Методика «Три желания» и «шапка-невидимка»

Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и со взрослыми.

Методика «Акт добровольцев»

Методика «Акт добровольцев» рассчитана на практическо-действенный свободный выбор. Детям предлагается из­брать поведение, в котором реально проявляются их ценно­стные отношения: Кто хочет помочь человеку? Кто хочет сделать доброе дело? Кто мог бы поработать для общего бла­га? и т. д. При этом исключаются агитация, психологическое давление на личность и какая-либо оценка в адрес избран­ного поведения.

В предложенном варианте поведения уже присутствует позитивное отношение к ценностному объекту (человеку, тру­ду, школе, малышам, обществу), но педагог не может в дан­ной ситуации дать свою оценку этому положительному вы­бору, чтобы не привносить оценочную мотивацию в выбор детей.

Непременно предварительно подыскивается действитель­ное дело — небольшое но объему и краткое по времени. Де­ти, сделавшие позитивный выбор, его исполняют. Педагог, если планирует воспроизвести данную методику в будущем, не акцентирует внимания на произошедшем. Но цифровое выражение выбора, произведенного детьми, фиксирует, что­бы иметь основание делать вывод об изменениях и социаль­ном развитии воспитанников.

Методика сферограммы «Фантастический выбор», направленная на выявление круга интересов и духовных потребностей ребенка

Вопрос «Чего хочу» в методике «Фантастический выбор» переворачивается и предъявляется детям в виде «Кому от­дам?». Такая постановка вопроса позволяет очертить сферы духовной сопричастности ребенка: заботят ли его люди близ­кие и далекие, волнует ли его благополучие той жизни, что лежит за пределами его житейской персональной сферы?

Предлагаются два вопроса. Первый: «Чего бы ты хотел больше всего на свете?» Второй: «Что бы стал с этим де­лать, если бы этого было у тебя слишком много?» Можно приложить ко второму вопросу варианты ответов, такие, как: «Продам», «спрячу — пригодится», «отдам»..:

Обработка результатов принимает графически четкую картину: секторы вычерченных концентрических кругов бу­дут указывать на узкие или далекие сферы сопричастности детей миру как таковому.

Метод этот прост и увлекает детей. Сферографическим способом пользуется неосознанно педагог и в повседневной беседе с детьми, когда спрашивает: «А хотел бы ты этого иметь много-много?» А потом: «И что бы ты стал с этим де­лать?»

Если педагогу известны пристрастия детей, то он может варьировать сферографичеекий метод: «Если бы у тебя было много, очень много мороженого, что бы стал с ним делать?» или «Если бы ты получил целый вагон футбольных мячей, то как бы ты ими распорядился?»

Результаты проведенной сферограммы лучше всего сооб­щить детям. Однако при этом нельзя допускать сопутствую­щих оценок типа «молодец пли «очень жаль». Такого рода оценки устранят в дальнейшем возможность 'использовать данную методику.

Вот как примерно выглядят обработанные количествен­ные результаты:

Методика «Три желания» и «шапка-невидимка» - student2.ru

Каждая из этих цифр свидетельствует о количестве вы­боров близких или далеких сфер личностной заботы.

Методика «Рисунок семьи» (4 до 9 лет)

Цель: Выявить, как ребенок воспринимает место в семье, семью в целом.

Необходимо знать возраст ребенка, состав семьи, возраст братьев и сестер, сведения о поведении ребенка в семье, детском саду, школе. :Материал: лист белой бумаги 21x29, 6 цветных карточек (разные).

Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Время не ограничено (до 40 минут).

В протоколе отметить: последовательность нарисованных деталей, пауза более 15 секунд, стирание деталей, спонтан­ные комментарии ребенка, эмоциональные реакции и их связь с изображением (задумывается).

После рисования задать 7 вопросов:

1. Кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто из них самый счастливый?

5. Кто самый несчастный?

6. Почему?

Если бы соревновались, кто бы выиграл, ты или брат? Эксперт предлагает ребенку 6 ситуаций: 3 — отражения негативных, 3 — отражения позитивных чувств. Например:

1.Представь себе, что у тебя два билета в цирк.
Кого ты возьмешь с собой?

2.Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один за­
болел.

Кто он?

3.Ты строишь из конструктора дом, вырезаешь бумаж­ные платья для кукол. У тебя не получается.

Кого ты позовешь на помощь?

4.У тебя билеты на мультфильмы, но на один меньше, чем
членов семьи.

Кто останется дома?

5.Представь, что ты попал на необитаемый остров.

С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное .мою. Вся семья села играть, но вас на один человек больше, чем требуется по правилам.

Кто не будет играть?

Педагог анализирует структуру рисунка, интерпретирует особенности, графическую презентацию (выражение) членов семьи; процесс рисования.

Изображение полной семьи. Если в рисунке отражен кон­фликт, члены семьи, не связанные друг с другом, то ребенок испытывает чувство отверженности, покинутости, большой уровень тревожности.

В рисунке анализируется следующее: состав семьи — если уменьшение членов, то она для ребенка эмоционально не значима или он испытывает отрицательное отношение к ней; изображение животных показывает, что ребенок хочет выйти из позиции опекаемого; отсутствие в рисунке самого ребен­ка показывает отсутствие общения в семье; расположение чле­нов семьи — если заняты одной деятельностью, означает общ­ность; особенности изображаемых людей, детали тела, деко­рирование (детали одежды, украшение), количество исполь­зуемых цветов: при позитивном отношении прорисовываются все детали, используются разные цвета, при негативном от­ношении показателем является половая принадлежность са­мого ребенка, пропуск частей тела; изображение зубов, паль­цев, ногтей означает агрессию ребенка; кого рисует первым — наиболее значимый человек плюс как будет прорисовывать, если стирает — конфликтное отношение, остановки т— сомне­ния, включать в рисунок или нет.

V. Методики на определение атмосферы (климата) в группе

Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавли­вает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу». Прочно уста­новившийся между людьми контакт обеспечит в процессе обще­ния атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в посто­янной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.). Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего ве­селья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада опре­деляется:

1) отношениями между воспитателем и детьми;

2) отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее чле­ны чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не де­ти, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, за­интересованный в создании благоприятной атмосферы в груп­пе, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать групповую ситуацию. Для этого можно использовать следую­щую форму анализа.

Обстановка в группе

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Наши рекомендации