Диагностика тревожных состояний у детей

(CMAS)

Предлагаемый вариант «Шкалы явной тревожности» для детей содержит так же, как и оригинал теста, 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявление различных показателей тревожности и 11 — на диагностику тенденций ребенка иска­жать свои ответы в пользу социальной желательности. К каждо­му вопросу шкалы дается два ответа: «верно» или «неверно».

Поскольку методика диагностирует явную, а не маскиру­емую, отчетливо осознаваемую самим школьником тревожно-сть(хотя, конечно, не обязательно им так осознаваемую), то выс­казывания, входящие в шкалу, содержат указания на прояв­ления наиболее очевидных, сильных симптомов тревожности. При этом спецификой детской «Шкалы явной тревожности», в отличие от взрослого варианта — шкалы Дж. Тейлор, — явля­ется то, что все эти симптомы представлены в утвердительных высказываниях, т.е. школьник должен признать у себя их на­личие, ответив «верно». Высказывания, составляющие L-шка-лу, подразумевают как положительные, так и отрицательные ответы.

Методика предъявляется школьникам на индивидуальных бланках (см. Приложение II). С детьми 8 — 9 лет методику следует проводить индивидуально, со школьниками 10 — 12 лет она может проводиться в группах, с соблюдением всех стан­дартных правил группового обследования.

При индивидуальном проведении методики с детьми младШего возраста (8 лет), испытывающими трудности в чтении, может быть использован устный способ предъявле­ния — психолог зачитывает ребенку каждый пункт и фик­сирует ответ школьника. После индивидуального заполне­ния шкалы целесообразно попросить школьника отметить те проявления тревожности, которые наиболее часто у него встречаются, и те, которые в наибольшей степени мешают ему, «мучают» его. Следует отметить, что вопросы о причинах выбора того или иного варианта ответа обычно оказывают­ся малоинформативными.

При групповом проведении необходимо предложить ин­струкцию, которая обычно дается перед проведением коллек­тивных тестов, после чего предложить детям ознакомиться с инструкцией к методике, предъявленной на бланке, и проде­монстрировать пример выполнения, используя образцы, дава­емые на бланке. При групповом тестировании нельзя исполь­зовать вариант чтения психологом высказываний вслух, так как многие из них носят интимный характер, и их чтение мо­жет вызвать в группе нежелательную реакцию.

Примерное время заполнения методики — 15-20 минут.

Применение теста хорошо зарекомендовало себя при ре­шении следующих практических задач:

а) выявление «групп риска» с точки зрения сохранения и профилактики здоровья детей;

б) профилактика «срывов», связанных с экзаменационны­ми, конкурсными, соревновательными и др. условиями, предъяв­ляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;

в) выявление причин школьной дезадаптации;

г) в психогигиенических целях — для определения опти­мального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т.п.;

д) при анализе факторов, связанных с повышенной утом­ляемостью школьника, нарушениями сна и др.;

е) при определении целесообразности посещения ребен­ком группы продленного дня.

Указания к обработке

/. Предварительный этап.

1. Посмотреть бланк и убедиться, что он заполнен правиль­но (нет пропусков и двойных ответов на вопрос, т.е. тех слу­чаев, когда в ответ на вопрос подчеркнуто и «верно» и «не­верно»). В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно за­полнен лишь один пункт (вне зависимости от характера ошиб­ки), шкала может обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше одной, то методику обрабатывать нецеле­сообразно. Следует обратить внимание на детей, которые про-

пускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов шкалы. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, принятия решения, попытках уйти от ответа, т.е. являются показателями тревожности.

2. Отобрать бланки, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или «неверно»). Как уже отмечалось, в дан­ном варианте шкалы симптомы тревожности даны только в утвердительных высказываниях (ответ «верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смещени­ем собственно тревожности и тенденции к стереотипности, которая встречается у младших школьников.

Определенным фактором контроля здесь могут служить ответы на «шкалу лжи», которая предполагает оба варианта ответов. В случае одинаковых ответов на все вопросы, полу­ченный результат оказывается сомнительным. Его следует особенно тщательно проконтролировать с помощью других, независимых методов.

77. Основной этап.

1.Подсчитываются данные по шкале «лжи», или «иска­женного представления о себе».

Ключк шкале -«лжи»

Номера пунктов шкалы
Ответы «верно» Ответы «неверно»
5, 12,21,30,34,36 10,41,47,49,52

Как обычно, высокие баллы по шкале «лжи» (9 и более) делают достоверность ответов сомнительной.

2. Подсчитываются баллы по шкале тревожности — отве­ты «верно» на пункты шкалы: 1, 2,3,4, 6,7,9,11,12,13,14,15,16, 18,19,20,22,23,24,25,26,27,28,29,31,32,33,35,37,38,39,40,42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53 — т.е. пункты, не вошедшие в шкалу «лжи». Полученная сумма баллов представляет собой первич­ную, или «сырую» оценку.

3. Первичная оценка с помощью таблицы 1, в которой пред­ставлены нормативные данные, переводится в шкальную — «стен». Для этого данные испытуемого сопоставляют с нор­мативными данными группы детей соответствующего возрас­та и пола.

4. На основании полученной шкальной оценки («стена») с помощью таблицы 2 делается вывод об уровне тревожности испытуемого.

Приложение I Тревожность.

Перевод «сырых» баллов в «стены»

Половозрастные группы (результаты в баллах)
Стены 8—9 лет 10—11 лет 12 лет
девочки мальчи­ки девочки мальчи­ки девочки мальчи­ки
0-1 0-3 0-2 0-5 0-6
1-3 2-4 4-7 3-6 7-9 6-8
4-7 5-7 8-10 7-9 10-13 6-8
8-11 8-11 11-14 10-13 14-16 12-14
12-15 12-14 15-18 14-16 17-20 15-17
16-19 15-17 19-21 17-20 21-23 18-20
20-22 18-20 22-25 21-23 24-27 21-22
23-26 21-23 26-28 24-27 28-30 23-25
27-30 24-26 29-32 28-30 31-33 26-28
31 и более 27 и более ЗЗи более 31 и более 34 и более 29 и более

Наши рекомендации