Исследование общего состояния психической сферы и личности ребенка
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА (вариант 1)
Обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста следует начинать с изучения состояния игровой деятельности, изучить сохранность или нарушение различных форм игры — предметной, сюжетной, ситуативной, интеллектуальной и др., изучить природу несформированности или нарушения этого вида деятельности. Это непосредственные задачи этой части обследования. Однако, изучая игровую деятельность, следует решать и ряд других специальных задач, используя игру в качестве метода изучения как общего состояния психической деятельности ребенка — его умений и навыков, так и конкретных важнейших ВПФ. Умения и навыки:
— умения и навыки рисования (самостоятельного и копирования);
— умение объяснить (толкование) собственных рисунков и заданных сюжетных картинок. Известно, что рисунок ребенка развивается под большим влиянием речи, и умения рисовать могут указать и на состояние речи. Далее, рисунок — это начало письменной речи, из которого она в дальнейшем формируется, и, наконец, рисунок исследует и сферу образов-представлений, процессы воображения, фантазии, абстракции;
— двигательные навыки — быстрота, точность, ловкость и др.;
— способность устанавливать и поддерживать контакт с педагогом и с другими детьми (в групповых занятиях);
— способность поддерживать диалог;
— самостоятельные формы деятельности;
— способность к сотрудничеству.
Нетрудно заметить, что все эти умения и способности отражают степень сохранности (или несформированности) двигательной сферы, сферу образов-представлений (рисование), эмоционально-волевую сферу личности (контакт, сотрудничество, контроль за своими действиями, самостоятельная организация и целенаправленность, речь).
Это составит основу представления о развитии (неразвитии) тех или других сторон психической деятельности.
Исследуются:
1. Предметные действия — тесты на все виды праксиса и особенно — динамического, позы и пространства.
2. Восприятие (разной модальности) и особенно — речевой слух, предметно-зрительное восприятие и тактильное восприятие предметов.
3. Память — общая (непосредственная и отсроченная), слухоречевая, предметно-зрительная.
4. Внимание — не исследуется специально, а о его состоянии делается вывод на основании предыдущих видов деятельности ребенка.
5. Речь — изучается педагогом в процессе всего обследования, т.к. во всех тестах можно обнаружить состояние понимания речи (инструкций), диалогической речи, состава лексики и фразовой речи. Специально нужно исследовать фонематический слух, повторение, называние предметов и слов-действий, спонтанную речь (пересказ картинки, у старших детей — устное сочинение, текст — «расскажи, как провел лето» и др.).
6. Интеллект — простые тесты на аналогии, классификацию предметных картинок, классификацию (разложить по группам) всех предметов, которые лежат на столе (находятся в комнате).
7. Во время игры исследуется и ориентировка ребенка в месте и времени: какое сегодня число (месяц, год), а где ты сейчас находишься и т.д.
Таблица 1
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов и возможных ошибок; психические функции на которые направлен тест |
1. Игровая деятельность | Настольные игры, постепенно усложняющиеся, соответствующие возрасту. 1. Лото картиночное. 2. Лото цифровое. 3. Классификация картинок (геометрических фигур). 4. Вырезание фигур из бумаги (постепенно усложняющихся и т.д.). | Мы будем сейчас с тобой играть. Я хочу выиграть, а ты? Давай стараться выиграть? Кто лучше знает цифры? Кто быстрее разложит картинки (фигуры) и без ошибок? Вырезай аккуратно, без ошибок. Скажи, что это ты вырезаешь? Придумай свою игру. | Исследуются непроизвольные формы деятельности в игровой ситуации: 1. Внимание, запоминание и воспроизведение. 2. Эмоции – нейтральное, возбужденное, негативное состояние, угрюмое настроение. 3. Общение – коммуникативная функция речи. 4. Непроизвольная лексика (объем, состав, адекватность, фразы). 5. Двигательная сфера – подвижность, мимика, действия. 6. Активность, знание игры, ее правил, вхождение в игру. 7. Зона ближайшего развития. |
2. Игра | Конструктор | Нужно собрать фигуру. Делай ты первый, потом я, а потом снова ты и т.д. Проверь, нет ли у меня ошибок? | 8. Интеллектуальная деятельность: конструктивные операции, речь (лексика, грамматика, интонации), личность, способность к сотрудничеству, к последовательности действий, к их удержанию в памяти, организация деятельности. |
3. Ситуативные игры | Игра в «Доктора» В «Школу» В «Продавца» В «Летчика» и т.д. | Кто будет доктор, а кто больной? Что будешь делать ты, начинай! Я буду учительницей, слушай меня внимательно и т.д. | Исследуется: 1. Знание ситуации (актуализация знаний). 2. Организация собственного поведения, волевые процессы. 3. Память. 4. Эмоции. 5. Последовательность развития событий (образы-представления); запоминание, организация поведения. 6. Умение коммуницировать во время игры (играть вдвоем). 7. Знание и выполнение роли и т.д. |
4. Подвижные игры | Стул Стол Игрушки: мяч и др. | 1. «Кто быстрее»: а. добежать до двери и обратно; б. занять свободный стул; в. влезть под стол и вылезть. Ставятся оценки. 2. «Кто более ловкий»: На столе лежит игрушка. По сигналу быстро взять-схватить ее и др.: а. подбросить и поймать мяч; б. быстро нарисовать фигуру и т.д. | Исследуется моторика на непроизвольном уровне: 1.1. Подвижность-динамика. 1.2. Точность движений. 1.3. Координация. 1.4. Резкость-плавность. 1.5. Ловкость-неловкость. 2.1. Быстрота и ловкость. 2.2. Тонкие движения, если предмет маленький. 2.3. Целенаправленность. 2.4. Интерес. 2.5. Инициатива. 2.6. Желание победить. 2.7. Концентрация внимания. 2.8. Зона ближайшего развития. |
5. Двигательная сфера. Ходьба: а. ритмическая; б. под музыку; в. с упражнениями. | Музыка, мяч Гимнастическая палка, зеркало. | Я хочу посмотреть как хорошо ты ходишь. Внимательно: а. слушай хлопки и иди под них; б. иди под музыку, ходи красиво, спину держи прямо; в. иди прямо, вытяни руки вперед, подними вверх, а теперь опусти, возьми мяч, вытяни руки. Молодец, отлично! | Исследуется: 1. Координация движений. 2. Ритмический компонент. 3. Осанка тела. 4. Мимика. 5. Отношение к заданию. 6. Контроль движений с помощью большого зеркала. Исследование слухо-моторных координаций (музыка, ритмтка плюс ходьба); связь речи с движениями, произвольный контроль |
6. Пение | Проигрывается известная ребенку песня | Давай споем, я начну, а ты подпевай. А теперь ты начинай, а я буду подпевать. Скажи, я правильно подпеваю, или нет? (Исказить мелодию, пропеть другие слова). | Сохранность или нарушение воспроизведения мелодии, произнесения слов, включения в речь, контрольных функций, общего и слухового внимания. |
7. Чтение стихотворений наизусть. | Читается стихотворение до конца. | а. продолжай стихотворение вместе со мной; б. а теперь продолжай один | Сохранность внимания, речевого потока, включения в речь, слухоречевая память, речевая деятельность, зона ближайшего развития. |
8. Узнавание мелодий. | Поется (магнитофон) 1-2 песни. | а. узнай, какая это песня; б. напой ее. | Слухоречевая память. |
9. Воспроизведение мелодий | |||
10. Рисование а. копирование; б. самостоятельное рисование. | Простые геометрические фигуры, предметы (овощи, фрукты и др.) | «Срисуй, пожалуйста». «А теперь нарисуй домик, девочку, мальчика, яблоко». | Зрительно-моторные координации. Зрительно-предметное восприятие. Зрительно-предметные образы. |
Нейропсихологический анализ поведения и личности ребенка, вхождения в игру, принятия им и выбора игры, интереса в игровой ситуации, эмоционального отношения к игре и педагогу, процессуальной стороны игры и контакта с педагогом дают богатый материал о нарушении (несформированности) или сохранности личности, поведения, эмоций, общения, определенных форм речи — диалога, императивной речи («дай», «не так», «сделай по-другому», «твоя очередь» и т.д.), восприятия, памяти и др.
Это дает возможность исследовать непроизвольный уровень практически всех психических процессов. У исследователя складывается общий психологический и дефектологический «портрет» ребенка. Обнаруживаются сильные и слабые стороны, сохранные и нарушенные психические процессы. Представление о психических процессах и их мозговых основах. Это может стать стартовой информацией, на основании которой легко наметить стратегию дальнейшего нейропсихологического обследования, если окажется необходимым уточнить механизмы и структуру нарушения.
Следует обратить внимание на следующие замечания к этой методике.
1. Предлагаемые здесь игры могут быть заменены теми, которые известны ребенку.
2. Хорошо бы дать новую (не знакомую ребенку) игру — объяснить ее содержание и правила игры, начать самому педагогу — это метод на исследование зоны ближайшего развития.
3. Для детей более старшего возраста нужно брать другие игры и постепенно их усложнять.
4. Здесь дана подробная методика, ее можно сократить, если уже при выполнении первой (второй) игры обнаруживается сохранность; и наоборот, увеличить, если обнаруживаются дефекты — с целью исследования причины трудностей, возможностей «психологической врабатываемости» ребенка или, наоборот, тенденции к снижению трудоспособности.
Таким образом, в экспресс-методике в целом применяются следующие методы — игры, беседы, рисования, пения, чтения стихов, ритмики и все они включены в одну систему и подчиняются одному центральному методу — методу игры и разным процедурам его применения. Вся система позволяет исследовать практически всю психическую деятельность ребенка, его ВПФ, зону ближайшего развития.
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА (вариант 2)
Таблица 1а.
Тесты | Инструкция | Анализ симптомов и возможных ошибок |
1. Беседа: А. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут, полное имя и фамилия? Как зовут твоих родителей? Бабушку и дедушку? Брата, сестру? Как зовут твою учительницу? Ориентировка в общих сведениях о себе, своей семье и о ближайшем окружении. Б. Зачем ты сюда пришел (пришла)? Осведомленность. В. Как ты думаешь, у тебя все хорошо – и память, и внимание, и речь? Или тебя что-то беспокоит? Отношение к себе, своей деятельности. Критичность. г. Ты хочешь учиться в школе? Система интересов. Тебе нравится учиться в школе? Эмоциональное отношение к школе, к учебной деятельности. Что тебе особенно нравится? Д. Какие учебные предметы тебе нравятся? Познавательные интересы, мотивы деятельности. Почему? Какие не нравятся? Почему? Что нравится смотреть по телевизору? Е. Любишь ли ты играть с детьми? Система отношений. У тебя есть друг (подруга)? Эмоции. Познавательные интересы. Кого ты больше всего любишь? Какие книги любишь читать? Ж. Извини, я забыла, о чем я тебя сейчас спросила? Вербальная отсроченная память. А в самом начале беседы о чем мы говорили? | Давай мы с тобой побеседуем. Я тебя буду спрашивать, а ты отвечать. Но можешь и ты мне задавать вопросы. | Тест направлен: 1. На исследование устной экспрессивной речи, богатства лексики и конструкций предложений связной речи, на исследование понимания связной речи. 2. На исследование умения вступать в контакт, на коммуникабельность. 3. На исследование сферы интересов и знаний. 4. На исследование системы отношений, эмоций, личности. 5. На ориентировку в месте и времени, на общую ориентировку, на социальную ориентировку. 6. На исследование непосредственного запоминания. 7. На исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационного строя речи. 8. На исследование личности: интересов, их избирательности. 9. На исследование познавательных интересов, их избирательности. 10. На исследование отсроченной непроизвольной вербальной памяти. |
Произвольная деятельность. 2. Раскладывание геометрических фигур по инструкции | Когда я стукну 1 раз, ты быстро найдешь и положишь в стороне в стопку квадратики, когда я стукну 2 раза – ты выберешь кружочки и положишь их в кучку с другой стороны. А теперь все наоборот: на 1 стук ты выбираешь и кладешь кружочки, на 2 стука – выбираешь и кладешь квадратики. | Тест направлен на исследование: произвольной деятельности, ее организации, устойчивости; вербальной памяти; реакции выбора; переключения устойчивой деятельности. Возможные ошибки: неустойчивое запоминание инструкции, замещение одних фигур другими, контаминации (дефекты реакции выбора), замедленное выполнение, инертность, персеверации, дефекты переключения. При ошибках возможна дисфункция лобных, заднелобных, лобно-височных зон мозга. |
3. Конфликтная произвольная деятельность. Кулак-палец. | Я поднимаю палец, а ты в ответ должен поднять кулак и сразу опустить. А если я подниму кулак, ты должен поднять палец и сразу опустить. | Возможно эхопраксическое движение – на поднятый кулак поднимают кулак, на поднятый палец поднимают палец. Персеверации. Эти ошибки проявляются только при поражениях или дисфункциях лобных зон мозга. |
4. Двигательная сфера. Динамический праксис. Кулак-ребро-ладонь. | Делай как я. Смотри внимательно. | Проба направлена на исследование выполнения двигательной программы деятельности. Ошибки: неусвоение программы, пропуск элемента, персеверации движения и направления движения (вертикального и горизонтального). Включение речи может регулировать, а может и не регулировать правильность выполнения действия. В этом случае возможна дисфункция лобных долей мозга. |
5. Графическая проба «заборчик». | Продолжай рисовать заборчик точно так же, как у меня; обрати внимание на рисунок. | Возможны персеверации, контаминации, неудержание программы. Возможна дисфункция заднелобных зон коры левого полушария. |
6. Пространственный праксис. Пробы Хэда. | Делай руками так, как делаю я. Я подниму правую руку, и ты поднимай правую и т.д. Давай попробуем. (Дается образец). | Ошибки: замена левой руки правой и наоборот, искажение направления движения, замена одной щеки другой. Все ошибки – это ошибки пространственного характера. Включение внимания существенно не меняет возможности ребенка. Возможна заинтересованность теменно-затылочных зон мозга. |
7. Пространственный гнозис. Выбор заданной пространственно расположенной фигуры из ряда подобных ей. | Найди среди этих фигурок вот такую (показывается фигурка, которую надо найти). | |
8. Акустический фонематический слух. А. Повторение звуков. Б. Нахождение букв. В. Повторение слов, начинающихся с оппозиционных фонем. Г. Повторение предложений. | Повторяй за мной звуки Б; П; К; Г; Т; Д; О; Р; ба-па; па-ба; та-да-да-та. Найди букву П; а теперь Б и т.д. Повторяй за мной: забор-собор, дом-том, лом-ком, запор-забор-собор. По осеннему хмурому небу летит стая журавлей. В этом году стоит морозная снежная зима. | Пробы направлены на исследование речевого слуха, повторения слов, на слухоречевое запоминание и воспроизведение. Проверяется в основном фонематический слух. Возможные ошибки: замены оппозиционных звуков, литеральные и вербальные парафазии, нестойкость запоминания слов. Все эти ошибки могут говорить о дисфункции средней и верхней височной извилины коры левого полушария. Если будут только замены оппозиционных звуков, то это дисфункция зоны Вернике. Могут быть ошибки из-за дефектов моторного звена (кинетического и кинестетического) в речи (заднелобные и нижнетеменные зоны коры мозга). |
9. Слухоречевая память. Воспроизведение предыдущих слов. | Вспомни, какие слова ты повторял. А буквы помнишь? | Исследуется отсроченная слухоречевая память слов, с которыми ребенок действовал. |
10. Общая отсроченная память. | Вспомни, что мы делали, какие задания ты выполнял. | Исследуется отсроченная общая память. |
Речь. 11. Автоматизированная и деавтоматизированная речь. | 1. Посчитай до 10: 1, 2…. 2. А теперь посчитай обратно: 10, 9 … 3. Назови подряд все дни недели: понедельник, вторник… 4. Назови подряд все месяцы: январь… | Исследуется автоматизированный уровень развития речи и способность к произвольной речи и переключению с автоматизированного уровня на произвольную речь. |
12. Включение пропущенных слов в предложение. | Я скажу предложение, но в нем будут пропущены некоторые слова: «На берегу … сидит рыбак и … рыбу». Ты должен вставить в предложение пропущенные слова. А теперь повтори предложение. «За партой сидит … и пишет …». Добавь нужные слова в это предложение. Повтори его. Скажи, какое было первое предложение. А какое второе? | Исследуется активный выбор слова, учет контекста и смысла заданного предложения (речь и речевое мышление). |
13. Отсроченная слухоречевая память. Воспроизведение слов, которые были в деятельности. | Повтори предложения, которые я тебе давала раньше. | Исследуется эффективность слухоречевой памяти вне речевой деятельности. |
Интеллект. 14. Пересказ рассказа. 15. Составление плана к рассказу. 16. Отсроченное воспроизведение предложений после речевой деятельности с ним. | Я тебе прочитаю рассказ, а ты его запомни, постарайся понять, а потом перескажешь. Составь план к этому рассказу. Повтори предложения, в которые ты вставлял слова. | Возможные ошибки: 1. Ошибки памяти: незапоминание содержания, частичное воспроизведение. 2. Ошибки мышления: непонимание содержания, непонимание смысла. 3. Речевые ошибки: бедная, неразвернутая речь, бедная лексика; короткие фразы. 4. Отсутствие способности составления плана. 5. Отказ. 6. Замещение составления плана пересказом. Исследуется роль речевой деятельности в эффективности слухоречевой памяти. |
Этот вариант методики продолжает совершенствоваться в Центре детской нейропсихологии при школе-комплексе "Царицыно" № 548 г. Москвы (директор школы Е.Л. Раневский)
автором совместно с Шалимовым В.Ф., Новиковой Г.Р., Гогбирашвили Т.Ю. и Котягиной С.Н.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ