Глава IV. Теория интеллектуальных операций О. Зельца.

Работы Зельца непосредственно продолжают и развивают идеи Вюрцбургской школы, направленные против ассоциативной тео­рии мышления. Вюрцбуржцы, однако, не смогли преодолеть ассоцианистского понимания мышления и лишь дополнили его определенными новыми элементами. Теория же Зельца, если и не противоположна ассоциативной теории, тем не менее во мно­гих существенных пунктах резко отличается от нее и преодоле­вает слабости этой последней.

Теория Зельца начала складываться в новый период развития психологической мысли, когда психология сознания начала сме­няться психологией поведения. Значительные видоизменения претерпела также и психология сознания. Реакция против «ато­мистической» ассоциативной психологии с позиций целостности воплотилась в создание гештальт-психологии. Такой научно-те­оретический контекст объясняет, почему уже первая работа Зельца, вышедшая в 1913 г., т. е. всего через три-четыре года по­сле опубликования основного цикла работ Вюрцбургской школы, значительно отличается от теоретических установок этой школы. В этой и последующих работах Зельц принимает идею целостно­сти психических явлений, но он отвергает развитие этой идеи в рамках гештальт-психологии. С его точки зрения, синтетические целостности действительно характерны для мышления. Они, од­нако, не даны изначально, а подготавливаются интеллектуальной деятельностью человека, являясь результатом мыслительной пе­реработки материала предлагаемых человеку задач.

Определение мышления как функционирования интеллекту­альных операций, попытки соотнести строение моторных и ин­теллектуальных действий, рефлекторная характеристика связи условий задачи с операциями — все это свидетельствует о влия­нии бихевиоризма. Но сознание остается для Зельца основной областью психологии. Вместе с тем он далек от мысли, что че­ловек может осознавать все процессы своей мыслительной дея­тельности и сообщать о них в интроспективном отчете. Поэтому анализ Зельцем ретроспективных отчетов иной, нежели анализ представителей Вюрцбургской школы.

Организация эксперимента у Зельца принципиально не отли­чается от опытов Вюрцбургской школы. Но, продолжая тенден­цию, выявившуюся в позднейших работах Вюрцбургокой шко­лы (у Аха и Бюлера), Зельц не ограничивается «редактиро­ванием» полученных высказываний, а пытается их анализиро­вать с точки зрения своей теории интеллектуальных операций.

Отход от чисто интроспективного понимания и исследования мышления Зельц считает своей принципиальной позицией и выдвигает «двойное методологическое требование — дополнить описательный (феноменологический) анализ 1) генетическим анализом и 2) функциональным анализом...»[8]

Генетический анализ реализуется Зельцем в попытках вскрыть, как происходит формирование того или иного результа­та мыслительной деятельности.

Функциональный подход заклю­чается в стремлении показать роль (функцию) каждого этапа интеллектуальной деятельности в детерминации последующих стадий и этапов.

Впервые в истории психологии мышления теория Зельца рез­ко разделяет содержание умственной деятельности и собственно мыслительные операции. С этой точки зрения тео­рию мышления Зельца можно было бы назвать теорией интеллектуальных операций.

Рассматривая мышление как познавательную деятельность, Зельц в качестве основных элементов мышления выделяет имен­но интеллектуальные, или мыслительные, операции. Вопрос же о не наглядных элементах мышления, имеющий центральное зна­чение в исследованиях Вюрцбургской школы, занимает в рабо­тах Зельца второстепенное место.

Разработка вопроса о механизмах мыслительной деятельно­сти, о составе и связи интеллектуальных операций является для Зельца тем фундаментом, на котором он пытается построить свою теорию продуктивного, или творческого, мышления. Зельц стремился преодолеть резкое, до предела заостренное противо­поставление продуктивного и репродуктивного мышления гештальтистами, которые вообще исключили репродуктивные эле­менты из мышления, характеризуя его как приспособление к новым условиям без использования прошлого опыта. В противо­положность этому, Зельц говорит не о репродуктивном и продук­тивном мышлении, но о репродуктивных и продуктивных момен­тах в единой мыслительной деятельности.

Процессы репродукции, с его точки зрения, не являются пассивными, ассоциативными; они относятся к интеллектуальным операциям, которые не навязываются непроизвольно субъекту, но, напротив, активно им выполняются и нередко являются до­вольно сложными по своему составу. Репродуктивные процессы непременно включают и элементы продуктивности в жизни че­ловеку очень редко приходится решать совершенно тождествен­ные задачи. Поэтому при наличии задачи человек должен вспом­нить какую-либо сходную. А для этого сначала необходимо «аб­страгировать», как выражается Зельц, общую характеристику данной задачи и затем лишь, варьируя остальные части задачи, найти сходную с ней, решавшуюся раньше. Хотя человек может хорошо владеть операцией сравнения, тем не менее в результате этого актуализированного интеллектуального действия он прихо­дит к установлению нового, неизвестного ему раньше отноше­ния — отношения сходства между двумя данными задачами.



Наши рекомендации