Корреляции теста интеллекта сиблингов по данным психогенетических исследований обычных семей

Корреляции теста интеллекта сиблингов по данным психогенетических исследований обычных семей - student2.ru семей-усыновителей и близнецов (подростки и взрослые, исследования 1970-1990-х гг.)

Генетиче-

Корреляции теста интеллекта сиблингов по данным психогенетических исследований обычных семей - student2.ru ская r

1,00

1,00

1.00

0,50

0,50

0,50

0,50

Корреляции теста интеллекта сиблингов по данным психогенетических исследований обычных семей - student2.ru 0,00

Отношение

Тот же человек, тестированный дважды

Идентичные близнецы Идентичные близнецы ДЗ близнецы

ДЗ близнецы Биологические сиблинги Биологические сиблинги Приемные сиблинги

Тот же дом?

да да нет да нет да нет да

IQ Корре-

ляция

0,90

0,86

0,76

0,55

0,35

0,47

0,24

0,02

Количество пар

4,672

8,600

26,473

Щербо, 1999, с. 237). Данная позиция может быть охарактеризована как умерен-

ная (действительно, в среднем 50 % обеспечивается генами, а 50 % — средовыми воздействиями) в отличие от вышеупомянутых взглядов, согласно которым роль генов определяющая.

Если считать данные тестов интеллекта полностью обусловленными генети- ческими факторами, то следует ожидать, что корреляция между коэффициентом интеллекта биологических родителей и их детей останется неизменной вне за- висимости от того, воспитывались они ими или другими людьми. В то же время должна отсутствовать корреляция между усыновителями и приемными детьми (кстати, имеются данные о том, что корреляционная связь между IQ умственно от- сталых родителей и их детей отсутствует).

С. Дженкс (Jencks, 1972), изучив основные исследования, приходит к выводу, что средняя величина коэффициента корреляции интеллекта биологических ро- дителей с их детьми составляет 0,55. По отношению к приемным детям этот пока- затель снижается до 0,28. По мнению М. Шифф и К. Левонтина (Schiff, Levontin,

1986), использование этих данных для обоснования идеи генетической предопре- деленности интеллекта является злоупотреблением методом корреляционного анализа. В тщательно выполненном исследовании эти авторы доказывают, что при сохранении корреляционной связи с биологическими родителями IQ приемных детей при помещении их в иную социальную среду может существенно изменяться.

Кроме того, сторонниками концепции наследуемости интеллекта игнорирует- ся тот факт, что семьи, в которые попадают приемные дети, не нейтральная стати- стическая выборка, а характеризуются определенной социальной однородностью. Однородность семей-усыновителей (удочерителей) снижает вариативность пара- метров, которые могут оказывать влияние на показатели тестов интеллекта, что статистически приводит к уменьшению коэффициента корреляции между небио- логическими родителями и их приемными детьми.

Одна из возможностей обойти этот «подводный камень» — изучение семей, имеющих как собственных, так и приемных детей. Обзор этих работ, проведенный

4.5. Интеллект и наследственность 201

Кэмином (Kamin, 1974), показывает, что нет убедительных данных о влиянии ге- нотипа на количественные показатели тестов интеллекта. Как видно из табл. 4.5, усредненные величины коэффициентов корреляции равны: 0,26 — для родителей- усыновителей с приемными детьми и 0,35 — для родителей-усыновителей с их родными детьми.

Таблица 4.5

Наши рекомендации