Психологический синдром должен содержать следующие показатели.

  • структуру с указанием нарушений первичного характера, влеку­щих вторичные, нарушения;
  • наличие сохранных сторон психики, на которые следует опирать­ся при осуществлении реабилитационных мероприятий;
  • наличие “зоны ближайшего развития” и возможности обучаемости:
  • выраженность нарушений общего энергетического потенциала и степени нарушений психического функционирования.

Выделяютсячетыре степенивыраженности нарушений психичес­ких функций, состояний, свойств.

Первая степень- незначительные нарушения, затрагивающие лишь отдельные психические функции, носящие эпизодический характер и не требующие специальных мер коррекции.

Вторая степень - умеренно выраженные, но более стойкие рас­стройства высших психических функций, нарушения динамики психи­ческой деятельности (гутоподвижность. инертность или патологическая лабильность психических процессов), стойкие эмоционально-волевые нарушения (эмоциональная ригидность, повышенная откликаемость на внешние раздражители), выраженные личностные изменения (особенно­сти ценностных ориентаций, мотивационные нарушения, психический инфантилизм). Такие нарушения требуют специальной коррекции или компенсации и ограничивают реализацию различных категорий жизне­деятельности (по объему и степени сложности).

Третья степень - выраженные стойкие и необратимые расстрой­ства высших психических функций, нарушения динамики психической деятельности (структурные нарушения и снижение уровня мнестико-ин- теллектуальных процессов, выраженное снижение обучаемости, выражен­ная истощаемость, сопровождающаяся снижением качества работы), вы­раженные эмоционально-волевые нарушения, выраженные личностные изменения. Такие изменения способствуют социальной дезадаптации так как не могут быть полностью корригируемы и компенсируемы.

Четвертая степень - значительно выраженные стойкие, необрати­мые нарушения высших психических функций, невозможность выполне­ния какой-либо целенаправленной деятельности, выраженные расстрой­ства эмоционально-волевой сферы, полностью дезорганизующие деятель­ность или делающие невозможным включение больного в деятельность; личностный дефект, обусловленный некритичностью, неадекватной само­оценкой, деформацией или несформированностью мотивационной сферы.

  1. Форма записи психолога в акте медико-социальной экспертизы

В ситуации экспертного освидетельствования в зависимости от глу­бины диагностики психологом делаются следующие виды записи, отра­женные в акте медико-социальной экспертизы:

Форма 1. В случае проведения экспертно-реабилитационного психодиагностического обследования психолог делает в акте полное описание состояния познавательной, эмоциональной и личностной сфер с указанием степени выраженности нарушений отдельных функций и первичных причин этих нарушений. Такая форма написания заключе­ния не может иметь формализованный вид (например, в форме подчерки­вания на специальных бланках тех функций, которые имеют отклонения от стандартных показателей), т.к. констатация выявленных нарушений не отражает взаимообусловленности нарушений отдельных функций, не раскрывает индивидуальных особенностей психической деятельности больного и умственной работоспособности в целом, что делает невозмож­ным вынесение психологического диагноза.

Психологический диагноз, которым должно завершаться заключе­ние психолога, содержит обобщенный результат психодиагностики, дек­ларирующий так называемыйпатопсихологический синдром,с указани­ем ограничений в основных сферах жизнедеятельности, обусловленных выявленными нарушениями психики и адекватных рекомендаций в от­ношении осуществления мероприятий по психологической реабилита­ции освидетельствуемого.

Форма 2. В случае коллегиального решения экспертной комиссии о нецелесообразности полного патопсихологического обследования для данного освидетельствуемого, психологу, являющемуся членом эксперт­ной комиссии и обладающему правом подписи в акте необходимо сделать соответствующую запись “...каких либо значимых признаков наруше­ний психических функций и эмоционально-личностной сферы в бесе­де не наблюдается... ”

Форма 3. Заочное освидетельствование подразумевает работу с актом экспертного освидетельствования, которая заключается в оценке предыдущего психологического заключения с точки зрения полноты и адекватности его содержания, (например: “По данным психологическо­го заключения специалиста Ф.И.О. от “ ”20 а выявлено

, что полностью отражает структуру и

степень выраженности нарушений, у личности ”, либо

“что не отражает полностью , не содержити т.п.”).

Форма 4. В случае отказаосвидетельствуемого от прохождения психологического обследования, психологу необходимо отразить это в акте медико-социальной экспертизы с письменным отказом освидетельствуе­мого: “Я (ФИО) отказываюсь от психодиагностического обследова­ния. Число, месяц, год, подпись”.

  1. Количественные нормативы работы психолога бюро медико-социальной экспертизы

Объем работы и уровень требований к психологу зависит от уровня бюро (первичного, главного, федерального).

Обусловлено это тем, что уровень сложности задач, решаемых психо­логом в первичных, главных и федеральном бюро МСЭ - различен, т. к. определяется задачами и различной глубиной диагностики, сложностью диагностических случаев, отягощенностью и конфликтностью эксперт­ной ситуации, необходимостью нейродиагностического обследования, которое не всегда доступно в условиях проведения первичного бюро.

  1. В первичном бюуо на первый план выходит оценка клинико­функциональных параметров ограничений жизнедеятельности освиде- тельствуемого, где психолог привлекается для уточнения функциональ­ного состояния, как правило в 30% случаев. Психолог, работающий в пер­вичном бюро, должен владеть основными психодиагностическими мето­диками, уметь интерпретировать результаты, полученные при их исполь­зовании, оформлять заключение и формулировать психологический ди­агноз. С организационных позиций, данное положение психолога наибо­лее трудное, так как изоляция от коллег по цеху, ставит его в трудное положение, связанное с невозможностью обсудить трудные случаи, охва­тить больных в полном объеме, так как в тот момент когда психолог об­следует больного, на комиссию может попасть другой больной, также остро нуждающийся в психодиагностике.
  2. В Главном бюро с учетом повышения сложности экспертных случаев психолог привлекается чаще - в 50% случаев. Степень сложнос­ти случаев в Главном бюро предъявляет более высокие требования к спе­циалисту; т.к. необходима более глубокая диагностика состояния освиде­тельствуемого (применение более обширного психодиагностического ин­струментария), более длительные временные затраты на обследование, оказание психологической помощи освидетельствуемым в связи с конф­ликтами, часто возникающими при экспертиза

Психолог Главного бюро, должен быть квалифицированным спе­циалистом в области психодиагностики, обладать методиками патопси­хологического и нейропсихологического обследования, диагностики лич­ности, навыками психологического консультирования и снятия эмоцио­нального напряжения для разрешения конфликтных ситуаций. С органи­зационных позиций положение психолога в Главном бюро более комфор­тное, позволяет находиться в сообществе своих коллег, коллегиально об­суждать насущные трудности, распределять нагрузку между экспертны­ми составами бюро в виде совмещения.

  1. В Федеральном бюро Особый психологический “накал”, в усло­виях повышенной конфликтности, связанной с принципиальным несог­ласием освидетельствуемого с предыдущими экспертными решениями, требует привлечения психолога практически в 100% случаев, особенно при отсутствии психологического заключения из главного и первичного бюро или их недостаточной информативности. Уровень подготовки пси­холога Федерального бюро обязан быть достаточно высоким. Для психо­логов Федерального уровня необходима постоянная супервизия (работа, направленная на совершенствование профессионального уровня), психо­лог должен владеть современными методами психологической реабили­тации, подтвержденными соответствующими сертификатами, интересо­ваться современными научно-практическими разработками в области экспертно-реабилитационных технологий.

Вышеизложенные задачи в зависимости от уровня бюро и изло­женная методология процесса, позволяют определить следующие коли­чественные нормативы нагрузки психолога, работающего на ставку в за­висимости от уровня бюро:

Наши рекомендации