Соматизация тревожных состояний

При нервно-психических заболеваниях нередко встречаются тре­вожные состояния разной степени выраженности (40%). Эти состоя­ния характеризуются ожиданием воображаемой опасности, неуверен­ностью, беспокойством, сильным волнением, отрицательным отноше­нием к ситуации, к деятельности. Поведение таких больных становится неадекватным, внимание резко нарушается, расстраиваются память и критика, замедляется или ускоряется процесс мышления, страдают выдержка и самоконтроль.

Наряду с симптомами психического уровня появляются разнооб­разные психомоторные нарушения, вегетативные реакции в форме тремора, гипергидроза, бледности или гиперемии, мышечных подер­гиваний (Попов X., 1986). По W. Poeldinger(1970), любой синдром стра­ха складывается из трех групп симптомов: психопатологических, пси­хомоторных и вегетативных.

Тревога из-за почти постоянного сочетания с соматическими про­явлениями часто оказывается причиной обращения к терапевту или педиатру. Особенно это касается больных с паническими расстрой­ствами, частота которых в популяции достигает 2—5% (Herman J. В. et al., 1988). Обычно пациенты при этом жалуются на интенсивный страх, боли или дискомфорт в груди, сердцебиения, тахикардию, дис­пепсию, головную боль, головокружения, расстройство ритма дыха­ния, обмороки, потливость, ощущения жара или холода, парестезии. У них могут наблюдаться страх смерти (чаще всего от сердечного заболевания), явления деперсонализации, боязнь замкнутого про­странства.

Детский страх всегда связан с соматическими симптомами, он воз­никает одновременно с ними и обусловливает такое состояние, в кото­ром ребенок воспринимает конкретную ситуацию как непосредствен­ную угрозу для своего существования (Abegg W., 1977). При этом у детей, страдающих врожденной или приобретенной нервностью, повышена готовность к переживанию страхов, а сам страх более интенсивен и сопровождается вегетативными и соматическими расстройствами. Повторные переживания страхов могут привести к нарушению обще­го состояния, особенно к расстройствам сна и аппетита. Если страх приобретает болезненный характер, то нарушается целостность жиз­недеятельности организма и расстраивается поведение ребенка. В пре-пубертатном возрасте страх часто является ядром многих невротичес­ких состояний и при этом охватывает ограниченную область либо пси­хических переживаний, либо висцеро-вегетативных функций. Легкость возникновения нейровегетативных проявлений у детей связана с быс­трой и легкой иррадиацией нервных процессов из высших сфер в вис­церальные области — особенность, которая с возрастом ослабевает, сохраняясь лишь у истерических личностей (ХристозовХ., 1980). Н. Е. Alessi, J. Maqen (1988) из 136 госпитализированных в психиатричес­кую клинику детей у 5,15% обнаружили панические расстройства. У них наблюдались тревога отрыва от близких, страх смерти, депрессия, аг­рессия, нарушение внимания, оппозиционные расстройства, дисти-мия. Среди соматических расстройств отмечались: тремор, диспноэ, удушье, сердцебиения, головокружения, боль и неприятные ощуще­ния в грудной клетке, обмороки, парестезии.

Наибольшее количество соматических жалоб обнаруживается у де­тей с соматизированным заболеванием, психозом и тревогой отделе­ния от близких. С тревогой отделения достоверно связаны боль в животе и сердцебиения. При этом у девочек отмечали больше соматических симптомов, чем у мальчиков (Livingston R. et al., 1988). По сравнению с депрессивными детьми, дети с тревогой склонны к преувеличению сво­их симптомов (Stavrakaki et al., 1987).

У детей также выделяют тревожные расстройства, существенной чертой которых является необычная обеспокоенность не только в си­туациях, идентифицируемых с недавними переживаниями, но и при более широком круге обстоятельств. Дети с этими расстройствами бес­покоятся о своем будущем и озабочены своим прошлым поведением. Они также жалуются на физические расстройства: обмороки, расстрой­ства ритма дыхания (удушье), головные боли, неуверенность и легкое возникновение душевного беспокойства. Имеющаяся у них тревога упорно сохраняется продолжительное время и препятствует появлению душевного успокоения. Эти расстройства чаще наблюдаются у маль­чиков, чем у девочек (Francis G., Ollendick Т. Н., 1987).

При неврозе страха и других невротических расстройствах с пере­живанием тревоги, вне зависимости от содержания переживаний (бо­язнь смерти, утраты родителей, страха транспортных средств или животных и т. д.) имеют место соматические проявления: анорексия, тошнота, боли в животе, понос, рвота, головная боль, учащение моче­испускания, потливость, затрудненное дыхание, сердцебиения, непри­ятные ощущения в области сердца (Barker Ph., 1973).

Старшие дети и подростки, фиксируясь на своих переживаниях, часто жалуются на ощущения остановки сердца, удушья, затруднен­ное глотание, утверждают, что они тяжело больны, опасаются близкой смерти, требуют внимания к своему здоровью, просят немедленно по­казать их врачу (Ковалев В. В., 1979). Охваченность страхом или убеж­денность в своем соматическом заболевании так обычны при тревож­ных состояниях, что заставляют предположить ипохондрию их суще­ственной чертой.

Возникновение соматизации при тревожных расстройствах объяс­няется такими облегчающими факторами, как улучшение осознавания и избирательного внимания к телесным ощущениям и соответствую­щая пугающая информация вообще, возрастание уровня возбудимос­ти вегетативной системы, пессимистическая оценка своего здоровья (LipowskiZ. J., 1988).

Биологический подход к анализу тревоги позволяет понять, с од­ной стороны, механизм ее возникновения, а с другой — появление со­матических расстройств. В частности, панические расстройства, явля­ясь наследственными, могут возникать в определенной ситуации или спонтанно. Причем, благодаря адренергической сверхактивности, воз­никает десенситизация сердечного ответа на (3-адренергическую сти­муляцию и сверхактивность — на L -стимуляцию. Предрасполагают к этим тревожным расстройствам нарушения обмена в области парагип-покампальной извилины, а также сверхактивность норадренергичес-ких систем, особенно в locus coeruleus (Teicher M. H., 1988).

Наши рекомендации