Список утверждений психодиагностического теста.

1. Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим.

2. Временами я волнуюсь из-за пустяков.

3. Большую часть времени я чувствую общую слабость.

4. Я часто тревожусь.

5. Кое-кто настроен против меня.

6. Часто различная пища кажется мне одинаковой на вкус.

7. Глупо осуждать человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

8. Окружающее мне часто кажется нереальным.

9. Когда я строю планы, я часто рассчитываю на счастли­вый случай, везение.

10. Порой мне кажется, что трудностей слишком много и мне их не преодолеть.

11. Меня редко посещают грустные мысли.

12. Когда я что-либо делаю (двигаюсь, ем, работаю), я ча­сто перескакиваю с одного на другое, а не действую обдуман­но и методично.

13. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажут­ся безнаказанными..

14. Я считаю, что надоевшую повседневную работу всегда следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости..

15. Я человек твердых убеждений.

16.-Я люблю пофлиртовать, (вести игривый разговор, ко­кетничать).

17. Мне нравятся компании, где подшучивают друг над другом.

18. Я люблю подвижные игры и развлечения.

19. Мне нравится верховая езда.

20. Я часто многое теряю из-за своей неряшливости.

21. Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми людьми.

22. Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застенчивость.

23. Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

24. Я общительный человек.

25. Я люблю вечеринки и шумные веселые компании.

26. Я охотнее куплю книгу об особенностях государствен­ного управления в разных странах, чем книгу по искусству.

27. Меня всегда интересовала техника (автомобили, мо­тоциклы, самолеты).

28. В газете меня больше заинтересует статья с заголов­ком «Современные проблемы культуры и искусства», чем с за­головком «Улучшение производства и торговли».

29. Мне хотелось бы быть медработником (врачом, медсе­строй и т. п.)

30. Мне понравилась бы работа секретаря.

31. Временами я бываю злым и раздражительным.

32. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте. :, .,;ii..

33. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

34. Я часто сожалею о том, что я такой раздражительный и ворчливый.

35. У меня отсутствуют враги, которые всерьез желают мне навредить.

36. У меня бывают странные и необычные мысли.

37. Почти каждый день случается что-то такое, что пугает меня.

38. Иногда мне нравятся причинять боль людям, которых я люблю.

39. Временами я чувствую себя бесполезным.

40. Мои родители "были часто настроены против моих знакомых.

41. У меня бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

42. Временами я испытываю ненависть к членам моей се­мьи, которых обычно люблю.

43. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

44. Если бы я был вынужден солгать человеку, мне бы при­шлось смотреть в сторону, так как было бы трудно смотреть ему в глаза.

45. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

46. Я очень редко прогуливал школьные уроки.

47. Шутки о смерти в разговоре вполне допустимы и при­личны.

48. Я люблю танцевать.

49. Я охотнее посмотрю соревнования фехтовальщиков, чем боксеров.

50. Мне нравится (или нравилась раньше) рыбная ловля.

51. Мне хочется быть менее застенчивым.

52. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора:

53. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

54. В детстве я входил в компанию, где все стояли друг за друга.

55. Счастливее всего я чувствую себя в одиночестве.

56. По-моему, интереснее быть инженером, чем фило­софом.

57. Думаю, что я более чувствителен к прекрасному, эсте­тическим сторонам жизни, чем. большинство людей.

58. Я гораздо более заинтересован в деловых и матери­альных успехах, чем в поисках духовных и художественных ценностей.

59. Я люблю готовить пищу.

60. Будь я художником, мне бы понравилось рисовать цветы.

61. Я вспыльчив, но быстро успокаиваюсь.

62. Иногда я настолько возбуждаюсь, что мне бывает труд­но заснуть.

63. Думаю, что нервы у меня в порядке (такие же, как и у большинства окружающих).

64. Обычно я спокоен и меня трудно вывести из равновесия.

65. Я ужасно боюсь грозы.

66. Многих людей можно обвинить в развращенности.

67. Я бы добился значительно больших успехов, если бы люди относились ко мне лучше.

68. У меня бывают необычные, мистические (таинствен­ные) переживания.

69. Даже среди людей я чувствую свое одиночество.

70. Мечты в моей жизни занимают много места, но я этого никому не говорю.

71. Мои намерения часто кажутся мне настолько трудно-выполнимыми, что я отказываюсь от них.

72. Чаще всего у меня бывает сразу несколько различных увлечений, я очень редко увлекаюсь чем-нибудь одним.

73. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

74. Думаю, что существует одно правильное понимание смысла жизни.

75. Я люблю лекции на серьезные темы.

76. Иногда меня так забавляла ловкость клоуна, что мне хотелось быть таким же.

77. Я стараюсь избегать необычных высказываний, кото­рые смущают окружающих.

78. Мне бы понравилось быть автогонщиком.

79. Иногда я дразню животных.

80. Мне бы понравилась охота на львов и тигров.

81. Я редко заговариваю с детьми первым.

82. В школе мне было трудно говорить перед всем классом.

83. Я схожусь с людьми так же легко, как и другие.

84. Мне бы хотелось чаще встречаться со своими друзья­ми вне работы.

85. Мне нравятся коллективные мероприятия, потому что я там могу побыть среди людей.

86. Я охотнее проведу отпуск в тихом домике вдали от людей и дорог, чем в оживленном курортном городе.

87. Я охотнее прочту хороший исторический роман, чем научное сообщение об открытии и использовании мировых ресурсов.

88. Я люблю поэзию.

89. Мне бы понравилось быть цветоводом.

90. Я люблю детей.

91. Я так остро воспринимаю свои неприятности, что по­долгу не могу выбросить их из головы.

92. Бывало, что из-за волнений у меня пропадал сон.

93. Меня трудно рассердить.

94. Меня настолько волнуют некоторые вещи, что мне даже говорить о них трудно.

95. Думаю, что почти каждый может соврать, чтобы избе­жать неприятностей.

96. Безопаснее всего никому не доверять.

97. Я часто замечаю, что люди относятся завистливо и не­доверчиво к моим удачным идеям только потому, что не они первыми додумались до них.

98. Я опасаюсь некоторых предметов или людей, хотя знаю, что они для меня безвредны.

99. Нередко бывают ситуации, когда легко потерять на­дежду на успех.

100. Иногда я хвалю людей, которых знаю очень мало.

101. Я легко прихожу в замешательство.

102. У меня бывают достаточно длительные периоды, ког­да я не могу ничего делать, потому что мне трудно заставить себя взяться за работу.

103. Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь

104. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь поправить.

105. Я люблю читать книги, заметки, статьи на темы нрав­ственности и морали.

106. В школе у меня часто были плохие оценки по пове­дению.

107. Я люблю подшучивать над людьми.

108. Спортивные игры и соревнования доставляют мне больше удовольствия, если я заключаю пари (бьюсь об зак­лад).

109. Я люблю волнение и напряжение большого скопле­ния людей.

110. Я люблю охоту.

111. Я без страха и стеснения вхожу в комнату, где уже собрались и беседуют люди.

112. Иногда из-за своей сдержанности бывает трудно от­стаивать свои права.

113. Попадая в новый коллектив, я быстро осваиваюсь.

114. Я активно участвую в организации компании и раз­ных мероприятий.

115. По возможности я стараюсь избегать большого скоп­ления людей.

116. На производстве мне было бы интересней заниматься делами, связанными с техникой, чем работой с людьми.

117. Мне больше нравится пища приготовленная из нео­бычных, экзотических продуктов, чем привычные блюда.

118. Будь я журналистом, мне- бы понравилось писать о театре.

119. Меня всегда очень мало привлекали игры с куклами.

120. Думаю, что мне бы понравилась профессия портного женского платья.

121. Я все принимаю близко к сердцу.

122. Ожидание действует мне на нервы.

123. Раз в неделю я бываю возбужденным и взволнованным.

124. Я все чувствую более остро, чем другие.

125. Думаю, что за мной следят.

126. Большую часть времени я чувствую, что моя голова и нос чем-то заполнены. -

127. Временами мне хочется нанести повреждение себе или кому-нибудь из окружающих.

128. Люди безразличны и равнодушны к тому, что может случиться с другими.

129. Плохие, часто даже ужасные слова приходят мне в голову, и я не могу от них избавиться.

130. Временами мне очень хотелось навсегда уйти из дома.

131. Мое поведение в значительной степени зависит от обычаев окружающих меня людей.

132. Я предпочитаю действовать импульсивно, под вли­янием момента, даже если это приведет к дальнейшим труд­ностям .

133. Я могу сослаться на болезнь, чтобы избежать чего-нибуд» неприятного.

134. Я считаю, что люди должны отказаться от употребле­ния спиртных напитков.

135. Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение.

136. Я люблю поговорить на сексуальные (любовные) темы.

137. Мне доставляет удовольствие устраивать беззлобные розыгрыши.

138. Меня смущают неприличные анекдоты.

139. Если возникнет необходимость, я сумею организовать и повести за собой людей.

140. Для отдыха я предпочитаю чтение или другие интел­лектуальные занятия, а не активные подвижные игры и раз­влечения.

141. В компании я чувствую себя несколько неловко и из-за этого произвожу впечатление худшее, чем мог бы.

142. Если люди в магазине или на улице наблюдают за мной, мне становится несколько не по себе.

143. Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, поэтому я не включаюсь в беседу с такой готовностью, как другие.

144. Мне разонравилось бывать среди людей.

145. Если планируется коллективное мероприятие, я все­гда рад присоединиться к компании.

146. Я мог бы быть счастлив, живя в избушке среди лесов и гор.

147. По телевизору я охотнее посмотрю передачу о новых изобретениях, чем концерт.

148. Иногда, я бываю неуступчив и упрям, просто из прин­ципа, а не потому, что это для меня важно.

149. Я бы хотел быть певцом.

150. Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения.

151. Я впечатлительнее большинства людей.

152. Я легко теряю терпение в общении с людьми.

153. Иногда какой-нибудь пустяк овладевает моими мыс­лями и беспокоит меня несколько дней.

154. Критика и замечания в мой адрес меня мало задевают.

155. Иногда мне кажется, что нахожусь на грани нервно­го срыва.

156. Часто мои поступки неправильно понимаются окру­жающими.

157. Я считаю, что многие способны пойти на нечестный поступок ради получения выгоды.

158. Меня крайне редко наказывали без причин.

159. Против меня что-то замышляется.

160. Привычки некоторых членов моей семьи меня очень раздражают.

161. У меня редко бывают приступы плохого настроения.

162. Бывает, я отказываюсь от начатого дела потому, что не верю в свои силы.

163. В моей семье есть нервные люди.

164. Меня раздражает, когда женщина курит.

1.65. Я считаю, что соблюдение закона является обязательным.

166. Почти всегда я испытываю потребность в острых ощущениях.

167. В разговорах с представителями противоположного пола я избегаю любых щекотливых тем, которые могут выз­вать смущение.

168. Я люблю играть в карты, домино и другие игры на деньги.

169. Будь я журналистом, мне бы понравилось писать о спорте.

170. Иногда я заставляю своих друзей пойти куда-нибудь, хотя они говорят, что им хотелось бы остаться дома.

171. Я верю в чудеса.

172. Если необходимо выступить или высказать свое мне­ние, то присутствие большого числа людей меня мало смущает.

173. Я легко прихожу в замешательство.

174. Мне было легко и интересно отвечать на вопросы.

Таблица 2. Ключ методики ПДТ

Название шкалы Группирование ответов по шкалам Макси­маль­ный балл  
1.1. Невротизм Верно: 2, 3,4, 31, 32,33, 34, 61, 62, 91, 92,94, 121, 122, 123, 124, 151,152, 153, 154, 155  
Неверно: 1, 63, 64, 93  
Название шкалы Группирование ответов по шкалам Макси моль­ный балл  
1.2. Психотизм Верно: 5, 6, 7, 8, 36, 37, 38, 65, 66, 67, 68, 95, 96, 97, 98, 125, 126, 127, 128, 129, 156, 157, 158, 159  
1.3. Депрессия Верно: 9, 10, 12, 39,40, 41, 42, 69, 70, 71,72, 99, 100, 101, 102, 103, 131, 132, 133, 160, 162, 163 .....;  
Неверно: 11, 161  
1.4. Совестливость Верно: 13, 14, 15, 43, 44, 45, 73, 74, 75, 104, 105, 134, 135, 164, 165  
1.5. Расторможен-ность Верно: 16, 17, 46, 47, 76, 106, 107, 108, 136, 137, 166, 168 .  
Неверно: 77, 138, 167  
1.6. Общая актив­ность Верно: 18, 19, 48, 50, 78, 79, 80, 108, 109, 110, 139, . 140, 169, 170  
Неверно:  
1.7. Робость Верно: 20, 21,22, 51, 52, 81, 82, 101, 141, 142, 143  
Неверно: 53, 85, Ш, 113  
1.8. Общитель­ность Верно: 23, 24, 25, 53, 54, 84, 85, 86, 114, 145  
Неверно: 55, 115, 116, 144, 146  
     
1.9. Эстетическая впечатлитель­ность Верно: 26, 28, 56, 57, 58, 87, 88, 89, 117, 118, 147, 148, 149
Неверно: 27, 119
1.10. Женствен­ность Верно: 29, 30, 59, 60, 89, 90, 120, 149, 150
Неверно:
2.1. Психическая неуравнове­шенность Верно: 2, 4, 10, 11,32,39, 41, ■ 69, 71, 99, 121, 124, 151, 153, 154, 155, 162, 173
Неверно:
2.2. Асоциальность Верно: 16, 17, 106, 107, 166
Неверно: 13, 15, 43, 44, 45, 73, 77, 138, 165, 167
2.3. Интроверсия Верно: 21, 22, 51, 52,81, 82, 112, 115, 141, 142, 143
Неверно: 24, 25, 53, 83, 84, 111, ИЗ, 114, 172
2.4. Сензитивность Верно: 26, 28, 29, 56, 88, 89, 117, 118, 120, 147, 150, 171
Неверно: 27, 58, 119
                     

Таблица 3. Психологические нормы (в стенах)

  Шкалы Стандартные оценки
п/п нижнего уровня юноши девушки среднее
\. Невротизм 5,85 ± 2,06 6,03 ± 2,24 5,95 ±2,13
АИ Шкалы Стандартные оценки
п/п нижнего уровня юноши девушки среднее
1. Психотизм 5,38 + 2,13 6,60 ± 1,55 5,97 ±1,92
2. Депрессия 5,55 ± 2,03 6,39 + 2,15 6,20 ±1,97
3. Совестливость 5,53 ±1,58 6,59+1,87 5,83 ± 1,62
4. Расторможен-ность 5,87 ±1,67 6,18 ± 1,87 5,57 ± 1,70
5. Общая активность 5,47 ± 0,83 6,03 ± 1,23 5,22 + 0,98
6. Робость 5,08+ 1,84 6,65 ± 2,07 6,01 +2,02
7. Общитель­ность 6,33 ± 1,95 6,63 ± 2,39 6,47 ±2,13
8. Эстетическая впечатлитель­ность 5,37 ± 1,47 6,59 ± 1,49 5,92 ± 1,39
9. Женствен­ность 5,04 + 1,78 6,92 ±1,93 6,30 ±1,73
                 

Таблица 4. Градуированное содержание шкал

Интерпретация результатов.Результаты психодиагнос­тического тестирования интерпретируются исходя из оценок, полученных каждым испытуемым. На основе этих оценок со­ставляется психологическая характеристика индивидуальных и личностных черт тестируемого.

В оригинале ПДТ описывается психологический портрет человека, имеющего так называемые полюсные или крайние значения по шкалам. Опыт практической работы с учащими­ся показывает, что в результате тестирования характеристики личности подростков, соответствующие крайним значениям шкалы, появляются не так часто. В связи с этим были разра­ботаны, апробированы и использованы средние значения шкал, описывающих нормативную выборку. Градуированное содер­жание шкал приведено ниже в таблице 4.

Оценки в «степах» и 4СЫрЫХ» баллах Название и содержание шкал
1-2 0-4 1. Невротизм а) Чаще всего спокоен и невозмутим, однако в неко­торых случаях (конфликты, экзамены) могут возни­кать чувства беспокойства и боязливости, сомнения в своих силах и способностях. В общении, как прави­ло, тактичен, но не всегда деликатен.
3-6 5-13 б) Характерны спокойствие и непринужденность; ак­тивен, деятелен, честолюбив, инициативен, склонен к соперничеству и соревнованию, отличается серьезно­стью и реалистичностью, высокой требовательностью к себе.
7-10 14-25 в) Характерны высокая тревожность, чувство беспо­койства и боязливости, склонность к сомнениям, крайняя нерешительность. Чувствителен, впечатли­телен, легко раним. Отличается неуверенностью в своих силах, стремлением к последовательности дей­ствий и поступков, стереотипному образу жизни, пе­дантичности.
1-2 0-5 2. Психотизм а) Характеризуется аккуратностью, обязательностью, добросовестностью, миролюбием. Не склонен к за­висти и соперничеству, охотно подчиняется власти и авторитету, не проявляет своеволия и честолюбия. Обычно малоинициативен и несамостоятелен. Нуж­дается в постоянном внимании, контроле и поддержке.
3-6 6-12 б) Уравновешен, не «афиширует» свои чувства и эмоции. Спокойно воспринимает критику и замеча­ния, если они не чрезмерны. По многим вопросам имеет свое собственное мнение и старается его от­стаивать. Склонен скорее к сотрудничеству и ком­промиссам, чем к соперничеству.
   
7-10 13-25 2. Психотизм в) Характерны повышенная напряженность и возбу­димость. Чрезвычайно заботится о своем личном пре­стиже, болезненно реагирует на критику, и замеча­ния. Отличается эгоистичностью, самодовольством и чрезмерным самомнением.  
1-2 0-6 3.Депрессия а) Характерны жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Уверен в своих силах. Охотно участвует в деятельности, требующей активности и решительности. Однако отличается импульсивно­стью, что часто приводит к невыполнению обещаний, непоследовательности и беспечности.  
3-6 7-14 б) Достаточно волевой человек, однако при столкно­вении с серьезными трудностями впадает в отчаяние, теряет уверенность в себе. Способен, когда надо, проявить инициативу и решительность. Старается выполнять свои обещания и дорожит собственным словом.  
7-10 15-25 в) Характеризуется старательностью, добросовестно­стью и обязательностью. Бывает крайне нерешите­лен, не способен к принятию ответственных реше­ний, не уверен в себе. Отличительная особенность -тоскливое настроение, угнетенное состояние, мрач­ность и угрюмость. Вместе с тем, за внешним фаса­дом отчужденности и недоступности скрываются чут­кость и душевная отзывчивость.  
1-2 0-4 4. Совестливость а) Обычно легкомыслен, небрежен и безответстве­нен. Часто уклоняется от выполнения своих обязан­ностей, небрежно относится к законам и моральным нормам.  
3-7 5-10 4. Совестливость б) Характеризуется порядочностью, требователен к себе и другим людям. Чаще всего стремится дейст­вовать в соответствии со своей честью и совестью. Но возможны и отступления от общепринятых мораль­ных норм.  
8-10 11-15 в) Руководствуется чувством долга, с уважением от­носится к моральным нормам. Всегда точен и акку­ратен в делах, во всем любит порядок, отличается ответственностью и добросовестностью.  
1-3 0-4 5. Расторможенность а) Уступчив, сдержан, осторожен. Ориентирован на социальное окружение, не стремится к новым впе­чатлениям. Собственных увлечений почти не имеет.  
4-7 5-10 б) Обычно спокоен и рассудителен. С интересом от­носится ко всему новому и необычному, однако нельзя сказать, что это увлекающаяся натура. Ино­гда бывает упрям и несговорчив.  
8-10 11-15 Импульсивен и несдержан, не умеет или не желает сдерживать своих желаний. Ярко выражено влечение к острым эмоциональным переживаниям. Разговор­чив, раскован, охотно участвует в коллективных ме­роприятиях, живо откликается на любые происходя­щие события.  
1-2 0-5 6. Общая активность а) Пассивен, безынициативен и недостаточно энерги­чен. Характеризуется медлительностью (в речи, движениях) и малоподвижностью. Отдает предпоч­тение сидячей и однообразной работе. Имеет слабо выраженное стремление к достижениям и успехам. Чаще всего уклоняется от выполнения дополнитель­ных обязанностей, охотно перекладывает ответствен­ность и работу на плечи других людей.  
     
3-7 6-10 6. Общая активность 6) В меру энергичен и предприимчив. Достаточно работоспособен. Одинаково хорошо адаптируется к различным условиям жизнедеятельности и видам работ. Обладает исполнительскими способностями.  
8-10 11-15 в) Отличается неиссякаемой энергей, предприимчи­востью, активным стремлением в достижении постав­ленных целей. Отдает предпочтение активной дея­тельности, стремится быть на виду и во все вмешива­ется. Обладает организаторскими способностями и лидерскими качествами.  
1-3 0-4 7. Робость а) Смел, решителен, склонен к риску, как правило, решения принимает быстро и незамедлительно при­ступает к их осуществлению. В общем держится сво­бодно и независимо. Любит во все вмешиваться, быть у всех на виду, имеет много друзей, знакомых.  
4-6 5-8 б) Чаще всего смел и решителен, но не настолько, чтобы ввязаться в авантюру. Перед тем как принять решение, всесторонне взвесит все «за» и «против». Трудностей в общении не испытывает, без труда мо­жет установить контакт даже с незнакомым челове­ком, в коллективе сторонник «золотой середины».  
7-10 9-15 в) Застенчив, избегает рискованных ситуаций. Не­ожиданные события встречает с беспокойством. В общении скован и стеснителен, старается не выде­ляться, находиться в тени и ни во что не вмешивать­ся. Предпочитает узкий круг знакомых и друзей.  
1-2 0-3 8. Общительность а) Избегает эмоциональной близости с людьми. Ус­танавливает чисто формальные межличностные от­ношения. Любит одиночество, тяготится общением с людьми. Близких друзей почти не имеет.  
3-8 4-13 8. Общительность б) Отличается ровными отношениями с людьми. До­вольно общителен, добр и заботлив. Чувствует себя одинаково уютно и в большой шумной компании и в одиночестве. Стремится к расширению круга зна­комств, однако в основном ориентируется на под­держание тесных эмоциональных связей с небольшой группой друзей.  
9-10 14-15 в) Характерны естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое и внимательное отношение к людям, доброта и мягко­сердечие, общительность и отзывчивость. Имеет мно­го друзей и знакомых, легко сходится с людьми, в одиночестве скучает, охотно принимает участие в групповых мероприятиях, любит работать и отды­хать в компании.  
1-2 0-5 9. Эстетическая впечатлительность а) Отличается рассудочным, абстрактным типом мышления памяти и восприятия. Ко всему в жизни подходит с логической меркой, всему старается найти рациональное объяснение. Обычно очень практичен, трезво оценивает обстоятельства и людей.  
3-7 6-10 б) Отличается критичностью мышления, насторо­женно относится к авторитетам и нестандартным си­туациям. В меру чувствителен и утончен, имеет хо­роший художественный вкус. В жизни в равной сте­пени руководствуется как логикой и разумом, так и эмоциями.  
8-0 11-15 в) Наделен богатым воображением, фантазией, увле­кающаяся и эмоциональная натура. В поведении не хватает чувства ответственности и реализма, в суж­дениях — зрелости и здравомыслия. Больше доверя­ет собственным симпатиям и привязанностям, чем логике и расчету.  
0-1 0-1 10. Женственность а) Смел, предприимчив, стремится к самоутвержде­нию, склонен к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обос­нования. Любит чувственные удовольствия, верит в силу, а не в искусство, снисходительно относится к своим слабостям.  
2-5 2-5 б) Обычно практичен; трезв и реалистичен, но вме­сте с тем не прочь пофантазировать, поразмышлять о себе и других людях, о жизни и событиях, иногда любит пофилософствовать. В поведении не всегда хватает смелости, решительности и настойчивости. Если его заинтересовать, становится уступчив, мягок. Иногда способен пойти на риск, но только после все­стороннего обдумывания своих действий и учета по­следствий.  
6-10 6-10 в) Чувствителен, склонен к волнениям, мягок, ус­тупчив, скромен в поведении, тяготеет к фантазиро­ванию и эстетическим занятиям. Чаще всего озабочен личными проблемами, склонен к самоанализу и са­мокритике. Пассивен, зависим, избегает соперничест­ва, легко уступает, подчиняется, охотно принимает помощь и поддержку.  
                   

Таблица перевода «сырых» оценок ПДТ в стены (стандартные единицы)

«Сырые Стандартные единицы  
балы» Н п д ев р ОА РБ О эв ж ПН АС ин с  
                       
                       
                       
                       
                       
«Сырые балы» Стандартные единицы
Н П Д СВ Р ОА РБ О ЭВ Ж ПН АС ИН С
    *            
                 
                 
                 
                 
 
 
 
 
И  
б
б
                                                         

5.8. Тест «Знаете ли вы юношескуюпсихологию?»

Инструкция:«Предлагаемый Вашему вниманию опрос­ник содержит высказывания, с каждым из которых Вы мо­жете либо согласиться, либо не согласиться, либо дать «ней­тральный» ответ.

Если Вы согласны с данным высказыванием, то слева, ря­дом с номером этого высказывания, ставьте знак «+», если не согласны — знак «-»; если затрудняетесь дать определенный ответ — знак «?». Примечание. В предлагаемых высказыва­ниях будут встречаться слова: «дети», «юноши», «взрослые». Подразумевается, что «дети» — это учащиеся младших классов

средней школы; «юноши» — молодые люди (обоего пола) в возрасте от 15 до 21 года; «взрослые» — люди в возрасте 25 — 45 лет.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТА

Вари-ант отве­та +, -, ? п/п Высказывания  
  1. Поверхностность — характерная черта юношей.  
  2. По сравнению со взрослыми, юноши более склонны к теоретизированию.  
  3. Если юноши думают в большей степени о действи­тельном (о том, что уже есть),то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в бу­дущем).  
  4. Юношескому возрасту присуща категоричность суж­дений.  
  5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.  
  6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможно­сти.  
  7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.  
  8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоцио­нальная напряженность—характерные черты юноше­ского возраста.  
  9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в юношеском возрасте.  
  10. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах.  
  11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.  
     
  12. В произведениях художественной литературы юно­шей больше интересуют реальные поступки, события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.
  13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.
  14. «Чувство одиночества» — характерное переживание юношеского возраста.
  15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.
  16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей.
  17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его ин­теллектуального развития.
  18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качест­ва (на неустойчивость, подверженность влияниям и т. п.) — характерная черта юношеской самооценки.
  19. Юноши ценят в педагоге его * человеческие качест­ва» (сердечность, способность к сопереживанию) выше, чем его профессиональную компетентность.
  20. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.
  21. Юноши обычно выше оценивают степень своего кон­такта с педагогом, чем дети.
  22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.
  23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.
  24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени при­суще взрослым, чем юношам.
           

ключ

Таблица перевода «сырых» единиц в стандартные

вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
+ - -
+ - +
- - +
+ - +
- - -
+ + +
' 7 - - -
+ + -

Инструкция тестадопускает ставить «?» при ответе на те или иные вопросы (если они вызывают затруднения); та­кие ответы интерпретируются как несовпадающие с «ключом». При обсчете результатов тестирования, за каждый совпадаю­щий с «ключом» ответ испытуемому приписывается 1 балл, за каждый несовпадающий — 0 баллов. Полученные тесто­вые результаты («сырые» единицы) переводятся в стандарт­ные (Т — единицы). Стандартные единицы позволяют гово­рить о трех уровнях знания юношеской психологии испытуе­мыми:

низком — менее 40 ст.ед.;

среднем 40 — 60;

высоком — более 60 ст.ед.

Испытуемые со средним уровнем знания юношеской пси­хологи

Наши рекомендации