Психологические эксперименты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

СЛАЙД

Автор теории выученной беспомощности М. Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации (т. е. генерализуются), то, значит, налицо выученная беспомощность. Очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять поведением человека.

На основе проведенных экспериментов М. Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а именно опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя (Ромек, 2002).

В экспериментах было установлено, что у человека принципиально существует тот же механизм формирования беспомощности, что и у животных, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации. Но по сравнению с животными у людей были обнаружены и некоторые особенности, которые подтвердили важность когнитивных процессов в регуляции поведения человека. В целом ряде исследований (DeVellis et al ., 1978) было показано, что беспомощности человек может научиться, если просто наблюдает за беспомощностью других. Иными словами, демонстрация беспомощных моделей так же существенна, как и собственный опыт неконтролируемости событий.

Именно опытом неконтролируемости событий объясняется тот факт, что относительно позитивных последствий М. Селигман получил схожие результаты. Интенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых, точно так же, как и наказание, приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе.

СЛАЙД

Итак, беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира. Уже в раннем детстве — в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:

· полное отсутствие последствий (депривация);

· однообразие последствий;

· асинхронность, или отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями.

Однообразие последствий.Чтобы избежать пессимизма и беспомощности, человек как минимум должен видеть последствия. И они должны быть разными. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые (безразлично — приятные или неприятные) реакции, точно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, вообще никакой обратной связи не получающий.

Асинхронность. Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями и последствиями проходит так много времени (асинхронность во времени), что невозможно связать реакции окружения с теми или иными собственными действиями. Порка по пятницам, разнос по понедельникам, выдаваемая случайно и довольно редко зарплата — все это последствия, которые асинхронны во времени с их причинами. В этом случае зарплата перестает ассоциироваться с результатами труда, критика родителей — с ошибками, допущенными в домашнем задании.

РАСКРЫТИЕ ЗАГАДКИ АЛЬБЕРТА

Относительно недавно в 2009 году, ученные Аппалачского университета, раскрыли тайну личности Альберта. Как выяснилось, он родился в 1919 году, его настоящее имя было – Дуглас Мерритта. Мальчик болел гидроцефалией и умер в 1925 году на шестом году жизни.

СЛАЙД

У большинства детей, оказавшихся волею судьбы в группе подопытных, никогда ранее не наблюдалось абсолютно никаких проблем с речью, но в результате проведения данного эксперимента сформировались и развились ярко выраженные симптомы заикания, которые, к сожалению, сохранились на протяжении всей их последующей жизни.

В процессе проведения данного психологического эксперимента ученый Уэнделл Джонсон совместно со своей аспиранткой Мэри Тюдор хотели проверить и подтвердить теорию о том, что психологическое давление вызывает задержку речи у детей и влечет за собой симптоматику заикания. Эксперимент длился на протяжении долгих шести месяцев.

Данный эксперимент долгое время скрывали от общественности. Его огласка обязательно привлекла бы к себе внимание ученых, что неминуемо сказалось бы на репутации Уэнделла Джонсона. Но все тайное, рано или поздно, становится явным. Сегодня это исследование узнают под названием «Чудовищный эксперимент». К сожалению, это горькое событие не помешало проводить подобного рода эксперименты над заключенными концлагерей в нацистской Германии.

С момента проведения эксперимента прошло много лет. И только в 2001 году подробности поставленного в университете исследования описала одна из калифорнийских газет, ссылаясь на воспоминания одного из участников этого события. Университет штата Айова официально принес свои извинения всем пострадавшим.

Но этим дело не закончилось. В 2003 году шесть человек подали иск, требуя материальной компенсации, так как в результате проведенных над ними экспериментов их психика достаточно сильно пострадала. Генеральный прокурор штата Айова постановил — пяти истцам выплатить 900 тысяч долларов и еще одному — 25 тысяч долларов. Получили ли эти деньги шестеро пожилых людей в связи с тем, что их в детстве использовали в роли подопытных в эксперименте по стимулированию заикания или нет? На данный момент достоверной информации нет.

СЛАЙД

ПОНЕДЕЛЬНИК: ДИСЦИПЛИНА

В понедельник Рон Джонс начал урок со слов о дисциплине. Он говорил о ее красоте и величии. Восторгался силой воли спортсменов, балерин и художников, которые часами оттачивали мастерство.

Джонс заявил, что первый шаг на пути к дисциплинированности – контроль за осанкой. Он показал, как нужно правильно сидеть и потребовал, чтобы ученики поупражнялись в этом. Затем класс тренировался организованно входить в аудиторию и садиться за парты.

Изменились требования к ответу. Учитель начал хвалить за краткость и быстроту. Содержанию ответа уделялось второстепенное значение. К удивлению, в обсуждение стали включаться даже самые пассивные ученики. Возросшая активность в классе побуждала Джонса действовать дальше. Он потребовал, чтобы отныне каждый ученик правильно сидел, а при ответе вставал с места и начинал речь со слов: «Мистер Джонс».

ВТОРНИК: ЕДИНСТВО

Результаты прошлого занятия превзошли все ожидания. Когда учитель вошел в класс, подростки молча сидели за партами и внимательно смотрели на него.

На этот раз урок был посвящен единству и взаимовыручке. Джонс говорил о том, что сплоченный коллектив помогает каждому участнику добиться успеха и позволяет почувствовать себя частью чего-то большего. Свои слова он подкреплял примерами из собственной жизни. Чтобы каждый ощутил силу единства, учитель велел стоя скандировать девиз: «Сила в дисциплине, сила в общности!». Это воодушевило и сплотило ребят.

В конце урока Джонс предложил именоваться «Третьей волной» и приветствовать друг друга особым жестом — отведенной в сторону согнутой рукой.

СРЕДА: ОТ СЛОВ К ДЕЙСТВИЮ

Слава о необычных уроках разнеслась по всей школе. К классу Джонса примкнуло еще 13 учеников.

Учитель выдал присутствующим членские билеты и объяснил порядок приема новичков. Чтобы стать членом «Третьей волны», нужно было заручиться рекомендацией одного из участников и получить билет от Джонса. Также он обязал троих ребят доносить о тех, кто не подчиняется правилам.

Затем учитель заявил, что дисциплина и единство должны подкрепляться действием, и поручил каждому особое задание. Одни придумывали логотип. Другие заучивали адреса участников эксперимента. Третьи должны были научить 20 школьников из соседних классов, как правильно сидеть за партой. А один из учеников пожелал стать телохранителем Джонса.

Движение набирало обороты. К концу дня количество участников достигло двухсот человек. Вечером Джонсу позвонил местный раввин. Три отличницы, проявлявшие себя в учебе и в нынешних условиях оставшиеся не у дел, пожаловались родителям. Узнав, что это часть обучения, раввин пообещал их успокоить.

СЛАЙД

ЧЕТВЕРГ: ГОРДОСТЬ

Отец одного из учеников был узником фашистских лагерей. В среду вечером он ворвался в класс и устроил погром. Утром Джонс встретил его у дверей аудитории. Мужчину била нервная дрожь. Он извинялся за потерю самоконтроля и просил отвести домой.

Учитель понимал, что эксперимент заходит слишком далеко. Участники запугивали тех, кто скептически относился к «Третьей волне». Свыше 20 человек доносили на товарищей. Но были и те, кто доверился идее движения и нашел себя в общей деятельности. Завершение эксперимента выставило бы их посмешищем перед теми, кто был более осмотрителен. Джонс не мог этого допустить. Чтобы разрешить ситуацию, он должен был придумать что-нибудь непредсказуемое.

Последнюю лекцию учитель посвятил гордости и чувству превосходства. В завершении он объявил, что «Третья волна» — это общенациональная политическая программа, а ее участники — избранная молодежь, которая изменит будущее страны. Он предупредил, что завтра в прямом эфире выступит кандидат в президенты, который расскажет о дальнейших планах.

СЛАЙД СУТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА

Перед началом эксперимента всем реальным испытуемым предлагалось выбрать бумажку, где будет обозначена его роль. Подставной участник исследования также тянул жребий. На всех листочках значилось «учитель», и настоящий участник всегда выступал только в этой роли. Затем руководитель эксперимента провожал «ученика» в специальную комнатку, где его усаживали в кресло и подключали электроды. Вся процедура демонстративно проводилась на глазах «учителя», которого затем вели в соседний кабинет и предлагали занять место перед электрическим генератором. Помимо отметок на шкале (от 15 до 450 с шагом в 15 вольт) имелась также градация по группам, характеризующая силу удара (от «слабого» до «опасного» и «труднопереносимого»), чтобы «учитель» имел примерное представление о степени болезненности. В качестве демонстрации до начала эксперимента «учителя» били легким разрядом.

За неправильный ответ «учитель» должен был бить «ученика» током.

«Учитель» зачитывал «ученику» первое слово из каждой пары и предлагал на выбор четыре варианта окончания сочетания. Ответ отображался на табло, которое было расположено перед глазами испытуемого. В задачу «учителя» входило не только пустить разряд в случае ошибки, но также предупредить об этом «ученика», уведомив о силе удара, а после сообщить правильный вариант. Эксперимент должен был продолжаться до тех пор, пока «ученик» не запомнит все словосочетания, которые впоследствии зачитывались ему повторно. Милгрэм поставил планку: в случае, если испытуемый доходил до отметки в 450 вольт, экспериментатор настаивал, чтобы тот продолжал бить «ученика» максимальным разрядом, но после трех нажатий на этот рычажок исследование завершалось.

На деле в ходе эксперимента током, конечно же, никого не били. В задачу подсадного участника входило разыгрывать страдания — постепенно при увеличении силы разряда он переходил от вскриков к мольбам прекратить испытание. Иногда «ученик» затихал, симулируя то ли потерю сознания, то ли сердечный приступ. Если же ответ на вопрос не поступал в течение 5−10 секунд, это следовало расценивать как ошибку и, соответственно, бить током. «Учитель», который через стенку слышал все стоны, стуки и просьбы, в какой-то момент мог изъявить желание сейчас же остановить пытку, однако в задачу куратора входило убедить его идти дальше.

СЛАЙД

Звонивший спросил Донну, замужем ли она, на что женщина ответила, что помолвлена. Офицер уточнил, доверяет ли Саммерс своему жениху и может ли вызвать его, чтобы тот присмотрел за девушкой, раз уж ей придется вернуться на рабочее место. Около 6 часов вечера в подсобке появился мужчина — 43-летний Уолтер Никс, жених Саммерс.

В следующие два часа Никс выполнял распоряжения, которые неизвестный давал ему по телефону. Он приказал раздеть девушку догола, то есть отобрать фартук, которым она прикрывалась. Позже Огборн призналась, что в тот момент не думала о побеге, так как опасалась, что ей просто не дадут выйти. К тому же, «офицер Скотт» пригрозил, что если Луис не будет подчиняться указаниями Никса, то лишится работы и получит сполна от полицейских.

Девушке было приказано наклониться и продемонстрировать, не спрятала ли она деньги где-то «внутри», встать на стул и повертеться, потом — подпрыгивать на месте с поднятыми руками, чтобы наличность выпала. Затем звонивший приказал ей сесть к Уолтеру на колени и поцеловать его, но Луис отказалась. Тогда мужчина распорядился, чтобы Никс перекинул девушку через колено и отшлепал ее. Это было «наказание» за отказ Огборн подчиниться требованиями. Порка продолжалась около десяти минут, на теле девушки остались синяки и отметины от ударов. Завершающим этапом стал приказ от звонившего заняться оральным сексом с Уолтером, что она и выполнила.

Саммерс, которая все еще была в ресторане, время от времени заходила в подсобку, но каждый раз перед этим Никс заставлял девушку прикрываться фартуком. Огборн утверждала, что умоляла Донну выпустить ее и помочь, но женщина позже заявила, что ничего подобного не происходило. По словам Саммерс, она просто «выполняла распоряжения того, кого считала полицейским» и не думала, что ее действия незаконны. Кроме того, они отрицала, будто в один из заходов увидела девушку голой, уверяя, что та все время была прикрыта фартуком.

Вскоре Никс попросил Скотта отпустить его, и тот согласился, но потребовал, чтобы мужчину кто-то подменил. Донна попросила другого сотрудника, Томаса Симмса, зайти в подсобку и постеречь Огборн. Симмс также разговаривал с незнакомцем, но отказался выполнять его распоряжения. Прошло уже больше трех часов с начала издевательств над девушкой, когда Саммерс решила наконец связаться со старшим менеджером, который, как утверждал звонивший, в курсе происходящего и находится на параллельной линии. Когда женщина поняла, что это был чей-то розыгрыш, поднялась паника.

СЛАЙД

В ресторан съехалось руководство, были вызваны настоящие полицейские. Уолтера Никса арестовали за сексуальные домогательства, Огборн наконец-то отпустили. Донна Саммерс, осознав весь ужас своего положения, впала в истерику. В ходе судебного разбирательства недостатка в уликах не было: в подсобке ресторана все это время работала камера, на которой запечатлены три с половиной часа измывательств над Луис Огборн. Позже, просмотрев запись полностью, Саммерс расторгла помолвку с Никсом.

Один из местных полицейских, следователь Бадди Стамп, оказался знаком с семьей Огборн (население городка составляет менее 10 тысяч человек). Он взял дело под личный контроль. Сделав простой запрос в интернете, он выяснил, что за последние десять лет было зафиксировано множество подобных случаев. Полиции удалось определить, что «Скотт» воспользовался телефоном-автоматом возле супермаркета в Панама сити, Флорида, и совершил звонок с помощью карточки AT&T. В Панама сити было три крупных магазина сети Walmart, где такую карточку можно было приобрести. Стамп вскоре получил информацию от коллег, что детектив Флаэрти из Массачусетса ранее имела дело с очень похожими жалобами и уже инициировала расследование.

Совместив примерную дату и время возможной покупки карты, полицейским с помощью записей с камер в супермаркете удалось выйти на мужчину, совершавшего звонки. Им оказался 38-летний тюремный охранник Дэвид Стюарт, семьянин и отец пятерых детей. При обыске дома у Стюарта была обнаружена одежда, очень похожая на полицейскую униформу, обмундирование, наручники, оружие и журналы для полицейских. Кроме того, выяснилось, что подозреваемый многократно пытался устроиться в полицию на работу. По мнению психологов, в случае Дэвида Стюарта имели место сексуальные девиации, так называемый «виртуальный вуайеризм», когда насильник действует не сам, но воплощает фантазии руками других, направляя и контролируя их действия.

Стюарта обвинили в домогательствах и насилии, а также в том, что он заведомо ввел Саммерс в заблуждение, представившись сотрудником полиции. По сути, в вину ему можно было поставить только эпизод с Огборн, прямых доказательств его участия в предыдущих аналогичных звонках не было (таких случаев было зафиксировано более 70, в 30 разных штатах с 1994 по 2004 гг.). После недельного разбирательства, которое завершилось 31 октября 2006 года, он был полностью оправдан жюри присяжных.

Донна Саммерс получила год условного срока за незаконное удержание и затем подала иск к Макдоналдс, запросив 50 миллионов долларов на том основании, что компания не уведомила ее об аналогичных звонках, поступавших до этого. Ей присудили 1 миллион 100 тысяч долларов компенсации. Поведение Саммерс в данной ситуации было схоже с поведением участников эксперимента по подчинению Милгрэма, направленного на исследование жестокости в рамках служебных обязанностей.

Луис Огборн прошла курс лечения от депрессии и пост-травматического расстройства, отсудив у компании Макдоналдс 6,1 млн долларов.

СЛАЙД

Таким образом, мы наглядно можем видеть с одной стороны, как далеко может зайти человек в своих стремлениях подавить другого и заставить подчиниться, а с другой – как легко на человека можно воздействовать и оказывать влияние. И чувство вседозволенности, и чувство внутреннего подавления ставят людей в весьма уязвимую ситуацию, при которой проявляются виктимные черты личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

СЛАЙД

Автор теории выученной беспомощности М. Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации (т. е. генерализуются), то, значит, налицо выученная беспомощность. Очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять поведением человека.

На основе проведенных экспериментов М. Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а именно опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя (Ромек, 2002).

В экспериментах было установлено, что у человека принципиально существует тот же механизм формирования беспомощности, что и у животных, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации. Но по сравнению с животными у людей были обнаружены и некоторые особенности, которые подтвердили важность когнитивных процессов в регуляции поведения человека. В целом ряде исследований (DeVellis et al ., 1978) было показано, что беспомощности человек может научиться, если просто наблюдает за беспомощностью других. Иными словами, демонстрация беспомощных моделей так же существенна, как и собственный опыт неконтролируемости событий.

Именно опытом неконтролируемости событий объясняется тот факт, что относительно позитивных последствий М. Селигман получил схожие результаты. Интенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых, точно так же, как и наказание, приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе.

СЛАЙД

Итак, беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира. Уже в раннем детстве — в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:

· полное отсутствие последствий (депривация);

· однообразие последствий;

· асинхронность, или отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями.

Однообразие последствий.Чтобы избежать пессимизма и беспомощности, человек как минимум должен видеть последствия. И они должны быть разными. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые (безразлично — приятные или неприятные) реакции, точно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, вообще никакой обратной связи не получающий.

Асинхронность. Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями и последствиями проходит так много времени (асинхронность во времени), что невозможно связать реакции окружения с теми или иными собственными действиями. Порка по пятницам, разнос по понедельникам, выдаваемая случайно и довольно редко зарплата — все это последствия, которые асинхронны во времени с их причинами. В этом случае зарплата перестает ассоциироваться с результатами труда, критика родителей — с ошибками, допущенными в домашнем задании.

Наши рекомендации