Развития нравственной сферы личности ребенка

Программа

Развития нравственной сферы личности ребенка

Старшего дошкольного возраста

«СКАЗКОВИТАМИНКИ»

Шакирова Элеонора Маратовна

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 227» г. Перми

программа разработана в 2009 году

г. Пермь

Рецензия на программу «Сказковитаминки»

Шакировой Э.М.,

педагога-психолога

МБДОУ «Детский сад №227» г.Перми.

Программа «Сказковитаминки» предназначена для детей 5-8 лет, направлена на развитие нравственной сферы личности ребенка.

Проблема нравственного развития личности всегда была актуальна в воспитании и образовании детей. Поскольку для социализации ребенка важным является не только интеллектуальное развитие, но и то, как он будет применять полученные знания, насколько он будет гуманен в отношении к другим людям, к окружающему миру. Необходимость проведения соответствующей работы, начиная со старшего дошкольного возраста, определяется также тем, что уже в это время ребенок активно включен в сферу нравственных отношений между людьми, способен усваивать и соблюдать нравственные нормы.

В Программе представлена ее актуальность, цели, задачи, структура занятий, тематический план, диагностическая методика, ожидаемые результаты и результаты апробации в течение трех лет, конспекты занятий и авторские нравственные сказки.

В сказках Шакировой Э. М. содержится широкий спектр возможностей для развития нравственных представлений и чувств ребенка. В играх-путешествиях по сказке дети могут проявить свою нравственную позицию, формируются основы их нравственных качеств.

Построение занятий в форме путешествия по сказке, помимо основной цели, также содействует повышению мотивации к работе, созданию психологически комфортной для ребенка атмосферы, развитию его эмоциональной сферы.

Несомненным достоинством программы является наличие иллюстраций и вопросов для беседы по сказкам, которые позволяют более глубоко осмыслить их содержание и нравственный смысл.

Таким образом, программа «Сказковитаминки» разработана с учетом актуальности проблемы, свидетельствует о знании автором основ развития нравственной сферы личности ребенка 5-8 лет, содержит ценный практический материал и может быть рекомендована к использованию в условиях детского сада, начальной школы, в учреждениях дополнительного образования и в семейном воспитании.

Кандидат психологических наук,

педагог-психолог высшей

квалификационной категории Е.А.Кобялковская.




Пояснительная записка.

В нашем обществе, где каждая социальная группа диктует свои нормы нравственности, важно, чтобы ребенок еще до школы получил личностный стержень в виде вечных высоконравственных ценностей.

Воспитание обязательно должно быть направлено на развитие нравственных чувств, воли, качеств и сознания. От успешности процесса нравственного воспитания детей во многом зависит наше будущее. Поэтому вопрос поиска и создания программ для развития нравственной сферы личности представляется очень актуальным.

В старшем дошкольном возрасте психика ребенка созревает для восприятия и принятия важнейших моральных норм поведения, нравственные чувства становятся устойчивыми, формируется воля, без которой невозможно самостоятельно ограничивать желания. Уровень развития познавательных процессов (восприятие, память, мышление и внимание) позволяет воспринимать, анализировать, запоминать основные моральные нормы. В связи с этим свою программу я рекомендую использовать в работе с детьми от 5 лет и старше.

Меня очень волнует отсутствие важнейших нравственных качеств у многих детей, с которыми приходилось работать: благодарность, терпение, послушание старшим, скромность, целомудрие, умение прощать, быть благодарными. В связи с этим возникло желание помочь родителям и педагогам в непростом и важном деле нравственного воспитания детей. В рамках общеобразовательных программ для дошкольников почти не предусматриваются систематические занятия по развитию нравственной сферы личности детей. А необходимость в них, безусловно, есть. Я искала и не находила программу, которая отвечала бы потребностям в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии нравственной сферы. Именно поэтому стали рождаться сказки, которые со временем вошли в программу «Сказковитаминки».

Очень хотелось, чтобы сказки стали полезным и приятным продуктом питания для детской души, помогали бы ребенку противостоять нравственным болезням. Предложенная программа, на мой взгляд, может гармонично дополнить общеобразовательную программу детского сада, начальной школы, использоваться в работе детских творческих (театральных, изобразительных студий) кружков, в лагерях отдыха детей, а также в семейном воспитании. Программа была создана в 2009 году и апробировалась в течение трех лет в детском саду №227 г. Перми.

Диагностика показала, что шестнадцать встреч могут помочь сделать процесс нравственного воспитания более успешным и системным.

В программе сделан акцент на развитии таких качеств, как послушание старшим, доброжелательность, стремление словом и делом заботиться о тех, кто рядом, умение прощать, терпимо относиться к недостаткам других людей, не гордиться своими талантами, на воспитание чувства благодарности и сопереживания чужим трудностям.

«Сказковитаминки» - это еще и профилактика развития отрицательных нравственных свойств личности, таких как: зазнайство, жадность, непослушание, недоброжелательность и других. Сказки создавались в соответствии с запросами работы с детьми.

Почему основой программы стали именно сказки? Прежде всего, потому, что их очень любят дети. Положительный эмоциональный настрой очень важен в работе с детьми. Именно то, что наших детей интересует и радует, они легко воспринимают и запоминают.

Нравоучения с опорой на давно известный или, наоборот, сложный материал часто вызывает отторжение, неприятие нравственных норм, которые пытались донести до ребенка. Сказка ненавязчиво, осторожно воспитывает, лечит и предупреждает болезнь.

Со сказки начинается знакомство ребенка не только с миром литературы, но и с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром.

Сказки преподносят детям многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

В течение тысячелетий сказка открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку.

С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму для ребенка правила жизни человека. Нравственные понятия обычно ярко представлены в образах героев сказок и, постепенно закрепляясь в реальной жизни, превращаются в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными: использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий на материале сказок и другое. В своей программе я опираюсь на ведущий вид деятельности дошкольника – на игру. После беседы-анализа дети отправляются в сказочное путешествие. Именно в игре происходит закрепление нравственных представлений, появляется возможность выразить нравственные чувства, выработать основу нравственных качеств. На занятиях дети учатся анализировать свои нравственные чувства, нравственные качества.

Вне зависимости от выбранной формы, в работе целесообразно использовать беседу по сказке. Беседа во всех занятиях - основная часть.

Важным элементом работы со сказкой является изучение иллюстраций к ней – рисункам, относящимся к определенной части текста, поясняющим какой-то момент. Иллюстрации помогают детям войти в сказку, живо представить себе ее основных героев.

Целью программы «Сказковитаминки» является развитие нравственной сферы личности ребенка 5-8 лет.

Задачи:

1. Содействовать воспитанию у детей нравственных качеств, стремлению проявлять их в своем поведении.

2. Расширить представление детей о моральных и нравственных нормах.

3. Формировать у детей умение оценивать собственные поступки и поступки окружающих с точки зрения нравственности.

4. Развивать нравственные чувства детей и умение их анализировать.

В развитии нравственной сферы личности ребенка необходимым условием является взаимодействие всех взрослых, которые входят в его ближайшее окружение, поэтому очень важно добиться единого подхода в этом направлении. В первую очередь, это касается родителей, поскольку именно в семье закладываются основы отношения ребенка к миру, к себе, к окружающим.

В связи с этим, перед началом работы по программе «Сказковитаминки» необходимо провести встречу с родителями, на которой представляется полезным познакомить их с программой, получить согласие на работу с детьми. А после цикла занятий, нужно познакомить родителей с результатами и дать рекомендации по дальнейшему развитию нравственной сферы личности ребенка.

Занятия проводятся с группой воспитанников (от 5 до 25 детей), 1 раз в неделю. Общая продолжительность реализации программы составляет примерно 4 месяца. Продолжительность занятия 35-40 минут.

Рекомендуемые пособия:

1. CD-Диск «Звуки природы».

2. Иллюстрации, распечатанные из программы «Сказковитаминки».

3. Маски и костюмы к сказкам, изготовленные вместе с детьми в свободное от занятий время.

4. CD-Диск «333 Лучшие детские песни».

5. «Ковер - самолет».

6. «Сказочная палочка».

7. Шарф (красочная ткань 2 метра - ширина, 3 метра- длина).

Структура занятий.

Все занятия включают 5 этапов:

1 этап – организационный, который направлен на создание эмоционально положительной и безопасной атмосферы, рабочего настроя.

2 этап – мотивационный. На этом этапе необходимо заинтересовать детей на предстоящую работу.

3 этап – основной. Посвящен работе со сказкой: прочтению, беседе, просмотру иллюстраций.

4 этап – релаксационный. Направлен на гармонизацию эмоциональной сферы, закреплению полученного опыта на эмоциональном уровне. На этом этапе проводятся игры-релаксации и игры-драматизации.

5 этап – завершающий. На этом этапе проводится рефлексия, которая позволяет детям осознать происходящее в сказке на когнитивном уровне. Сделать выводы.

Программа рассчитана на максимально широкую аудиторию участников воспитательно-образовательного процесса: педагоги образовательных учреждений (педагоги детских садов, начальной школы, детских творческих студий, лагерей отдыха детей) и родители.

За время реализации программы (три года) позитивная динамика в развитии нравственной сферы детей составила в среднем 37% (на основании данных первичной диагностики и повторной после реализации программы).

Программа прошла экспертную оценку кандидата психологических наук, педагога-психолога высшей квалификационной категории Кобялковской Е.А..

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Как было сказано выше, целью программы «Сказковитаминки» является развитие нравственной сферы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

По завершению программы планируется:

1. Повышение уровня развития у детей таких личностных качеств как:

скромность, благодарность, доброта, патриотизм, любовь к семье, дисциплинированность, послушание, терпение, дружелюбность, отзывчивость, терпеливость, умение прощать, честность.

2. Формирований основ представлений о моральных ценностях и нравственных качествах: скромность, благодарность, доброта, любовь к родине, семье, сопереживание, дисциплинированность, послушание, терпение, дружба, честность.

3. Повышение уровня развития оценки и самооценки нравственного поведения людей.

4. Повышение уровня развития нравственных чувств и умений их анализировать.

Для оценки эффективности программы используется методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой). [9].

Цель методики - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм, определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания. В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы дошкольнику говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди истории (в произвольном порядке)[1].

История первая (доброта). Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая (доброта). Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья (отзывчивость). Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая (честность). Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

История пятая (послушание). Саша играл в лего. Ему было очень интересно. Мама позвала его на кухню. Что сказал маме Саша?

История шестая (умение прощать). Ваня бежал и невзначай ударил больно Олю, он сказал ей: «Прости, я нечаянно». Что сказала Оля?

История седьмая (отзывчивость). Лена играла с куклами. А бабушка потеряла очки и стала их искать. Что делала Лена, когда бабушка стала искать очки?

История восьмая (благодарность). Мама купила Свете носки и платье. Платье было простое, не очень красивое. Что сказала маме Света?

История девятая (скромность). Воспитатель спросила: «Кто знает, что такое «страна»? Ребята стали наперебой кричать: «Я знаю. Я знаю.» Ксюша тоже знала. Но она не кричала об этом. Что она сделала?

История десятая (доброжелательное и терпеливое отношение к людям с особенностями в развитии). В группу пришел новенький мальчик. Он был толстенький, с короткими ножками и очень большой головой. Ребята подошли к нему и сказали…

История одиннадцатая (любовь к Родине). В деревне у бабушки встретились две двоюродные сестренки. Лена жила в деревне, а Оля жила в (название родного города ребенка). Лена сказала: «Я очень люблю свою деревню, потому что у нас тут красиво, есть речка, лес.» Что сказала о (название города, где живут дети) Оля?

История двенадцатая (любовь к семье). Света сказала: « Моя семья очень дружная, я хочу жить только в своей семье. В другой не хочу.» Что бы ты сказал в ответ Свете?

История тринадцатая (культура речи, уступчивость, умение прощать). Саша очень хотел играть в поезд, а Сережа не хотел. Саша стал ругать Сережу грубыми словами и даже обозвал его. Что сделал и сказал Саша?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.

1 балл – Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.

2 балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственные нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности проявления чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил, по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания:

1 – низкий уровень нравственного развития(0-13 баллов)

2 – ниже среднего уровень нравственного развития(14-26 баллов)

3 - средний уровень нравственного развития(27-32)

4 - высокий уровень нравственного развития(33-39 баллов)

Диагностика проводится перед и после проведения цикла(16) занятий.

3. Тематический план занятий по программе «Сказковитаминки».

Тема занятия Цель
«Сказка о Луне» Формирование понятия «скромность», развитие адекватной самооценки, создание психологических защитных механизмов, препятствующих развитию зазнайства и хвастовства.
«Сказка о светлячке» Развитие заботливого отношения к окружающим, умения сопереживать, потребности помогать, попавшим в беду.
«Сказка о птенчике» Пробуждение потребности помогать окружающим, развитие чувства сопереживания.
«Сказка о телевизоре» Воспитание любви к родной природе, семье; формирование осторожного отношения к просмотру телепередач, бережного отношения к своему здоровью.
«Сказка о горах» Развитие доброжелательного, бережного и терпеливого отношения к людям, имеющим особенности в развитии, умения прощать недостатки окружающих.
«Сказка о деревьях» Воспитание послушания старшим и дисциплинированности, формирование бережного отношения к своему здоровью.
«Сказка о молчаливой устрице» Развитие чувства благодарности, терпения и желания заботиться о тех, кто рядом.
«Сказка о белочке и ее горе» Развитие умения сопереживать попавшим в беду, прощать, делиться тем, что имеешь, не быть жадным.
«Сказка о словах-колючках» Развитие доброжелательности, желания говорить друг другу добрые слова, общаться осторожно, не обижая других насмешками, «словами- колючками», умение сопереживать чужой беде.
«Сказка о дружбе» Формирование представлений о дружбе и взаимопомощи как важнейших условиях для успешной совместной деятельности.
«Сказка о доброй корове» Развитие нравственных представлений о благодарности и скромности, желания стать скромными и благодарными, формирование адекватной оценки поведения окружающих, воспитание негативного отношения к злословию и осуждению.
«Сказка о звездах» Развитие чувства любви к Родине, семье. Формирование нравственных представлений о понятиях «верность Родине» и «привязанность к семье».
«Сказка о солнечном лучике» Формирование заботливого отношения к окружающим.
Сказка «Заячий хвост» Развитие нравственного представления о правдолюбии, формирование негативного отношения ко лжи, праздному времяпрепровождению.
«Сказка о злых словах» Формирование основ культуры общения, позитивного отношения к нравственным нормам и их соблюдению.
Итоговое занятие Обобщение знаний детей о нравственных представлениях, полученных в процессе реализации программы «Сказковитаминки».

Содержание программы.

Занятие № 16. Итоговое

Цель: Обобщение знаний детей о нравственных представлениях, полученных в процессе реализации программы «Сказковитаминки».

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам по программе «Сказковитаминки».

1 этап. Организационный.

Задачи.

- Создать положительный эмоциональный настрой.

- Сосредоточить внимание детей на познавательной деятельности.

- Наступил, наконец, час нашей встречи. Давайте поприветствуем друг друга добрыми словами. (Приветствие в кругу)

Сегодня у нас особенное занятие: нас ждет встреча сразу со всеми сказками, с которыми мы познакомились на наших занятиях.

2 этап. Мотивационный.

Для того чтобы мы успели встретиться со всеми сказками, нужно постараться быть очень внимательными серьезными. Мне бы очень хотелось, чтобы, вспоминая сказки, вы говорили о том, чему они вас научили.

Предлагаю отправиться в путешествие на сказочном поезде «Дружбы».

Остановки будут на каждой сказочной станции. Вам нужно будет угадать, что это за сказка и рассказать, чему она вас научила. За правильные ответы вы будете получать жетончики - награды. Тот, кто получит больше всех жетонов, будет награжден сборником сказок «Сказковитаминки» с цветными иллюстрациями. Отправляемся в путешествие.

3 этап. Основной.

Задачи.

Закрепить нравственные представления детей, полученные на всех предыдущих занятиях.

Развивать вербальную и логическую память, операции анализа и обобщения, устойчивость внимания.

- Какая сказка живет на этой станции? Давайте, поприветствуем ее!

- Чему она нас научила?

- Как помогают вам подсказки этой сказки в вашей жизни?

- Кто из сказочных героев стал вам дорог?

- Почему?

- Кто из сказочных героев вам совсем не нравится?

- Почему?

- Пришло время, ехать дальше, нас ждут другие сказки. Попрощайтесь с этой сказкой, поблагодарите ее.

По этому плану проходят встречи со всеми сказками.

- Мы повстречались со всеми сказками. Пора возвращаться домой. Наш поезд становится сказочно - скоростным и через секунду доставит нас в детский сад.

Вот мы и дома. Рассаживайтесь, где вам удобно, отдыхайте и расскажите, какие у вас воспоминания о нашем путешествии и обо всех наших встречах.

4 этап. Рефлексия и награждение детей.

Содержание

Рецензия…………………………………………………………….….…….1

1. Пояснительная записка………………………………………...………3-6

2. Планируемые результаты освоения

обучающимися программами внеурочной деятельности………………………………………….…………...………6-8

3. Тематический план занятий по программе

«Сказковитаминки»........………………………………...………………9-10

4. Конспекты занятий по программе

«Сказковитаминки».....…………………………………………………11-32

5. Список рекомендуемой литературы…………………………………...33

Список рекомендуемой литературы

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь. – 2008.

2. Логинова В.И., Ребенок и книга. СПб.: «Акцидент». - 1996 .

3. Педагогическая азбука для родителей или как играть, дружить и общаться со своими детьми: методические рекомендации для родителей. / МДОУ «Детский сад № 227». – Пермь, 2011.

4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Владос. - 1995.

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. М.: «ТЦ Сфера». – 2003.

6. Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр». - 2006.

7. От рождения до школы. / Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2010.

8. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. 2010. № 5.

9. http://www.vseodetishkax.ru сайт «Все о детях»

Подписано в печать 17.08.2012 Тираж-500 экз.

Типография «Пеликан»

6614000, г.Пермь, ул.Монастырская д. 61 ,цокольный этаж.

Тел.(342)278-12-18

[1] Истории 5-13 предложены Шакировой Э.М.

Программа

развития нравственной сферы личности ребенка

Наши рекомендации