Исследование орального праксиса.

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 дей­ствий: 1) улыбнуться, 2) надуть щеки, 3) сделать губы трубочкой (как при звуке «У»), 4) сделать губы как при звуке «О», 5) «покатать орешки за щеками» (кончиком языка), 6) высунуть язык лопаткой (широким), 7) поднять кончик языка вверх и положить его на верхнюю губу, 8) опустить кончик языка вниз и положить его на ниж­нюю губу, 9) поместить кончик языка в правый угол рта, 10) то же — в левый угол рта, 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к пере­ключению.

Оценки:

—невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл.

—неточно выполненное движение — 0,25 балла.

—наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) — 0,5 балла за каждую пробу.

—асимметрично выполненные движения — 0,5 балла.

Нарушения в выполнении этого упражнения свидетель­ствуют о незрелости мозолистого тела, отдельных участков головного мозга (центрально-теменных отделов коры).

Наглядный вариант пробыХеда.

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выпол­няемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой ру­кой правого глаза и т.д. Задание может быть использовано для детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мыслен­ной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки воз­никают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» типу.

Речевой вариант пробы Хеда.

1) Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:

3 балла — выполнены оба задания;

2 балла — выполнена только простая ориентировка;

1 балл — не выполнено ни одного задания.

Выполнение пробы затруднено у детей с левополушар-ной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ

Наиболее точным приемом определения типа функцио­нальной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика: электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр» (автор проф. Цагарелли Ю.А.). Однако в психологии и педагогике используются и нижеприведенные методики.

Тест Павлова И.П.

Для характеристики типов высшей нервной деятель­ности И.П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыс­лительном», «художественном» и «среднем», промежуточ­ном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как об­щеприродной, так и социальной, исключая слово, слы­шимое и видимое, — это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.

Инструкция:Разложи карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал:9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:

I вариант

1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

II вариант

1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

IIIвариант

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ (ФОРМА Б)

Наши рекомендации