Нормализации для людей с интелектуальными
Нарушениями
Для процесса обучения
Соблюдение вышеупомянутых восьми составляющих принципа нормализации делает возможной нормализацию жизненной ситуации конкретного человека с интеллектуальными нарушениями. Принцип нормализации может открыть для многих возможности для достижения полной самостоятельности и социальной интеграции. Большому числу людей можно помочь достичь относительной самостоятельности, даже если им на протяжении всей жизни в той или иной степени придется получать разного рода уход. Даже те, кто имеет серьезную задержку развития или сложные медицинские, психологические или социальные виды инвалидности, могут, какими бы зависимыми от других они ни были, получить возможность жить в таких условиях, которые совпадают с нормальными формами, принятыми в обществе.
Для детей, подростков и взрослых молодых людей с интеллектуальными нарушениями почти каждая ситуация имеет педагогическую ценность. Как право на обучение и получение образования является существенным для всех граждан, точно так же и эти люди имеют право на соответствующие возможности для обучения, тренинга и развития.
Для самооценки
Развитие отдельных способностей всегда сказывается на развитии всей личности. Поэтому тренировки человека с интеллектуальными нарушениями возлагают особенно серьезную ответственность на тех людей, которые участвуют в формировании условий для его жизни. Задержка развития создает для конкретного человека особенно большие препятствия и вызывает у него разочарование, что делает еще более важной необходимость помогать ему и стимулировать у него формирование самооценки.
Благодаря стимулированию и богатым впечатлениям человек может воспринимать себя как активную личность, в то время как скудное стимулирование приводит к появлению дополнительной инвалидности. Развитие осознания собственной индивидуальности имеет большое значение • ощущение собственной анонимности опасно и вредно. Представление человека с интеллектуальными нарушениями о самом себе должно формироваться благодаря позитивному ощущению своих собственных умений. Ощущение же отверженности и пренебрежения со стороны других порождает неуверенность, страх и бессилие.
Чтобы развить самоуважение, человек с интеллектуальными нарушениями должен получить возможность осознать, как благодаря собственным усилиям ему удается справляться с разными делами, и тем самым научиться брать на себя ответственность. Следовательно, слишком защищенная и скудная среда, которая не дает возможностей для личной активности, очень часто приводит к появлению ощущения, что ты неудачник и что у тебя нет жизненного статуса и значимости. Развитие чувства собственного достоинства может стать решающим фактором в плане достижения определенного уровня самообладания, в то время как отсутствие уважения и внимания со стороны других ощущается как что-то угрожающее и опустошающее.
Все эти факторы совпадают самым решающим образом, когда человек с интеллектуальными нарушениями достигает такой стадии, на которой он должен воспринимать самого себя
как взрослого человека, ответственного и обладающего реалистичной самооценкой. Эти факторы являются особенно важными, поскольку взросление означает также необходимость научиться жить с осознанием собственной умственной отсталости.
Для улучшения взаимоотношений
Применение принципа нормализации также имеет далеко идущие последствия и для общества, для тех, кто работает с людьми, имеющими задержку развития, и для родителей инвалидов.
Когда жилище для детей с интеллектуальными нарушениями будет обустраиваться, эксплуатироваться и рассматриваться как настоящий дом для ребенка, когда спецшколы для детей с интеллектуальными нарушениями будут интегрироваться в обычные школы и когда квартиры коллективного проживания для взрослых будут рассматриваться прежде всего как дом для взрослого человека, тогда прямые и повседневные контакты приведут к нормализации существующего в обществе отношения к людям с интеллектуальными нарушениями. Изоляция и сегрегация подпитывают незнание и предрассудки, в то время как интеграция способствует улучшению понимания таких людей со стороны окружающих.
Нормализация среды, в которой находятся люди с интеллектуальными нарушениями, приводит также к нормализации условий труда персонала. Обслуживающий персонал начинает совершенно по-другому воспринимать человека с интеллектуальными нарушениями, его роль и свою собственную роль. Это, в свою очередь, приводит к иному восприятию персонала со стороны общества. Он приобретает более весомый социальный авторитет и повышает самооценку, что почти всегда влечет за собой увеличение производительности труда и повышение его эффективности.
Применение принципа нормализации может также привести к нормализации положения родителей. Когда доступно
жилище, соответствующее нормальным стандартам и удобно расположенное, когда есть также детские сады, дома для каких-либо занятий и специально оборудованные мастерские, тогда выбор места пребывания может быть сделан в более свободной и спокойной обстановке, не превращаясь в ужасный и вынужденный выбор между невозможным и немыслимым.
Если сотрудники ответственных общественных организаций установят более тесные контакты с людьми, имеющими задержку развития, то им легче будет формировать свои решения и делать так, чтобы они приводили к появлению более целенаправленных и эффективных программ.
В. Интеграция
Быть самим собой - - уметь и иметь возможность быть самим собой -среди других
Это определение человеческой интеграции. Оно означает, что взаимоотношения между людьми должны основываться на взаимном признании индивидуальности другого человека, а также общих основополагающих ценностей и прав. Когда такое признание отсутствует, то следствием этого может стать отчуждение, сегрегация и изолированность от других.
Принцип нормализации говорит о взаимоотношениях между человеком с интеллектуальными нарушениями и другими людьми по восьми составляющим, которые этот принцип охватывает. Поэтому важно понимать те многие области соприкосновения, через которые этот человек благодаря данному принципу должен входить в общество и интегрироваться, при уважении к его индивидуальности со стороны общества.
Интеграция может быть проанализирована при помощи приведенных ниже множественных определений.
Виды интеграции
1. Физическая интеграция дает людям с функциональ
ными нарушениями возможность жить в такой же физичес
кой среде, как и другие люди, и иметь там нормальный су
точный ритм, недельный ритм, годовой ритм и жизненный
цикл. Физическая интеграция означает, что жилище таких
людей находится в обычных жилых районах, что школьное
обучение происходит в нормальных школьных зданиях, что
рабочие места находятся в промышленных и деловых райо
нах, а также что свободное время по возможности проводит
ся в нормальных, предназначенных для этого местах.
2. Функциональная интеграция означает, что есть та
кая же возможность доступа к общественным функциям, как
и у других, - и вместе с другими. Каждый человек с функ
циональными нарушениями должен иметь возможность
пользоваться иметь возможность научиться и уметь
пользоваться, а также иметь возможность доступа, — таки
ми необходимыми и нормальными функциональными ком
понентами окружающей его среды, как рестораны, гостини
цы, магазины, бассейны, поезда, автобусы, спортивные соору
жения, туалеты, парки, музеи и т. д. Нельзя говорить о фун
кциональной интеграции, если школа отводит ученикам с
интеллектуальными нарушениями иное время для отдыха и
обеда, чем другим ученикам, или иное место, - даже если в
остальном интеграция является функциональной.
3. Семейная интеграция связана с постоянно растущей
и меняющейся личной потребностью в совместной жизни
с важными для данного человека людьми. Это включает
в себя возможность приемлемой личной жизни и осмыслен
ных взаимоотношений ребенка с родителями, братьями и се
страми, родственниками и друзьями, а взрослого - - с род
ственниками, друзьями, мужем или женой и детьми.
4. Групповая интеграция означает вхождение в раз
ные социальные группы в школе в процессе ежедневных за
нятий, в кругу друзей, в различных объединениях и клубах
по интересам. Интеграционный процесс можно поддерживать при помощи групповой динамики, которая постепенно меняет роли участников, - к примеру, от простого члена до члена правления или даже председателя в своем клубе либо на более высоком - - региональном, национальном или международном — уровнях.
Возможность быть самим собой в разных группах - пассивным или активным - - способствует повышению уровня социальной компетентности, усилению чувства собственного достоинства и возрастанию способности к самоопределению.
5. Социальная интеграция включает в себя все преды
дущие виды интеграции, но кроме того охватывает межчело
веческие или обезличенные отношения с соседями, в школе,
на работе и в обществе в целом. Обычаи, отношения, уваже
ние и оценка здесь взаимообусловлены. На это контактное
поле влияют также общее отношение со стороны средств мас
совой информации, а также представление общественности о
людях с функциональными нарушениями. Социальную ин
валидность создают окружающие.
6. Общественная интеграция означает осуществление
своих гражданских прав, когда речь заходит о законных пра
вах и возможностях для реализации своей потребности в са
моопределении. Поэтому индивидуальные программы и пла
нируемые решения должны в максимально возможной сте
пени приниматься и реализовываться тем человеком, чьих
условий жизни и чьего будущего это касается, или - - при
необходимости — в сотрудничестве с его личным доверен
ным лицом. Люди с функциональными нарушениями как
группа имеют такое же право на выражение своей позиции,
как и все другие люди, которые организуют в обществе раз
ного рода объединения и группы влияния.
Реализация права на самоопределение в каком-то отношении важнее для инвалидов, чем для других людей, поскольку в противном случае лишний раз подчеркивается иное отношение к ним, нежели к другим гражданам, и они рассматриваются как люди, недостойные полного интегрирования
в общество: их индивидуальность не принимается во внимание, а подвергается опасности или отрицается.
7. Организационная интеграция охватывает такие
организационные формы и административные структуры, ко
торые оказывают помощь и поддержку процессу интегра
ции людей с функциональными нарушениями и которые,
следовательно, поступают более правильно, чем другие. В
обществе это достигается благодаря максимально возмож
ному задействованию его нормальных моделей, а также
властных и иных органов. Когда необходимые особые уси
лия не могут быть предприняты в рамках нормальных сер
висных служб, или когда требуются специальные знания и
специальный опыт, или когда соответствующие сервисные
службы вообще отсутствуют в распоряжении общества, тог
да создаваемые особые сервисные службы должны форми
роваться параллельно уже существующим и должны быть
как можно более похожими на другие общественные сер
висные службы.
8. Международная интеграция имеет все большее зна
чение благодаря международным контактам людей с функ
циональными нарушениями и конференциям, сыгравшим
решающую роль в глобальном аспекте и в рамках ООН.
Еще в 1971 году ООН приняла декларацию о правах лю
дей с интеллектуальными нарушениями, которая впослед
ствии была дополнена целой серией новых рекомендаций,
имевших отношение ко всем людям с функциональными
нарушениями.
Международной интеграции людей с интеллектуальными нарушениями способствуют доступ к электронной почте, возможность посещения встреч и конференций, а также доступность услуг переводчиков. Все это способствует обогащению опыта участников в плане права на самоопределение и служит тому, что они получают удовлетворение от той международной картины, которую они таким образом сами себе создают.
Интегрирование - - это личностный и социальный процесс, который должен основываться как на компетентности людей с функциональными нарушениями и на их объединенной силе, так и на уважении других граждан к человеческой ценности и равным правам человека с функциональными нарушениями.
Принцип небольшой группы начал применяться в Швеции в 1960-е годы как основной принцип, по которому следовало бы организовать службы по уходу за инвалидами. Карл Грюневальд сформулировал этот принцип, благодаря поддержке исследований по социологии и психологии отношений. Петер Брюсён (Peter Brusen) является дипломированным психологом. Раньше он занимался ликвидацией одного крупного приюта и созданием альтернативного учреждения. В последние 15 лет он работает в Управлении по социальным вопросам, в настоящее время — в качестве начальника отдела по вопросам инвалидов.
Петер Брюсен
Принцип небольшой группы
Почему люди