Душа (нафс) приказывает скверное

Рабу в вопросе греха нужно посмотреть на четыре вещи:

  1. Приказы и запреты
  2. Решение Всевышнего относительно этого
  3. Источник греха
  4. Этот пункт придет в следующей главе, с дозволения Аллаха.


Источник греха - это душа (нафс), приказывающая зло. Если человек изучит свою душу, он узнает несколько вещей.
Поистине, душа (нафс) по своей природе невежественная и несправедливая. Эти её качества приводят к тому, что от неё исходят всякие мерзкие слова и действия. Кто обладает такими качества как невежество и несправедливость, в отношении такого мало надежды, что он исправится и обретет прямоту. Поэтому нужно приложить усилия, приобретая полезное знание, которое поможет избавить душу от невежества. А также нужно совершать праведное деяние, которое выведет душу из несправедливости. Но даже несмотря на это, невежество души больше, чем её знание, а её несправедливость больше, чем справедливость.
А раз душа такова, человек должен устремиться к Создателю этой души за защитой от неё, чтобы Он дал ей богобоязненность и чистоту. Он - Лучший, Кто очищает её. Он её Господь, Он её Покровитель! Проси, чтоб Он не вручил тебя этой душе ни на мгновение ока. Если Он поручит тебя этой душе, то ты погибнешь. Всякий, кто погибает, погибает только потому, что был поручен своей душе. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Хусейну ибн Мунзиру: «Говори: "О Аллах! Внуши мне прямой путь и защити меня от зла моей души"». И всем известная вступительная хутба: «Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи! У Него мы просим прямого пути и Ему приносим покаяние. К Нему мы прибегаем от зла наших душ и от наших скверных деяний». Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴾


«А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». (Сура ат-Тагабун, аят 16)
А также:

﴿ إِنَّ النَّفْسَ لأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ ﴾


«Поистине, душа человека повелевает зло». (Сура Йусуф, аят 53)
Кто понял сущность души, тот понял, что она является источником всякого зла и прибежищем всего плохого. Поистине, всякое благо души только по милости Всевышнего Аллаха. Как сказал Всевышний:

﴿ وَلَوْلا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ مَا زَكَا مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ أَبَدًا ﴾


«И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы». (Сура ан-Нур, аят 21)
А также:

﴿ وَلَكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ أُوْلَئِكَ هُمُ الرَّاشِدُون ﴾


«Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем». (Сура аль-Худжурат, аят 7)
Эта любовь и ненависть, о которых говорится в аяте, изошли не от души (нафс). Однако Всевышний Аллах одарил этими двумя вещами. Всевышний Аллах сделал обладателя этой души из числа идущих прямым путем. А далее сказано:

﴿ فَضْلا مِّنَ اللَّهِ وَنِعْمَةً وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيم ﴾


«По милосердию и милости Аллаха. Аллах - Знающий, Мудрый». (Сура аль-Худжурат, аят 8)
Он знает, кто достоин Его дара! Он знает, кто очистится через этот дар и вырастет. Он - Мудрый и потому не помещает этот дар не на свое место.

Имам аль-Харауи говорит: «Поистине, правдивый человек, обладающий пониманием, взирая на свои прегрешения, понимает, что они не оставляют ничего из его благих дел. Он смотрит на милость Аллаха и на недостатки своей души и своих деяний».

Правдивый человек, обладающий знаниями о своей душе и об Аллахе, посмотрев на свои грехи, поймет, что его добрые дела ничего не стоят. Он поймет, что предстанет перед Аллахом полным банкротом. Если он начнет исследовать недостатки своей души и своих деяний, то поймет, что они вообще не годятся для Всевышнего Аллаха. Это такой товар, которым не купишь спасение от наказания Аллаха, не говоря уже о великой награде.
Это относится к самым полезным видам знания для раба. Поэтому сказано в главной мольбе о прощении (сеййиду-ль-истигфар): «О Аллах! Ты — Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду верен договору, [заключённому] с Тобой, и обещанию, [данному] Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не простит грехов, кроме Тебя». См. «Сахих аль-Бухари», 6306.
Эта мольба включает в себя признание рабом господства (рубубийа) Всевышнего Аллаха, признание Его божественности (улюхийа). Она включает в себя признание того, что Всевышний Аллах создал человека и Он знает о нём. Всевышний Аллах создал его слабым и человек не в состоянии соблюсти права Аллаха. В этой мольбе признание своего рабства перед Аллахом. У человека нет покровителя, кроме Аллаха! И он хочет быть верным договору, то есть приказам и запретам, насколько это возможно. Но конечно человек не сделает этого, как положено. Не в его силах сделать это так, как положено. Но несмотря на это, человек верит в то обещание, которое Аллах дал покорным. Он обещал покорным награду, а ослушникам - наказание. Затем человек прибегает от зла того, что упустил из приказов и запретов. Если Аллах не защитит человека от этого зла, то человека окружит погибель. Небрежность по отношению к правам Аллаха является причиной гибели. Человек признает милости Аллаха и признает свои грехи. От Всевышнего Аллаха исходит милость, благо и снисхождение, а от человека - грехи и злодеяния. Поистине, никто не прощает грехов, кроме Всевышнего Аллаха. Именно поэтому эта мольба названа главной мольбой о прощении.

Четвертое на что нужно смотреть в вопросе греха (7 преград)

Это взгляд на шайтана. Нужно посмотреть на того, кто приказывает совершение греха, кто разукрашивает для человека совершение греха, кто побуждает человека совершить грех. Это тот самый шайтан, который приставлен к нему. Если человек обратит внимание на шайтана и изучит его, то извлечет следующую пользу. Он возьмет его своим врагом и станет в полную силу остерегаться его, быть начеку, проявлять бдительность в отношении этого врага, обращать внимание на то, чего хочет его враг от него, а на самом деле он этого не чувствует. Шайтан хочет захватить человека, хочет одолеть его, заполучить его и пытается сделать это на семи преградах. Есть семь преград, одна из них круче другой. Он не переходит к менее крутому препятствию, пока не почувствует, что у него не остается сил что-либо сделать.

1 - Неверие во Всевышнего Аллаха, в Его религию и во встречу с Ним.
Это неверие в атрибуты Его совершенства, и в то, о чем сообщили Его посланники о Нём. Если на этом этапе шайтану удается захватить и заполучить человека, то огонь его вражды гаснет и пламя затухает. Если же человеку удается преодолеть эту преграду и спастись от неверия посредством прямого руководства, истинного знания, света вера, тогда шайтан ждет его на втором препятствии.

2 - Нововведение (бид’а).
Нововведение, которое может заключаться в убеждениях, которые противоречат истине, с которой Всевышний Аллах послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и ниспослал Писание. Оно может заключаться в поклонении, которое не дозволил Всевышний Аллах. Это какие-либо ритуалы, обряды, действия, которые являются новшеством в религии, и из которых Всевышний Аллах ничего не принимает. Эти два вида нововведений (в убеждении и в поклонении), как правило, сопутствуют друг другу, и одно вытекает из другого. Очень редко одно бывает в отрыве от другого. Как говорят некоторые, поженились нововведения в словах с нововведениями в делах, и в результате родились ублюдки, которые сеют порчу на земле, а в частности на землях Ислама.
Сказал наш шейх (то есть Ибн Теймия): «Неверие поженилось с нововведением и родился от этого убыток в этом мире и в вечном мире».
Если человеку удается преодолеть эту преграду и спастись от нее посредством света сунны, посредством крепкого следования за ней и за тем, на чем были саляфы из сподвижников и табиинов, тогда шайтан ждет его на третьем этапе.
Чем дальше движется время от времени пророчества, тем меньше позволяют людям эти сторонники нововведений держаться за сунну. Они расставляют силки, препятствуют сторонникам сунны, причиняют им всякий вред и говорят про них, будто это они искажают религию и вносят новшества в неё. Но если Всевышний Аллах помог человеку, и он преодолел это препятствие, то шайтан ждет его на третьем препятствии.

3 - Большие грехи (кабаир).
Чтобы заполучить человека на этом этапе, шайтан начинает приукрашивать для него грехи, представлять ему грехи прекрасными. Он обманывает его такой вещью как «тасуиф», то есть откладывание на потом. Он открывает ему двери к ирджа, то есть оставление деяний в стороне от веры. Шайтан заставляет человека произнести слово, которое ведет к гибели людей:

« لا يضر مع التوحيد ذنب كما لا ينفع مع الشرك حسنة »

«Когда есть единобожие (таухид), не вредит грех, также как не помогает праведное деяние, когда есть многобожие (ширк)».


Но всё же для шайтана любимее захватить человека на предыдущем этапе, потому что нововведение противоречит религии. Это по сути отторжение того, с чем Всевышний Аллах послал своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Человек, который совершает нововведение, не кается в нем. Он не отходит от своего нововведения, а наоборот призывает других к этому. Это по сути возведение лжи на Всевышнего Аллаха. Нововведение - это открытая вражда к сунне и её поборникам. Это усилие, направленное на то, чтобы погасить свет сунны. Оно заставляет человека любить тех, кого отвергли Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха), и отвергать тех, кого любят Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Оно заставляет человека считать правильным то, что отвергают Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), и, наоборот, отвергать то, что считают Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) правильным. Оно заставляет любить тех, кто враждует с Аллахом, и враждовать с теми, кто ищет расположения Аллаха. Оно заставляет человека утверждать то, что отрицает Аллах, и отрицать то, что утверждает Аллах. Оно заставляет назвать правдивого лжецом, а лжеца правдивым. Нововведение - это противопоставление истине лжи. Это переворачивание истины! Оно делает правду ложью, а ложь - правдой. Нововведение - это отход от религии Аллаха. Оно делает сердца слепыми к истине. Нововведение искривляет следование по прямому пути. Оно открывает двери для полной замены этой религии.
Малое нововведение всегда ведет к большему, пока, наконец, человек полностью не выходит из религии. Поэтому опасность и вред нововведений понимают только люди знания, а слепцы блуждают во мраке своей слепоты, как сказал Аллах:

﴿ وَمَن لَّمْ يَجْعَلِ اللَّهُ لَهُ نُورًا فَمَا لَهُ مِن نُّورٍ ﴾


«Кому Аллах не даровал света, тому не будет света». (Сура ан-Нур, аят 40)

4 - Малые грехи (сагъаир).
Здесь шайтан не скупится и отмеривает человеку эти малые прегрешения обеими руками. Он говорит: «Они не повредят тебе, если ты остерегаешься больших грехов, а то, что ты делаешь из малых прегрешений, ничего страшного. Если ты остерегаешься больших грехов, и знаешь, тем более, что твои благие дела стирают малые грехи. Чего бояться малых грехов?».
И так шайтан все время пытается убедить человека, что малые грехи ничего не значат, и так до тех пор, пока человек не начинает совершать их постоянно. Человек, который совершает большой грех, боясь, трепеща, сожалея, он лучше, чем тот, кто спокойно постоянно совершает малые грехи.

« و لا كبيرة مع التوبة و الإستغفار و لا صغيرة مع الإصرار »

«Нет больших грехов, когда есть покаяние и просьба о прощении и нет малых грехов, когда присутствует упорство в них».


То есть эти малые грехи уже становятся большими грехами. От Сахль ибн Са’да передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь грехов, котороые кажутся незначительными! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!» Ахмад 5/331. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 11/383, “Файдуль-Къадир” 3/165, «Сахих аль-джами’» 2686, 2687.
Если человеку удается спастись от этого, удается остерегаться, сохраниться от них путем постоянного раскаяния, просьбы о прощении, путем совершения за каждым плохим проступком хорошего поступка (хасана), тогда шайтан, отчаявшись, ждет его на пятой преграде.

5 - Увлеченность тем, что дозволил Всевышний Аллах.
Шайтан пытается отвлечь человека увлеченностью разными дозволенными вещами от совершения богоугодных поступков, от усердного собирания провизии на Судный день, а потом постепенно шайтан завлекает его к тому, чтобы оставить желательные действия (суннаты). А потом после оставления желательного человек начинает оставлять обязательное (уаджибат). Минимальный вред этого заключается в том, что шайтан заставит человека упустить доход, прибыль, прекрасные деяния на судный день, упустить более высоки степени. Если бы человек знал цену этим деяниям, то не упускал бы ни один свой вздох, а использовал каждый свой вздох для приближения к Аллаху. Но человек не знает цену. Если человеку удается уйти от этого препятствия посредством знания, видения, осознания, посредством ведущего к прямому пути света, посредством знания цены богоугодных поступков и большого совершения богоугодных поступков, если он поймет, насколько важна эта торговля, если он поймет щедрость Покупателя... Всевышний Аллах,Который за эти малые поступки дает большую цену. Если он узнает, как много торговец получает взамен, тогда он начинает очень бережно относиться к своему времени. Тогда человек становится скуп на свое время, чтобы не прошло ничего зря, чтобы всё шло на пользу, чтобы получить прибыль на Судный день. И если ему удается пройти эту преграду, то шайтан ждет его на следующей преграде.

6 - Степени деяний.
Деяния отличаются друг от друга по степени своей предпочтительности. Есть предпочтительные деяния, а есть более предпочтительные. Шайтан пытается увлечь человека менее предпочтительными деяниями, чтобы он оставил более предпочтительные. Он разукрашивает в глазах человека менее предпочтительные деяния, показывая их более красивыми. Он показывает их прибыль и их достоинство, отвлекая его от того, что лучше. Если шайтан не может лишить человека награды, то он стремится хотя бы уменьшить награду, лишить человека высоких степеней. Он начинает отвлекать его тем, что менее весомо от того, что более весомо, тем, что любимо Аллаху, от того, что более любимо Аллаху, тем, что угодно Аллаху, от того, что более угодно Аллаху.
Но где эти люди?! Их единицы в мире, потому что большинство людей оказываются в плену у шайтана уже на первых этапах.
Человек может избежать этого с помощью знания о деяниях, знания о цене деяний, с помощью умения выбирать более высокие деяния, выбирать более предпочтительные деяния. Среди деяний есть главные, а есть подчиненные. Среди деяний есть те, которые являются их вершиной, а есть те, что меньше, чем вершина. Как сказано в хадисе: «Господин всех мольб о прощении это слова: “О Аллах, Ты — Господь мой, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя...."». аль-Бухари, 6306. В другом хадисе: «Джихад - это вершина Ислама». В одном из преданий сказано: «Деяния стали хвастать друг перед другом, и каждое деяние упомянуло свой ранг, а у милостыни (садака) было отличительное положение при упоминании своих достоинств перед другими деяниями». Пересечь этот этап могут только обладатели истинного знания и правдивости, которые идут по дороге (тауфика) помощи от Аллаха и ставят деяния на подобающее место.
И последняя преграда, от которой никто не спасается. Если бы мог кто-то спастись от нее, то тогда спаслись бы посланники Аллаха и Его пророки, наиболее предпочтительные из всех творений.

7 - Войско шайтана.
Шайтан натравляет на человека свои войска, которые причиняют человеку страдания: либо рукой, либо языком, либо сердцем. Это зависит от степени человека во благе. Чем выше степень человека в благе, тем больше натравляет шайтан на человека своих приспешников, свою конницу, свою пехоту. В союзе со своими войсками шайтан пытается досадить этому человеку, напуская на него свою партию. Обойти эту преграду не может никто. Чем серьезнее человек в своем следовании по прямому пути, чем более он стоек и верен, чем сильнее и крепче он в призыве и выполнении приказов Аллаха, тем серьезнее враг пытается навредить ему и проявить большее усердие в том, чтобы натравить на него глупцов. На этом этапе человек должен одеть доспехи воина и начать сражаться с шайтаном ради Аллаха и при помощи Аллаха. Это служение особых людей, служение знающих людей. Это служение заключается в унижение врага Всевышнего Аллаха. Обращают внимание на это служение только люди, которые обладают полным знанием и пониманием. Ведь, нет ничего для Аллаха любимее, чем когда Его (уали) угодник унижает Его врага. И Аллах указывает на это служение во многих местах Своей книги. Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَمَن يُهَاجِرْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ يَجِدْ فِي الأَرْضِ مُرَاغَمًا كَثِيرًا وَسَعَة ﴾


«Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие». (Сура ан-Ниса, аят 100)
Здесь Всевышний Аллах говорит о (мухаджире) человеке, который совершил переселение для поклонения Аллаху из места, где он не мог поклоняться Аллаху, где его унижал шайтан, в то место, где он смог укрыться от притеснений. Человек этим самым досаждает шайтану, злит шайтана, злит врага Аллаха и своего врага. Всевышний Аллах говорит:

﴿ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ لاَ يُصِيبُهُمْ ظَمَأٌ وَلاَ نَصَبٌ وَلاَ مَخْمَصَةٌ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلاَ يَطَؤُونَ مَوْطِئًا يَغِيظُ الْكُفَّارَ وَلاَ يَنَالُونَ مِنْ عَدُوٍّ نَّيْلاً إِلاَّ كُتِبَ لَهُم بِهِ عَمَلٌ صَالِحٌ إِنَّ اللَّهَ لاَ يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ ﴾


«Это - потому, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро». (Сура ат-Тауба, аят 120)
А также, описывая пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников:

﴿ وَمَثَلُهُمْ فِي الإِنجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَى عَلَى سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ ﴾


«В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих». (Сура аль-Фатх, аят 29)
Вызывание досады у приспешников врага Аллаха – это та цель, которая любима Господу. Это из полноты служения Всевышнему Аллаху. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для молящегося совершение двух земных поклонов, если человек сомневается в том, сколько ракатов он совершил. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И даже, если намаз был полон, эти поклоны станут унижением шайтана».
Если человек служит Аллаху, унижая шайтана, значит он достиг немалой доли в наличие у него такого качества как правдивость. В зависимости от того, насколько человек любит своего Господа и насколько питает вражду к врагам своего Господа, настолько бывает служение раба Аллаха путем унижения шайтана. Поэтому если человек дает милостыню, когда его никто не видит, кроме Аллаха, тогда человек ведет себя достойно, потому что он унижает шайтана.
Однако, этот вид служения знают лишь немногие из людей. Кто почувствуют сладость этого вида служения, тот будет сожалеть о днях, которые он упустил, проведя их без этого.

و بالله المستعان و لا حول و لا قوة إلا بالله

Наши рекомендации