Игры для тревожных детей

Упражнения на релаксацию и дыхание

“Дрока”

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

“Воздушный шарик”

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.

“Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

“Подарок под елкой”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

“Дудочка”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

“Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”

Этюды на расслабление мышц. Приведенные ниже этюды рекомендованы

М.И. Чистяковой в книге “Психогимнастика” и наверное знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных, гиперактивных. Все упражнения даны в модификации.

“Штанга” Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

“Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

“А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

“Сосулька”

Цель: расслабить мышцы рук.

“Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”

“Шалтай-Болтай” Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

“Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай - Сидел на стене.

Шалтай-Болтай - Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.

“Винт”

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

“Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!” Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка”.

“Насос и мяч”

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

“Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.

Приложение №9

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГАМ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Индивидуальная карта
Медико-психолого-педагогического изучения личности ребенка СДВГ.

1. Ф.И.О. ребенка

2. Дата рождения

3. Домашний адрес, телефон

4. Ф.И.О. матери, год рождения, образование, место работы, должность

5. Ф.И.О. отца, год рождения, образование, место работы, должность

6. Жилищно-бытовые условия семьи

7. Материальные условия

8. Возраст матери при рождении ребенка

9. Состав семьи: полная, нет отца, нет матери, новая семья (подчеркнуть)

10. Профессиональные вредности у отца - нет - есть, какие у матери - нет - есть - какие

11. Вредные привычки у родителей - нет - есть:

· курение матери во время беременности: нет, да (кол-во сигарет в день)

· курение матери после рождения ребенка: нет, да (кол-во сигарет в день)

· употребление алкоголя матерью (до рождения ребенка): да, нет

· употребление алкоголя отцом (до рождения ребенка) нет, периодически, регулярно (подчеркнуть)

12. Порядковый номер беременности

13. Исходы предыдущих беременностей: рождение здорового ребенка, медицинский аборт, выкидыши, др. (подчеркнуть или дописать)

14. Гинекологические заболевания матери: есть, нет (какие)

15. Хронические заболевания матери: есть, нет (какие)

16. Хронические заболевания отца: есть, нет (какие)

17. Течение первой половины беременности: нормальное, тошнота, рвота, повышение давления, анемия, угроза прерывания беременности, острое заболевание, обострение хронического заболевания, прием лекарств (перечислить)

18. Течение второй половины беременности: нормальное, отеки, бели в моче, повышение артериального давления, нефропатия, анемия, угроза прерывания беременности, госпитализация с целью сохранения беременности, острая вирусная инфекция, обострение хронического заболевания, прием лекарств, оперативное вмешательство под наркозом, нарастание титра антирезусных антител (подчеркнуть)

19. Желанная ли беременность со стороны отца, матери, родственников, проживающих совместно

20. Настоящие роды: в срок, преждевременные, запоздалые (на каком сроке)

21. Течение родов: нормальное, ранее излитие околоплодных вод, быстрое, слабость родовой деятельности, стимуляция, применение вакуумэкстракции, акушерских щипцов или других пособий; кесерево сечение, кровотечение в родах

22. Ребенок закричал сразу, после дополнительных мероприятий:

масса тела__________________гр; длина ____________ см ; окруж. головы _____см

23. Кормить принесли на (какие)____________сутки

24. Выписали из роддома на (какие) ________ сутки

25. Болел ли ребенок в течение 1-го месяца? Нет, Да (какие заболевания)

26. Были ли отклонения в режиме развития? Да, Нет

27. В каком возрасте начал:

· держать головку

· переворачиваться со спины на живот

· с живота на спину

· сидеть

· ползать

· ходить

· произносить первые слова

· фразы

1. Сон ребенка до 1 года: спокойный, беспокойный

2. Часто ли срыгивал до 1 года? Да, Нет

3. Была ли рвота? Да, Нет

28. Были ли у ребенка судороги? Да, Нет
- если были, то при высокой t? Да, Нет
29. Наблюдалось ли у ребенка в грудном возрасте дрожание ручек или подбородка?

Да, Нет

30. Перечислить травмы головы, если они были
31. Вялый или активный ваш ребенок?
32. Любит ли играть с детьми? Да, Нет

· с игрушками? Да, Нет

· разбрасывал, ломал или играл? Да, Нет

· игры подвижные Да, Нет

33. Были ли у ребенка проявления непослушания? Да, Нет

· топал ногами

· кричал

· падал на пол

· добивался своего любым способом

34. Замечаете ли вы у ребенка неловкость движений рук, ног, правой, левой?
В чем она заключается?
35. Правильная ли речь у Вашего ребенка (чистая, не выговаривает звук, звуки, картавит, заикается и др.)
36. Часто ли болеет простудными заболеваниями? Нет, Да
Часто ли болел до 3-х лет? Сколько раз в году?
37. Ваш ребенок правша или левша? Приходилось ли переучивать его на другую руку? Да, Нет
38. Есть ли среди близких родственников левши? Да, Нет (укажите кто)
39. Видите ли Вы какие-нибудь отклонения в психическом развитии ребенка (хороши ли у него память, речь, настроение) Да, Нет (укажите, что конкретно)
40. Были ли у Ваших близких родственников (тети, дяди, братья, сестры, бабушки, дедушки и т.д.) отклонения. Двигательная неловкость, неуклюжесть, способность рисовать. Речь плавная, быстроговорение, заикание, неправильное произношение, малословие, медленно соображает, плохая память на прочитанное, увиденное. Как учились? Одаренность. Особенности характера: спокойный, взрывчатый, агрессивный, странный.
Особенности воспитания в семье
41. Стиль взаимоотношений в семье

· к кому из родителей ребенок привязан больше?

· формы поощрения действий ребенка

· совместная деятельность родителей и ребенка

· формы наказания ребенка и возраст, с которого применяли:

- угол
- ремень
- лишение прогулок, сладостей, любимой игрушки
- др. 42. Характеристики черт личности ребенка. Подчеркните наиболее выраженные, если равноценно, поставьте “Х”, если очень выражено “=”
а) активный, энергичный, а) подавленный, пассивный
быстрый медлительный
б) упорный, уверенный б) мягкий, уступчивый,
в своих силах неуверенный
в) терпеливый, выдержанный, в) нетерпеливый, невыдержанный,
владеющий собой, спокойный беспокойный
г) сосредоточенный, целеустремленный г) несосредоточенный, рассеянный
д) старательный д) неряшливый
е) настойчивый, усидчивый е) переменчивый, неусидчивый
ж) добросовестный ж) легкомысленный
з) храбрый, отважный, стойкий з) боязливый, тревожный, нытик
и) разговорчивый, непосредственный и) молчаливый, скованный
к) дружелюбный к) агрессивный, злой
л) не испытывающий страха л) страх_______________
м) др. черты
Информация о развитии ребенка в дошкольном возрасте:
43. В каком возрасте пошел в детский коллектив
44. Как привыкал:

· быстро, трудно

· реакция на разлуку с родителями

· был замкнут, плаксив, чрезмерно подвижен, агрессивен

· любимые занятия, игры

· отношения со сверстниками, взрослыми

Иформация о развитии ребенка в младшем школьном возрасте:

45. Пошел в школу:

· с желанием

· без желания (по какой причине не хотел идти в школу)

· тип учебного заведения

· смена школы, класса

· успеваемость по предметам

· участие в общественной жизни школы (кружки, секции)

· особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

46. Что Вы хотели бы дополнительно сказать о своем ребенке?

47. Причина, по которой родители обратились за консультацией к психологу

48. Что хотели бы получить от консультации

Дата проведения консультации “____” _________200_ г.
Ф.И.О. психолога ________________________________
Информация о проделанной работе, рекомендации________________________________
___________
___________
___________
Подпись психолога _______________________

Список используемой литературы

  1. Максимова А. «Гиперактивность и дефицит внимания у детей – Ростовн/Д.: Феникс, 2006.
  2. Стротюк А. Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам». – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии». – СПб.: Речь, 2004.
  4. Заваденко Н.Н. «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания». – М., 2000.
  5. Шевченко Ю.С. «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом». – М., 1997
  6. Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  7. Акопов Г.В. и др. «Эмоциональная саморегуляция» - Самара.: СамИКП, 2002.
  8. Материалы Интернет-сайтов: www.logoburg.com и www.adalin.mospsy.ru

Наши рекомендации