С функциональными нарушениями
Мы - - люди без функциональных нарушений - - сформировали свои представления о том, что составляет понятие достойной жизни, исходя из своего рода нормоцентризма. Он сродни тому этноцентризму, который мы можем испытывать по отношению к чужим культурам. Их нравы и обычаи не такие, как наши. Они поступают не так, как мы. Мы их, может быть, не понимаем.
Социально-антропологические исследования помогли нам осознать наш собственный этноцентризм. Мы начали понимать, что это предрассудок - - думать, что у народов обязательно должны быть внутренние различия, потому что они разные (и поступают по-разному) в своих внешних проявлениях. И что это предрассудок - - думать, что наше нутро (если бы вдруг оказалось, что оно по-другому устроено) обязательно более ценно, чем их.
Необходима аналогичная переоценка нашего отношения к людям с функциональными нарушениями. Мы должны сделать им более доступной возможность жить достойной жизнью, мы должны рассматривать эту возможность исходя из их предпосылок, и мы должны предоставить им такие ресурсы, которые требуются для реализации этой возможности. Вместо пассивного сочувствия в центре нашего отношения к ним должна находиться мысль о том, что для человека с функциональными нарушениями так же важно жить достойной жизнью, как и для человека без функциональных нарушений.
Проявлением нашего нормоцентризма — как упоминалось выше, - является то, что нередко нам бывает сложно понять, что тому, кто использует иные средства, чем мы сами, может быть по-настоящему хороню. Как может быть счастливым тот, кто не умеет плавать или ездить на велосипеде, бегать или бродить по горам, а также — для кого-то это важно - - водить машину или смотреть телевизор? Но средства для достижения радости - - это одно дело. Сама же
радость - - это другое дело. И то, что становится дорогой к радости для одного человека, не обязательно должно становиться такой дорогой и для другого; то, что имеет большой смысл для нас, не обязательно должно иметь такой смысл и для других, и наоборот. Поэтому важно предоставлять человеку с функциональными нарушениями именно такие средства, которые создадут ему условия для того, чтобы ему было хорошо.
Несправедливые позиции
Мы в значительной степени оцениваем самих себя — и других — исходя из определенных идеалов: идеальные достижения, идеальная внешность, идеальные умственные способности и т. д. Мы живем в «заслугократическом» обществе, которое отдает предпочтение тем, кто отвечает требованиям, кто является сильным и не слишком отклоняется от нормы • - допускается отклонение лишь в правильном направлении. Общество рассчитано на обычных людей. Это оказывает влияние на наше отношение к людям с функциональными нарушениями. Нередко они очень сильно не дотягивают до идеала, они являются слабыми, и их отклонение от нормы вызывает «беспокойство». В нашем стремящемся к эффективности обществе многие рассматривают их как «существенные минусы».
В то же время мы должны помнить о том, что наши идеалы сформированы исходя из основных представлений, позаимствованных у тех из нас, кто является здоровым человеком. Поэтому если мы оцениваем человека с функциональными нарушениями исходя из наших идеалов, то это делается с глубоко несправедливых позиций. Нам следует подумать о том, что если бы мы все, к примеру, были прикованы к инвалидной коляске, то наши идеалы и требования были бы совершенно другими. Есть просто-напросто что-то очень абсурдное в том, что мы оцениваем людей с функциональными нарушениями с наших собственных позиций.
Весь комплекс наших предрассудков понижает их качество жизни.
По собственному опыту мы знаем, что другие люди могут убить нашу радость. Кто-то скажет: «Нечему здесь радоваться» - и радости как не бывало. Эта точка зрения может оказаться важной по отношению и к детям, и ко взрослым людям с функциональными нарушениями. Один взгляд, одно слово, одна интонация - - и этого бывает достаточно. Человек с функциональными нарушениями чувствует себя глупым и не таким, как все. Он опозорился, порадовавшись тому, чему он порадовался.
Реагируя таким образом, мы уменьшаем их возможность жить достойной жизнью. Их жизнь становится не такой хорошей, какой она могла бы быть.
Наши реакции могут также затронуть их гораздо глубже - - нарушить их самооценку и самоуважение: «Наверно, со мной что-то не так, раз я могу радоваться этому...» Взгляд - - интонация — попадает в самое сердце и сводит на нет желание снова и снова пробовать, экспериментировать, открывать, быть любознательным.
Наши предрассудки настолько глубоко укоренились, что даже если мы знаем, что наши реакции ранят человека, все равно интонация вдруг становится деструктивной и унизительной.
Предрассудки создают порочный круг
Наши предрассудки по поводу людей с функциональными нарушениями приводят не только к тому, что мы можем понизить их качество жизни. Это приводит также и к тому, что мы урезаем предоставляемые им ресурсы. Мы думаем, что их жизнь не может быть хорошей. Зачем же им тогда нужны ресурсы - кроме тех, которые необходимы для того, чтобы они продолжали жить, чтобы они были чистыми и имели презентабельный вид?
Исходя из такого образа мыслей и урезаются ресурсы. Вследствие этого жизнь людей с функциональными нарушениями становится более бедной в плане ее осмысленного содержания. Они получают меньше шансов развить свои
способности, и наши предрассудки подтверждаются • - как результат наших же предрассудков. И тогда ресурсы еще урезаются. Наши предрассудки снова подтверждаются, и порочный круг продолжает свое вращение.
Функциональные нарушения и наш собственный страх
Многие из нас чувствуют себя беспомощными, сталкиваясь с людьми, имеющими функциональные нарушения. Мы не знаем, как нам себя вести и как вступить с ними в контакт. Мы бежим от нашей беспомощности, отталкивая их. Только чтобы нам их не видеть.
Некоторые из них действительно могут производить на многих людей неэстетичное и ужасающее впечатление. Они выглядят не так, как все, и они ведут себя не так, как мы этого ожидаем, - они провоцируют нас. Неужели это действительно люди? Неужели и я мог бы быть таким?
Этот страх мешает нам знакомиться с ними. А отсутствие знаний дает большую свободу нашей деструктивной фантазии.
Так мы их отталкиваем, вместо того чтобы направить луч прожектора на наше собственное душевное несовершенство.
Функциональные нарушения и равенство
В соответствии с приемлемыми этическими системами нам надлежит принимать в расчет йсе живые существа, которые мы затрагиваем своими действиями. Когда мы делаем что-то, мы не имеем права не обращать внимания на какого-либо индивида, на которого мы можем оказать влияние своими действиями.
Отсюда следует, что мы не имеем права организовывать общество исходя только из интересов и потребностей большинства. Общественное устройство касается всех, и поэтому никого нельзя ставить за рамки дискуссии по поводу его организации. То, что группа небольшая или ей сложно быть
услышанной другими, разумеется, не означает того, что общество не обязано принимать ее в расчет.
Однако то, что мы должны принимать в расчет каждого человека, затрагиваемого нашими действиями, не означает того, что мы должны обращать на всех одинаково большое внимание. Но приемлемые этические системы заставляют нас делать это. Определенная радость или боль, которую испытывает ребенок или взрослый человек с функциональными нарушениями, как уже говорилось, имеет такое же значение, как и соответствующая радость или боль, испытываемая человеком без функциональных нарушений. Из этого следует прежде всего то, что большинство членов общества не имеет права не учитывать потребности людей с функциональными нарушениями, касающиеся каких-либо общественных функций, - например, таких, как места проживания, общественный транспорт, общественные здания и т. д.
Ценность человека
Но как соотносятся между собой функциональное нарушение и идея о ценности человека - - идея о том, что все люди обладают одинаковой ценностью?
Сначала хотелось бы напомнить о том, что нередко мы оцениваем людей исходя из их достижений и исходя из их большей или меньшей полезности. Поэтому, беря за основу эту точку зрения, мы нередко приписываем людям очень разную ценность. Тогда в каком же смысле обладающий слабыми ресурсами человек с функциональными нарушениями может иметь такую же ценность, как и какой-нибудь добившийся множества заслуг и достижений атлет?
Ответ звучит так: как люди они имеют одинаковую собственную ценность. Польза же от их достижений может быть разной. Мысль о равенстве не имеет отношения к пользе — и не имеет отношения к достижениям. Идея об одинаковой ценности всех людей не является «заслугокра-тической» мыслью.
Одинаковое (и тем самым справедливое) отношение ко всем людям - - это не то же самое, что и абсолютно идентичное отношение к ним. Наоборот. Поскольку мы во многих смыслах являемся разными людьми, то и это отношение должно приспосабливаться к разным возможностям индивидов. Предоставление человеку с функциональными нарушениями и человеку без функциональных нарушений абсолютно одинаковых типовых и стандартно оборудованных квартир — это идентичное отношение к ним, но это вовсе не одинаковое отношение к ним в том смысле, что они должны получить одинаковые шансы на хорошую жизнь.
Человек, который родился с одним или несколькими серьезными функциональными нарушениями, можно сказать, обижен природой. Поэтому задачей общества должно быть, с одной стороны, максимально возможное уменьшение функциональных нарушений человека благодаря использованию медицинских, психологических и педагогических мер, а с другой стороны - - формирование общества и его механизмов таким образом, чтобы этот человек не стал инвалидом или стал инвалидом в минимально возможной степени.
Наше отношение к слабым показатель нашей культуры
Уважение к жизни шло рука об руку вместе с развитием нашей цивилизации. Там, где это уважение было подорвано - - как, например, в нацистской Германии, - пышным цветом цвело варварство. Наша возможность помогать людям с функциональными нарушениями в достижении хорошей жизни ограничивается архаичными и по-прежнему существующими представлениями о том, что жизнь, собственно говоря, предназначена только для по-настоящему «жизнеспособных». Такие представления держат многих из нас в гораздо более сильном плену, чем хотелось бы.
Но люди с функциональными нарушениями имеют право не только на хорошую жизнь, но и - - как и все другие, на самую лучшую жизнь, которой они были бы в состоянии
жить. Попытка осуществления этого идеала является проявлением нашей культуры.
Заключение
За небольшими исключениями общество надевает на себя маску: люди обладают одинаковой ценностью независимо от того, способные они или неспособные, черные или белые, с функциональными нарушениями или без функциональных нарушений. Но за этим фасадом правит бал борьба за существование; тот, кто поднимается, - достоин, тот, кто проигрывает, - ничтожен.
Борьба, о которой идет речь, - это не природная борьба, а борьба, обусловленная социальными и политическими оценками. Если эти оценки изменятся, то изменятся и борьба, и естественный отбор. Обстоятельства можно оптимизировать таким образом, чтобы люди с функциональными нарушениями не просто смогли вносить более весомый общественный вклад, чем сегодня, но и получили бы такую же возможность жить достойной жизнью, которую имеют люди без функциональных нарушений. Тем самым они внесут вклад в осуществление основополагающей цели общества. Если же мы посмотрим на это дело с точки зрения справедливости, то нам следовало бы сделать следующий шаг и признать тот факт, что вопросы, связанные с положением инвалидов, должны быть приоритетными. Обществу следовало бы быть достаточно великодушным для того, чтобы попытаться возместить им тот ущерб, который им нанесен биологической несправедливостью.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие (Карл Грюневальд).............................................. 7
Карл Грюневальд
Некоторые основные понятия................................................. 10
Гуннар Чилен
Влияние проживания в закрытых учреждениях
на психическое состояниелюдей
с интеллектуальными нарушениями ................................... 19
Бенгт Нирье
Принцип нормализации и службы по уходу
за людьми с интеллектуальными нарушениями................. 61
Петер Брюсён
Принцип небольшой группы................................................... 95
Карл Грюневальд
Ликвидация закрытых учреждений для людей
с интеллектуальными нарушениями в Швеции................. 107
Харальд Офстад
Ценность человека в нашем обществе................................ 125
Нормализация жизни в закрытых учреждениях