При проведении анализа рассчитывают следующие показатели.

§ Абсолютное отклонение определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда в отчетном периоде с базовой величиной фонда заработной платы в целом по предприятию, по производственным подразделениям и категориям работников.

§ Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой заработной платы в отчетном периоде. Следует учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства. Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты, сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты.

§ Определение факторов абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы. Переменная часть заработной платы зависит от объема производства продукции (VВП ), его структуры (УДi ), удельной трудоемкости (ТЕi ) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТi ):

При проведении анализа рассчитывают следующие показатели. - student2.ru .

Для факторного анализа по фонду повременной зарплаты могут быть использованы следующие модели:

При проведении анализа рассчитывают следующие показатели. - student2.ru (среднегодовая заработная плата одного работника);

При проведении анализа рассчитывают следующие показатели. - student2.ru (среднедневная заработная плата одного работника);

При проведении анализа рассчитывают следующие показатели. - student2.ru (среднечасовая заработная плата одного работника).

§ Оценка соответствия между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда дается при помощи коэффициента опережения:

При проведении анализа рассчитывают следующие показатели. - student2.ru .

Изменение среднего заработка работающих за тот или иной отрезок времени (год, месяц, день, час) характеризуется его индексом (IСЗ ), который определяется отношением средней зарплаты за отчетный период (СЗ1 ) к средней зарплате в базисном периоде (СЗ0).

Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда.

Как уже отмечалось, для расширенного воспроизводства, получения прибыли и рентабельности необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если такой принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости продукции и, соответственно, уменьшение суммы прибыли.

§ Определение суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонда зарплаты в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты можно рассчитать по следующей формуле:

При проведении анализа рассчитывают следующие показатели. - student2.ru .

Эффективность использования средств на оплату труда оценивается динамикой показателей объема произведенной продукции, выручки, чистой, реинвестированной прибыли на рубль зарплаты:

ВП / ФЗП— выручка на рубль заработной платы;

ПРП / ФЗП — прибыль от реализации на рубль заработной платы;

Пч / ФЗП — чистая прибыль на рубль заработной платы.

33. Стратегическое планирование – составной элемент стратегического управления.

Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Стратегическое планирование может быть представлено как набор функций менеджмента, а именно:

§ распределение ресурсов (в форме реорганизации компаний);

§ адаптация к внешней среде (на примере компании «Форд Моторс»);

§ внутренняя координация;

§ осознание организаторской стратегии (так, руководству необходимо постоянно учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).

Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Ключевые моменты стратегического планирования:

§ стратегия разрабатывается высшим руководством;

§ стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными;

§ стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения;

§ планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

Процесс стратегического планирования

Выделяют следующие этапы стратегического планирования:

Миссия организации — общая основная цель организации, четко выраженная причина ее существования.

Формулировку миссии можно производить на основании вопросов:

§ Какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

§ Какова внешняя среда фирмы, определяющая ее рабочие принципы?

§ Какого типа рабочий климат внутри фирмы, культура организации?

Миссия способствует созданию клиентов и удовлетворению их потребностей. Миссию нужно искать в окружающей среде. Прибыль — необходимое условие существования, внутренняя потребность компании.

Часто миссия отвечает на два основных вопроса: кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?

Характер руководителя накладывает отпечаток на миссию организации.

Цели — вырабатываются на основе миссии и служат в качестве критериев для последующего процесса принятия управленческих решений.

Характеристики целей:

§ должны быть конкретными и измеримыми;

§ ориентированы во времени (сроки выполнения);

§ должны быть достижимыми.

Оценка и анализ внешней среды. Необходимо оценить воздействующие изменения на организацию, угрозы и конкуренцию, возможности. Здесь действуют факторы: экономические, рыночные, политические и др.

Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Полезно сконцентрировать внимание на пяти функциях для обследования: маркетинг, финансы, операции, человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.

Изучение стратегических альтернатив. Следует подчеркнуть, что схема стратегического планирования компании является замкнутой. Миссия и процедуры других этапов следует постоянно изменять в соответствии с меняющейся внешней и внутренней средой.

Наши рекомендации