Вюрцбургская школа. теория комплексов о.зельца

Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. Ограниченность интроспективно представленных феноменов мышления. Определение мышления в широком и узком смысле слова (У.Джемс). Мышление как ассоциация представлений, виды ассоциаций (А.Бэн, Т.Циген). Понятие творческой ассоциации. Методы исследований. Критика ассоциативной теории мышления как репродукции прошлого опыта. Современные представления о роли ассоциативного мышления.

Концепция вюрцбургской школы (Кюльпе О., Ах Н., Марбе К.). Мышление как акт усмотрения отношений. Метод ретроспекции. Выделение понимания в качестве объекта изучения. Специфические характеристики мышления: активность, целенаправленность, безобразный характер. Роль детерминирующей тенденции в регуляции мышления.

"Теория комплексов" О.Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Проблема взаимодействия продуктивных и репродуктивных процессов. Варианты соотношения целей и средств при решении задачи (способы «завершения комплекса»).

Значение исследований интроспективного подхода для современной психологии мышления.

ТЕМА 5. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ

МЫШЛЕНИЯ.

Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии. Продуктивное мышление - новый объект исследований (М.Вертгеймер, В.Келер, К.Дункер). Метод «рассуждения вслух». Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи. Феноменологическая интерпретация мышления как акта переструктурирования ситуации. Понятия "инсайт", конфликт, функциональное решение. Стадии решения творческой задачи. Связь функционального решения и функционального значения. Проблема влияния прошлого опыта на решение задач: эксперименты Майера и Секкели. Метод подсказки (Дункер). Феномен функциональной фиксированности, способы его преодоления (обнаружения латентных свойств). Законы феноменального поля и процесс завершения гештальта в мышлении. Вклад работ гештальтпсихологов в современные представления о мышлении.

ТЕМА 6. ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ

КОНЦЕПЦИЯХ. МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Психоаналитическая интерпретация мышления. Мышление как процесс согласования требований «принципа удовольствия» и «принципа реальности». Проблема мотивации мышления. Роль защитных механизмов в искажении процесса и результатов мышления. Особые продукты мышления - мотивировки и рационализации.

Творческое мышление и художественное творчество с позиций З.Фрейда. Сублимация либидозных и агрессивных тенденций - источник направленности мышления творческой личности (Ф.М.Достоевский и Леонардо да Винчи). Остроумие как форма иррационального мышления.

К.Юнг о роли архетипов в мышлении и индивидуальных особенностях мышления. Полемика Юнга с теорией творчества Фрейда.

Критический анализ психоаналитических взглядов на природу мышления.

Проблема мышления и творчества в экзистенциальной и гуманистической психологии.

Личностные особенности творческого человека. Личностная зрелость и психическое здоровье как условия творчества (К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм, Р.Мэй).

ТЕМА 7. БИХЕВИОРИЗМ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ

МЫШЛЕНИЯ.

Понимание функции мышления как решения новых задач. Проблема внешней детерминации мышления. Поведение в новых условиях («проблемные ящики» Торндайка). Концепция "проб и ошибок" и мышление. Мышление и научение. Значение подкрепления для эффективного мышления. Понимание мышления Дж.Уотсоном. Мышление и речь – бихевиористский вариант решения проблемы. Исследования мышления в необихевиоризме. "Промежуточные переменные" в регуляции мышления – цели, планы, значения, когнитивные схемы. Понимание мышления в концепциях К.Прибрама, Б.Скиннера, А.Бандуры - роль мышления в адаптации к новизне.

Методология изучения мышления как познавательного процесса в когнитивных теориях: информационная парадигма. Система понятий и исследовательских процедур. Генетическая эпистемология Ж.Пиаже. Понятие когнитивной схемы. Процессы ассимиляции и аккомодации. Критерии и механизмы развития интеллекта и его роль в адаптации.

Мышление как система обработки информации (А.Ньюэлл, Г.Саймон, М.Минский, Дж.Брунер). Понятие стратегии. Процесс генерации и оценки гипотез при принятии решений. Оценка вероятностей и полезности альтернатив. Концепция Канемана. Перспективы развития и ограничения когнитивных теорий мышления, их роль в создании систем «искусственного интеллекта».

ТЕМА 8. КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТА: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ.

Основные подходы к изучению интеллекта и способностей: история и современное состояние. Роль биологических и социальных факторов в их развитии. Структура интеллекта и проблема измерения уровня его развития. Понятие коэффициент интеллекта (IQ). Диагностические возможности интеллектуальных тестов. Проблема тестирования творческого мышления. Тесты Гилфорда. Соотношение уровня развития интеллекта и творческого мышления.

Наши рекомендации