Нормализации для людей с интелектуальными

Нарушениями

Для процесса обучения

Соблюдение вышеупомянутых восьми составляющих принципа нормализации делает возможной нормализацию жизненной ситуации конкретного человека с интеллектуаль­ными нарушениями. Принцип нормализации может открыть для многих возможности для достижения полной самостоя­тельности и социальной интеграции. Большому числу лю­дей можно помочь достичь относительной самостоятельнос­ти, даже если им на протяжении всей жизни в той или иной степени придется получать разного рода уход. Даже те, кто имеет серьезную задержку развития или сложные медицин­ские, психологические или социальные виды инвалидности, могут, какими бы зависимыми от других они ни были, полу­чить возможность жить в таких условиях, которые совпада­ют с нормальными формами, принятыми в обществе.

Для детей, подростков и взрослых молодых людей с ин­теллектуальными нарушениями почти каждая ситуация имеет педагогическую ценность. Как право на обучение и получение образования является существенным для всех граждан, точно так же и эти люди имеют право на соответ­ствующие возможности для обучения, тренинга и развития.

Для самооценки

Развитие отдельных способностей всегда сказывается на развитии всей личности. Поэтому тренировки человека с ин­теллектуальными нарушениями возлагают особенно серьез­ную ответственность на тех людей, которые участвуют в фор­мировании условий для его жизни. Задержка развития со­здает для конкретного человека особенно большие препят­ствия и вызывает у него разочарование, что делает еще более важной необходимость помогать ему и стимулировать у него формирование самооценки.

Благодаря стимулированию и богатым впечатлениям человек может воспринимать себя как активную личность, в то время как скудное стимулирование приводит к появ­лению дополнительной инвалидности. Развитие осознания собственной индивидуальности имеет большое значение • ощущение собственной анонимности опасно и вредно. Пред­ставление человека с интеллектуальными нарушениями о самом себе должно формироваться благодаря позитивному ощущению своих собственных умений. Ощущение же от­верженности и пренебрежения со стороны других порожда­ет неуверенность, страх и бессилие.

Чтобы развить самоуважение, человек с интеллектуаль­ными нарушениями должен получить возможность осознать, как благодаря собственным усилиям ему удается справлять­ся с разными делами, и тем самым научиться брать на себя ответственность. Следовательно, слишком защищенная и скуд­ная среда, которая не дает возможностей для личной активно­сти, очень часто приводит к появлению ощущения, что ты не­удачник и что у тебя нет жизненного статуса и значимости. Развитие чувства собственного достоинства может стать ре­шающим фактором в плане достижения определенного уров­ня самообладания, в то время как отсутствие уважения и вни­мания со стороны других ощущается как что-то угрожающее и опустошающее.

Все эти факторы совпадают самым решающим образом, когда человек с интеллектуальными нарушениями достигает такой стадии, на которой он должен воспринимать самого себя

как взрослого человека, ответственного и обладающего реа­листичной самооценкой. Эти факторы являются особенно важ­ными, поскольку взросление означает также необходимость научиться жить с осознанием собственной умственной отста­лости.

Для улучшения взаимоотношений

Применение принципа нормализации также имеет дале­ко идущие последствия и для общества, для тех, кто работает с людьми, имеющими задержку развития, и для родителей инвалидов.

Когда жилище для детей с интеллектуальными наруше­ниями будет обустраиваться, эксплуатироваться и рассмат­риваться как настоящий дом для ребенка, когда спецшколы для детей с интеллектуальными нарушениями будут интег­рироваться в обычные школы и когда квартиры коллектив­ного проживания для взрослых будут рассматриваться прежде всего как дом для взрослого человека, тогда прямые и по­вседневные контакты приведут к нормализации существую­щего в обществе отношения к людям с интеллектуальными нарушениями. Изоляция и сегрегация подпитывают незна­ние и предрассудки, в то время как интеграция способствует улучшению понимания таких людей со стороны окружаю­щих.

Нормализация среды, в которой находятся люди с интел­лектуальными нарушениями, приводит также к нормализа­ции условий труда персонала. Обслуживающий персонал на­чинает совершенно по-другому воспринимать человека с ин­теллектуальными нарушениями, его роль и свою собствен­ную роль. Это, в свою очередь, приводит к иному восприятию персонала со стороны общества. Он приобретает более весо­мый социальный авторитет и повышает самооценку, что по­чти всегда влечет за собой увеличение производительности труда и повышение его эффективности.

Применение принципа нормализации может также при­вести к нормализации положения родителей. Когда доступно

жилище, соответствующее нормальным стандартам и удоб­но расположенное, когда есть также детские сады, дома для каких-либо занятий и специально оборудованные мастер­ские, тогда выбор места пребывания может быть сделан в более свободной и спокойной обстановке, не превращаясь в ужасный и вынужденный выбор между невозможным и немыслимым.

Если сотрудники ответственных общественных органи­заций установят более тесные контакты с людьми, имеющи­ми задержку развития, то им легче будет формировать свои решения и делать так, чтобы они приводили к появлению более целенаправленных и эффективных программ.

В. Интеграция

Быть самим собой - - уметь и иметь возможность быть самим собой -среди других

Это определение человеческой интеграции. Оно означает, что взаимоотношения между людьми должны основываться на взаимном признании индивидуальности другого челове­ка, а также общих основополагающих ценностей и прав. Когда такое признание отсутствует, то следствием этого может стать отчуждение, сегрегация и изолированность от других.

Принцип нормализации говорит о взаимоотношениях между человеком с интеллектуальными нарушениями и дру­гими людьми по восьми составляющим, которые этот прин­цип охватывает. Поэтому важно понимать те многие области соприкосновения, через которые этот человек благодаря дан­ному принципу должен входить в общество и интегрироваться, при уважении к его индивидуальности со стороны общества.

Интеграция может быть проанализирована при помощи приведенных ниже множественных определений.

Виды интеграции

1. Физическая интеграция дает людям с функциональ­
ными нарушениями возможность жить в такой же физичес­
кой среде, как и другие люди, и иметь там нормальный су­
точный ритм, недельный ритм, годовой ритм и жизненный
цикл. Физическая интеграция означает, что жилище таких
людей находится в обычных жилых районах, что школьное
обучение происходит в нормальных школьных зданиях, что
рабочие места находятся в промышленных и деловых райо­
нах, а также что свободное время по возможности проводит­
ся в нормальных, предназначенных для этого местах.

2. Функциональная интеграция означает, что есть та­
кая же возможность доступа к общественным функциям, как
и у других, - и вместе с другими. Каждый человек с функ­
циональными нарушениями должен иметь возможность
пользоваться иметь возможность научиться и уметь
пользоваться, а также иметь возможность доступа, — таки­
ми необходимыми и нормальными функциональными ком­
понентами окружающей его среды, как рестораны, гостини­
цы, магазины, бассейны, поезда, автобусы, спортивные соору­
жения, туалеты, парки, музеи и т. д. Нельзя говорить о фун­
кциональной интеграции, если школа отводит ученикам с
интеллектуальными нарушениями иное время для отдыха и
обеда, чем другим ученикам, или иное место, - даже если в
остальном интеграция является функциональной.

3. Семейная интеграция связана с постоянно растущей
и меняющейся личной потребностью в совместной жизни
с важными для данного человека людьми. Это включает
в себя возможность приемлемой личной жизни и осмыслен­
ных взаимоотношений ребенка с родителями, братьями и се­
страми, родственниками и друзьями, а взрослого - - с род­
ственниками, друзьями, мужем или женой и детьми.

4. Групповая интеграция означает вхождение в раз­
ные социальные группы в школе в процессе ежедневных за­
нятий, в кругу друзей, в различных объединениях и клубах

по интересам. Интеграционный процесс можно поддерживать при помощи групповой динамики, которая постепенно меня­ет роли участников, - к примеру, от простого члена до чле­на правления или даже председателя в своем клубе либо на более высоком - - региональном, национальном или между­народном — уровнях.

Возможность быть самим собой в разных группах - пас­сивным или активным - - способствует повышению уровня социальной компетентности, усилению чувства собственного достоинства и возрастанию способности к самоопределению.

5. Социальная интеграция включает в себя все преды­
дущие виды интеграции, но кроме того охватывает межчело­
веческие или обезличенные отношения с соседями, в школе,
на работе и в обществе в целом. Обычаи, отношения, уваже­
ние и оценка здесь взаимообусловлены. На это контактное
поле влияют также общее отношение со стороны средств мас­
совой информации, а также представление общественности о
людях с функциональными нарушениями. Социальную ин­
валидность создают окружающие.

6. Общественная интеграция означает осуществление
своих гражданских прав, когда речь заходит о законных пра­
вах и возможностях для реализации своей потребности в са­
моопределении. Поэтому индивидуальные программы и пла­
нируемые решения должны в максимально возможной сте­
пени приниматься и реализовываться тем человеком, чьих
условий жизни и чьего будущего это касается, или - - при
необходимости — в сотрудничестве с его личным доверен­
ным лицом. Люди с функциональными нарушениями как
группа имеют такое же право на выражение своей позиции,
как и все другие люди, которые организуют в обществе раз­
ного рода объединения и группы влияния.

Реализация права на самоопределение в каком-то отноше­нии важнее для инвалидов, чем для других людей, поскольку в противном случае лишний раз подчеркивается иное отно­шение к ним, нежели к другим гражданам, и они рассматрива­ются как люди, недостойные полного интегрирования

в общество: их индивидуальность не принимается во внима­ние, а подвергается опасности или отрицается.

7. Организационная интеграция охватывает такие
организационные формы и административные структуры, ко­
торые оказывают помощь и поддержку процессу интегра­
ции людей с функциональными нарушениями и которые,
следовательно, поступают более правильно, чем другие. В
обществе это достигается благодаря максимально возмож­
ному задействованию его нормальных моделей, а также
властных и иных органов. Когда необходимые особые уси­
лия не могут быть предприняты в рамках нормальных сер­
висных служб, или когда требуются специальные знания и
специальный опыт, или когда соответствующие сервисные
службы вообще отсутствуют в распоряжении общества, тог­
да создаваемые особые сервисные службы должны форми­
роваться параллельно уже существующим и должны быть
как можно более похожими на другие общественные сер­
висные службы.

8. Международная интеграция имеет все большее зна­
чение благодаря международным контактам людей с функ­
циональными нарушениями и конференциям, сыгравшим
решающую роль в глобальном аспекте и в рамках ООН.
Еще в 1971 году ООН приняла декларацию о правах лю­
дей с интеллектуальными нарушениями, которая впослед­
ствии была дополнена целой серией новых рекомендаций,
имевших отношение ко всем людям с функциональными
нарушениями.

Международной интеграции людей с интеллектуальны­ми нарушениями способствуют доступ к электронной почте, возможность посещения встреч и конференций, а также до­ступность услуг переводчиков. Все это способствует обогаще­нию опыта участников в плане права на самоопределение и служит тому, что они получают удовлетворение от той меж­дународной картины, которую они таким образом сами себе создают.

Интегрирование - - это личностный и социальный про­цесс, который должен основываться как на компетентности людей с функциональными нарушениями и на их объеди­ненной силе, так и на уважении других граждан к челове­ческой ценности и равным правам человека с функциональ­ными нарушениями.

Нормализации для людей с интелектуальными - student2.ru

Принцип небольшой группы начал применяться в Шве­ции в 1960-е годы как основной принцип, по которому сле­довало бы организовать службы по уходу за инвалидами. Карл Грюневальд сформулировал этот принцип, благодаря поддержке исследований по социологии и психологии отно­шений. Петер Брюсён (Peter Brusen) является дипломиро­ванным психологом. Раньше он занимался ликвидацией од­ного крупного приюта и созданием альтернативного учреж­дения. В последние 15 лет он работает в Управлении по со­циальным вопросам, в настоящее время — в качестве на­чальника отдела по вопросам инвалидов.

Нормализации для людей с интелектуальными - student2.ru

Петер Брюсен

Принцип небольшой группы

Почему люди

Наши рекомендации