Коррекция агрессивности, гиперактивности дошкольников и младших школьников

Агрессивность

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым

кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма ос­трыми и труднопереносимыми для ребенка именно в силу не­зрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетво­рительным для ребенка решением может оказаться и физи­ческая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у де­тей. Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем силь­нее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх. Во-вторых, эта ими пережитая обида, или душевная травма, или само на­падение. Очень часто страх порождается нарушенными соци-альнцми отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивирова­но потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вер­бальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, тем не менее использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-нибудь. Бывает и так, что брань является сред­ством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуа­циях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани — слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «пропади пропадом»).

Как работать с детьми, проявляющими описанные выше формы агрессивности? Если психолог приходит к выводу, что

агрессия ребенка не носит болезненного характера и не наво­дит на мысль о более тяжелом психическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально прием­лемых формах. Основные пути работы по преодолению детс­кой агрессивности подробно рассматриваются Д. Лешл! (1991). Это не конкретная программа, а та тактика поведенш взрослых, которая в конечном итоге способна привести к ус­транению нежелательных форм поведения ребенка. Важш постоянство и последовательность в реализации выбранной взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первым шагом на этом пути является попытка сдержи­вать порывы ребенка непосредственно перед их проявлени­ем. В отношении физической„агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка окри­ком, отвлечь его игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обяза­тельно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не­приемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок под­вергается суровому осуждению, в то время как его «жертва» окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проигрывает от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый обязатель­но должен кратко, но однозначно выразить свое недоволь-ство.подобным поведением. Очень полезно каждый раз пред­лагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может от­кликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и силь­ный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать». Уборка как наказание за содеянное неэффек­тивна; лейтмотивом доводов взрослого должна быть уверен­ность в том, что «большой» мальчик должен нести ответствен­ность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому по­чти всегда приходится действовать после того, как акт агрес­сии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Может быть, он хочет испытать при­ятное чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает более мягкого способа выражения своих чувств. Иногда взрослые могут превратить оскорбления ребенка в комическую перепалку, что позволит снять напряжение и сде­лать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскор­бляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, как ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессив­ным выпадом ребенка могут его только стимулировать. Ко­нечная цель преодолений агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навы­ка поведения перед благожелательной аудиторией.

Для преодоления и предупреждения агрессивного по­ведения маленьких детей можно использовать коллектив­ные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки.

Гиперактивность

Если описанные выше виды нарушений поведения явля­ются в большей степени результатом погрешностей в воспи­тании и в меньшей — следствием общей возрастной незрело­сти центральной нервной системы, то в основе гипердинами­ческого синдрома лежат микроорганические поражения голов­ного мозга, возникшие в результате осложнений беременнос­ти и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психи-

ческие травмы. Никакая другая детская трудность не вызы­вает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространенная в дошколь­ном возрасте (Гарбузов В. И., 1990).

Основные признаки гипердинамического синдрома — от-влекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за про­исшествия, виновником которого становится. Он легко пере­носит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шум­ный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка — его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любо­пытен, но не любознателен, ибо любознательность предпола­гает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома — 6 — 7 лет. В благоприятных случаях к 14 — 15 годам его острота сгла­живается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможен­ность ребенка необходимо настойчиво и последовательно пре­одолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное — подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребен­ка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и

устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребен­ка довести начатое дело до конца. На первых порах требует­ся настойчивость взрослых, которые порой буквально физи­чески удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с нервых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6 — 7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серь­езными трудностями. О том, как работать с гиперактивными младшими школьниками, будет рассказано в дальнейшем. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непос­лушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и огра­ничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справ­ляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Осо­бенно сокрушительно проявления синдрома начинают скла­дываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судь­бу уже взрослого человека.

Специалисты выделяют следующие клинические проявле­ния синдромов дефицита внимания у детей:

1. Беспокойство движения в кистях рук и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных , заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении за­нятий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слу­шает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.).

14. Способность совершать опасные действия, не задумы­ваясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключе­ний или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в тече­ние, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно разделить на три группы: признаки гипврактивности (синдромы 1, 2, 9, 10), невнимательности и отвлекаемости (синдромы 3, 6 — 8, 12, 13) и импульсивности (синдромы 4, 5,11,14).

Эти основные нарушения поведения сопровождаются се­рьезными вторичными нарушениями, к числу которых преж­де всего относятся слабая успеваемость в школе и затрудне­ния в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость — типичное явление для гиперак­тивных детей. Она обусловлена особенностями их поведе­ния, которое не соответствует возрастной норме и является

серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справиться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполне­ния указаний учителя или угадывания. При этом дети не склон­ны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Нарушение поведения гиперактивных детей влияет не только на школьную успеваемость, но и во многом определя­ют характер их взаимооотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, уста­навливать и поддерживать дружеские отношения. Среди де­тей они являются источником постоянных конфликтов и бы­стро становятся отверженными.

В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравне­ний с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставит­ся в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реа­гируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынуж­денных прибегать к частым, но не результативным наказани­ям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессив­ность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения (Раттер М., 1987 и др.).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В насто­ящее время этиология и патогенез синдромов дефицита вни­мания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

— органические поражения мозга (черепно-мозговая трав­ма, нейроинфекция и пр.);

— перинатальная патология (осложнения во время бере­менности матери, асфиксия новорожденного);

— генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

— особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дис­функция активирующих систем ЦНС);

— пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

— социальные факторы (последовательность и система­тичность воспитательных воздействий и пр.).

Исходя из этого работа с гиперактивными детьми долж­на проводитьсякомплексно, с участием специалистов раз­ных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Какова роль психолога ц, работе с гиперактивными деть­ми? Прежде всего, следует учесть, что важное место в преодо­лении синдрома дефицита внимания принадлежит медикамен­тозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми пси­холог может использовать специально разработанные коррек-ционно-развивающие программы («Психогигиена детей и под­ростков», 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным де­тям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ре­бенка, дать понять, что его поступки не являются умышлен­ными, показать, что без помощи и поддержки взрослых та­кой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Психолог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от спе­циально назначенного лечения, но в значительное мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необ­ходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной

жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пункту­альностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение ука­заний и колебания настроения родителей оказывает на ре­бенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глу­бокое негативное воздействие, чем на здоровых детей» (За-ваденко Н. Н., Успенская Т. Ю., 1994, с.101). Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения пове­дения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и требует от них больших усилий и огромного терпения.

В работе упомянутых выше авторов приведены конкрет­ные рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «по­зитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уве­ренность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требую­щие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребы­вание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним парт­нером. Избегайте беспокойных-, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приво­дит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на све­жем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактив­ность, которая неизбежна, но может удерживаться под разум­ным контролем с помощью перечисленных мер.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справ­ляясь с такими учениками, под разными предлогами настаи­вают на их переводе в другую школу. Однако эта мера про­блем ребенка не решит.

Вместе с тем выполнение некоторых рекомендаций пси­холога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой (Заваденко Н. Н., Успенс­кая Т. Ю., 1994).

Учителям рекомендуется:

— работу с гиперактивным ребенком строить индивиду­ально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

— по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

— во время уроков ограничивать до минимума отвлекаю­щие факторы. Этому может способствовать, в частности, оп­тимальный выбор места за партой для гиперактивного ребен­ка — в. центре класса напротив доски;

— предоставлять ребенку возможность быстро обращать­ся за помощью к учителю в случаях затруднения;

— учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

— научить гиперактивного ученика пользоваться специ­альным дневником или календарем;

— занятия, предлагаемые на уроке, писать на доске;

— на определенный отрезок времени давать только одно задание;

— дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необ­ходимые коррективы;

— во время учебного дня предусмотреть возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Гиперактивные дети — «очень трудные дети, которые ча­сто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (Рат-тер М., 1987, с. 307). В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные про­блемы могут сохраниться ив подростковом возрасте. Поэто­му с первых дней пребывания такого ребенка в школе, психо­логу необходимо наладить совместную работу с его родите­лями и учителями.

Наши рекомендации