Валидность и надежность психодиагностического теста 1 страница

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Серия «Учебник нового века»

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А. Зайцев

Заместитель заведующего редакцией Н. Мигаловская

Редактор С.Комаров

Художник обложки В. Королева

Подготовка иллюстраций Т. Крутихина, В. Кучукбаев

Корректоры Н. Баталова, Н. Викторова

Оригинал-макет подготовила Ж. Григорьева

ББК.88.3я7 УДК 159.9(075)

Маклаков А. Г.

М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)

ISBN 5-272-00062-5

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учеб­ному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагоги­ческой науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные про­цессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные осо­бенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

© Маклаков А. Г., 1999

© Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельца авторских прав.

ISBN 5-272-00062-5

Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ЛР № 066333 от 23.02 99

Налоговая льгота – общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 том 2;

953000 – книги и брошюры

Подписано в печать 08.06.00. Формат 70х 1001/16. Усл. п. л. 47,73. Тираж 5000 экз. Заказ № 970.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства РФ по делам печати,

телерадиовещани, и средств массовых коммуникаций 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I Введение в общую психологию............................................................................................................. 5

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы....................................................................................... 5

1.1. Методологические основы изучения человека................................................................................... 6

1.2. Науки о человеке и человечестве.......................................................................................................... 9

1.3. Психология как наука.......................................................................................................................... 13

1.4.Основные методы психологических исследований.......................................................................... 16

Глава 2. Психология в структуре современных наук.................................................................................. 25

2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании................................. 25

2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения......................................................................... 30

2.3. Бихевиоризм как наука о поведении.................................................................................................. 32

2.4. Становление отечественной психологии.......................................................................................... 35

2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук................................................................................. 38

2.6. Основные отрасли психологии........................................................................................................... 42

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции................................................................................................. 47

3.1. Понятие о психике................................................................................................................................ 48

3.2. Развитие психики животных............................................................................................................... 52

Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека............................................................................ 61

4.1. Понятие о сознании.............................................................................................................................. 61

4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека.................................................. 66

4.3. Развитие психики человека................................................................................................................. 68

4.4. Физиологические основы психики человека*.................................................................................. 73

Глава 5. Психологическая теория деятельности.......................................................................................... 86

5.1. Общая психологическая характеристика деятельности................................................................... 86

5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности................................................................................................................................................. 88

5.3. Теория деятельности и предмет психологии..................................................................................... 92

5.4. Физиология движений и физиология активности............................................................................ 95

Глава 6. Неосознаваемые психические процессы..................................................................................... 105

6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов.............................. 105

6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий................................................................... 110

6.3. «Надсознательные» процессы........................................................................................................... 112

Часть 2 Психические процессы....................................................................................................................... 115

Глава 7. Ощущение....................................................................................................................................... 115

7.1. Общее понятие об ощущении............................................................................................................ 115

7.2. Виды ощущений................................................................................................................................. 119

7.3. Основные свойства и характеристики ощущений.......................................................................... 121

7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений....................................................................... 127

7.5. Развитие ощущений............................................................................................................................ 129

7.6. Характеристика основных видов ощущений.................................................................................. 130

Глава 8. Восприятие...................................................................................................................................... 141

8.1. Общая характеристика восприятия................................................................................................... 141

8.2. Физиологические основы восприятия............................................................................................. 143

8.3. Основные свойства и виды восприятия........................................................................................... 146

8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей................................................ 150

8.5. Предмет и фон в восприятии............................................................................................................. 152

8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии............................................................................ 154

8.7. Восприятие пространства.................................................................................................................. 157

8.8. Восприятие движения и времени..................................................................................................... 162

Глава 9. Представление................................................................................................................................ 166

9.1. Определение представления и его основные характеристики...................................................... 166

9.2. Виды представлений.......................................................................................................................... 168

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие...................................................... 172

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы................................................................ 173

Глава 10. Память............................................................................................................................................ 174

10.1. Определение и общая характеристика памяти.............................................................................. 175

10.2.Основные виды памяти..................................................................................................................... 180

10.3. Основные процессы и механизмы памяти..................................................................................... 185

10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие................................................................... 195

Глава 11. Воображение................................................................................................................................. 199

11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности......................... 200

11.2. Виды воображения........................................................................................................................... 201

11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы............................................. 204

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие...................................................... 206

11.5. Воображение и творчество.............................................................................................................. 207

Глава 12. Мышление..................................................................................................................................... 209

12.1. Природа и основные виды мышления........................................................................................... 209

12.2. Основные формы мышления........................................................................................................... 213

12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления............................. 217

12.4. Основные виды умственных операций......................................................................................... 222

12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.............................................. 225

12.6. Развитие мышления.......................................................................................................................... 228

Глава 13. Речь................................................................................................................................................. 233

13.1. Общая характеристика речи............................................................................................................ 233

13.2. Физиологические основы речи....................................................................................................... 236

13.3. Теоретические проблемы возникновения речи............................................................................. 238

13.4. Основные виды речи........................................................................................................................ 241

13.5. Развитие речи у ребенка................................................................................................................... 244

Глава 14. Внимание....................................................................................................................................... 248

14.1. Понятие внимания............................................................................................................................ 248

14.2. Основные виды внимания............................................................................................................... 254

14.3. Основные характеристики свойств внимания.............................................................................. 257

14.4. Развитие внимания........................................................................................................................... 260

Глава 15. Воля................................................................................................................................................ 261

15.1. Общая характеристика волевых действий..................................................................................... 262

15.2. Основные психологические теории воли...................................................................................... 263

15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.............................................. 266

15.4. Структура волевого действия.......................................................................................................... 269

15.5. Волевые качества человека и их развитие..................................................................................... 272

Глава 16. Эмоции.......................................................................................................................................... 275

16.1. Виды эмоций и их общая характеристика..................................................................................... 276

16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций................................................... 281

16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека....................................................................... 287

Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью 292

17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки................................................ 293

17.2. Теория сигналов и психические процессы.................................................................................... 298

17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы.................................. 301

Часть 3 Психические состояния и их регуляция........................................................................................... 306

Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма............................................... 306

18.1. Общее понятие об адаптации человека.......................................................................................... 307

18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма................................................ 310

18.3. Общая характеристика состояний организма и психики............................................................. 314

Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний........................................... 319

19.1. Понятие об эмоциональном стрессе............................................................................................... 319

19.2. Регуляция эмоциональных состояний............................................................................................ 323

Часть 4 Психические свойства личности....................................................................................................... 328

Глава 20. Личность........................................................................................................................................ 328

20.1. Общее понятие о личности.............................................................................................................. 328

20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности............................................................ 330

20.3. Формирование и развитие личности.............................................................................................. 336

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности........................... 342

21.1. Теории личности............................................................................................................................... 342

21.2. Методология экспериментальных исследований личности........................................................ 352

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности.................................................................. 358

22.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.............................................. 358

22.2. Психологические теории мотивации............................................................................................. 362

22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы...................................................... 367

22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности........................................................ 370

Глава 23. Способности.................................................................................................................................. 374

23.1. Общая характеристика способностей человека............................................................................. 375

23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия..................................................... 377

23.3. Природа человеческих способностей............................................................................................. 382

23.4. Развитие способностей..................................................................................................................... 384

Глава 24. Темперамент.................................................................................................................................. 387

24.1. Понятие о темпераменте.................................................................................................................. 387

24.2. Краткий обзор учений о темпераменте.......................................................................................... 388

24.3. Физиологические основы темперамента....................................................................................... 393

24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности...... 394

Глава 25. Характер........................................................................................................................................ 396

25.1. Понятие о характере......................................................................................................................... 397

25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.............................. 398

25.3. Формирование характера................................................................................................................. 405

ОТ АВТОРА

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепри­знанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются резуль­татом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и со­ответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов. Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются от­дельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При соз­дании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебни­ков и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской. Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взяв­шему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор вы­ражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.

Часть I Введение в общую психологию

• Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

• Глава 2. Психология в структуре современных наук

• Глава 3. Понятие о психике и ее эво­люции

• Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека

• Глава 5. Психологическая теория деятельности

• Глава 6. Неосознаваемые психические процессы

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Краткое содержание

Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».

Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования че­ловека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изу­чающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.

Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психо­логические знания. Значение термина «психология». Психология как наука о психике и психи­ческих явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические про­цессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психи­ки. Основные характеристики психических состоянии: длительность, направленность, устойчи­вость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способно­сти, характер.

Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах науч­ного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблю­дение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные типы психологических тестов. История создания тестов. Про­ективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.

1.1. Методологические основы изучения человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представ­ление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Имена

Валидность и надежность психодиагностического теста 1 страница - student2.ru

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968-1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Явля­ется основателем ленинградской психологической школы. Ав­тор фундаментальных работ в области чувственного восприя­тия, психологии общения, педагогической психологии. Предло­жил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изуче­нию человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к иссле­дованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-но­вому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания чело­века характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдель­ных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов иссле­дования человека. Современную науку все больше и больше интересуют пробле­мы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой дея­тельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: инди­вид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя че­ловеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1).

Валидность и надежность психодиагностического теста 1 страница - student2.ru

Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)

Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определен­ному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функ­циональной геометрии больших по­лушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вто­ричные свойства: динамику психофи­зиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темпера­мента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некото­рые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельно­сти и общении. Есть и другие толко­вания этого понятия, но все они схо­дятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социаль­ное существо (рис. 1.2). В рамках дан­ного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способ­ности и характер.

Наши рекомендации