Психологические портреты высоко-тревожных детей

Обработав результаты методик, предложенных для выявления у детей высокого уровня тревожности, а также на основании бесед и наблюдения за детьми, мы попытались составить краткие индивидуальные характеристики на детей, которые вошли в данную группу.

Сережа Ч. – среднего роста, физически развит, спокоен, медлителен, обычно не доставляет взрослым хлопот. Не проявляет инициативы в общении, часто не уверен в себе. Самооценка занижена.

Авторитарная родительская позиция указывает на недостаточность близких эмоциональных отношений между родителями и ребенком.

Оля П. – среднего роста, физически развита. Вне занятий Оля «живой», общительный ребенок, на занятиях – зажата и напряжена. На вопросы отвечает неуверенно, очень тихо, у Оли занижена самооценка. При общении девочка настораживается, замыкается.

При анкетировании родителей выяснилось, что они нередко ставят перед девочкой непосильные задачи, требуя их выполнения. При неудачах девочки, дают отрицательную оценку.

Вова Г. – высокого роста, физически развит, эмоционально неустойчив, склонен к слезам и капризам. Неуверенность в себе проявляется в трудностях, включении в деятельность. Мальчик малообщителен, любит играть в игры один.

Анализируя взаимоотношения с родителями выяснилось, что мальчика воспитывает одна мама. Высокая нагрузка на работе сказывается на ее эмоциональной возбудимости или и неустойчивости настроения, главным образом в сторону снижения. Все эти отрицательные эмоции сказываются на мальчике.

Коля М. – среднего роста, физически развит, медлителен, нетороплив, все делает медлительно, обстоятельно, не уверен в себе, долго не приступает к задаче, боясь, что недопонял условие. Для мальчика очень важны положительная оценка, одобрение. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое. Самооценка занижена.

Первичным звеном семейных повреждений является бабушка, которая в большей степени занимается воспитанием ребенка, обладающая авторитарными чертами личности (авторитарность, властность, излишняя категоричность суждений и т.п.).

Даша Е. – высокого роста, физически развита. По характеру девочка замкнутая, малообщительна. При общении теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим голосом. Взгляд отсутствующий, выражение лица часто испуганное. Даша предпочтение отдает индивидуальным играм, а особенно рисованию. Характерной особенностью тревожности у ребенка является то, что она «грызет» ногти.

Внутренним отношениям данной семьи характерен эмоционально-депримированный фон психологического климата. В ней нет столь необходимых для эмоционально чувствительных детей жизнерадостности и оптимизма, легкости и конструктивности в решении возникающих семейных вопросов.

Катя М. – невысокого роста, физически развита. Спокойная, малообщительная девочка. Часто пугается, редко улыбается, всегда серьезна и озабочена, недоверчива к себе, испытывает чувство неполноценности, неуверенности.

Тревожность девочки выражена следствием симбиотических отношений ребенка с матерью (неполная семья). Мать всегда пытается оградить ее от трудностей и неприятностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется.

Выводы

Подводя итог данного этапа работы, мы можем сделать следующие выводы:

1. Используя методики, описанные в параграфе 2.1, мы выявили 6 детей из 30, имеющих высокий уровень тревожности;

2. Среди причин тревожности на первом плане – неправильное воспитание и неблагополучные отношения ребенка с родителями;

3. Учитывая то, что повышенная тревога отрицательно влияет на психо-эмоциональное благополучие ребенка и на личность в целом, следует сказать о необходимости создания и апробирования программы психо-коррекционной работы с детьми.

Наши рекомендации