Принципы и особенности организации коррекционно - развивающей программы
Актуальность мероприятий по психологической коррекции произвольного внимания с детьми, посещающими 1 класс школы-интерната №37, обусловлена установленным у них с помощью методик психологической диагностики низким уровнем развития произвольного внимания.
Программа развития произвольного внимания, спланированная нами к использованию как основа работы по развитию произвольного внимания у контингента исследования, состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы: развитие произвольного внимания у детей.
Предмет: индивидуальный уровень развития произвольного внимания.
Объект: дети младшего школьного возраста с ЗПР восьмого-девятого лет жизни.
Объем программы: одно занятие при частоте встреч два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 20-25 минут.
В качестве задач программы планировалось решить следующие:
- коррекционная задача – по возможности преодолеть недоразвитие произвольного внимания органического генеза, у детей, посещающих 1 класс школы-интерната №37;
- развивающая задача – способствовать развитию уровня произвольного внимания у детей, посещающих 1 класс школы-интерната №37 путём развития различных составляющих внимания как познавательного процесса.
Отметим, что коррекционная задача сформулирована нами с учётом сведений по нейропсихологическому исследованию клинических вариантов задержки психического развития, проведённому И.Ф.Марковской[ii]. Исследователь полагает, что недоразвитие произвольности у детей с задержкой психического развития может быть преодолено эмоциональными стимулами, а также организацией работы с такими детьми.
Развивающая задача сформулирована нами исходя из понимания психических процессов как процессов, условно выделяемых в целостной структуре психики человека. Исходя из изложенного, внимание представляется психическим феноменом, взаимосвязь видов которого очевидна ввиду условности выделения собственно видов в едином когнитивном процессе – внимании. Следовательно, развивая одну из сторон внимания, мы развиваем внимание как когнитивный процесс в целом, а динамика изменения уровня произвольности, являющейся одной из характеристик внимания, должна прямо отражать динамику изменения самого когнитивного процесса – внимания.
Основные принципы программы:
Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально- волевой, мотивационной.
Структурно- динамический подход - выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
Онтогенетический подход - учет индивидуальных особенностей ребенка.
Антропологический подход - учет возрастных особенностей ребенка.
Активность - широкое использование в ходе занятий самостоятельной практической деятельности ребенка.
Доступность - основное значение имеет выявление этапа, на котором возникли сложности в обучении, определение имеющихся знаний, необходимых для изучения новых, подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
Гуманность - любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
Оптимизм - вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
При построении коррекционно-развивающей программы, мы опирались на следующие принципы:
1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
2.Принцип единства коррекции и диагностики
3.Деятельностный принцип коррекции
4.Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента
5.Принцип комплексности методов психологического воздействия
9.Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов
10. Принцип усложнения
11.Учет объема и степени разнообразия материала
12.Учет эмоциональной сложности материала
Этапы составления коррекционной развивающей программы:
-четко формулировать цели коррекционной работы;
-определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
-выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
-четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
-отобрать методики и техники коррекционной работы;
-определить общее время необходимое для реализации всей коррекционной программы;
-определить частоту необходимых встреч;
- определить длительность каждого коррекционного занятия;
-разобрать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;
-планировать формы участия других лиц в работе;
-реализовать коррекционную программу ( необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в работу) ;
-подготовить необходимые материалы и оборудование.
Теоретические положения коррекционно-развивающей программы
Теоретической основой программы является Международная программа развития ребенка - ISPP Основные принципы ISPP следующие:
Эмоциональное общение. Нужно показывать, что вы любите ребенка, говорить ему об этом.
Подстройка под ребенка и следование его инициативе. Следовать за его жестами, намерениями. В таком случае у ребенка развивается собственная инициатива, ребенок чувствует свою значимость. Важен баланс между "следованием за ребенком" и ведением ребенка за собой.
В основе нашей программы, были выработаны требования к основе проведения коррекционно- развивающей программы:
Следует вести разговор с ребенком при помощи эмоций, взглядов и улыбок. То, что совместно переживается, должно быть окрашено эмоциями. Нужно вносить смысл в детские впечатления от окружающего мира, описывая то, что вы делаете вместе с ребенком, и выражая свои чувства по этому поводу.
Следует хвалить и поддерживать ребенка в том, с чем он справляется, поощрять за самое небольшое достижение. Нужно поддержать, помочь, если у ребенка что-то не получается. Не заострять внимание на том, что у ребенка пока не выходит, не оценивать отрицательно, не акцентировать внимание на недостатках, а подчеркивать позитивные моменты. Это обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка.
Следует помогать ребенку концентрировать внимание с тем, чтобы ребенок имел общее впечатления от окружающих предметов. Важен баланс между "следованием за ребенком" и ведением ребенка за собой.
Следует помогать ребенку контролировать себя, устанавливая ограничения позитивным образом, т.е. направляя его, показывая позитивные альтернативы и совместно планируя деятельность. Одна из целей воспитания - развитие самоконтроля, который формируется из диалога с взрослым. Взрослые обязательно должны детям ставить границы.
Следует расширять опыт ребенка, объясняя, что вы переживаете вместе с ним. Нужно, чтобы взрослый в общении с ребенком сравнивал, сопоставлял новое с прошлым опытом, т.к. это является помощью в установлении обобщений
2.5. Особенности проведения занятий:
Занятия проводятся с группой 15 учащихся. Длительность одного занятия - 25 минут. Частота проведения -1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении заданий.
Используется концентричный метод от простого к сложному.
Исходя из того, что в младшем школьном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, задания достаточно часто сменяются.
В качестве отдыха использованы подвижные игры, перемежающие основные задания.