Список утверждений психодиагностического теста

1. Обычно я просыпаюсь утром свежими отдохнувшим.

2. Временами я волнуюсь из-за пустяков.

3. Большую часть времени я чувствую общую слабость.

4. Я часто тревожусь.

5. Кое-кто настроен против меня.

6. Часто различная пища кажется мне одинаковой на вкус.

7. Глупо осуждать человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

8.Окружающее мне часто кажется нереальным.

9.Когда я строю планы, я часто рассчитываю на счастливый случай и везение.

10. Порой мне кажется, что трудностей слишком много и мне их не преодолеть.

11. Меня редко посещают грустные мысли.

12. Когда я что-либо делаю (работаю, ем, двигаюсь),я часто перескакиваю с одного на другое, а не действую обдуманно и методично.

13. Я верю, что любые даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

14. Я считаю, что надоевшую повседневную работу всегда следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

15. Я человек твердых убеждений.

16. Я люблю пофлиртовать (вести игривый разговор, кокетничать).

17. Мне нравятся компании, где подшучивают друг над другом.

18.Я люблю подвижные игры и развлечения.

19. Мне нравится верховая езда.

20. Я часто много теряю из-за своей нерешительности.

21. Мне трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми.

22. Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застенчивость.

23. Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

24. Я общительный человек.

25. Я люблю вечеринки и шумные веселые компании.

26. Я охотнее куплю книгу об особенностях государственного управления в разных странах, чем книгу по искусству.

27. Меня всегда интересовала техника (автомобили, самолеты, мотоциклы).

28. В газете меня больше заинтересует статья с заголовком "Современные проблемы культуры и искусства", чем с заголовком "Улучшение производства и торговли".

29. Мне хотелось бы быть медработником (врачом, медсестрой и т. п.).

30. Мне бы понравилась работа секретаря.

31.Временами я бываю злым и раздражительным.

32. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

33. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

34. Я часто сожалею о том, что я такой раздражительный и ворчливый.

35. У меня отсутствуют враги, которые всерьез мне желают навредить.

36. У меня бывают странные и необычные мысли.

37. Почти каждый день случается что-то такое, что пугает меня.

38. Иногда мне нравится причинять боль людям, которых я люблю.

39. Временами я чувствую себя бесполезным.

40. Мои родители бывают часто настроены против моих знакомых.

41. У меня бывает настроение, когда я легко отвлекаюсь от дела, становлюсь рассеянным и мечтательным.

42. Временами я испытываю ненависть к членам своей семьи, которых обычно люблю.

43. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

44. Если бы я был вынужден солгать человеку, мне бы пришлось смотреть в сторону, так как было бы трудно смотреть ему в глаза.

45. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

46. Я очень редко прогуливал школьные уроки.

47. Шутки о смерти в разговоре вполне допустимы и приличны.

48. Я люблю танцевать.

49. Я охотнее посмотрю соревнования фехтовальщиков, чем боксеров.

50. Мне нравится (или нравилась раньше) рыбная ловля.

51. Мне хочется быть менее застенчивым.

52. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.

53. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

62. Иногда я настолько возбуждаюсь, что мне бывает трудно заснуть.

63. Думаю, что нервы у меня в порядке (такие же, как у большинства окру­жающих).

64. Обычно я спокоен и меня трудно вывести из равновесия.

65. Я ужасно боюсь грозы.

66. Многих людей можно обвинить в развращенности.

67. Я бы добился значительно больших успехов, если бы люди относились ко мне лучше.

68. У меня бывают необычные, мистические (таинственные) переживания.

69. Даже среди людей я чувствую свое одиночество.

70. Мечты в моей жизни занимают много места, но я этого никому не говорю.

71. Мои намерения часто кажутся мне настолько трудно выполнимыми, что я отказываюсь от них.

72. Чаще всего у меня бывает сразу несколько различных увлечений, я очень редко увлекаюсь чем-то одним надолго.

73. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

74.Думаю, что существует одно-единственное понимание смысла жизни.

75. Я люблю лекции на серьезные темы.

76. Иногда меня так забавляла ловкость плута, что я начинал

ему сочув­ствовать.

77. Я стараюсь избегать необычных высказываний, которые

смущают окру­жающих.

78.Мне бы понравилось быть автогонщиком.

79. Иногда я дразню животных.

80. Мне бы нравилась охота на львов и тигра.

81. Я редко заговариваю с детьми первым.

82. В школе мне было трудно говорить перед всем классом.

83. Я схожусь с людьми так же легко, как и другие.

84. Мне бы хотелось чаще встречаться со своими друзьями вне работы.

85.Мне нравятся коллективные мероприятия, потому что я там могу побыть среди людей.

86. Я охотнее проведу отпуск в тихом домике вдали от людей и дорог, чем в оживленном курортном городе.

87. Я охотнее прочту хороший исторический роман, чем научное сообщение об открытии и использовании мировых ресурсов.

88. Я люблю поэзию.

89. Мне бы понравилось быть цветоводом.

90. Я люблю детей.

91. Я так остро переживаю свои неприятности, что подолгу не могу выбросить их из головы.

92. Бывало, что из-за волнений у меня пропадал сон.

93. Меня трудно рассердить.

94. Меня настолько волнуют некоторые вещи, что мне даже говорить о них трудно.

95. Думаю, что почти каждый может болтать, чтобы избежать неприятностей.

96. Безопаснее всего никому не доверять.

97. Я часто замечаю, что люди относятся завистливо и недоверчиво к моим удачным идеям только потому, что не они первыми додумались до них.

98. Я опасаюсь некоторых предметов или людей, хотя знаю, что они для меня безвредны.

99. Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех.

100. Иногда я хвалю людей, которых знаю очень мало.

101. Я легко прихожу в замешательство.

102. У меня бывают достаточно длительные периоды, когда не могу ничего делать, потому что трудно заставить себя взяться за работу.

103. Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь.

104. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

105. Я люблю читать книги, заметки, статьи на темы нравственности и морали.

106. В школе у меня часто были плохие оценки по поведению.

107. Я люблю подшучивать над людьми.

108. Спортивные игры и соревнования доставляют мне большее удоволь­ствие, если я заключаю пари (бьюсь об заклад).

109. Я люблю волнение и напряжение большого скопления людей.

110. Я люблю охоту.

111. Я без страха и смущения вхожу в комнату, где уже собрались и беседуют люди.

112. Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно отстаивать свои права.

113. Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь.

114. Я активно участвую в организации компании, игр и других меропри­ятий.

115. По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.

116. На производстве мне было бы интереснее заниматься делами, связанными с техникой, чем работать с людьми.

117. Мне больше нравится пища, приготовленная из необычных экзоти­ческих продуктов, чем привычное блюдо.

118. Будь я журналистом, мне бы понравилось писать о театре.

119. Меня всегда очень мало привлекали игры с куклами.

120. Думаю, что мне бы понравилась профессия портного по женскому платью.

121. Я все принимаю близко к сердцу.

122. Ожидание действует мне на нервы.

123. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

124. Я все чувствую более остро, чем другие.

125. Думаю, что за мной следят.

126. Большую часть времени я чувствую, что моя голова и нос чем-то заполнены.

127. Временами мне хочется нанести повреждение себе или кому-нибудь из окружающих.

128. Люди безразличны и равнодушны к тому, что может случиться с другими.

129. Плохие, часто даже ужасные слова приходят мне в голову, и я не могу

от них избавиться.

130. Временами мне очень хотелось навсегда уйти из дому.

131. Мое поведение в сильной степени зависит от обычаев окружающих

меня людей.

132. Я предпочитаю действовать импульсивно, под влиянием момента, даже если это приведет к дальнейшим трудностям.

133. Я могу сослаться на болезнь, чтобы избежать чего-нибудь неприятного.

134. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

135. Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение.

136. Я люблю поговорить на сексуальные (любовные) темы.

137. Мне доставляет удовольствие разыгрывать беззлобные шутки.

138. Меня смущают неприличные анекдоты.

139. Если возникнет необходимость, я сумею организовать и повести за собой товарищей.

140. Для отдыха я предпочитаю чтение или другие интеллектуальные занятия активным, подвижным играм и развлечениям.

141. В компании я чувствую себя несколько неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы.

142. Если люди в магазине или на улице наблюдают за мной, мне становится несколько не по себе.

143. Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, поэтому я не включаюсь в беседу с такой готовностью, как другие.

144. Мне разонравилось бывать в среде людей.

145. Если планируется коллективное мероприятие или поездка, я всегда рад присоединиться к компании.

146. Я мог бы быть счастлив, живя один в избушке среди гор и лесов.

147. По телевизору я охотнее посмотрю передачу о новых изобретениях, чем концерт.

148. Иногда я бываю неуступчив и упрям просто из принципа, а не потому, что это для меня важно.

149. Я бы хотел быть певцом.

150. Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения.

151. Я впечатлительнее большинства людей.

152. Я легко теряю терпение в общении с людьми.

153. Иногда какой-нибудь пустяк овладевает моими мыслями и беспокоит несколько дней.

154. Критика и замечания в мой адрес меня мало задевают.

155. Иногда мне кажется, что я нахожусь на грани нервного срыва.

156. Часто мои поступки неправильно понимаются окружающими.

157. Я считаю, что многие способны пойти на нечестный поступок ради получения выгоды.

158. Меня крайне редко наказывали без причины.

159. Против меня что-то замышляется.

160. Привычки некоторых членов моей семьи меня очень раздражают.

161. У меня редко бывают приступы плохого настроения.

162. Бывает, я отказываюсь от начатого дела потому, что не верю в свои силы.

163. В моей семье есть нервные люди.

164. Меня раздражает, когда женщина курит.

165. Я считаю, что соблюдение закона является обязательным.

166. Почти всегда я испытываю потребность в острых ощущениях.

167. В разговорах с представителями противоположного пола я избегаю любых щекотливых тем, которые могут вызвать смущение.

168. Я люблю играть в карты, домино и другие игры на деньги.

169. Будь я журналистом, мне бы понравилось писать о спорте.

170. Иногда я заставляю своих друзей пойти куда-нибудь, хотя они говорят, что им хотелось бы остаться дома.

171. Я верю в чудеса.

172. Если необходимо выступить или высказать свое мнение, то присутствие большого числа людей меня мало смущает.

173. Я легко прихожу в замешательство.

174. Мне было легко и интересно отвечать на вопросы.

16-ти факторный личностный опросник кеттелла1

Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публика­ции тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятнос­тную связь между отдельными чертами личности.

Структура факторов опросника у каждого отдельного чело­века отражает вероятностную модель индивидуально-психоло­гических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной лично­сти и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

К 1970 году тест имеет 6 перечисленных ниже параллельных форм. Каждая из основных форм определяет одни и те же шест­надцать личностных характеристик.

Как пишет Кеттелл, для исследователя при более точной ин­дивидуальной работе предлагаются формы А и В; формы С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ог­раничено и существует необходимость работы с группой.

Исследование в группе позволяет, во-первых, применять дан­ную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при приме­нении групповых тестовых методик субъективный фактор иссле­дования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.

В настоящем описании методики Кеттелла речь идет о форме С, точнее о ее адаптированном варианте. Адаптация этой формы проводилась с 1972 года в исследовательской группе Э. С. Чугу-новой на кафедре социальной психологии ЛГУ под руководством И. М. Палея сотрудниками А. Н. Капустиной, Л. В. Мургулец и Н. Г. Чумаковой.

1 Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55-81, 96-97.

Формы теста Кеттелла

Форма   Количество вопросов   Применение   Среднее время, мин.   Год издания  
А В     Высокое образование, совершеннолетие      
С D     Нормальное образование, начиная со среднего, совершен­нолетие   30-40 30-40   1956-1957  
Е F     Группы с невысоким уров­нем образования, совершен­нолетие   30-40 30-40    

Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа. В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записыва­ется сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характе­ристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик лично­сти от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1-3 и 8-10 (учитывая биполярность каждого фактора).

Для данного описания форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, облада ет рядом преимуществ.

Во-первых, она проводится за более короткое время (30 40 мин), что делает ее удобной для группового эксперимента. Во вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщен­но, например, один из вопросов, направленный на определение' характеристики «покорности - доминирования» (фактор Е), в;

форме А звучит следующим образом: «В своей жизни я почти всегда достигаю поставленных целей:

a) верно;

b) не уверен;

c) неверно».'

В форме С вопрос сформулирован так: «Если бы я вел маши ну по дороге, где много других автомашин, я предпочел бы:

a) пропустить вперед большинство машин;

b) не знаю;

c) обогнать все идущие впереди машины».

Как видно из сравнений этих вопросов, в форме А вопрось поставлены более прямолинейно, и испытуемый может дати «предполагаемый желательный ответ». К тому же в форме А воп росы на определение фактора идут по два подряд (с временньй и смысловым интервалом в 22 вопроса). Всего на фактор прихо дится 13 вопросов. В форме С на каждый фактор отведено по шесть вопросов с интервалом в 17 пунктов.

Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким об разом, чтобы придать методике вид промежуточной между са­мооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых.

В-третьих, преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности.

В-четвертых, адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, о чем будет сказано ниже, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее обра­зование.

В-пятых, исследователь может работать с так называемыми сырыми оценками.

Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов. В результате обработки полученных ответов извлекаются оцен­ки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора са­мооценки, который дает информацию об ее адекватности.

Большинство изучаемых личностных характеристик раскры­ваются, по мнению автора методики, при ответе на 6 соответ­ствующих вопросов; 7 вопросов предлагаются для фактора MD («адекватность самооценки»), 8 вопросов - для фактора В («ин­теллект»). Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в ко­тором учитывается соотношение между оценками по факторам, можно построить индивидуальные графики личности, которые часто носят название «профиль личности».

Интерпретация 16-ти первичных факторов абсолютно иден­тична для всех форм методики Кеттелла.

Личностный опросник

Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагае­мых ответов - тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взгля­дам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответ­ствующей клеточке на бланке для ответов ставьте крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя - ответу «б», а клеточка справа - ответу «с»).

Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора. Отвечая на воп­росы, все время помните:

1. Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову.

Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить себе «среднюю», наи­более частую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком мед­ленно.

2. Старайтесь не прибегать к промежуточным, неопределенным ответам (типа «не знаю», «нечто среднее» и т. п.) слишком часто.

3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.

Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформули­рованными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут рассматривать­ся: нас интересуют только обобщенные показатели.

В самом вопроснике ничего не пишите и не подчеркивайте!

4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя и очень поможете нам в нашей работе. Заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.

Напишите свою фамилию и другие данные о себе в верхней части бланка для ответов.

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

а) да

б) трудно сказать

с) нет

2. Я вполне мог бы жить один, вдали от людей.

а) да

б) иногда

с) нет

3. Если предположить, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом

б) святым

с) тучей

4. Когда я ложусь спать, то:

а) быстро засыпаю

б) когда как

с) засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомашин, я пред­почел бы:

а) пропустить вперед

б) не знаю

с) обогнать идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю возможность другим шутить и рассказывать всякие истории.

а) да

б) иногда

с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем окружающем не было беспорядка.

а) верно

б) трудно сказать

с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

а) да

б) иногда

с) нет

9. Мне больше нравятся:

а) фигурное катание

б) затрудняюсь сказать

с) борьба и регби и балет

10. Меня забавляет несоответствие между тем, что люди делают, и тем, что они потом рассказывают об этом.

а) да

б) иногда

с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробнос­тями.

а) всегда

б) иногда

с) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь.

а) верно

б) не знаю

с) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

а) верно

б) не знаю

с) неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении ка­кой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

а) верно

б) не знаю

с) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятель­но, без чьей-либо помощи.

а) верно

б) иногда

с) нет

16. Думаю, что я - менее чувствительный и менее возбудимый, чем боль­шинство людей.

а) верно

б) затрудняюсь ответить

с) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать реше­ния.

а) верно

б) когда как

с) неверно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздраже­ния по отношению к моим родителям.

а) да

б) не знаю

с) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) своим хорошим

б) не знаю

с) в своем дневнике друзьям

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный», - это:

а) небрежный

б) тщательный

с) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

а) да

б) трудно сказать

с) нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

б) затрудняюсь ответить

с) создают неудобства, когда опаздывают на условленную встречу со мной

23. Мне очень нравится приглашать к себе гостей и развлекать их.

а) верно

б) не знаю

с) неверно

24. Я думаю, что:

а) можно не все делать одинаково тщательно

б) затрудняюсь сказать

с) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись

25. Мне обычно приходится преодолевать смущение.

а) да

б) иногда

с) нет

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной

б) делают то и другое

с) дают мне советы поровну

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочту сде­лать вид, что не заметил этого, чем разоблачу его.

а) да

б) иногда

с) нет

28. Я предпочитаю друзей:

а) интересы которых имеют деловой и практический характер

б) не знаю

с) которые отличаются философским взглядом на жизнь

29. Не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, про­тивоположные тем, в которые я твердо верю.

а) верно

б) затрудняюсь сказать

с) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

а) да

б) не знаю

с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел делать и то и другое, я бы предпочел:

а) играть в шахматы

б) затрудняюсь сказать

с) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

а) да

б) не знаю

с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

а) да

б) затрудняюсь сказать

с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необхо­димо.

а) да

б) иногда

с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав.

а) да

б) иногда

с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном про­изводстве

б) трудно сказать

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) кошка

б) близко

с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня

б) нечто среднее

с) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) жил бы, не стесняя себя ни в чем

б) не знаю

с) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа

б) не знаю

с) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем сейчас, соблюдать нравственные нормы.

а) да

в) иногда

с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один

в) трудно сказать

с) живым и подвижным и меня нельзя было ос­тавить одного

43. Я предпочел бы работать с приборами.

а) да

в) не знаю

с) нет

44. Думаю, что большинство свидетелей на суде говорят правду, даже если это нелегко для них.

а) да

в) трудно сказать

с) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

а) верно

в) затрудняюсь ответить

с) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как большинство людей.

а) верно

в) не знаю

с) неверно

47. Я никогда не чувствовал себя таким несчастным, чтобы хотелось плакать.

а) верно

в) не знаю

с) неверно

48. Мне больше нравится:

а) марш в исполнении духового оркестра

в) не знаю

с) фортепианная музыка

49. Я предпочел бы провести отпуск:

а) в деревне с одним или двумя друзьями

в) затрудняюсь сказать

с) возглавляя группу в туристском лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишни

в) трудно сказать

с) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) верно

в) не знаю

с) неверно

52. Удавшиеся дела кажутся мне легкими.

а) всегда

в) иногда

с) редко

53. Я предпочел бы работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) затрудняюсь ответить

с) в одиночестве, например архитектором, который разрабатывает свой проект

54. Дом относится к комнате, как дерево:

а) к лесу

в) к растению

с) к листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко

в) время от времени

с) часто

56. В большинстве дел я предпочитаю:

а) рискнуть

в) когда как

с) действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

а) скорее всего, это так

в) не знаю

с) думаю, что это не так

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, даже если он ненадежен и непостоянен

в) трудно сказать

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди

в) не знаю

с) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большое впечатление производят:

а) мастерство и изящество

в) трудно сказать

с) сила и мощь

61. Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству.

а) да

в) не знаю

с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утончен­ными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) да

в) не знаю

с) нет

63. Я предпочитаю:

а) сам решать вопросы касающиеся меня лично

в) затрудняюсь ответить

с) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает на мои слова, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.

а) верно

в) не знаю

с) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний

а) на уроках

в) не знаю

с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) верно

в) иногда

с) неверно

67. Если очень трудный вопрос требует от меня больших усилий, то я:

а) начну заниматься другим вопросом

в) затрудняюсь сказать

с) еще раз попытаюсь решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., - казалось бы, без определенных причин.

а) да

в) иногда

с) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) верно

в) не знаю

с) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встре­чу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) да

в) иногда

с) нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3,6,5, ... – это:

а) 10

в)5

с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и голо­вокружения без определенной причины.

а) да

в) очень редко

с) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить офи­цианту или официантке лишнее беспокойство.

а) да

в) иногда

с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) верно

в) трудно сказать

с) неверно

75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интересной деловой беседе

в) затрудняюсь ответить

с) отдыхать вместе со всеми

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, кто меня слушает:

а) да

в) иногда

с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я хотел бы встретиться с:

а) Ньютоном

в) не знаю

с) Шекспиром

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) да

в) иногда

с) нет

79. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины

в) не знаю

с) быть кассиром

80. Если люди плохо думают обо мне, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) да

в) трудно сказать

с) нет

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»

в) не знаю

с) начинаю думать о том, какой неверный поступок я совершил

82. Многие неприятности происходят из-за людей:

а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов

в) не знаю

с) которые отвергают новые, многообещающие предложения

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

а) да

в) иногда

с) неверно

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) верно

в) иногда

с) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражителен, чем большинство людей.

а) верно

в) не знаю

с) неверно

86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.

а) верно

в) иногда

с) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) часто

в) иногда

с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отме­ренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают

в) идут правильно

с) спешат

89. Мне бывает скучно:

а) часто

в) иногда

с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится все делать своим оригинальным спо­собом.

а) верно

в) иногда

с) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.

а) да

в) иногда

с) нет

92. Дома в свободное время я:

а) отдыхаю от всех дел

в) затрудняюсь ответить

с) занимаюсь интересными делами

93. Я осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с незна­комыми людьми.

а) да

в) иногда

с) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно так же точно выра­зить прозой.

а) да

в) затрудняюсь ответить

с) нет

95. Мне кажется, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отноше­ниях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.

а) да

в) иногда

с) нет

96. Мне кажется, что самые драматические события уже через год не ос­тавят в моей душе никаких следов.

а) да

в) не знаю

с) нет

97. Я думаю, что интереснее:

а) работать с растениями

в) не знаю

с) быть страховым агентом

98. Я подвержен суевериям и беспричинному страху по отношению к не­которым вещам, например, к определенным животным, местам, датам и т.д.

а) да

в) иногда

с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

а) да

в) трудно сказать

с) нет

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера

в) не знаю

с) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические и нелепые сны.

а) да

в) иногда

с) нет

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тре­вогу и страх.

а) да

в) иногда

с) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

а) да

в) иногда

с) нет

104. Какое слово не относится к двум другим?

а) думать

в) видеть

с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) двоюродным братом

в) племянником

с) дядей

Наши рекомендации