Оптимальное эмоциональное развитие, общение и взаимодействие в небольшой группе

Однозначные результаты одного исследования показыва­ют, что более многочисленные группы оказывают серьезное негативное воздействие на эмоциональное развитие людей.

Прежде всего, люди с тяжелой инвалидностью нередко находятся на ранней стадии развития. Потребность в похо­жем на семью окружении, для которого характерны боль­шая близость, постоянство, доверительность отношений и др., становится особенно необходимой для их позитивного лич­ностного развития.

То, насколько важным является развитие во взаимодей­ствии с небольшим количеством близких людей, показыва­ют и результаты направленных на психодинамические ас­пекты исследований, а также исследований, касающихся эмо­циональных связей. Чем больше количество совместно про­живающих людей, тем чаще бывают расставания.

Результаты исследований показывают, что эмоциональ­ное и когнитивное развитие существенно затрудняется, если у человека нет тех нескольких близких людей, с которыми в течение длительного времени можно иметь более глубокие отношения.

Умственная отсталость означает трудности в истолкова­нии и упорядочивании впечатлений и опыта. Окружение и обстановка в жилище должны быть попятными и об­легчать конкретному человеку возможность общения. Важ­ным аспектом является то, чтобы в группе персонала было не слишком много сотрудников, работающих неполный ра­бочий день, и чтобы постоянно приходил один и тот же пер­сонал.

Результаты исследований показывают, как общение пер­сонала с умственно отсталыми людьми в более многочис­ленной группе нередко приобретает контролирующий и ин­структирующий характер, в то время как общение в мало­численной группе становится более дискуссионным, и ори­ентированным на потребности. В небольшой группе по­требности индивида становятся заметнее и легче удовлетво­ряются, что влияет и на содержание работы персонала, и на его удовлетворение от работы. Человеку уделяется больше внимания, и его поведение легче интерпретировать. В не­большой группе инертность уменьшается, а коммуникация улучшается.

В небольшой группе коммуникация приобретает более выраженную социальную функцию, что важно для индиви­да. В малых группах улучшаются и социальные, и комму­никативные навыки, а это приводит к учащению и укрепле­нию социальных контактов.

Малая группа заменяет семью, которую большинство лю­дей с интеллектуальными нарушениями не могут создать. Поэтому, если смотреть изнутри, небольшая группа удовлет­воряет сильные психологические потребности. Если же посмотреть со стороны, то понятно, что большинству необхо­дима широкая социальная сеть, для того чтобы приобретать товарищей, хорошо проводить свободное время и чувствовать социальную общность, то есть удовлетворять социальные по­требности.

Потребности людей становятся очевидными, и в неболь­шой группе у персонала увеличиваются возможности для удов­летворения этих потребностей в более личностном плане, чем

это возможно в большой группе. Это особенно важно для тех людей с интеллектуальными нарушениями, которым трудно общаться.

Право конкретного человека решать самому является одной из важнейших составляющих достойной жизни. Опыт отчетливо показал, в какой незначительной степени отдель­ный человек оказывает влияние на что-либо и как много еще предстоит усовершенствовать в этой области. Малая же группа является основным условием, необходимым для такого усовершенствования.

В небольшой группе облегчается участие общества.

Если человек в обществе проживает и проводит все время вместе с другими людьми, имеющими такие же функциональ­ные нарушения, то существует очевидная опасность навеши­вания ярлыков. Их рассматривают как однородную группу, а не как людей, • - окружение воспринимает такого челове­ка как нечто отклоняющееся. И сам человек может воспри­нимать себя как нечто отклоняющееся, если он живет вместе со многими людьми, имеющими такие же функциональные нарушения.

Численный состав группы влияет также на отношение со стороны близких людей. Контакты с родственниками уча­щаются, когда уменьшается группа. Если в группе слишком много людей с интеллектуальными нарушениями, то для ее посещения близкими людьми требуется серьезное напряже­ние. Затрудняется и сотрудничество с персоналом. Замены пер­сонала чаще происходят в более многочисленных группах. То, что раньше часто приходилось встречаться с новым персо­налом, сдерживало многих родственников в их контактах.

Группа совместно проживающих людей должна быть разнородной в отношении, например, пола. Однако дети и подростки не должны жить вместе со взрослыми, поскольку у них совершенно разные потребности в том, что касается, например, проведения свободного времени и желания поиг­рать друг с другом.

Группа должна также быть разнородной в отношении сте­пени тяжести функционального нарушения - - имеется в виду

положение работающего в этой группе персонала, опасность возникновения порядков, типичных для закрытых учрежде­ний, а также взаимодействие с окружающим миром.

В малой группе становятся невозможными порядки, типичные для закрытых учреждений, и улучшается положение персонала

Чем больше народу в группе, тем больше персонала тре­буется. Это приводит к быстрому возникновению коллектив­ных порядков. Речь может, к примеру, идти о том, что прихо­дится вывешивать фотографии с подписанными именами со­трудников, чтобы подопечные могли всех узнавать. Та часть общего пространства, которая отведена для конкретных лю­дей, легко становится и местом пребывания персонала, по­скольку персоналу часто не хватает места. Культивируются коллективные мероприятия, чтобы упростить, например, про­цедуру приготовления пищи и проведение свободного време­ни. Чем больше группа, тем формальнее приходится орга­низовывать работу.

Результаты исследований показали, что влияние, оказы­ваемое конкретным человеком, напрямую зависит от того, какое влияние оказывает персонал. В небольших группах инициатива проведения различных мероприятий чаще исхо­дит от членов этих групп. В большой группе решения при­нимает персонал, а конкретный человек становится пассив­ным. В малых группах персонал нередко получает право на собственное мнение, что положительно и сильно влияет на возможность конкретного человека с интеллектуальными на­рушениями определять свою собственную повседневную жизнь и воздействовать на окружающую его среду.

Иногда большие группы получают мотивацию к раци­онализации своей жизни, благодаря, например, координиро­ванию ночных дежурств, мероприятий, проводимых в сво­бодное время, распорядка дня - то есть удовлетворению организационных потребностей. Во многих квартирах

коллективного проживания или школьных общежитиях, где живут люди с особыми потребностями, тем не менее, плот­ность персонала в каждом подразделении становится на­столько высокой, что потребность в групповой общности очень хорошо удовлетворяется в каждом отдельном под­разделении. Когда возникают противоречия между потреб­ностями конкретного человека и необходимостью органи­зационных изменений, то потребности конкретного челове­ка всегда должны быть более значимыми.

Практический опыт и результаты исследований показы­вают, что нередко, чем меньше группы в подразделениях, тем ниже в таких подразделениях относительная текучесть кад­ров. Причиной этого является то, что при меньшем числен­ном составе группы работа облегчается благодаря возможно­сти ставить для каждого человека конкретные и четкие цели, а затем отслеживать их реализацию. Тогда работа становит­ся более осмысленной и для персонала. Демократия и влия­ние, оказываемое персоналом, возрастают с уменьшением численного состава персонала.

Персонал становится более активным, когда он сам может влиять на ситуацию и видеть конечную цель своей работы. Результаты исследований показали, что при измене­нии численного состава группы формы интерактивного вза­имодействия меняются до такой степени, что в больших груп­пах уменьшается активность персонала, направленная на конкретного человека, и увеличивается активное взаимодей­ствие между самими сотрудниками. В более наполненной группе работа персонала и повседневная жизнь конкретного человека в большей степени регламентируются правилами.

И наоборот, в малой группе остается место для дискус­сий и спонтанности. Контакты между самими сотрудниками в более многочисленной группе легко становятся формаль­ными и авторитарными, в то время как малая группа создает условия для товарищеской и семейной атмосферы.

Это обычная история - - конференции и другие меропри­ятия с участием персонала становятся очень длительными и тяжело управляемыми, когда группа персонала слишком

большая. Распространение информации в группе также ста­новится более сложным и неудобным. Совершенствование компетентности нередко приводится в качестве причины, по которой в большие группы сводятся вместе люди с похо­жими потребностями. Однако вместо этого следовало бы ко­ординировать усилия по повышению квалификации, органи­зуя общие учебные дни и др. И эффект от усилий по обще­му руководству также зависит от ограничения состава груп­пы персонала. В больших группах персонала сложно опти­мальным образом вести общее руководство.

Оптимальное эмоциональное развитие, общение и взаимодействие в небольшой группе - student2.ru

В течение сорока лет в Швеции были ликвидирова­ны все закрытые учреждения для людей с интеллектуаль­ными нарушениями. Ответственным лицом в государствен­ной администрации был в эти годы Карл Грюневальд (Karl Grunewald). Он является специалистом по детской и под­ростковой психиатрии, а также дипломированным педаго­гом и психологом. Опубликовал целый ряд книг о работе служб по уходу за людьми с интеллектуальными наруше­ниями. Карл Грюневальд имеет ученое звание профессора и является почетным доктором медицинских и философс­ких наук.

Оптимальное эмоциональное развитие, общение и взаимодействие в небольшой группе - student2.ru

Карл Грюневальд

Ликвидация закрытых учреждений для людей с интеллектуальными нарушениями в Швеции

Содержание людей с интеллектуальными нарушениями в закрытых учреждениях является настолько тормозящим психическое развитие этих людей фактором, что оно запре­щено шведским законодательством. Поэтому все закрытые учреждения для людей с интеллектуальными нарушениями были ликвидированы. Таким образом закончилась стодвад-цатилетняя эпоха. Каковы же были движущие силы этого процесса и где оказывалось сопротивление? Стало ли лучше детям и взрослым с интеллектуальными нарушениями? Сна­чала здесь приводятся формальные правила этой ликвида­ции, а затем идет речь об изменениях в содержательной сто­роне работы служб по уходу за людьми с интеллектуальны­ми нарушениями.

После Второй мировой войны государственные комите­ты рассматривали вопрос о том, как следует осуществлять уход за людьми с интеллектуальными нарушениями, и в 1955 году был принят закон, который возложил всю от­ветственность как за обучение людей с интеллектуальными нарушениями, так и за уход за ними, на ландстинги (обла­стные администрации). Исключение было сделано для лю­дей с глубокой умственной отсталостью, для незрячих, не­слышащих и для людей с асоциальным поведением. О них должно было заботиться государство в спецбольницах и спец­приютах.

Закон о заботе и уходе

В 1967 году были внесены изменения в закон о заботе и уходе - - как следствие того, что в службах по уходу за инва­лидами получил широкое распространение принцип норма­лизации. Теперь следовало отдавать предпочтение открытым службам по уходу за инвалидами и делать все для того, что­бы не допустить помещения этих людей в закрытое учреж­дение. За несколько лет до этого риксдаг принял решение об оказании экономической помощи родителям, имеющим де­тей-инвалидов.

Новый закон предписывал, что даже не способные к обу­чению дети имеют право на посещение дошкольного учреж­дения и на обучение по специальным тренинг-программам. Классы должны быть интегрированы в обычной школе. Дети из спецшколы, которые не могут жить дома, должны прожи­вать в школьном общежитии, а не в традиционном интерна­те при спецшколе. В одной квартире школьного общежития должны проживать максимум четыре ребенка, и это обще­житие должно быть составной частью обычного жилого квар­тала. В таких общежитиях должны также иметь возмож­ность проживать и дети из школы с тренинг-программами. Поэтому эти школьные общежития должны были успешно заменить и детские приюты. Так был дан старт «открытым приютам».

То же самое и со взрослыми: если взрослый человек не мо­жет жить дома, то следует отдать предпочтение квартире кол­лективного проживания, а не приюту. Нормой проживающих в такой квартире должно быть четыре человека. Эти кварти­ры должны быть составной частью нормальных жилых до­мов.

Все взрослые - - независимо от того, где они прожива­ют, - должны иметь право на осмысленную каждодневную деятельность. Эксперты должны работать в так называемых абилитационных командах, уделяющих особое внимание тем детям и взрослым, которые живут дома.

Новая редакция от 1985 года

Следующая редакция закона о заботе и уходе имела ме­сто в 1985 году. Теперь были введены предписания по пово­ду прекращения помещения людей в приюты и спецбольни­цы. Относительно каждого человека, который проживает в закрытом учреждении, нужно не реже одного раза в год рассматривать вопрос о возможности изменения для него фор­мы проживания. Ландстинги и частные владельцы приютов должны были разработать план ликвидации, однако оконча­тельные сроки не указывались.

Еще одна редакция, от 1993 года

В 1993 году риксдаг принял решение о том, что вся от­ветственность за уход за людьми с интеллектуальными нару­шениями передается от ландстингов в коммуны (районные администрации), однако ликвидацию закрытых учреждений должны были завершить ландстинги, если не было иной до­говоренности с той коммуной, где находилось закрытое уч­реждение.

Уменьшение количества людей

Наши рекомендации