Методы получения научных данных
МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основным методом научного исследования является метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, полученных при наблюдении за изучаемыми явлениями. Сравнивая различные данные изучаемого процесса, исследователь выявляет закономерности его протекания, ищет возможности им управлять, вызывать или предупреждать появление.
Для того чтобы определить направление исследования и уточнить его возможные результаты, исследователь должен иметь определенные знания и опыт работы. Поэтому научной работе предшествует период практической деятельности, накопление знаний и опыта.
Первым этапом научной работы является изучение того, что уже сделано в этой и в смежных областях деятельности. Может оказаться, что интересующая проблема исследована и решена. Если проблема изучена в общем виде, можно использовать известные данные и сосредоточить усилия на исследовании отдельных вопросов. Изучение состояния смежных наук поможет исследователю получить дополнительные и вспомогательные данные, облегчающие работу над избранной темой.
Очень ценные данные дает изучение опыта практической работы.
Следующий этап научной работы — анализ данных, полученных при изучении литературных источников и опыта. Этот этап завершается окончательным выяснением основного направления исследования, уточнением предположений (гипотез) и определением организационных форм работы и методик получения объективных данных. Этап оканчивается уточнением плана исследования.
Основной этап — это, как правило, экспериментальные исследования. Исследователь проверяет в специально организованных условиях эффективность того или иного метода, варианта и т. п. Данные должны отражать наиболее существенное в изучаемом явлении. Некоторые темы могут разрабатываться и без постановки экспериментальных исследований, например темы по истории развития явления или отдельным вопросам методики. В этих случаях исследователь углубленно изучает литературу и опыт практической работы.
Заканчивается научное исследование анализом данных с выводами и предложениями для внедрения в практику.
Выводы и предложения надо доводить до широких масс практических работников и проверить практикой.
Обобщение опыта
Основными методами обобщения опыта являются изучение литературы и исследование опыта практической работы.
Изучение литературы. Прежде всего нужно составить список книг, брошюр, статей и рукописей, в которых могут быть материалы, интересующие исследователя. Список литературы должен быть по возможности полным, включать работы за последние 10-15 лет (в том числе капитальные труды по смежным наукам).
Список составляется на основании библиографических справочников и каталогов библиотек. В каталоге где указаны журнальные статьи, следует просмотреть перечни статей, помещаемые обычно в последнем номере журнала за каждый год. Затем составить перечень вопросов и подготовить карточки для выписок.
Изучая книгу или статью, не следует при первом же чтении делать выписки и конспекты. Первый раз надо прочитать всю книгу (или главу), отмечая на листе бумаги страницы и параграфы, в которых изложен интересующий материал. При втором чтении не обязательно перечитывать весь труд. Можно ограничиться повторным изучением отмеченных ранее разделов и страниц, конспектируя их содержание и заполняя карточки для картотеки.
В одну карточку заносится мнение автора книги по одному вопросу. Таким образом, после обработки одной книги исследователь заполнит столько карточек, сколько вопросов он наметил. Столько же карточек будет заполнено после обработки следующей книги и т. д.
Карточки складываются не по названиям книг, а по вопросам. Закончив изучать литературу, исследователь получит картотеку с мнением всех авторов по каждому из интересующих вопросов.
В заключении исследователь обобщает изученную литературу и делает выводы о состоянии вопроса в литературе (в каком плане освещен, что более разработано и т. д.).
Работу над литературой можно закончить составлением сводной таблицы литературных источников.
Обобщение опыта практической работы. Изучение опыта работы проводится путем бесед с преподавателями, научными работниками; анкетирования; изучения документов; наблюдения за практикой работы; организации учета практической работы.
К беседе и опросу нужно подготовиться заранее, составив вопросник на специальном бланке. Результаты разнести по карточкам и составить картотеку.
При анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет», «Согласен» и т. д.
До рассылки анкет желательно их проверить на нескольких товарищах, сотрудниках (попросить заполнить), не объясняя вопросов и не давая каких-либо советов. Анализ ответов обнаружит, правильно ли составлена анкета.
Изучение документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ, связанных с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду, что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны. Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт работы многих людей.
Используя данные других исследователей, следует иметь в виду, что они могли допустить ошибки вследствие того, что:
· оценка результатов исследования давалась разными людьми и в различных условиях;
· данные получены при помощи непроверенных измерительных приборов;
· квалификация лиц, проводивших измерения, была неодинаковой;
· учет велся небрежно.
Подготовка к проведению исследований
Прежде всего надо наметить общий план, в котором определить сроки выполнения и содержание основных разделов исследовательской работы: изучение литературы, обобщение опыта практической работы, проведения экспериментальных исследований и т. п.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Раздел работы | Начало | Окончание | Примечание |
I. Определение темы, гипотезы и составление плана | |||
II. Изучение литературы | |||
III. Изучение опыта практической работы: · опрос · рассылка анкет · личные наблюдения · изучение документов, планирование учета · обработка полученных материалов | |||
IV. Экспериментальные исследования: 1. уточнение плана исследований 2. предварительные эксперименты 3. основные эксперименты 4. дополнительные эксперименты | |||
V. Анализ данных экспериментальных исследований | |||
VI. Выводы и предложения | |||
VII. Литературное оформление и опубликование: 1. статей по теме исследования 2. докладов и рефератов 3. работы в целом |
В тех случаях, когда работа не имеет экспериментального характера, раздел «Экспериментальные исследования» заменяется разделом «Изучение архивных документов» или «Углубленное изучение опыта практической работы» и т. п.
На основании общего плана работы намечаются планы изучения литературы, обобщения опыта работы, проведения экспериментов и т. д. Первые варианты этих планов могут уточняться в процессе работы. Однако нужно стараться, чтобы изменения не отразились на сроках окончания работы в целом.
При составлении плана работы нужно обратить внимание на правильное определение ее задач и методик исследований.
Методики подбираются в соответствии с темой исследования.
Оформление научной работы
Чаще всего оформленная научная работа имеет такую структуру:
1. Введение, в котором кратко обосновывается актуальность исследуемой проблемы, задачи и средства их решения, выдвигается гипотеза.
2. Состояние разработки этой проблемы по данным литературы и обобщения практического опыта. Заканчивается эта часть обоснованием и формулировкой темы исследования.
3. План, описание организации и методики проведения исследования, частные задачи и характеристика информации.
4. Изложение хода исследований.
5. Анализ полученных данных и выводы.
6. Предложения для внедрения в практику.
Научная работа должна быть тщательно отредактирована: материал изложен четко, логично, литературным языком, текст оптимально иллюстрирован рисунками и чертежами, помогающими читателю усвоить наиболее сложные разделы.
Требования к исследовательским работам
Исследовательские работы могут быть научно-исследовательского и методического характера и описательные.
Научно-исследовательские работы требуют знания нужной литературы, умения проводить эксперименты, обобщать сведения и делать выводы.
В работах методического характера учащийся должен продемонстрировать умение анализировать технику, тактику, обобщать и обосновывать методику.
Описательные работы показывают, насколько глубоко учащийся знает вопрос, умеет использовать литературу, обобщать и делать выводы.
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент излагает тему работы, поставленные им задачи и способы их решения.
В основной части характеризует вопрос и определяет его значение, степень изученности и применения на практике, излагает содержание работы, организацию и методику проведения эксперимента, анализирует полученные результаты.
Заключительная часть содержит выводы или заключение (возможны предложения или рекомендации) и список использованной литературы.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ
Р.Г. Сабитова
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ВЛАДИВОСТОК, 2005
Планирование научной работы
Планирование научно-исследовательской работы имеет важное значение для ее рациональной организации.
Рабочая программа– это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического и процедурного. Методологический раздел включает: 1) формулировку проблемы или темы; 2) определение объекта и предмета исследования; 3) определение цели и постановку задач исследования; 4) интерпретацию основных понятий; 5) формулировку рабочих гипотез.
Формулировка проблемы (темы) – это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Под социальной проблемой понимают противоречие в развитии общественной системы или отдельных ее элементов. Научная (гносеологическая) проблема– это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработки практических рекомендаций.
Определение объекта и предмета исследования является важным методологическим этапом научной научно-исследовательской работы. Объект исследования– это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования– это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работы посвящена формированию механизма кредитно-денежного регулирования, то объектом исследования являются процессы трансформации системы кредитно-денежного регулирования в определенных условиях, а предметом – механизм кредитно-денежного регулирования экономики.
Цель исследования – это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования– это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.
Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическое истолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношений интерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.
Формулировка гипотез. Гипотезакак научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, является важным инструментом успешного решения исследовательских задач. Программа исследования может быть ориентирована на одну или несколько гипотез.
МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Основным методом научного исследования является метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, полученных при наблюдении за изучаемыми явлениями. Сравнивая различные данные изучаемого процесса, исследователь выявляет закономерности его протекания, ищет возможности им управлять, вызывать или предупреждать появление.
Для того чтобы определить направление исследования и уточнить его возможные результаты, исследователь должен иметь определенные знания и опыт работы. Поэтому научной работе предшествует период практической деятельности, накопление знаний и опыта.
Первым этапом научной работы является изучение того, что уже сделано в этой и в смежных областях деятельности. Может оказаться, что интересующая проблема исследована и решена. Если проблема изучена в общем виде, можно использовать известные данные и сосредоточить усилия на исследовании отдельных вопросов. Изучение состояния смежных наук поможет исследователю получить дополнительные и вспомогательные данные, облегчающие работу над избранной темой.
Очень ценные данные дает изучение опыта практической работы.
Следующий этап научной работы — анализ данных, полученных при изучении литературных источников и опыта. Этот этап завершается окончательным выяснением основного направления исследования, уточнением предположений (гипотез) и определением организационных форм работы и методик получения объективных данных. Этап оканчивается уточнением плана исследования.
Основной этап — это, как правило, экспериментальные исследования. Исследователь проверяет в специально организованных условиях эффективность того или иного метода, варианта и т. п. Данные должны отражать наиболее существенное в изучаемом явлении. Некоторые темы могут разрабатываться и без постановки экспериментальных исследований, например темы по истории развития явления или отдельным вопросам методики. В этих случаях исследователь углубленно изучает литературу и опыт практической работы.
Заканчивается научное исследование анализом данных с выводами и предложениями для внедрения в практику.
Выводы и предложения надо доводить до широких масс практических работников и проверить практикой.
Обобщение опыта
Основными методами обобщения опыта являются изучение литературы и исследование опыта практической работы.
Изучение литературы. Прежде всего нужно составить список книг, брошюр, статей и рукописей, в которых могут быть материалы, интересующие исследователя. Список литературы должен быть по возможности полным, включать работы за последние 10-15 лет (в том числе капитальные труды по смежным наукам).
Список составляется на основании библиографических справочников и каталогов библиотек. В каталоге где указаны журнальные статьи, следует просмотреть перечни статей, помещаемые обычно в последнем номере журнала за каждый год. Затем составить перечень вопросов и подготовить карточки для выписок.
Изучая книгу или статью, не следует при первом же чтении делать выписки и конспекты. Первый раз надо прочитать всю книгу (или главу), отмечая на листе бумаги страницы и параграфы, в которых изложен интересующий материал. При втором чтении не обязательно перечитывать весь труд. Можно ограничиться повторным изучением отмеченных ранее разделов и страниц, конспектируя их содержание и заполняя карточки для картотеки.
В одну карточку заносится мнение автора книги по одному вопросу. Таким образом, после обработки одной книги исследователь заполнит столько карточек, сколько вопросов он наметил. Столько же карточек будет заполнено после обработки следующей книги и т. д.
Карточки складываются не по названиям книг, а по вопросам. Закончив изучать литературу, исследователь получит картотеку с мнением всех авторов по каждому из интересующих вопросов.
В заключении исследователь обобщает изученную литературу и делает выводы о состоянии вопроса в литературе (в каком плане освещен, что более разработано и т. д.).
Работу над литературой можно закончить составлением сводной таблицы литературных источников.
Обобщение опыта практической работы. Изучение опыта работы проводится путем бесед с преподавателями, научными работниками; анкетирования; изучения документов; наблюдения за практикой работы; организации учета практической работы.
К беседе и опросу нужно подготовиться заранее, составив вопросник на специальном бланке. Результаты разнести по карточкам и составить картотеку.
При анкетировании особое внимание нужно обратить на определение перечня вопросов и их изложение. Не следует перегружать анкету большим количеством вопросов, а также ставить вопросы в слишком общей форме или в формулировке, допускающей различные толкования. Вопросы должны быть сформулированы конкретно и так, чтобы заполняющий мог ответить короткой фразой или одним словом «Да», «Нет», «Согласен» и т. д.
До рассылки анкет желательно их проверить на нескольких товарищах, сотрудниках (попросить заполнить), не объясняя вопросов и не давая каких-либо советов. Анализ ответов обнаружит, правильно ли составлена анкета.
Изучение документов планирования и учета может дать ценные сведения для работ, связанных с исследованием методики обучения, тренировки. В то же время нужно иметь в виду, что данные, полученные при анализе этих документов (журналов учета, дневников спортсменов, отчетных документов секций и т. п.) не всегда достаточно правильны. Поэтому нужно обработать большое количество таких документов, обобщить опыт работы многих людей.
Используя данные других исследователей, следует иметь в виду, что они могли допустить ошибки вследствие того, что:
· оценка результатов исследования давалась разными людьми и в различных условиях;
· данные получены при помощи непроверенных измерительных приборов;
· квалификация лиц, проводивших измерения, была неодинаковой;
· учет велся небрежно.
Методы получения научных данных
Как указывалось выше, основным методом научно-исследовательской работы является метод сопоставления и анализ данных об изучаемом явлении. Для того чтобы их получить, нужно провести наблюдение и зафиксировать наиболее существенные изменения.
Организация и планирование научных исследований
При выборе темы исследователь должен руководствоваться:
1. Актуальностью вопроса (значением, которое имеет решение данной проблемы для практики).
2. Средствами, которые имеются в его распоряжении (наличие базы, аппаратуры, помощников, консультантов, технических исполнителей и т.п.).
3. Уровнем своей подготовленности (опыт работы по теме; знания; владение методиками получения объективных данных и т. п. При этом нужно учитывать не только то, что уже имеет и знает исследователь, но и то, чему может он научиться в сроки, отведенные на подготовку к исследованию).
Тема работы не должна быть слишком обширной и поэтому непосильной. Но не следует исследовать и слишком узкую тему.
Подготовка к проведению исследований
Прежде всего надо наметить общий план, в котором определить сроки выполнения и содержание основных разделов исследовательской работы: изучение литературы, обобщение опыта практической работы, проведения экспериментальных исследований и т. п.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН