Доброжелательность: плюсы и минусы
Второе качество из «большой пятерки» – это доброжелательность. Доброжелательные люди обычно приятные, дружелюбные, готовые поддержать, прийти на помощь и выразить сочувствие. Недоброжелательные же личности, как правило, циничны и недружелюбны, нередко провоцируют конфликты. Совершенно очевидно, что доброжелательность считается весьма положительным качеством личности, особенно для тех, кто работает с людьми. Оно, как никакое другое, способно создавать благоприятное первое впечатление о человеке. Некоторые даже полагают, что доброжелательность является ответом на вопрос, который задавали себе еще наши пещерные предки: могу ли я доверять этому человеку?
Несмотря на первостепенную важность в том, что касается формирования впечатления, доброжелательность не ассоциируется с успехом так же, как добросовестность. Действительно, по сравнению с другими элементами «большой пятерки» доброжелательность – один из худших инструментов для предсказания профессионального успеха. Существуют даже доказательства того, что дружелюбные люди менее успешны в работе, о чем свидетельствуют их зарплаты. Это особенно справедливо для мужчин, ведь доброжелательность может противоречить нормам поведения, принятым среди сильного пола. Но, опять-таки, следует задать уточняющий вопрос: во всех ли средах доброжелательность ассоциируется с более скромным успехом? Есть ли условия, в которых она, наоборот, помогает добиваться лучших результатов?
Исследование, недавно проведенное в Финляндии, предоставило в наше распоряжение информацию, которая ставит изложенную выше позицию под сомнение. Оно обнаружило тесную связь между доброжелательностью и различными показателями эффективности. Откуда возникло расхождение с предыдущими данными? На самом деле объектом финских исследователей являлись менеджеры по работе с ключевыми клиентами, сотрудничающие с заказчиками, вносящими наибольший вклад в выручку компаний. Хотя доброжелательность может быть не очень эффективна в краткосрочной перспективе или в ходе предварительной коммуникации, ее плоды куда заметнее, когда речь идет о долгосрочных отношениях. Другими словами, влияние личностных качеств на результаты деятельности зависит от таких составляющих, как его продолжительность и социальная среда. Большое значение имеют также время и обстоятельства.
Существует еще одна причина, по которой связь между доброжелательностью и эффективностью выглядит неоднозначно. Вполне возможно, чрезмерная доброжелательность или, наоборот, недоброжелательность влияют на результаты труда отрицательно, тогда как оптимальный или средний уровень доброжелательности способен приносить пользу. Иначе говоря, милые и любезные люди, так же как грубые и неприятные, могут приходить к финишу последними, но только в том случае, если переусердствуют. Эта гипотеза подкреплена фактами. Недоброжелательные люди, наряду с экстравертами, отличаются напористостью. Напористость – это компромисс между качеством отношений и достижением цели. Продвижение вперед может отбросить вас назад в том, что касается отношений с людьми. Когда сотрудники оценивали эффективность своих руководителей, то самый высокий балл заслужили те, чей уровень напористости не являлся ни слишком высоким, ни чересчур низким. Другое исследование показало, что, хотя недоброжелательных людей и экстравертов роднит напористость, недружелюбные люди не проводят различия между важными и второстепенными ситуациями и задачами. Они напористы во всех случаях, тогда как экстраверты в состоянии действовать избирательно.
Связь между здоровьем и доброжелательностью тоже неоднозначная. Крайне доброжелательные люди имеют больше друзей и знакомых, что вносит значимый позитивный вклад в их здоровье. Те же, кто не отличается доброжелательностью, страдают не только от нехватки общения, но и из-за своей чрезмерной склонности к гневу, цинизму и враждебности, что пагубно сказывается на их здоровье.
Имеется и другой, весьма любопытный аспект недоброжелательности, который связан со счастьем. Хотя приятные в общении люди чаще сообщают о том, что они счастливы, неприятные люди нередко заявляют, что они счастливы, когда третируют окружающих! В рамках одного исследования недоброжелательные люди докучали другим участникам звуком пейджера. Оказалось, что подобное поведение доставляет им больше приятных эмоций, чем нахождение в комфортной и расслабляющей обстановке. В главе 6 мы остановимся на враждебном поведении и риске сердечно-сосудистых заболеваний чуть подробнее.