Школьный тест умственного развития
(ШТУР)
(К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова, В. Г. Зархин)
ШТУР предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессами умственного развития в период школьного обучения.
Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.
Тест включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (два субтеста), «аналогии», «классификация», «обобщение», «числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные формы — А и Б.
Процедура проведения теста.
Для правильного проведения тестирования необходимо соблюдать инструкцию, контролировать время выполнения теста (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.
Общая инструкция испытуемым по всему тесту дается экспериментатором в устной форме:
«Сейчас вам будут предложены задания, который предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий вам понадобятся ручки и бланки, которые мы раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решений.
На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, старайтесь работать быстро и без ошибок».
После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться следующие сведения: фамилия учащегося, дата проведения эксперимента, класс и школа, где учится испытуемый. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкции первого субтеста и разбирает примеры. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос, экспериментатору следует вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задание. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер, чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности. По истечении времени, отведенного на выполнение
первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки и начинает читать инструкцию к следующему субтесту. При проведении теста необходим периодический контроль правильного выполнения испытуемыми процедуры тестирования.
Время на проведение субтестов
ММ п/п | Название субтеста | Число заданий в субтесте | Время выполнения (мин.) |
Осведомленность 1 | |||
Осведомленность 2 | |||
Аналогии | |||
Классификации | |||
Обобщения | |||
Числовые рады |
Форма А.
1. Части света.
2. Биология, наука о живой природе.
3. Общественный строй, социально-экономическая формация.
4. Устное народное творчество.
5. Состояние вещества.
6. Органы кровообращения.
7. Столицы.
8. Мельчайшие частицы вещества, состав вещества и составные части вещества.
9. Органические вещества.
10. Культура.
11. Положительные черты характера.
12. Электрические единицы измерения.
13. Искусственные водные сооружения.
14. Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства.
15. Атмосферные явления, климатические (погодные) явления.
16 Результаты математических действий.
17. Литературные приемы.
18. Направление в искусстве, художественный стиль.
19. Стихийное бедствие.
Форма Б
1. Части света.
2. Состояние вещества.
3. Внутренние органы.
4. Математические действия.
5. Столицы государств.
6. Социальный строй, общественно-экономическая формация.
7. Органы чувств.
8. Разделы математики, математические науки.
9. Характеристики электрического тока.
10. Отрицательные черты характера.
11. Средства угнетения.
Инструкция к набору заданий № i.
В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов Вы должны подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Например:
' Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ...?
а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.
Правильным будет слово «жизнеописание». Поэтому оно подчеркнуто.
Или:
Противоположным к слову «отрицательный» будет слово: а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) net
лпжитепьный
В этом случае правильным ответом являетя слово «положительный», оно и подчеркнуто.
Набор заданий № 1
Форма А.
1. Начальные буквы имени и отчества называются ...
а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.
2. Гуманный — это ...
а) общественный, б) человечный, в) профессиональный,
г) агрессивный, д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общесто есть ...
а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и ...
а) анархия, б) абсолютизм, к) народовластие г) династия,
д) классы.
5. Наука о выведении лучших сортов растений и пород животных называется ...
а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это ...
а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект".
7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это ... а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант,
д) самомнение.i
8. Отсутствие живого активного интереса к окружающему — это ...
а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.
9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ...
а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.
10. Противоположным понятию «лицемерный» будет... а) искренний, 6) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.
11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...
а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.
12. Этика — это учение о ...
а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.
13. Противоположным понятию «идентичный» будет ... а) тождественный, б) единственный, в) внушительный,
г) различный, д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это ...
а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г) действие, д) эмансипация.
15. Оппозиция — это ...
а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика,
д) решение.
16. Цивилизация — это ...
а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и ...
а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.
18. Коалиция — это ...
а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и ...
а) человеколюбие, б) взаимоотношения, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.
20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является ...
а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.
еэ ыетская психодиагностика и профориентация_________х/о
Форма. Б
1. Эволюция — это ...
а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.
2. Бодрое и радостное восприятие мира — это ...
а) грусть, 6) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.
3. Одинаковыми по смыслу являются слова «антипатия» и ...
а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.
4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является ...
а) суверенным, 6) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим, д) единым.
5.Систематизированный перечень каких-либо предметов — это ...
а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.
6. Предельно краткий и четкий ответ называется ...
а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным, д) спонтанным.
7. Миграция — это ...
а) развитие, б) условия, в) изменения, г) переселение, д) жизнь.
8. Человек, который обладает чувством меры, умением вести себя подобающим образом, называется ...
а) общительным, 6) объективным, в) тактичным, г) компетентным, д) скромным.
9. Интересная или законченная мысль, выраженная коротко и метко, называется ...
а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.
10. Универсальный — это ...
а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный, д) разносторонний.
И. Противоположностью понятия «уникальный» будет ...
а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный.
12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется ...
а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.
13. Одинаковыми по смыслу являются слова «самоуправление» и ...
а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависимость.
14. Противоположностью понятия «стабильный» будет ... а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный г) изменчивый, д) редкий.
15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, — это ...
а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.
16. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обозначается как ...
а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) гипотетическое, д) ошибочное.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова «гегемония» и ...
а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание.
18. Тотальный — это ...
а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победоносный, д) быстрый.
19. Равноценный заменитель чего-либо это ...
а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка.
20. Конфронтация — это ...
а)"солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) агрессия, д) противоборство.