Методика по выявлению понимания ребенком-дошкольником эмоциональных реакций человека
Задачи:
1. Выявить, на основе каких признаков ребенок наиболее эффективно распознает эмоции (по экспрессии, действию или ситуации).
2. Изучить зависимость процесса узнавания эмоции от ее вида.
3. Раскрыть возрастные изменения в узнавании эмоции.
Методика: В эксперименте проводятся исследования четырех видов эмоций: испуга, радости, печали, злобы. По каждому из них ребенку следует предложить три группы картинок, где изображены эмоции в виде экспрессии, через действие и ситуацию, через экспрессию и ситуацию. Ситуации для второй и третьей групп должны быть простые. Например: старик-охотник убегает в испуге от медведя; девочка прижалась в испуге к забору, а на нее нападает злая собака.
Эмоция печали может быть представлена только через картинки первой и третьей группы. Ребенок получает два задания но этим картинкам:
1. Назвать изображенную эмоцию.
2. Ответить на вопрос, почему он догадался, что изображены испуг или печаль.
Анализ: Обработка полученного материала может быть осуществлена .посредством вычисления процентных данных по таким критериям: правильные ответы, неправильные ответы, отсутствие ответа. Кроме того, необходимо определить процент правильных ответов при распределении тех признаков, на основе которых ребенок узнал эмоцию. Например, для восприятия картинки второй группы он может сказать: «Дядя испугался — он бежит, за ним гонится медведь». В этом случае ребенком выделены признаки ситуации, т. е. объект, который вызвал эмоцию и действие персонажа. Экспрессия не названа. Анализ следует провести по каждому виду эмоция. Он позволит выяснить, какие признаки являются главными при узнавании, а также их зависимость от возрастных особенностей ребенка и от категории эмоции.
8. Методика «Тест-рисунок»
Методика данного теста достаточно разнообразна. Один вариант аналогичен «недописанному диалогу»: предлагается рисунок поведенческой коллизии, один ребенок из этого рисунка произносит определенные слова, а слона другого следует предположить и дописать.
Частично рисунки, используемые в качестве теста, напоминают знаменитый ТАТ Меррия: анализируется восприятие рисунка (Что я вижу? Что я слышу?), при этом атрибутика ситуации доводится до минимума, так что рисунок напоминает пиктограмму.
Следующая разновидность рисунчатой методики состоит в том, что испытуемого просят дорисовать предложенное или написать, какие детали следует внести в незавершенный рисунок. Например, на рисунке отсутствует «выражение лица» персонажа ситуации, а детей просят вписать это «-выражение лица»: черточка-дуга на лице человека кончиками вверх будет означать радость, а вниз —печаль (Рис. 5).
Дети очень любят вносить свои корректировки в рисунок и проявляют свое отношение к ситуации открыто и искренне. Предлагаются в качестве иллюстрации различные варианты теста рисунка. Педагог может самостоятельно создавать такие картинки в точном соответствии своим исследовательским целям.
Заметим, что данная методика очень нравится детям, они начинают сами рисовать «человечков», придумывай самые невероятные ситуации. Такое увлечение следует подхватить, и тогда можно использовать методику теста-рисунка в ее «перевернутом» виде: «Нарисуй, что произойдет, если один человек...» или «Нарисуй, когда никого нет дома...», или «Нарисуй, как ты хочешь, чтобы было.,.».
Разумеется, такие открытые рисунки не дадут «чистых» результатов, но послужат большим дополнительным материалом к изучению детей.
Рисунок может быть предложен детям по заданной теме: «Мои товарищи», «Я в лагере», «Моя жизнь» и т. д. Ключ к прочтению рисунка-теста, предлагаемый психологами, следует использовать очень редко. Такие рисунки педагогу нужны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарищеских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.
Методика «Лестница»
Эта методика включает в себя задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок лестницы и говорится, что идее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу — самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например: «хороший — плохой», «умный — глупый» и др. Методика направлена па выявление уровня самовосприятия и самооценки ребенка.