Общие правила проведения тестирования

Общие правила проведения тестирования

1. начинать исследование нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнить задание, надо стараться до начала «исследования вызвать улыбку», создать «хорошее настроение».

2. Общая инструкция для испытуемого. У испытуемого не должно возникнуть впечатления, что его экзаменуют. Начинать надо примерно так: «Я хотел бы о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе, не возражаешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь, ответишь, если нет – не беда. О чем тебя спросить?» таким образом, все должно начинаться как бы с «экспромта». Вход в работу для ребенка должен быть незаметен, как в игру.

3. При постановке вопроса следует уделять большое внимание точности формулировки и четкости в произношении.

4. Любой ответ, кроме явно отрицательного, нужно поощрять: «правильно», «молодец», «очень хорошо» и т.д.

5. Неудачные ответы необходимо обязательно «амортизировать», чтобы не вызвать отрицательного отношения к дальнейшему исследованию. Если испытуемый говорит «не знаю», надо ответить «Ну что ж, это не имеет значения», «да, это тебе рановато знать» и т.д.

6. Если вместо ответа испытуемый молчит, необходимо любым способом стимулировать его к ответу вообще, а не к какому-либо конкретному. Не подсказывать, не наводить на определенный ответ! Но не переходить к следующему заданию, если на предыдущее не было ответа.

7. Если дается два непротиворечивых ответа, но разного качества – оценивать по лучшему из них. В случае противоречивых высказываний, спросить: «Ну, так как правильно?»

8. Вопрос повторяется полностью в первоначальной формулировке, если в течение 10-15 сек, не было ответа. Исключение – 6-й субтест («Повторение цифр»). В 3-м субтесте («Арифметическом») можно повторить задачу по просьбе исследуемого, но время отсчитывать с момента первого прочтения.

9. Дополнительные ответы ставятся только в тех случаях, когда ответ испытуемого невозможно оценить в 0 или 1 балл. При ответе, находящемся между 1 и 2 баллами. Дополнительный вопрос не задается, и ответ оценивается в 1 балл. Форма постановки дополнительного вопроса должна быть самой общей: «Расскажи мне еще что-нибудь об этом?», «Скажи мне что-нибудь еще?»

10. При тестировании нередки случаи, когда ребенок выполнил задание неправильно, но не подозревает этого, а время, положенное на его выполнение не истекло. Экспериментатору в этих случаях необходимо сделать вид, что он еще не видел результата, так как чем-то занят. Испытуемому же в течение положенного времени для этого задания необходимо говорить: «Я пока занят, а ты занимайся своим делом, старайся все сделать аккуратно, хорошо».

11. Стремясь дать возможно большее количество ответов, и в то же время не перегрузить текст повторениями, нами в записи контрольных ответов введена система альтернативных слов, частей фраз или полных фраз. Наряду с основными определениями, в тексте в скобках приводятся альтернативные слова, выражения, замена на которые не изменяют данную оценку. Альтернативные выражения ограничиваются с обеих сторон скобками и стоят сразу после замещаемого слова. Слова-задания набраны прописными буквами. Стоящая после них цифра «1:» или «2:» означает оценку в баллах тех ответов, которые следуют за этой цифрой. Ответы, следующие за цифрой «0:», считаются неудовлетворительными. После знака «?:» следуют ответы, на которые необходим дополнительный вопрос в общей форме. В ряде случаев приводятся нестандартные дополнительные вопросы. Они также как и примечание для экспериментатора выделены разрядкой. Если после дополнительного вопроса качество ответа не изменяется, ответ оценивается в «0» баллов. Равноценные ответы разных испытуемых разделяются точкой.

Обработка и интерпретация данных

Регистрационный лист к методике исследования интеллекта Векслера

Фамилия ________________________ Имя __________________ Отчество _______________

Дата рождения (год, месяц) _______________ Возраст ________ лет _____________мес.

Субтесты Исходная оценка Шкальная оценка
1. Осведомленность    
2. Понятливость    
3. Арифметический    
4. Сходство    
5. Словарный    
6. Повторение цифр    
Сумма вербальных оценок  
7. Недостающие детали    
8. Последовательные картинки    
9. Кубики Косса    
10. Складывание фигур    
11. Шифровка    
12. Лабиринты    
Сумма невербальных оценок  
Общая оценка  
Вербальный показатель  
Невербальный показатель  


Шкальная оцена Субтесты Шкальная оцена
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Таблица вычисления итоговых показателей методики исследования интеллекта

Вербальный показатель IQ Невербальный показатель IQ Общий показатель IQ
Сумма оценок IQ Сумма оценок IQ Сумма оценок IQ Сумма оценок IQ Сумма оценок IQ Сумма оценок IQ Сумма оценок IQ
   
       
       
       
           
               
               
               
               
               

Субтест 1. Осведомлённость

Оценки: 1-0.

Задания и контрольные ответы Оценка
1. Сколько у тебя ушей?
1: Два. Пара.  
2. Как называется этот палец?
1: Указательный.  
3. Сколько ног у собаки?
1: Четыре.  
4. От какого животного мы получаем молоко?
1: От коровы (или козы или верблюда).  
5. Что нужно сделать, чтобы вода закипела?
1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть.  
6. В каком магазине продают сахар?
1: В продовольственном (или другом где могут продавать сахар).  
7. Сколько копеек в пятаке?
1: Пять.  
8. Сколько дней в неделе?
1: Семь.  
9. Кто основал город, который называется Санкт-Петербург?
1: Петр Первый.  
0: Строители.  
?: Ленин. (верно, город раньше назывался по имени Ленина, а кто его основал?)  
10. Что такое пара?
1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.  
0: Пара ног (или предметов).  
?: это количество. Парочками ходят в детском саду. (Верно. Так значит, что такое пара?)  
11. Назови мне четыре времени года?
1: Зима, лето, осень, весна ( в любом порядке).  
12. Какого цвета рубины?
1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного).  
0: Рубинового.  
13. Где садится солнце?
1: На западе. (При указании рукой на запад или при ответе «за горизонтом»: «Верно, но какое это направление?).  
0: За тучу (или горы, или др.)  
14. Для чего нужен желудок?
1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу.  
15. Почему нефть или масло плавают на воде?
1: Потому что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче.  
?: Легкая. (Да, но монета тоже легкая, а не плавает).  
16. Кто написал «Евгений Онегин»?
1: Пушкин или Чайковский.  
17. Что празднуют 9 мая?
1: Годовщина победы в Великой Отечественной войне. День Победы над фашистами.  
18. Что такое SOS?
1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о бедствии. Сигнал, когда корабль тонет. «Спасите наши души».  
19. Каков примерно рост среднего человека?
1: 150-180 см.  
20. Где расположена Италия?
1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море.  
0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Около Франции. На острове.  
21. Сколько килограммов в центнере?
1: 100 кг.  
22. Как называется столица Греции?
1: Афины.  
23. Из чего получают скипидар?
1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы).  
0: Из спирта, бензина или нефти.  
24. Сколько километров от Москвы до Владивостока?
1: 8-11 тыс. км.  
25. Когда бывает 29 февраля?
1: через каждые 4 года. В високосном году.  
0: Зимой. В феврале.  
?: В этом (или таком-то году). Если год високосный спросить: «А когда еще будет?»  
26. Кто открыл Южный полюс?
1: Амундсен.  
27. Что такое барометр?
1: Прибор для измерения атмосферного давления. Прибор, предсказывающий погоду.  
0: Измеряет температуру.  
?: Для измерения погоды.  
28. Что такое иероглиф?
1: Письменные знаки некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид или знак письменности. Буквы в Китае (или др.).  
0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы.  
29. Кто такой Александр Македонский?
1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. Завоеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Глава греко-македоно-персидской державы.  
0: Великий русский полководец.  
?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии.  
30. Что такое конфискация?
1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону.  
?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или принудительное) изъятие имущества.  


Субтест 2. Понятливость

Общие критерии для оценок для заданий 6-14:

· 2 балла – если указывается не меньше двух причин,

· 1 балл – если указывается 1 причина.

Задания и контрольные ответы Оценка
Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом.  
1: Скажу маме. Пойду к врачу.  
0: Плакать. Пойду домой. Ничего.  
Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в зависимости от возраста, пола).
2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу.  
1: Извинюсь. Скажу маме.  
0: Плакать. Скажу ему, что потерял.  
?: Искать пока не найду. (?: А если не найдешь?»).  
Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось?
2: Пойду в другой магазин. Куплю булку.  
1: Спрошу у мамы, что делать.  
0: Пойду домой. Отдам деньги.  
Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»).
2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку.  
1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол.  
0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи.  
?: Ничего. Отойду.  
Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?
2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком).  
1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь).  
0: Отойду. Убегу. Посмотрю.  
?: Закричу.  
 
Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева?
Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше подвержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить многоэтажные дома.  
0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет.  
?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее.  
Почему преступников сажают в тюрьму?
Для изоляции от общества (или могут совершить другое преступление). Для исправления (или перевоспитания). Для наказания.  
0: чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли срок наказания. Законы нельзя нарушать.  
?: Они преступники (или совершили преступление). (?: «Верно. Так почему их сажают в тюрьму?»).  
Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?
Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить.  
0: Они не умеют плавать. Так принято. Чтобы не было паники.  
?: Женщины – слабый пол.  
Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, а не дома?
Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно государству, оно использует эти деньги.  
0: Дома можно потерять.  
?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству.  
Чем выгодны пункты проката?
Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить.  
Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены?
Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало).  
0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания.  
?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нельзя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?).  
Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево?
Она легче. Легко делать (или обрабатывать). Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать.  
0: Прочнее. Красиво (или эстетично).  
?: Удобно. Выгодно. Практично.  
Почему мы выбираем депутатов парламента?
Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом – проявление демократии (или народной власти). У нас власть осуществляется через представителей народа (или депутаты – представители народа). Власть основана на выборности.  
0:  
?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа.  
Почему нужно выполнять обещания?
Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгуном). Для пользы дела.  
0: Так принято. Это нехорошо. Это не честно.  
?: Это дело чести. Вопрос морали.  

Субтест 3. Арифметический

Оценки: 1-0.

Выполнение задания ограниченно временем. Отсчет времени начинать по окончании чтения задачи.

Задания и контрольные ответы Время Время отв. Оценка
Задания №№ 1-3 выполняются на кубиках.
Сосчитать все кубики в ряду.
(9 кубиков) 45”    
Убрать все кубики, оставить только четыре.
  45”    
Убрать все кубики, оставить только семь.
  45”    
Если разрезать яблоко пополам, сколько будет частей.
(две) 30”    
У тебя было четыре рубля, мама дала тебе еще два рубля. Сколько стало?
(6 рублей) 30”    
У тебя было 8 шариков, ты купил еще 6. Сколько стало?
(14 шариков) 30”    
У продавца было 12 газет, он продал 5. Сколько осталось?
(7 газет) 30”    
Сколько стоят 3 карандаша по 7 рублей каждый?
(21 рубль) 30”    
У продавца было 25 бутылок молока. 11 бутылок он продал. Сколько осталось?
(14 бутылок) 30”    
У 4-х мальчиков было 72 рубля они разделили их поровну. Сколько стало у каждого?
(18 рублей) 30”    
Рабочий заработал 36 рублей. Ему платили 4 рубля в день. Сколько дней он работал?
(9 дней) 30”    
Ты купил 3 десятка апельсинов по 30 рублей за десяток. Сколько получишь сдачи со 100 рублей?
(10 рублей) 60”    
Каким будет число, если 2/3 его равняется 36?
(число 54) 30”    
Задания №№ 14-16 даются испытуемому на карточках. Испытуемый читает задачу сам, обязательно вслух. Секундомер включается по окончании чтения. Если испытуемый не запомнил задачу, то по его просьбе можно повторить вопрос, но время отсчитывается с момента первого прочтения.
Если 3 карандаша стоят 5 рублей, то сколько будут стоить 24 карандаша?
(40 рублей) 60”    
Если проезд на такси стоит 20 рублей за первую четверть километра и по 5 рублей за каждую последующую четверть километра, то сколько надо заплатить за 2-х километровую поездку?
(55 рублей) 120”    
Саша и Боря играли в экономическую игру «Коммерсант». Они взяли себе капитал по 27 рублей каждый. При этом договорились, что в конце каждой партии поигравший выплачивает победителю одну треть того, что победитель выиграл. Саша выиграл первые три партии. Сколько имеет Боря к началу четвертой партии?
(8 рублей) 120”    

Субтест 4. Сходство

Оценки за задания №№ 1-4: 1-0 балл,

за задания №№ 5-16: 2-1-0.

2 балла – если дается обобщающее слово (проводится классификация); 1 балл – если перечисляются отдельные признаки.

Задания и контрольные ответы Оценка
Лимоны кислые, а сахар …
(сладкий)  
Ты ходишь ногами, а бросаешь …
(руками)  
Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки …
(женщинами или тетеньками)  
Нож и кусок стекла оба …
(острые)  
 
Слива – персик (или вишня).
2: Фрукты. Фруктовые деревья. Плоды.  
1: Еда. Их едят. (любые два признака из следующих: косточка, кожица, круглые, форма, сок, сладкие).  
0: Вкусные. Вкус. Маленькие. Нравятся. Ягоды.  
Кошка – мышка.
2: Животные. Млекопитающие. Живые существа. Четвероногие.  
1: Четыре ноги. (Любые два признака из следующих: глаза, хвост, лапы, уши, усы, шерсть).  
0: Едят. Шкурки. Быстро бегают. Ловкие.  
Вино – пиво. (Часто под ответом «не знаю» подразумевается: «не пил, не пробовал». Необходима следующая форма вопроса: «Как ты думаешь, что между ними общего?»)
2: Алкогольные (или спиртные) напитки. Опьяняющие вещества.  
1: Напитки. Их пьют, жидкие. Жидкость. Кружится голова. Крепкие. С градусами. Возбуждающие напитки. Горькие. В них спирт.  
0: В бутылках. Одинакового цвета (или вкуса).  
Пианино – скрипка.
2: Музыкальные (струнные) инструменты. Инструменты, на которых играют.  
1: На них играют. Струны. Имеют мелодию (звуки). Музыкальные предметы. Предметы, на которых играют.  
0: Одинаково играют. Из дерева.  
?: Инструменты.  
Бумага – уголь.
2: Органического (или растительного) происхождения. Содержат углерод. В их состав входит углерод. Органические вещества.  
1: Горят. Из дерева получаются.  
0: Топливо.  
?: По происхождению. Продукты промышленного производства.  
Килограмм – метр.
2: Единицы измерения СИ (или измерения). Меры. Измерительные величины.  
1: Ими измеряют. Оба говорят о величине.  
0: Оба говорят о длине и/или весе. В килограмме 1000 граммов и в метре 1000 мм. Кг/м = Дж.  
?: Виды измерения.  
Ножницы – медная сковородка.
2: Предметы домашнего обихода. Сделаны из металла.  
1: Используются в быту (или в хозяйстве, или дома). Из стали. Имеют металлический блеск.  
0: Блестят. Имеют ручки. Железные.  
?: Из одного материала.  
Гора – озеро.
2: Изломы земной коры. Топографические понятия (названия). Географические названия. Природные образования. Рельеф местности. Элементы (или составные части) рельефа.  
1: Неровности поверхности земли. Элементы (или явления) природы. Элементы пейзажа. Имеют полезные вещества.  
0: Имеют воду и землю. Всегда на местности. Поверхность земли.  
?: Природа. Из природы. Пейзаж. Вид. Местность.  
Соль – вода.
2: Химические (или органические) вещества (или соединения). Необходимые для жизни вещества. Входят в состав пищевых продуктов.  
1: Употребляют с пищей. Их едят. Продукты (или предметы) питания. Вещества, содержащиеся в природе. Состоят из молекул.  
0: Оба в океане. Соль получают из воды. Химические элементы.  
?: Их используют.  
Свобода – справедливость.
2: Философские (или гуманные, или идеологические, или юридические) понятия. Философские категории. Социальные идеи (или ценности). Демократические права.  
1: Лозунги борющихся за независимость народов (или прогрессивные или гуманные). Принципы, за которые борются народы мира. Это желание любого народа. Без них человек не может счастливо жить.  
0: Равенство. Законы. Близкие понятия. Гражданские права. Без справедливости нет свободы.  
?: Связь с борьбой за справедливость. Права человека. человеческие потребности.  
Первый – последний.
2: Крайние члены (или концы) ряда. Замыкающие. Замыкают концы (или ряд) этапы какого-либо действия.  
1: Находятся на краях. Крайние. Крайние точки. Концы. Обозначают место (или порядок). Ограничивают что-то. Противоположные.  
0: Первый – начало, последний – конец. Если есть первый, есть и последний. Два конца. Начало и конец. Счет. Цифры. Числа. Конечные числа. Порядковые числительные. Меры счета. Номерной порядок.  
?: В ряду (или очереди) порядок.  
Число 49 – число 121.
2: Квадраты простых (первоначальных или нечетных) чисел.  
1: Нечетные. Не делятся на два. Натуральные (или целые) числа. Квадраты чисел 7 и 11.  
0: Их корни – числа 7 и 11. Делятся только на само себя и единицу (или на одно и то же число). Числительные. Числа. Цифры. Состоят из цифр.  
?: Квадраты.  

Субтест 5. Словарный

Оценки за задания №№ 1-5: 2-0

за задания №№ 6-40: 2-1-0.

Задания и контрольные ответы Оценка
Велосипед.
2: Вид транспорта. На нем катаются (или ездят). Как мотоцикл, без мотора (или но надо ногами крутить). У него педали, колеса (другие части – не меньше двух).  
0: У меня такой есть. Такой большой.  
?: Трехколесный. Для детей.  
Нож.
2: Инструмент для резания. Режущая часть инструмента. Холодное оружие. Им можно резать. Им режут хлеб (или мясо, или др.)  
0: У меня есть. Железный.  
?: Острый.  
Шапка.
2: Головной убор. Носят на голове. Одевают на голову, чтобы не замерзнуть.  
0: Фуражка.  
?: Ее носят. Зимой носят. (?: «Как это носят?»)  
Письмо.
2: Написанный текст с сообщением, которое посылают. Сообщение кому-то Бабушке в деревню пишут. Его кладут в конверт. Его посылают. Написать и отправить.  
0: Написано на бумаге. Бумага. Конверт.  
?: То, что пишут.  
Зонтик.
2: Приспособление для защиты от дождя или солнца. Из палки, прутьев и на них натянута тряпка. То, что мы берем, когда идет дождь. Укрываются от дождя (или солнца). Берут, чтобы не промокнуть.  
0: Его носят.  
?: Раскрывают.  
Подушка.
2: Постельная принадлежность. Мешок, набитый перьями (или пухом, или сеном), который кладут под голову.  
1: Его кладут под голову. Мешок, в нем перья (или пух, или сено). Состоит из наволочки, внутри (или перья, или пух, или сено). Мягкое сиденье.  
0: Мягкая. Спит мальчик. Белье.  
?: Четырехугольный мешок. На котором спят. (?: Как это спят?)  
Гвоздь.
2: Металлический (или железный) стержень (или палочка), заостренный на одном конце и со шляпкой. Металлический стержень (или палочка) для скрепления предметов. Строительный материал.  
1: Предмет для скрепления чего-нибудь. Им прибивают деревянные вещи. Его вбивают в стену (или доску, или др.). Палочка железная (или металлическая), ее вбивают. Из металла, его забивают. Его прибивают молотком. Забивают, чтобы повесить что-нибудь.  
0: Им ударяют. Острый. Железный. Орудие труда.  
?: К<

Наши рекомендации