Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

Действительно критическим периодом в развитии Я-концепции является кризис подросткового возраста. Рассмотрим его подробнее, опираясь на результаты нашего исследования

Начнем с результатов, полученных с помощью метода попарного сравнения.

3.3.1. Метод попарного сравнения

Суть этого метода в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме одного показателя, который интересует исследователя. Сравним представления о себе у двух пар подростков. В каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится в обычной школе, а другой воспитывается и обучается в школе-интернате. Во всем остальном внутри пары они очень похожи: одного возраста (по 14 лет), одинаково учатся (на тройки—в первой паре, на четверки — во второй), у них одинаковое положение среди сверстников, учителя дают им похожие характеристики, схоже и их физическое развитие.

1 пара.

Самоописание мальчика из интерната. На самоподготовке я не всегда делаю уроки. По утрам редко моюсь. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а ни о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду в ПТУ, в какое пошлют. Но потом все равно займусь тем, чем хочу. А чем — не скажу. Из уроков мне нравится физкультура и география. У меня часто в голове не бывает никаких мыслей, только песни. В людях мне нравится гордость и смелость. Я считаю себя человеком так себе. Мне не нравится в себе неумение ладить с людьми и воспитателями. Но с ребятами я умею ладить. Я люблю играть в карты.

Самоописание мальчика из массовой школы. Мне уже 14 лет. Я многое умею — умею копать, строгать, делать любую физическую работу. Я очень люблю работать топором, рубанком, но люблю еще чинить часы. Мне нравится делать мужскую работу. Я умею водить автомобиль, люблю ездить на мотоцикле. Я занимаюсь в секции «Хоккей — футбол», но больше люблю футбол. Если я не стану футболистом, то это не беда, зато я стану сильным и смелым. В людях мне нравится честность и смелость. Что касается честности, то честным может стать каждый человек. Учебе занятия спортом совсем не мешают, а, наоборот, помогают. Могу привести такой пример. Когда я был в VI классе, я совсем не делал уроки, но, когда я стал ходить на тренировки, мне захотелось учиться. Правда, я и сейчас часто не делаю уроки, но это не из-за спорта, а просто не могу пересилить себя. Прихожу из школы и на учебники даже глядеть не хочу. Я знаю, что так можно много запустить, а без старого не поймешь и нового, но ничего не могу с собой поделать. Особенно по алгебре и геометрии. Мой характер мне не очень нравится. Он у меня всякий, но чаще средний. Но мне надо воспитывать волю. Еще я хотел бы, чтобы у меня было хорошее чувство юмора. Что мне в себе нравится — это то, что я умею дружить. Я дружу со многими (но не со всеми), но больше всего с С.М., он хороший друг. Еще я очень люблю петь. Мне нравятся многие группы (длинный их список опускаем.— авт.). Я думаю, что смогу выполнить все свои мечты, если смогу пересилить себя.

II пара.

Самоописание мальчика из интерната. Я, Л. А., ученик VII класса. Я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура. Я считаю себя не совсем хорошим человеком, но все-таки не так уж, чтобы и совсем плохим. Раньше мне казалось, что я многое могу и умею, а теперь нет. Мой воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный эгоист. Но я могу прийти другому на помощь, сделать другому что-нибудь хорошее. Я люблю физкультуру и спорт. Я смелый, хотя в это не все верят. Я считаю, что я вполне умный. Я хотел бы стать шофером дальних перевозок, но, наверное, пойду в ПТУ № 36. Я не выполняю правил внутреннего распорядка, но делаю все так, чтобы меня ругали пореже. Я не коллективист, не люблю сборы и обсуждения.

Самоописание мальчика из массовой школы. Я мальчик, мне 14 лет. Я увлекаюсь плаванием (в бассейне), настольным теннисом, футболом. Я учусь в музыкальной школе. Очень люблю что-нибудь собирать и фотографировать. Еще я люблю рыбалку и, наверное, полюблю охоту. Я очень хочу иметь настоящего друга. Но у меня это плохо получается. Я думаю, если люди дружат, то они должны дружить всю жизнь и помогать друг другу. Мне нравятся люди смелые, сильные. Когда я закончу школу, я пойду в военное училище. Я люблю заниматься спортом, играть и ходить в школу (только не учиться). В свободное время я побольше читаю книг. У меня много недостатков: главный мой недостаток, у меня нет силы воли и очень плохой, драчливый характер. Но я воспитываю свой характер, стараюсь сделать сначала все дела, а потом идти гулять, «сделал дело, гуляй смело». Иногда получается, иногда нет. Я не могу терпеть трусов. Я люблю слушать музыку (современные группы — перечень опускаем.— Авт.). Я хочу стать человеком, которого уважают. Я веду себя по-всякому, но чаще всего средне. Мне хочется быть полезным.

Начнем с того очевидного момента, что самоописания школьников значительно длиннее. Отметим, что время работы было одинаковым: школьный урок. Более того, это характерно не только для выбранных нами пар, но н вообще типично для сравниваемых групп. О чем это свидетельствует?

Психологи в таких случаях говорят о разном уровне самопрезентации, который выражает, насколько развернуто, много человек может говорить о себе. Установлено, что чем богаче личность, чем более активен человек, тем выше этот уровень, тем длиннее самоописание. Таким образом, даже такая простая количественная характеристика уже указывает на отличие детей из интерната от их сверстников из обычной школы.

Обращает на себя внимание также разница в поведении подростков при выполнении данного задания. Надо сказать, что для всех семиклассников, участвовавших в эксперименте, задание оказалось неожиданным, нелегким и в каком-то смысле даже неприятным. Но обычно ученики массовой школы изменяли отношения к заданию в ходе его выполнения — им постепенно становилось интересно, они начинали писать быстрее, увлеченнее. Ничего подобного мы не наблюдали в интернате. Создавалось впечатление, что каждая фраза самоописания дается воспитанникам интерната с огромным трудом, после каждого написанного предложения возникали огромные паузы — подросток мучительно искал, что бы еще можно было о себе написать.

Анализ содержания самоописаний дает возможность составить представление об образе Я подростков. Содержание образа Я выражает то, что человек считает в себе наиболее значимым, то, что, по его мнению, может отличить его от других. Поэтому с психологической точки зрения образ Я имеет ценностно-различительный характер.

Как видно из приведенных протоколов, и в школе, и в интернате мы встречаемся с весьма различными самоописаниями подростков. И все же выбраны они были нами не случайно, так как отражают некоторые достаточно типичные для сравниваемых групп тенденции.

Обратимся к попарному сравнению.

Первая пара.

Напомним, что в этой паре оказались два довольно неблагополучных подростка с низкой успеваемостью и достаточно плохо характеризуемые педагогами.

Что же ценит в себе троечник из массовой школы? Прежде всего свои умения («я многое умею — умею копать, строгать, делать любую физическую работу», «я умею водить автомобиль»). С них он начинает рассказ о себе. Как будто бы гордость за свои умения пилить, строгать, водить автомобиль противопоставляется низкой оценке его учебных способностей, умений и поведения школьными учителями. У его «напарника» из интерната ничего подобного нет. Судя по его тексту, ничего в себе он особенно не ценит, хотя какое-то противостояние отрицательным оценкам окружающих в самоописании просматривается, но оно крайне неопределенно выражено и ни на чем конкретном не завязано. Следует отметить, что этот подросток, как мы могли неоднократно убедиться, прекрасно умел пилить, строгать, копать и т. п. Он умел также вязать, да и многое другое. Но важно то, что такие реальные умения не выступали для него в качестве субъективного основания для гордости и не входили в образ Я.

Школьник много пишет о том, что он любит делать, что ему интересно («я очень люблю работать топором и рубанком», «люблю еще чинить часы», «мне нравится делать мужскую работу», «люблю ездить на мотоцикле», «люблю футбол», «очень люблю петь», «мне нравятся многие группы»). Подросток из интерната почти ничего не пишет о своих привязанностях, интересах и увлечениях. Он отмечает лишь, что ему нравятся уроки физкультуры и географии и что он любит играть в карты. В этом различии проявляется не только узость интересов воспитанников интерната, одной из причин которой может быть обедненность бытовой и социальной среды, о чем мы писали выше, но и то, что воспитанник интерната, описывая себя, не считает существенным рассказывать о том, что ему нравится, чего он хочет. Иными словами, у него отсутствует субъективная фиксация определенных аспектов своей мотивации.

Из самоописаний отчетливо встает самооценка подростков. Она очень низка у воспитанника интерната: «я считаю себя человеком так себе», «мне не нравится в себе неумение ладить с людьми и воспитателями» (не можем хотя бы в скобках не отметить это разделение на людей и воспитателей.— Авт.), («я неаккуратный», «на самоподготовке я не всегда делаю уроки», «по утрам редко моюсь», «я всегда встаю после пяти минут»- имеется в виду после подъема.— Авт.). По сути дела эта низкая самооценка повторяет оценки, которые он постоянно слышит от учителей и воспитателей, что видно даже по форме выражения. Иными словами, мальчик принимает в качестве самооценки оценку его взрослыми. Конечно, она ему не нравится и он сопротивляется ей. Но какое это сопротивление? Голое противопоставление («я ухожу за территорию интерната всегда, как только удается», «я думаю только о себе, а ни о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу»).

Школьник, как видим, тоже не в восторге от себя («мой характер мне не очень нравится. Он у меня всякий, но чаще средний»). Для него также не секрет, что окружающие взрослые довольно низко его оценивают, по крайней мере как ученика. Но можно только подивиться виртуозности, с которой находится оправдание низкой успеваемости. Он при этом не выходит из ситуации и не сваливает на других, а находит в себе и вполне приличные, не унижающие собственного достоинства объяснения причин, и возможные выходы из ситуации.

Мы подошли здесь к весьма важному моменту личностного развития — к проблеме саморазвития, или, как в последнее время стало модно говорить, к проблеме самореализации.

В высказываниях о себе школьника стремление к саморазвитию выражено достаточно ярко («я стану сильным и смелым», «мне надо воспитывать волю», «еще я хотел бы, чтобы у меня было хорошее чувство юмора», «я думаю, что смогу выполнить все свои мечты, если смогу пересилить себя»). У воспитанника интерната эта мотивация практически не выражена. Он, правда, пишет о cвоей будущей профессиональной деятельности, но здесь мы встречаемся с противопоставлением: с одной стороны, навязываемый извне, ненравящийся, но принимаемый путь («ПТУ, в какое пошлют»), с другой стороны, аффективное неприятие этого пути («...но потом все равно займусь тем, чем хочу, а чем — не скажу»).

Вторая пара.

В этой паре два мальчика с хорошей успеваемостью и во всех отношениях благополучные. Сравним у них содержание образа Я.

Мы опять встречаемся здесь с тем, что школьник основное внимание уделяет своим увлечениям («я увлекаюсь плаванием, настольным теннисом, футболом», «очень люблю что-нибудь собирать и фотографировать», «еще люблю рыбалку и, наверное, полюблю охоту», «я люблю заниматься спортом, играть и ходить в школу», «я люблю слушать музыку»). У воспитанника интерната было только одно подобное высказывание («я люблю физкультуру и спорт»).

В высказываниях школьника обращает также на себя внимание большое количество предложений, которые он начинает словами «Я хочу», «Мне хочется». Вместе с многочисленными высказываниями о том, что ему нравится, что он любит, все самоописание выражает высокую степень интенциональности, т. е. желания выразить свои потребности, стремления, намерения, определенным образом преобразовать себя и мир.

Противоположностью этой интенциональности обычного подростка выступает самоописание семиклассника из интерната, носящее характер фиксации каких-то своих особенностей характера, поведения («я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура», «я считаю, что я вполне умный», «я не коллективист»). Обычные подростки, как мы видели, также фиксируют некоторые свои черты («у меня много недостатков: главный мой недостаток, у меня нет силы воли и очень плохой, драчливый характер»), но эта фиксация — отправной путь для саморазвития или хотя бы для исправления какого-то недостатка («...но я воспитываю свой характер, стараюсь сделать сначала все дела, а потом идти гулять»). А у воспитанника интерната указание на какое-то свое достоинство или недостаток служит как будто бы только для того, чтобы противопоставить свое мнение о себе мнению окружающих («мой воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный эгоист, но я могу прийти другому на помощь, сделать другому что-нибудь хорошее», «я смелый, хотя в это не все верят», «я не выполняю правил внутреннего распорядка, но делаю все так, чтобы меня ругали пореже»).

3.3.2. Образ Я в прямом автопортрете

Мы представили метод попарного сравнения и некоторые результаты, полученные при изучении самосознания у подростков из массовой школы и из школы-интерната, чтобы читатель мог почувствовать фактуру материала. Однако особенности самосознания изучались нами и при сравнении больших групп учащихся 7-8 классов, когда анализ велся на основе статистически значимых закономерностей. Представим основные результаты и выводы.

Для изучения образа Я мы использовали традиционный для исследования этой проблемы метод свободных описаний. Подростку последовательно предлагались темы: «Я, каким кажусь себе», «Я, каким кажусь другим».Исследование проводилось индивидуально, участие в нем было добровольным и анонимным (подросток мог назваться любым, в том числе вымышленным именем). Ответы давались в письменной форме, время работы не ограничивалось. Обработка велась методом контент-анализа. В дальнейшем изложении самоописания по теме «Я, каким кажусь себе» обозначаются как прямой автопортрет, по теме «Я, каким кажусь другим» - зеркальный автопортрет.

Для обработки использовался метод контент-анализа. Суть процедуры состоит в том, что отдельные высказывания объединяются в группы - вначале более мелкие (субкатегории), затем крупные - категории. Например, высказывание «Я мечтаю о том, чтобы быть знаменитым» может быть включена в субкатегорию «Амбициозность» вместе с такими высказываниями, как «Я хочу быть богатым», «Иметь крутую иномарку», «Учиться в престижном вузе» и т.п. Эта субкатегория в свою очередь входит в категорию «Жизненные планы». Но одновременно и отдельное высказывание может быть включено в другую субкатегорию, и в другую категорию. В результате содержание образа Я оказывается выраженным через систему категорий и субкатегорий.

Это дает возможность сравнить между собой группы испытуемых по тому, насколько часто та или иная категория, субкатегория встречается в каждой группе. Показателем этого является так называемый «индекс значимости категории. Величина индекса определяется количеством испытуемых группы, в самоописаниях которых встречается определенная категория и находится в диапазоне от 0 (категория не использована в самоописаниях) до 1 (все испытуемые использовали в самоописании данную категорию).

В нашей работе применялись 10 категорий самоописания, выделенных с помощью экспертной оценки в процессе широкого исследования генезиса образа Я в школьном детстве.

Сравним полученные методом контент-анализа «прямые автопортреты» по группам воспитанников интерната и учащихся массовой школы. Соответствующие данные представлены в таблице 7.

Таблица 11

Индекс значимости категорий*

Категория высказываний Группы подростков
Интернат, класс Массовая школа, класс
Всего Всего
Формально-биографические, ролевые сведения 0,40 0,80 0,60 0,75 0,45 0,58
Отношения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками) 0,70 0,90 0,80 0,55 0,90 0,72
Ценности, убеждения, права и обязанности, идеалы 0,20 0,60 0,40 0,10 0,75 0,42
Взрослость, отношение к своему возрасту, самостоятельность 0,50 0,50 0,50 0,10 0,95 0,52
Самооценка, принятие себя, качества личности, характер 0,70 0,50 0,60 0,90 0,85 0,88
Умения, интересы, ум, способности 0,50 0,60 0,55 0,85 0,95 0,92
Жизненные планы (кем быть, каким быть) 0,60 0,50 0,55 0,65 0,60 0,62
Чувства, переживания, мотивы 0,10 0,20 0,15 0,40 0,55 0,48
Поведение 0,90 0,80 0,85 0,25 0,35 0,30
Внешность, сексапильность 0,70 0,60 0,65 0,20 0,35 0,28
*В соответствии со статистическими критериями категория оценивается как значимая для выборки, если ее индекс равен или превышает 0,65 (в таблице соответствующие показатели выделены жирным шрифтом).

Из таблицы видно, что только одна категория - отношение с окружающими людьми - одинакова значима для обеих групп. В остальных случаях у подростков, живущих в семье и вне семьи, в качестве значимых выступают разные категории: в интернате - поведение, внешность; в обычной школе - умения, самооценка. При этом категория, наиболее распространенная в группе воспитанников интерната, у школьников представлена в наименьшей степени и наоборот (различия статистически достоверны).

Различия между выборками проявляются и в изменении выраженности отдельных категорий от 7 к 8 классу. Если в интернате выраженность всех категорий в 7 и 8 классах примерно одинакова, то в выборке массовой школы отмечается статистически достоверный рост от 7 к 8 классу частоты употребления трех категорий: отношения с окружающими людьми, ценности, чувство взрослости. Наиболее отчетливо это прослеживается в отношении последней категории.

Итак|, данные количественного анализа свидетельствует о следующем:

ü в обеих группах значимой оказалась категория - отношения с окружающими людьми; очевидно, это может быть объяснено тем, что ценность общения для подростков - характерная возрастная черта, которая в известных пределах не зависит от условий жизни и воспитания;

ü «прямые автопортреты» воспитанников интерната и учащихся школы заметно различаются; если в интернате наиболее значимы для образа Я характеристики, которые видят окружающие - поведение и внешность (заметим, что, по данным массовых обследований, это, как правило, характеризует младших, 10-11-летних детей), то в массовой школе – то, что знает о себе, видит в себе сам подросток (умения, самооценка);

ü за год, разделяющий 7 и 8 классы, в образа Я воспитанников интерната никаких существенных изменений не произошло, в то время как у за это же период образ Я значительно «повзрослел».

Перейдем к более детальному анализу полученного материала.

3.3.2.1. «Я среди людей»

Начнем рассмотрение с категории - отношения с окружающими людьми, в которой выделилось 6 субкатегорий:

1. Оценка себя как друга: Я всегда поддержу товарища, помогу ему. Как друг, я, наверное, очень плохая, если не сумела удержать свою подругу от очень плохого поступка.

2. Отношение к другим людям: Я не хочу думать нио ком другом. Я теперь научился, любить, уважать и ненавидеть людей.

3. Умение понимать других людей: Мне трудно понять моих подруг, и я стараюсь их понять, но нечасто получается. Я бываю очень требовательна к людям, но не умею понимать их, не пробую поставить себя на место другого человека.

4. Умение общаться с людьми: Я очень замкнутый человек, со мной трудно разговаривать. Общаться я общаюсь, но мало раскрываю себя. Из-за своего мрачного характера я плохо схожусь с людьми, просто не знаю как подойти к человеку.

5. Отношение к себе со стороны других людей: Я слабый, и со мной мало кто считается. Я пользуюсь авторитетом среди подруг из класса, спортивной школы.

6. Отношение к процессу общения: Я часто устаю от того, что всегда кто-то есть рядом, хочется быть одному. Можно же когда-то от всех отдохнуть, Я люблю быть вместе со своими ребятами. Когда я долго один, я загниваю.

Наши рекомендации