Психологический синдром должен содержать следующие показатели.
- структуру с указанием нарушений первичного характера, влекущих вторичные, нарушения;
- наличие сохранных сторон психики, на которые следует опираться при осуществлении реабилитационных мероприятий;
- наличие “зоны ближайшего развития” и возможности обучаемости:
- выраженность нарушений общего энергетического потенциала и степени нарушений психического функционирования.
Выделяютсячетыре степенивыраженности нарушений психических функций, состояний, свойств.
Первая степень- незначительные нарушения, затрагивающие лишь отдельные психические функции, носящие эпизодический характер и не требующие специальных мер коррекции.
Вторая степень - умеренно выраженные, но более стойкие расстройства высших психических функций, нарушения динамики психической деятельности (гутоподвижность. инертность или патологическая лабильность психических процессов), стойкие эмоционально-волевые нарушения (эмоциональная ригидность, повышенная откликаемость на внешние раздражители), выраженные личностные изменения (особенности ценностных ориентаций, мотивационные нарушения, психический инфантилизм). Такие нарушения требуют специальной коррекции или компенсации и ограничивают реализацию различных категорий жизнедеятельности (по объему и степени сложности).
Третья степень - выраженные стойкие и необратимые расстройства высших психических функций, нарушения динамики психической деятельности (структурные нарушения и снижение уровня мнестико-ин- теллектуальных процессов, выраженное снижение обучаемости, выраженная истощаемость, сопровождающаяся снижением качества работы), выраженные эмоционально-волевые нарушения, выраженные личностные изменения. Такие изменения способствуют социальной дезадаптации так как не могут быть полностью корригируемы и компенсируемы.
Четвертая степень - значительно выраженные стойкие, необратимые нарушения высших психических функций, невозможность выполнения какой-либо целенаправленной деятельности, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, полностью дезорганизующие деятельность или делающие невозможным включение больного в деятельность; личностный дефект, обусловленный некритичностью, неадекватной самооценкой, деформацией или несформированностью мотивационной сферы.
- Форма записи психолога в акте медико-социальной экспертизы
В ситуации экспертного освидетельствования в зависимости от глубины диагностики психологом делаются следующие виды записи, отраженные в акте медико-социальной экспертизы:
Форма 1. В случае проведения экспертно-реабилитационного психодиагностического обследования психолог делает в акте полное описание состояния познавательной, эмоциональной и личностной сфер с указанием степени выраженности нарушений отдельных функций и первичных причин этих нарушений. Такая форма написания заключения не может иметь формализованный вид (например, в форме подчеркивания на специальных бланках тех функций, которые имеют отклонения от стандартных показателей), т.к. констатация выявленных нарушений не отражает взаимообусловленности нарушений отдельных функций, не раскрывает индивидуальных особенностей психической деятельности больного и умственной работоспособности в целом, что делает невозможным вынесение психологического диагноза.
Психологический диагноз, которым должно завершаться заключение психолога, содержит обобщенный результат психодиагностики, декларирующий так называемыйпатопсихологический синдром,с указанием ограничений в основных сферах жизнедеятельности, обусловленных выявленными нарушениями психики и адекватных рекомендаций в отношении осуществления мероприятий по психологической реабилитации освидетельствуемого.
Форма 2. В случае коллегиального решения экспертной комиссии о нецелесообразности полного патопсихологического обследования для данного освидетельствуемого, психологу, являющемуся членом экспертной комиссии и обладающему правом подписи в акте необходимо сделать соответствующую запись “...каких либо значимых признаков нарушений психических функций и эмоционально-личностной сферы в беседе не наблюдается... ”
Форма 3. Заочное освидетельствование подразумевает работу с актом экспертного освидетельствования, которая заключается в оценке предыдущего психологического заключения с точки зрения полноты и адекватности его содержания, (например: “По данным психологического заключения специалиста Ф.И.О. от “ ”20 а выявлено
, что полностью отражает структуру и
степень выраженности нарушений, у личности ”, либо
“что не отражает полностью , не содержити т.п.”).
Форма 4. В случае отказаосвидетельствуемого от прохождения психологического обследования, психологу необходимо отразить это в акте медико-социальной экспертизы с письменным отказом освидетельствуемого: “Я (ФИО) отказываюсь от психодиагностического обследования. Число, месяц, год, подпись”.
- Количественные нормативы работы психолога бюро медико-социальной экспертизы
Объем работы и уровень требований к психологу зависит от уровня бюро (первичного, главного, федерального).
Обусловлено это тем, что уровень сложности задач, решаемых психологом в первичных, главных и федеральном бюро МСЭ - различен, т. к. определяется задачами и различной глубиной диагностики, сложностью диагностических случаев, отягощенностью и конфликтностью экспертной ситуации, необходимостью нейродиагностического обследования, которое не всегда доступно в условиях проведения первичного бюро.
- В первичном бюуо на первый план выходит оценка клиникофункциональных параметров ограничений жизнедеятельности освиде- тельствуемого, где психолог привлекается для уточнения функционального состояния, как правило в 30% случаев. Психолог, работающий в первичном бюро, должен владеть основными психодиагностическими методиками, уметь интерпретировать результаты, полученные при их использовании, оформлять заключение и формулировать психологический диагноз. С организационных позиций, данное положение психолога наиболее трудное, так как изоляция от коллег по цеху, ставит его в трудное положение, связанное с невозможностью обсудить трудные случаи, охватить больных в полном объеме, так как в тот момент когда психолог обследует больного, на комиссию может попасть другой больной, также остро нуждающийся в психодиагностике.
- В Главном бюро с учетом повышения сложности экспертных случаев психолог привлекается чаще - в 50% случаев. Степень сложности случаев в Главном бюро предъявляет более высокие требования к специалисту; т.к. необходима более глубокая диагностика состояния освидетельствуемого (применение более обширного психодиагностического инструментария), более длительные временные затраты на обследование, оказание психологической помощи освидетельствуемым в связи с конфликтами, часто возникающими при экспертиза
Психолог Главного бюро, должен быть квалифицированным специалистом в области психодиагностики, обладать методиками патопсихологического и нейропсихологического обследования, диагностики личности, навыками психологического консультирования и снятия эмоционального напряжения для разрешения конфликтных ситуаций. С организационных позиций положение психолога в Главном бюро более комфортное, позволяет находиться в сообществе своих коллег, коллегиально обсуждать насущные трудности, распределять нагрузку между экспертными составами бюро в виде совмещения.
- В Федеральном бюро Особый психологический “накал”, в условиях повышенной конфликтности, связанной с принципиальным несогласием освидетельствуемого с предыдущими экспертными решениями, требует привлечения психолога практически в 100% случаев, особенно при отсутствии психологического заключения из главного и первичного бюро или их недостаточной информативности. Уровень подготовки психолога Федерального бюро обязан быть достаточно высоким. Для психологов Федерального уровня необходима постоянная супервизия (работа, направленная на совершенствование профессионального уровня), психолог должен владеть современными методами психологической реабилитации, подтвержденными соответствующими сертификатами, интересоваться современными научно-практическими разработками в области экспертно-реабилитационных технологий.
Вышеизложенные задачи в зависимости от уровня бюро и изложенная методология процесса, позволяют определить следующие количественные нормативы нагрузки психолога, работающего на ставку в зависимости от уровня бюро: