Показатели средних значений и t – критерия Стьюдента по методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С.А. Будасси после формирующего этапа исследования
уровень самооценки | экспериментальная группа | контрольная группа | tэмп |
2,7** |
Примечание: * - р = 0,05, ** - р = 0,01, *** - р = 0,001
Выявлено достоверно значимое различие в уровне самооценки между педагогами после формирующего этапа исследования (tэмп = 2,7 при р = 0,05). Педагоги в экспериментальной группе отличаются мотивацией на достижение успеха, адекватным уровнем притязаний, объективно оценивают свои возможности и результаты деятельности других людей, тогда как педагоги в контрольной группе обладают более низкой оценкой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, они более критичны, требовательны к себе, т.к. данную программу мы с ними не проводили.
Следовательно, после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания в экспериментальной группе уровень самооценки стал выше, в контрольной же группе педагогов данный показатель, также как и на констатирующем этапе находится на низком уровне, т.к. данную программу мы с ними не проводили.
Далее мы провели статистическую обработку показателей по всем проведённым нами методикам на констатирующем и контрольном этапах нашего исследования внутри каждой группы педагогов с помощью непараметрического Т – критерия Вилкоксона.
Полученные нами результаты у педагогов в экспериментальной группе мы представили в таблице 21-23.
Таблица 21
Показатели Т-критерия Вилкоксона у педагогов вуспешности в профессиональной деятельности в экспериментальной группе
шкалы | Tэмп |
компетентность в области личностных качеств | 96,5** |
компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности | |
компетентность в области мотивации учебной деятельности | 123* |
компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности | 162,5 |
компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений | 109** |
компетентность в области организации учебной деятельности | 113** |
общий уровень успешности в профессиональной деятельности | 110,5** |
Примечание: * - р = 0,05, ** - р = 0,01
Нами выявлен достоверно значимый сдвиг по шкале «компетентность в области личностных качеств» у педагогов в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования (Тэмп = 96,5 при р = 0,01). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания проявляют эмпатию, социорефлексию, самоорганизованность, умеют анализировать причины поступков и поведения своих учеников, сохраняют самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.
Мы обнаружили достоверно значимый сдвиг по фактору «компетентность в области мотивации учебной деятельности компетентность в области мотивации учебной деятельности» у педагогов в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования (Тэмп = 123 при р = 0,05). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания умеют вызвать интерес обучающихся к своему предмету, отмечают даже их самые маленькие успехи, выстраивают свою деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации.
Выявлен достоверно значимый сдвиг по фактору «компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений» у педагогов в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования (Тэмп = 109 при р = 0,01). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания умеют правильно подобрать и реализовать образовательную программу, обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету.
Мы выявили достоверно значимый сдвиг по фактору «компетентность в области организации учебной деятельности» у педагогов в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования (Тэмп = 113 при р = 0,01). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания умеют устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, эффективно разрешают различные конфликтные ситуации, правильно организовывают учебную деятельность обучающихся.
Нами обнаружен достоверно значимый сдвиг по фактору «общий уровень успешности в профессиональной деятельности» у педагогов в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования (Тэмп = 110,5 при р = 0,01). Педагоги в экспериментальной группе после проведения программы тренинга по развитию профессионального самосознания стали более успешными в своей профессиональной деятельности.
Таблица 22