Исследование орального праксиса

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 дей­ствий:

1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубоч­кой (как при звуке «у»); 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка); 6) вы-сунутьязык лопаткой (широко); 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу; 8) опустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу; 9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же — в левый угол рта; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к пере­ключению.

Оценки:

Невозможность выполнить движение штрафуется оцен­кой в 1 балл. Неточно выполненное движение — 0,25 балла. Наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) — 0,5 балла за каждую пробу. Асимметрично выполненные движения — 0,5 балла.

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетель­ствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

Речевой вариант пробы Хеда

1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислекцией.

Ритмы. Исследование сукцессивных функций

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого одно­кратно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:

Простые ритмы — || |, 11|. Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.

Более сложные ритмы — || |, 11|, || 11, 111|, 11||.

Сложные ритмы —1|| 11,11| ||, 11|| |, || |. Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах. Оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнены только простые ритмы; 1 балл — не выполнено ни одного задания.

Для детей старше 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представ­ляет затруднений. Затруднения в выполнении данного уп­ражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Дислексия— частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющих­ся ошибках стойкого характера и обусловленное несформи-рованностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие— полушарие, преобладающее в активности.

Кинезиологические упражнения— комплекс движений, по­зволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, че­рез которые полушария обмениваются информацией, про­исходит синхронизация работы полушарий.

Минимальная мозговая дисфункция— небольшая врожден­ная неравномерность развития отдельных мозговых функ­ций, не затрагивающая интеллекта и умственных способ­ностей.

Межполушарное взаимодействие— особый механизм объ­единения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтоге­незе.

Мозолистое тело(комиссуры, межполушарные связи) — толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полу­шария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Моторика— развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Персеверация— навязчивое повторение одних и тех же дви­жений.

Сензитивный период— период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к фор­мированию определенных умений, навыков и способнос­тей.

Синкинезии— дополнительные движения, которые в не­произвольной форме агломерацированы к самим движени­ям, которые исполняются либо преднамеренно, либо авто­матически (например, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции— последовательные функции.

Функциональная асимметрия полушарий— распределение психических функций между правым и левым полушарием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. М., 1974.

2. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.

4. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.

5. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук прикоррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3.

6. Горбунов Г.Д., Горшкова А.Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психических процессов у старших школьников. СПб., 1996.

7. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. 1999. № 4.

8. Еремеева В.Д. Типы латеральное™ у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости // Вопросы психологии.1989. № 6.

9. Ермаков /Т.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на/Д., 1988.

10. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1998. № 4.

11. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

13. Матыцин В.П. Готовь руку к школе. Тверь, 1993.

14. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923.

15. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

16. Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.

17. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М., 1977.

18. Фроленкова Т. В. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке // Начальная школа: плюс-минус, 2000. № 7.

19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................ :......................................................... 3

Пальчиковые упражнения для малышей.................................... 5

Наши рекомендации