Психологическая характеристика субтестов.

Ниже приводятся психологические характеристики показате­лей методики WAIS. Однако следует иметь в виду, что оконча­тельное заключение об интеллектуальном уровне и особенностях интеллекта испытуемого должно выноситься специалистом-пси­хологом на основе осмысления конкретного сочетания субтесто­вых и шкальных оценок.

' Общий показатель 10 методики является индикатором обще­го интеллекта (фактор "д"), т. е. сложноинтегрированного каче­ства психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов дея­тельности.

За оценкой вербального показателя стоит вербальный ин­теллект, как интегральное образование и одновременно под­структура общего интеллекта, функционирование которого осу­ществляется в вербально-логической форме с преимуществен­ной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связана с полученным образова­нием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер полагает важным выявить и измерить следующие характеристики [7, с. 171]:

1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечи­вающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности;

2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созрева­ния и становления индивидуального интеллекта.

Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью коррект­ным.

Невербальный показатель методики WAIS отражает состоя­ние невербального интеллекта, т. е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого свя­зана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психо­физиологических, сенсомоторных и перцептивных характеристик.

Субтест 1 "Осведомленность" направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных интересов, степени развития основных интеллектуальных функ­ций (памяти и мышления). Успешность выполнения теста напря­мую зависит от образования испытуемого, его общей культуры и специфики профессиональной деятельности. Оценка за "Осве­домленность" характеризует испытуемого с точки зрения его общей интеллигентности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ. Результаты тестирования предположительно мало изменяются при старении.

Субтест 2 "Понятливость" включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и на­правлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы. В отличие от субтеста 1 в "Понятли­вости" находит свое выражение актуальная готовность к умст­венной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений. Результаты тестирования при старении изменяются незначительно.

Субтест 3 "Арифметический" требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольно­го внимания, сообразительность, четкость оперирования число­вым материалом. Задачи такого типа имеются практически во всех интелле'"гуэ.льных тестах. Успешность их выполнения в значительной мере зависит от образования, вида трудовой дея­тельности испытуемого. Результаты тестирования с возрастом незначительно ухудшаются.

Субтест 4 "Сходство" направлен на выявление и измере­ние способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. Фактически "Сходство" является упрощен­ным вариантом методики сравнения понятий, в котором задача испытуемого ограничивается лишь установлением сходства. Отыскание общих существенных признаков понятий требует вы­сокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию, развитого понятийного мышления. Оценки по субтесту "Сходство" информативны в отношении вер­бального и невербального интеллекта. Результаты тестирования значительно ухудшаются при старении.

Субтест 5 "Повторение цифр" обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания. Субтест является классическим тестом на определение объема памяти. По срав­нению с другими субтестами "Повторение цифр" наиболее слабо коррелирует с общим IQ. По мнению Д. Векслера, неспо­собность воспроизвести в прямом порядке 4 цифры однозначно свидетельствует о слабоумии. Результаты прямого воспроизве­дения цифр с возрастом незначительно ухудшаются, обратного воспроизведения - несколько более значительно.

Субтест 6 "Словарный" предполагает свободное опери­рование словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словарный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова. По характеру актуализируемых ин­теллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к "Ос­ведомленности". Результаты тестирования мало изменяются с возрастом, поскольку существенно зависят от образования.

Субтест 7 "Шифровка" по числу включенных в него ин­теллектуальных функций является наиболее комплексным. Ус­пешность работы с субтестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зри­тельно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов. Результаты быстро ухудшаются после 40 лет.

Субтест 8 "Недостающие детали" направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умения дифференци­ровать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредо.оченнос ти испытуемого.

Субтест 9 "Кубики Косса" наиболее информативен -структуре невербального интеллекта. Задания субтеста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешное выполнения определяется способностью анализировать цело; через составляющие его части, пространственным воображением.

Субтест 10 "Последовательные картинки" требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное “схватывание” материала, **** предвосхищение событий. Участие моторики в данном субтесте несущественно. Дополнительным параметром, вычисляемым субтестом, является чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий.

Субтест 11 "Складывание фигур" требует , с "Кубиками Косса", умения соотнести части в целое. решение субтеста связано с формированием идеального образа ; этот идеальный образ фигуры не является достатоным ; Образ необходимо воссоздать практически , адекватно отдельные части в структуре целого. В выполнение включены эвристические компоненты мышления .

КОММЕНТАРИИ

К ПРОЦЕДУРЕ ТЕСТИРОВАНИЯ .

Имеющийся опыт работы с методикой WAIS позволяет вы­сказать ряд соображений по порядку и правилам ее корректного использования. Первая проблема, требующая тщательного эмпи­рического изучения, заключается в проверке обоснованности применения американских норм, составленных в 50-х годах, к современной отечественной выборке. Для предварительной оценки такой обоснованности можно обратиться к данным таб­лицы 2.

Таблица 2

Границы диапазонов ____ 25% показателей 10 в выборках нормальных испытуемых (п = 70), больных с органическим поражением мозга

(п =74),

и больных олигофренией (п = 68).

    Выборка  
  здоровые "органики" олигофрены
Вербальный Невербальный Общий 93 - 115 89 - 110 91 - 112 72 - 100 65 - 85 68 - 92 55 - 74 51 - 72 51 - 73

Диапазон Me___ 25% выбран для выделения средней нормы, как ее понимал Д. Векслер (см. табл. 1). В указанные три вы­борки вошли испытуемые, возраст которых преимущественно попадал в диапазон 20-44 года. Группу здоровых испытуемых составили студенты, рабочие и служащие, в разное время об­следовавшиеся в рамках психологических экспериментов. Боль­ные с органическими поражениями мозга (последствия черепно-мозговых травм, эпилептические расстройства) и больные олигофренией (простой, сложный, астенический и эмоциональ­но-волевой типы дефекта) обследовались при прохождении ими врачебно-трудовой экспертной комиссии на предмет установле­ния (подтверждения) инвалидности.

Анализ данных таблицы 2 показывает, что, по крайней мере, существенных искажений в оценку отечественных иссле­дований нормативные таблицы Д. Векслера определенно не вносят. Средние нормы по здоровым, "органикам" и олигофренам располагаются именно в тех частях IQ -шкалы , где это и предсказываем автор методики.

Опыт работы с методикой дает основание в отношении не­которых субтестов сделать общие установочные замечания.

Субтест 1 "Осведомленность"

Следует помнить, что время прохождения испытуемым дан­ного субтеста не ограничено. Обращение к долговременной па­мяти требует определенного времени и спокойной сосредото­ченности, поэтому важно, чтобы у испытуемого не создавалось ощущения, что его торопят.

Первый субтест - это первый диалог экспериментатора с испытуемым. Для опытного консультанта методика Векслера -это блестящая возможность найти контакт с человеком, начать с ним совместную деятельность, перейти на более глубокий уро­вень общения. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала тестирования испытуемый чувствовал благожелательность и ис­креннюю заинтересованность экспериментатора, его способ­ность быть тактичным и терпеливым.

Субтест 2 "Понятливость"Данный субтест в наибольшей степени отражает культуральные различия между американскими и отечественными выборка­ми. Задания субтеста несколько "узки" для нашего национально­го сознания, которое вообще довольно равнодушно или даже неодобрительно относится к инструментальным, "обыватель­ским" добродетелям и навыкам - тщательности, пунктуальности, бережливости и, в числе других, понятливости как способности быстро воспринять конкретный социальный смысл ситуации и ее практическое значение, а затем сделать из нее практические же, "инструментальные" выводы.

Зачастую испытуемые склонны посмеиваться над заданиями данного субтеста: "А почему это следует избегать дурной ком­пании? Это даже очень интересно... Да и что такое - дурная компания?" Необходимо как-либо добиться того, чтобы испытуе­мый начал отвечать на вопросы с точки зрения "здравого смыс­ла", "общепринятого". Некоторые экспериментаторы предлагают испытуемым отвечать так, как они отвечали бы ребенку. Надо признать, что это выходит за рамки инструкции. По-видимому, целесообразнее передавать такое отношение к субтесту интона­цией, мимикой, может быть, жестом, но не давать никаких до­полнительных вербальных формулировок.

Субтест 3 "Арифметический"

В этом субтесте особенно важно произносить вопросы ясно и отчетливо - по-видимому, еще и достаточно медленно, по скольку здесь имеет критическое значение то, поймет ли испытуемый вопрос с первого предъявления. Регистрация времени начинается сразу после окончания первого предъявления, и если испытуемый не расслышал вопроса, он может потеря время и баллы, уточняя его. В соответствии с инструкцией экспериментатор имеет право лишь дословно повторить задачу, никак не переформулируя ее.

Субтест 4 "Сходство"

Очень часто испытуемым не совсем понятна задача, субтеста - установить сходство между апельсином и бананом и т. п. Они могут задавать вопросы: "То есть найти понятие, которое их объединяет?", "Найти, что между ними есть общего?" и т. п. В соответствии с общими требованиями к деятельности экспе­риментатора он должен отвечать на подобные вопросы неопре­деленно-уклончиво: "Может быть... Так в чем же сходство между апельсином и бананом?" или "Наверное, можно и так сформули­ровать, но все же ответьте, пожалуйста, в чем сходство между апельсином и бананом?"

В субтесте есть две "ловушки". Первая - "Древесина-спирт". На этот вопрос многие испытуемые отвечают: "Спирт получают из древесины", а это ответ, который оценивается в 0 баллов.

Вторая "ловушка" - "Воздух-вода". Образцовые отчеты, при веденные в руководстве, свидетельствуют о некоторой антропо-центричности критериев оценок. "Необходимы ________... Не­обходимы для функционирования человеческою тела... Без нихневозможно жить..." Между тем, воздух и вода - это некоторые объективные физические реальности, поэтому верных, будет _ , __ связь с особенностями исторической ситуации ряд вопро­сов субтеста. "Осведомленность" нуждается в определенной кор­рекции. Это прежде всего вопросы, связанные с политическим устройством государства: № 1. Какого цвета советский флаг? № 12. Сколько союзных республик в Советском Союзе? № 14. Когда день рождения В. И. Ленина? № 16. Каково население Советского Союза? № 17. Какова главная идея книги К. Маркса "Капитал"? № 23. На какой срок избираются депутаты Верховного Совета?

Эти вопросы частично уже не имеют правильного ответа, в ряде случаев будут вызывать у испытуемых эмоциональные ре­акции, не имеющие отношения к задаче точной оценки уровня интеллектуального развития. В такой ситуации кажется целесо­образным, опираясь на форму предполагаемого ответа и уро­вень образования, необходимый для выдачи точного ответа, предложить следующую редакцию шести вопросов: - "В какой стране Вы живете?"

Данный вопрос по сложности является адекватным прежне­му и, кроме того, допускает возможность использования мето­дики в любой русскоговорящей стране.

- "Что является основным законом современного государст­ва?"

Ответ - Конституция. Предполагается, что словесный сте­реотип "Конституция - основной закон страны" имеет место у нормального здорового испытуемого и будет и впредь укреп­ляться по мере становления правового государства. - "Когда началась Великая Отечественная война?" Ответ - 22 июня 1941 года. Отечественная война является значимым фактом истории, что гарантирует ознакомление с этой датой всех школьников соответствующего возраста. - "Какова в среднем частота пульса здорового человека?" Ответ - 60-80 ударов в минуту. Предполагается, что для правильного ответа на этот вопрос испытуемый помимо школь­ных знаний должен уже обладать достаточным жизненным опы­том. - "Какова основная идея учения Ч. Дарвина?"

Ответ - происхождение видов путем естественного отбора, преемственность развития живой природы, происхождение чело­века от животных предков. Правильный ответ на этот вопрос требует не только достаточно высокого образования, но и опре­деленного интереса к обобщенным, "небытовым" знаниям.

- "Кто является главой большинства современных госу­дарств?"

Ответ - президент. Ответ на этот вопрос обнаруживает включенность политической жизни в сферу интересов испытуе­мого.

Введение таких вопросов в субтест "Осведомленность" по­зволит по возможности сохранить оценку общественно-полити­ческого аспекта общей осведомленности испытуемого.

Аналогичным образом незначительные изменения внесны и в некоторые другие вопросы.

Следующая проблема, нуждающаяся в уточнении, состоит в том, что в методике WAIS большому числу испытуемых (подав­ляющему числу больных) предъявляются не все задания субтес­тов. Как видно из раздела 2, тестирование по субтесту прекра­щается, если испытуемый не справился подряд с несколькими заданиями. Положительный смысл такого требования заключает­ся в сокращении времени тестирования, в предохранении испы­туемого от ненужного утомления, в сохранении позитивного на­строя испытуемого на тестирование (в связи с минимизацией количества неудач). Это требование, вместе с тем, не будет ис­кажать результатов тестирования только в том случае, если задания в субтестах расположены строго по нарастанию уровня их сложности. Собранные данные показывают, что в распростра­ненном среди практиков традиционном варианте методики WAIS строгость нарастания сложности заданий субтестов не вполне соблюдается.

Сложность задания может характеризоваться и качественно. Однако, ее конечным индикатором является частость правиль­ных решений за заданный лимит времени (или при его отсутст­вии) в репрезентативной выборке испытуемых. Состав репре­зентативной выборки в данном случае должен, по нашему мне­нию, обязательно включать в себя больных испытуемых, ибо именно в действиях ослабленного либо неразвитого интеллекта различия в сложности заданий должны проявляться наиболее ярко. Характерно, что внутрисубтестовые коэффициенты ранго­вой корреляции оценок сложности для названных трех групп весьма высоки - 0,69-0,83. Это позволяет объединить их оценки в общие средние.

На рис. 1 в качестве примера приведена частость правиль­ных ответов на вопросы субтеста "Осведомленность".

По горизонтальной оси рис. 1 отмечены номера вопросов субтеста "Осведомленность" по увеличению (слева направо) их сложности. Достаточно очевидно, что эта последовательность имеет существенные отклонения от ожидаемой, при которой сложность должна быть линейно связана с номером задания.

Аналогичные несовпадения обнаруживаются и по другим субтестам. Например, в субтесте "Сходство" задание N 1 зани­мает лишь четвертое место по правильности ответов. В субтес­те "Понятливость" седьмое по сложности задание предъявляется четвертым и т. д.

В субтестах, учитывающих кроме правильности ответов также и их быстроту, критериями сложности удобно считать два показателя: процент испытуемых, правильно решивших задание, и процент испытуемых, правильно решивших его в заданный лимит времени.

Изучение данных таблицы 3 обнаруживает, что в содержа­ние (сложность) заданий субтестов заложено две закономернос­ти: постепенное сокращение числа испытуемых, способных в принципе дать правильный ответ, и одновременно сокращение процента испытуемых, дающих правильное решение в заданное методикой время. Если учесть возможность случайных колеба­ний средних оценок, то можно утверждать, что в основном в заданиях субтестов принцип увеличения сложности заданий до­статочно строго соблюдается. Вместе с тем обнаруживается и ряд очевидных отклонений от него.

В субтесте "Арифметический" временной лимит 14 задания (120") слишком легок и дает возможность решить его почти всем (95%), кто с этим заданием в принципе справился. Целе­сообразно было бы ограничить время решения задания 65 се­кундами, при которых в лимит уложилось бы 60% испытуемых.

% правильных ответов

70 60 50 40 30 20 10  
  7 6 109 151218208 145 1113191621251723262422272829 № задания

Рис .1. Частость правильных ответов на вопросы субтеста № 1 "Осведомленность"

% правильных ответов

70 60 50 40 30 20 10  
  7 6 109 151218208 145 1113191621251723262422272829 № задания

Рис .1. Частость правильных ответов на вопросы субтеста № 1 "Осведомленность"

% правильных ответов

Психологическая характеристика субтестов. - student2.ru

Рис .1. Частость правильных ответов на вопросы субтеста № 1 "Осведомленность"

ТаблицаЗ

                   
"Арифмеч гический" "Кубики Kocca" "Последо карт^ вательные /1нки" "Склад фиг ывание УР"
задания A В A В A В A В
1 2 3     90 87 89 90 95 97 78 79 77 90 93 78 84 71 70 99 38 63
5 6 7 8 84 76 80 76 80 91 89 85 83 73 73 60 88 63 76 48 64 40 27 19 42 64 42 100    
9 10 79 73 89 88 44 17 41 58     -  
11 12 13 14 66 46 50 30 83 81 71 95            
 

Процент испытуемых, правильно решивших задание (А), а также уложившихся в заданный лимит времени (В)

В субтесте "Кубики Косса"данные говорят как бы об убы­вании сложности задания с первого по третье. Предположитель­но это связано с включением испытуемых в непривычную "дет­скую" деятельность и поэтому в специальной методической кор­рекции не нуждается. Можно, однако, выделить повышенную строгость временного лимита 8 и 9 заданий. Если сделать его равным 150 секундам (вместо 120"), то процент уложившихся в норматив станет равняться соответственно 64% и 59%.

В субтесте "Последовательные картинки" отчетливо наруша­ют общую закономерность увеличения сложности заданий вре­менные лимиты 4, 5 и 8 заданий. С введением новых лимитов -соответственно 80, 80 и 60 секунд (вместо 60", 60" и 120") -процент испытуемых, справившихся с заданиями, стал бы ближе к ожидаемому (67%, 64% и 62%).

В субтесте "Складывание фигур" резко выделяется своей "жесткостью" временной лимит второго задания. Его увеличение до 180 секунд позволило бы 62% испытуемых справляться с ним своевременно.

Все рассмотренные выше уточнения содержания и структу­ры отдельных субтестов отражены в данном Руководстве. Этот уточненный вариант WA!S мы рекомендуем к использованию.

Наши рекомендации