Психологическая характеристика субтестов.
Ниже приводятся психологические характеристики показателей методики WAIS. Однако следует иметь в виду, что окончательное заключение об интеллектуальном уровне и особенностях интеллекта испытуемого должно выноситься специалистом-психологом на основе осмысления конкретного сочетания субтестовых и шкальных оценок.
' Общий показатель 10 методики является индикатором общего интеллекта (фактор "д"), т. е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.
За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект, как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которого осуществляется в вербально-логической форме с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связана с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер полагает важным выявить и измерить следующие характеристики [7, с. 171]:
1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности;
2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта.
Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью корректным.
Невербальный показатель методики WAIS отражает состояние невербального интеллекта, т. е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизиологических, сенсомоторных и перцептивных характеристик.
Субтест 1 "Осведомленность" направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных интересов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успешность выполнения теста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры и специфики профессиональной деятельности. Оценка за "Осведомленность" характеризует испытуемого с точки зрения его общей интеллигентности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ. Результаты тестирования предположительно мало изменяются при старении.
Субтест 2 "Понятливость" включает в себя ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы. В отличие от субтеста 1 в "Понятливости" находит свое выражение актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений. Результаты тестирования при старении изменяются незначительно.
Субтест 3 "Арифметический" требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом. Задачи такого типа имеются практически во всех интелле'"гуэ.льных тестах. Успешность их выполнения в значительной мере зависит от образования, вида трудовой деятельности испытуемого. Результаты тестирования с возрастом незначительно ухудшаются.
Субтест 4 "Сходство" направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. Фактически "Сходство" является упрощенным вариантом методики сравнения понятий, в котором задача испытуемого ограничивается лишь установлением сходства. Отыскание общих существенных признаков понятий требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию, развитого понятийного мышления. Оценки по субтесту "Сходство" информативны в отношении вербального и невербального интеллекта. Результаты тестирования значительно ухудшаются при старении.
Субтест 5 "Повторение цифр" обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания. Субтест является классическим тестом на определение объема памяти. По сравнению с другими субтестами "Повторение цифр" наиболее слабо коррелирует с общим IQ. По мнению Д. Векслера, неспособность воспроизвести в прямом порядке 4 цифры однозначно свидетельствует о слабоумии. Результаты прямого воспроизведения цифр с возрастом незначительно ухудшаются, обратного воспроизведения - несколько более значительно.
Субтест 6 "Словарный" предполагает свободное оперирование словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словарный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова. По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к "Осведомленности". Результаты тестирования мало изменяются с возрастом, поскольку существенно зависят от образования.
Субтест 7 "Шифровка" по числу включенных в него интеллектуальных функций является наиболее комплексным. Успешность работы с субтестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов. Результаты быстро ухудшаются после 40 лет.
Субтест 8 "Недостающие детали" направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умения дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредо.оченнос ти испытуемого.
Субтест 9 "Кубики Косса" наиболее информативен -структуре невербального интеллекта. Задания субтеста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешное выполнения определяется способностью анализировать цело; через составляющие его части, пространственным воображением.
Субтест 10 "Последовательные картинки" требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное “схватывание” материала, **** предвосхищение событий. Участие моторики в данном субтесте несущественно. Дополнительным параметром, вычисляемым субтестом, является чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий.
Субтест 11 "Складывание фигур" требует , с "Кубиками Косса", умения соотнести части в целое. решение субтеста связано с формированием идеального образа ; этот идеальный образ фигуры не является достатоным ; Образ необходимо воссоздать практически , адекватно отдельные части в структуре целого. В выполнение включены эвристические компоненты мышления .
КОММЕНТАРИИ
К ПРОЦЕДУРЕ ТЕСТИРОВАНИЯ .
Имеющийся опыт работы с методикой WAIS позволяет высказать ряд соображений по порядку и правилам ее корректного использования. Первая проблема, требующая тщательного эмпирического изучения, заключается в проверке обоснованности применения американских норм, составленных в 50-х годах, к современной отечественной выборке. Для предварительной оценки такой обоснованности можно обратиться к данным таблицы 2.
Таблица 2
Границы диапазонов ____ 25% показателей 10 в выборках нормальных испытуемых (п = 70), больных с органическим поражением мозга
(п =74),
и больных олигофренией (п = 68).
Выборка | |||
здоровые | "органики" | олигофрены | |
Вербальный Невербальный Общий | 93 - 115 89 - 110 91 - 112 | 72 - 100 65 - 85 68 - 92 | 55 - 74 51 - 72 51 - 73 |
Диапазон Me___ 25% выбран для выделения средней нормы, как ее понимал Д. Векслер (см. табл. 1). В указанные три выборки вошли испытуемые, возраст которых преимущественно попадал в диапазон 20-44 года. Группу здоровых испытуемых составили студенты, рабочие и служащие, в разное время обследовавшиеся в рамках психологических экспериментов. Больные с органическими поражениями мозга (последствия черепно-мозговых травм, эпилептические расстройства) и больные олигофренией (простой, сложный, астенический и эмоционально-волевой типы дефекта) обследовались при прохождении ими врачебно-трудовой экспертной комиссии на предмет установления (подтверждения) инвалидности.
Анализ данных таблицы 2 показывает, что, по крайней мере, существенных искажений в оценку отечественных исследований нормативные таблицы Д. Векслера определенно не вносят. Средние нормы по здоровым, "органикам" и олигофренам располагаются именно в тех частях IQ -шкалы , где это и предсказываем автор методики.
Опыт работы с методикой дает основание в отношении некоторых субтестов сделать общие установочные замечания.
Субтест 1 "Осведомленность"
Следует помнить, что время прохождения испытуемым данного субтеста не ограничено. Обращение к долговременной памяти требует определенного времени и спокойной сосредоточенности, поэтому важно, чтобы у испытуемого не создавалось ощущения, что его торопят.
Первый субтест - это первый диалог экспериментатора с испытуемым. Для опытного консультанта методика Векслера -это блестящая возможность найти контакт с человеком, начать с ним совместную деятельность, перейти на более глубокий уровень общения. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала тестирования испытуемый чувствовал благожелательность и искреннюю заинтересованность экспериментатора, его способность быть тактичным и терпеливым.
Субтест 2 "Понятливость"Данный субтест в наибольшей степени отражает культуральные различия между американскими и отечественными выборками. Задания субтеста несколько "узки" для нашего национального сознания, которое вообще довольно равнодушно или даже неодобрительно относится к инструментальным, "обывательским" добродетелям и навыкам - тщательности, пунктуальности, бережливости и, в числе других, понятливости как способности быстро воспринять конкретный социальный смысл ситуации и ее практическое значение, а затем сделать из нее практические же, "инструментальные" выводы.
Зачастую испытуемые склонны посмеиваться над заданиями данного субтеста: "А почему это следует избегать дурной компании? Это даже очень интересно... Да и что такое - дурная компания?" Необходимо как-либо добиться того, чтобы испытуемый начал отвечать на вопросы с точки зрения "здравого смысла", "общепринятого". Некоторые экспериментаторы предлагают испытуемым отвечать так, как они отвечали бы ребенку. Надо признать, что это выходит за рамки инструкции. По-видимому, целесообразнее передавать такое отношение к субтесту интонацией, мимикой, может быть, жестом, но не давать никаких дополнительных вербальных формулировок.
Субтест 3 "Арифметический"
В этом субтесте особенно важно произносить вопросы ясно и отчетливо - по-видимому, еще и достаточно медленно, по скольку здесь имеет критическое значение то, поймет ли испытуемый вопрос с первого предъявления. Регистрация времени начинается сразу после окончания первого предъявления, и если испытуемый не расслышал вопроса, он может потеря время и баллы, уточняя его. В соответствии с инструкцией экспериментатор имеет право лишь дословно повторить задачу, никак не переформулируя ее.
Субтест 4 "Сходство"
Очень часто испытуемым не совсем понятна задача, субтеста - установить сходство между апельсином и бананом и т. п. Они могут задавать вопросы: "То есть найти понятие, которое их объединяет?", "Найти, что между ними есть общего?" и т. п. В соответствии с общими требованиями к деятельности экспериментатора он должен отвечать на подобные вопросы неопределенно-уклончиво: "Может быть... Так в чем же сходство между апельсином и бананом?" или "Наверное, можно и так сформулировать, но все же ответьте, пожалуйста, в чем сходство между апельсином и бананом?"
В субтесте есть две "ловушки". Первая - "Древесина-спирт". На этот вопрос многие испытуемые отвечают: "Спирт получают из древесины", а это ответ, который оценивается в 0 баллов.
Вторая "ловушка" - "Воздух-вода". Образцовые отчеты, при веденные в руководстве, свидетельствуют о некоторой антропо-центричности критериев оценок. "Необходимы ________... Необходимы для функционирования человеческою тела... Без нихневозможно жить..." Между тем, воздух и вода - это некоторые объективные физические реальности, поэтому верных, будет _ , __ связь с особенностями исторической ситуации ряд вопросов субтеста. "Осведомленность" нуждается в определенной коррекции. Это прежде всего вопросы, связанные с политическим устройством государства: № 1. Какого цвета советский флаг? № 12. Сколько союзных республик в Советском Союзе? № 14. Когда день рождения В. И. Ленина? № 16. Каково население Советского Союза? № 17. Какова главная идея книги К. Маркса "Капитал"? № 23. На какой срок избираются депутаты Верховного Совета?
Эти вопросы частично уже не имеют правильного ответа, в ряде случаев будут вызывать у испытуемых эмоциональные реакции, не имеющие отношения к задаче точной оценки уровня интеллектуального развития. В такой ситуации кажется целесообразным, опираясь на форму предполагаемого ответа и уровень образования, необходимый для выдачи точного ответа, предложить следующую редакцию шести вопросов: - "В какой стране Вы живете?"
Данный вопрос по сложности является адекватным прежнему и, кроме того, допускает возможность использования методики в любой русскоговорящей стране.
- "Что является основным законом современного государства?"
Ответ - Конституция. Предполагается, что словесный стереотип "Конституция - основной закон страны" имеет место у нормального здорового испытуемого и будет и впредь укрепляться по мере становления правового государства. - "Когда началась Великая Отечественная война?" Ответ - 22 июня 1941 года. Отечественная война является значимым фактом истории, что гарантирует ознакомление с этой датой всех школьников соответствующего возраста. - "Какова в среднем частота пульса здорового человека?" Ответ - 60-80 ударов в минуту. Предполагается, что для правильного ответа на этот вопрос испытуемый помимо школьных знаний должен уже обладать достаточным жизненным опытом. - "Какова основная идея учения Ч. Дарвина?"
Ответ - происхождение видов путем естественного отбора, преемственность развития живой природы, происхождение человека от животных предков. Правильный ответ на этот вопрос требует не только достаточно высокого образования, но и определенного интереса к обобщенным, "небытовым" знаниям.
- "Кто является главой большинства современных государств?"
Ответ - президент. Ответ на этот вопрос обнаруживает включенность политической жизни в сферу интересов испытуемого.
Введение таких вопросов в субтест "Осведомленность" позволит по возможности сохранить оценку общественно-политического аспекта общей осведомленности испытуемого.
Аналогичным образом незначительные изменения внесны и в некоторые другие вопросы.
Следующая проблема, нуждающаяся в уточнении, состоит в том, что в методике WAIS большому числу испытуемых (подавляющему числу больных) предъявляются не все задания субтестов. Как видно из раздела 2, тестирование по субтесту прекращается, если испытуемый не справился подряд с несколькими заданиями. Положительный смысл такого требования заключается в сокращении времени тестирования, в предохранении испытуемого от ненужного утомления, в сохранении позитивного настроя испытуемого на тестирование (в связи с минимизацией количества неудач). Это требование, вместе с тем, не будет искажать результатов тестирования только в том случае, если задания в субтестах расположены строго по нарастанию уровня их сложности. Собранные данные показывают, что в распространенном среди практиков традиционном варианте методики WAIS строгость нарастания сложности заданий субтестов не вполне соблюдается.
Сложность задания может характеризоваться и качественно. Однако, ее конечным индикатором является частость правильных решений за заданный лимит времени (или при его отсутствии) в репрезентативной выборке испытуемых. Состав репрезентативной выборки в данном случае должен, по нашему мнению, обязательно включать в себя больных испытуемых, ибо именно в действиях ослабленного либо неразвитого интеллекта различия в сложности заданий должны проявляться наиболее ярко. Характерно, что внутрисубтестовые коэффициенты ранговой корреляции оценок сложности для названных трех групп весьма высоки - 0,69-0,83. Это позволяет объединить их оценки в общие средние.
На рис. 1 в качестве примера приведена частость правильных ответов на вопросы субтеста "Осведомленность".
По горизонтальной оси рис. 1 отмечены номера вопросов субтеста "Осведомленность" по увеличению (слева направо) их сложности. Достаточно очевидно, что эта последовательность имеет существенные отклонения от ожидаемой, при которой сложность должна быть линейно связана с номером задания.
Аналогичные несовпадения обнаруживаются и по другим субтестам. Например, в субтесте "Сходство" задание N 1 занимает лишь четвертое место по правильности ответов. В субтесте "Понятливость" седьмое по сложности задание предъявляется четвертым и т. д.
В субтестах, учитывающих кроме правильности ответов также и их быстроту, критериями сложности удобно считать два показателя: процент испытуемых, правильно решивших задание, и процент испытуемых, правильно решивших его в заданный лимит времени.
Изучение данных таблицы 3 обнаруживает, что в содержание (сложность) заданий субтестов заложено две закономерности: постепенное сокращение числа испытуемых, способных в принципе дать правильный ответ, и одновременно сокращение процента испытуемых, дающих правильное решение в заданное методикой время. Если учесть возможность случайных колебаний средних оценок, то можно утверждать, что в основном в заданиях субтестов принцип увеличения сложности заданий достаточно строго соблюдается. Вместе с тем обнаруживается и ряд очевидных отклонений от него.
В субтесте "Арифметический" временной лимит 14 задания (120") слишком легок и дает возможность решить его почти всем (95%), кто с этим заданием в принципе справился. Целесообразно было бы ограничить время решения задания 65 секундами, при которых в лимит уложилось бы 60% испытуемых.
% правильных ответов
70 60 50 40 30 20 10 | |
7 6 109 151218208 145 1113191621251723262422272829 № задания |
Рис .1. Частость правильных ответов на вопросы субтеста № 1 "Осведомленность"
% правильных ответов
70 60 50 40 30 20 10 | |
7 6 109 151218208 145 1113191621251723262422272829 № задания |
Рис .1. Частость правильных ответов на вопросы субтеста № 1 "Осведомленность"
% правильных ответов
Рис .1. Частость правильных ответов на вопросы субтеста № 1 "Осведомленность"
ТаблицаЗ
№ | "Арифмеч | гический" | "Кубики | Kocca" | "Последо карт^ | вательные /1нки" | "Склад фиг | ывание УР" |
задания | A | В | A | В | A | В | A | В |
1 2 3 | 90 87 89 | 90 95 97 | 78 79 77 | 90 93 78 | 84 71 70 | 99 38 63 | ||
5 6 7 8 | 84 76 80 76 | 80 91 89 85 | 83 73 73 60 | 88 63 76 48 | 64 40 27 19 | 42 64 42 100 | ||
9 10 | 79 73 | 89 88 | 44 17 | 41 58 | - | |||
11 12 13 14 | 66 46 50 30 | 83 81 71 95 |
Процент испытуемых, правильно решивших задание (А), а также уложившихся в заданный лимит времени (В)
В субтесте "Кубики Косса"данные говорят как бы об убывании сложности задания с первого по третье. Предположительно это связано с включением испытуемых в непривычную "детскую" деятельность и поэтому в специальной методической коррекции не нуждается. Можно, однако, выделить повышенную строгость временного лимита 8 и 9 заданий. Если сделать его равным 150 секундам (вместо 120"), то процент уложившихся в норматив станет равняться соответственно 64% и 59%.
В субтесте "Последовательные картинки" отчетливо нарушают общую закономерность увеличения сложности заданий временные лимиты 4, 5 и 8 заданий. С введением новых лимитов -соответственно 80, 80 и 60 секунд (вместо 60", 60" и 120") -процент испытуемых, справившихся с заданиями, стал бы ближе к ожидаемому (67%, 64% и 62%).
В субтесте "Складывание фигур" резко выделяется своей "жесткостью" временной лимит второго задания. Его увеличение до 180 секунд позволило бы 62% испытуемых справляться с ним своевременно.
Все рассмотренные выше уточнения содержания и структуры отдельных субтестов отражены в данном Руководстве. Этот уточненный вариант WA!S мы рекомендуем к использованию.