенного от коррупционеров, нарушителей дисциплины и людей случайных для полиции.

Реформа органов внутренних дел должна обеспечить реальное внедрение в правоохранительную практику самых передовых достижений науки и техники, в том числе новейших информационных технологий.

Обязательными условиями организации работы полиции станут открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, разумная экономия ресурсов.

Полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и иных правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс правоохранительных услуг.

Только так можно получить и удержать доверие и уважение широкой общественности.

Предложено реформирование органов внутренних дел по следующим направлениям:

1. Повышение кадрового профессионализма и очищение от коррупции.

2. Открытость и доверие.

3.Совершенствование системы управления и оптимизация деятельности ОВД.

4. Доступность правоохранительной помощи.

5. Профилактика преступности и адекватный ответ новым вызовам и угрозам.

Вывод:Расширенная рабочая группа экспертов, образованная при Министре внутренних дел Российской Федерации, подготовила предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации. Назвав этот документ "Дорожной картой". "Дорожная карта" направлена на то, чтобы сделать российскую полицию государственным институтом, пользующимся высоким доверием граждан, способным дать адекватный ответ угрозам и вызовам XXI века.

Вывод по теме:В заключение еще раз обратим внимание на то, что традицией полицейской службы в России всегда был критерий честности и порядочности. Один из крупнейших исследователей нравственности И.Кант писал, что «ложь может быть внешней или внутренней. Внешняя ложь делает человека предметом презрения в глазах других, внутренняя - а это еще хуже - в его собственных глазах, она также оскорбляет достоинство человечества в его лице. Так вот нужно признать, что в различных документах, связанных с деятельностью полицейских, мы постоянно встречаемся с требованиями к ним о соблюдении как внешней, так и внутренней порядочности. Все это в конечном итоге именуется честью.

Принятую в ходе реформы новую законодательную базу деятельности полиции составили следующие федеральные законы Российской Федерации: «О полиции» от 7 февраля 2011 года; «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» от 7 февраля 2011 года; «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г.

История ОВД на всех этапах ее развития богата традициями патриотизма, самоотверженного выполнения служебного долга, которые подлежат соблюдению и сегодняшними поколениями сотрудников. Их задача — использовать все положительное из накопленного столетиями опыта борьбы с преступностью и охраны правопорядка в современных условиях.

Наши рекомендации