Развитие Я-концепции личности в подростковом возрасте

Современное общество находится на этапе глубоких и фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, интеллект и знания становятся главными ресурсами развития как экономики, так и всего общества.

В такого рода условиях системе образования необходимо адекватно реагировать на вызовы социальной среды, искать конструктивные, технологические, управленческие и педагогические проблемы. Модернизация образования ориентируется на удовлетворение потребностей личности, государства и общества в сферах культуры, творчества, инновационной деятельности. В центре такого рода устремлений становится отдельная личность учащегося. Система учебной деятельности образовательных учреждений должны способствовать формирования позитивной Я-концепции в условиях реализации социально-активной позиции на основании ценностей гражданского общества, здорового образа жизни, принятия ответственности за собственную жизнь и деятельность. Данные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме развития Я-концепции личности в детском и подростковом возрасте.

Понятие «Я-концепция» введено в обиход специальной литературы достаточно недавно. В 50-е годы ХХ века внимание западной психологии обратилось к проблеме человеческого Я. Данные проблемы заняли важное место в феноменологической направлении зарубежной психологической науки.

Основу исследования данной проблемы занимают исследования Р. Бернса, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, В. Франкла, а также иных ученых. Важным является то обстоятельство, что все ученые рассматривали личность с абстрактно-антропологических, внеисторических позиций в понимании развития личности.

Я-концепция личности понимается как обобщенное представление человека о самом себе, как система установок относительно личности. Фактически, Я-концепция – это «теория самого себя». Следует отметить то обстоятельство, что Я-концепция не статична, она является динамическим психологическим образованием.

В «Психологическом словаре» Я-концепция рассматривается как устойчивая, в определенной степени осознанная, неповторимая, переживаемая, динамическая система представлений индивида о само себе, а также рассматривается как целостный, не лишенный внутренних противоречий образ «Я», который выступает как установка к самому себе, которая включает в себя следующие компоненты:

- Когнитивный компонент, который понимается как образ качеств, способностей, социальной значимости и т.п.

- Эмоционально-ценностный компонент, который включает в себя самоуважение и себялюбие.

- Оценочно-волевой компонент, который включает в себя стремление повысить самооценку и заслужить уважение[7].

Значение правильной самооценки для человека чрезвычайно велико, значение это может быть как достаточно общего, так и конкретного характера; широк и диапазон явлений, восприятие которых связано с собственным пониманием человека самого себя. Так, с самооценкой, а следовательно - с Я- концепцией связаны все защитные механизмы человека, утверждает Т.

Шибутани, которые позволяют «сохранять чувство личной ценности в своих собственных глазах», отстаивать собственное представление о себе как индивидуальности[8]. Данный пример иллюстрирует, на наш взгляд, то значение самооценки, которое мы назвали общим. Под конкретным значением правильной самооценки мы имеем в виду, например, связь самооценки и успеваемости, которую исследовал Р. Бернс.

Выделенные компоненты следует рассматривать в целостности и взаимосвязи с направленностью личности и ее деятельностью. Мотивационно-установочные структуры для человеческого «Я» выступают как вездесущие и охватывают все компоненты Я-концепции личности, которые определяются потребностью и интересом личности в развитии способности к преобразованию образа Я человека, самореализации своих сущностных сил, что требует развитие определённых качеств и умений личности.

Во всех науках о человеке понятие «Я» широко используется. В отечественной психологической и педагогической науке данный феномен рассматривается как в общетеоретическом плане в тесной связи с проблемами личности и самосознания, так и в связи с конкретными закономерностями развития личности.

Анализируя большое число исследований И.С. Кон указывает на то, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачек в развитии Я-концепции[9]. Р. Бернс определил Я- концепцию как систему представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции личности Р. Бернс называет образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим характеристикам, он именует самооценкой[10].

В период дошкольного детства на представления ребенка о самом себе влияют родители, затем – его ближайшее окружение. Семейные условия вначале определяют, будет ли Я-концепция ребенка положительной. Мы можем характеризовать данные условия. В первую очередь необходимо отметить наличие атмосферы взаимного уважения, а также доверия между родителями и членами семьи, это принятие ребенка как значимого. Родителям следует уметь принимать ребенка таким, какой он есть. Если родители, выступая для ребенка как своеобразное социальное зеркало, проявляют в процессе общения и взаимодействия с ним любовь, доверие и уважение, то ребенок учится относиться к самому себе как достойному указанных чувств. Таким образом формируется позитивная Я-концепция личности ребенка. В настоящем исследовании для нас наиболее интересными являются условия, которые могут быть оформлены в школьном окружении ребенка.

В настоящее время имеются основания полагать, что специфика и структура отношения личности к собственному «Я» оказывает регулятивное влияние на все аспекты человеческого поведения и деятельности, она имеет важную роль в процессе построения и достижения целей, в способах разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности личности в процессы развития и самовоспитания.

Общепедагогические аспекты развития Я-концепции личности рассматриваются в исследования В.И. Андреевой, Р. Бернса, Н.В. Вединяпиной, А.И. Кочетовой, а также ряда других. В своих исследованиях ученые обращают внимание на вопросы формирования личности, в способности личности к самообразования и самоизменению.

Одной из сложных проблем теории и практики является проблема развития личности, а ее реализация заключена в поиске педагогически компетентных решений в рамках специально организованных условий.

Развитие Я-концепции личности, с позиции современной науки предполагает обеспечение личностной готовности к системе изменения образа «Я» человека на основании ценностного самоотношения, самопознания, которые интегрируют совокупность основных направлений и принципов, форм и методов, субъектов и объектов развития Я-концепции личности.

Формируясь в процессе деятельности, Я-концепция личности в ней и проявляется. Конкретное поведение и деятельность человека характеризуются личностной окрашенностью, так как они зависят от его психологических особенностей, иерархии мотивов, а также Я-концепции. Результаты поведения и деятельности содержат в себе информацию о своем субъекте, которая может войти в противоречие с уже существующими системами знаний о себе, самооценкой и самоотношением.

Развитие Я-концепции личности имеет важнейшее значение и в подростковом возрасте. Становление Я-концепции в данном возрасте связано с анализом новых знаний о себе, о своих особенностях и формирование идеального, целостного представления о себе, которое участвует в процессе саморегуляции и самовыражении личности.

Аутентичная структура Я-концепции личности отражает природные свойства и особенности индивида, которые обеспечивают стремление индивида проявлять активность относительно сохранения устойчивого внутреннего эго- состояния, тогда как социально обусловленное «Я» помогает человеку осуществлять актуализацию внутренние влечение в соответствии с

требованиями и ролевыми предписаниями, которые существуют в социуме. Аутентичная и социальная структуры Я-концепции личности различным образом обеспечивают направленность поведения человека на удовлетворение потребностей – первая способствует проявлению недифференцированных влечений, которые отражают состояние активности природного аспекта человека, тогда как социальный аспект Я-концепции способствует реализации активности человека на основании глубоких смысловых структур и устойчивой системы мотивов, убеждений, интересов, вкусов и идеалов. Благодаря Я- концепции личности личность обретает способность к реализации сознательной природосообразной и ментально детерминированной деятельности, которая направлена на удовлетворение личностных и социально обусловленных потребностей человека.

Современное общество находится на этапе глубоких и фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, интеллект и знания становятся главными ресурсами развития как экономики, так и всего общества.

В такого рода условиях системе образования необходимо адекватно реагировать на вызовы социальной среды, искать конструктивные, технологические, управленческие и педагогические проблемы. Модернизация образования ориентируется на удовлетворение потребностей личности, государства и общества в сферах культуры, творчества, инновационной деятельности. В центре такого рода устремлений становится отдельная личность учащегося. Система учебной деятельности образовательных учреждений должны способствовать формирования позитивной Я-концепции в условиях реализации социально-активной позиции на основании ценностей гражданского общества, здорового образа жизни, принятия ответственности за собственную жизнь и деятельность.

Направленность образовательного процесса на формирование позитивной Я-концепции личности предполагает изменение целей, содержания образования, используемых образовательных технологий, в системе воспитательной работы, что необходимо отражать в образовательных

стандартах и концепции развития образования в целом. Ключевыми задачами работы с детьми и подростками в контексте формирования и развития позитивной Я-концепции личности выступает:

- Создание условий для формирования и развития ведущих психологических навыков, способностей, которые способствуют успешной социализации школьников в процессе профессионального и жизненного самоопределения.

- Формирование готовности и способности школьников к осознанному выбору дальнейшего пути жизни, а также реализации творческого потенциала личности.

- Формирование у детей и подростков готовности к реализации социально-активной позиции на основании принятия личности нравственных и моральных ценностей общества.

- Формировании идеология здоровья как своеобразной «жизненной необходимости», а также обеспечение поведенческой профилактики с позиции здоровьесбережения, здоровьеукрепления, а также здоровьетворчества.

- Развитие эмоционально-волевой сферы личности учащихся, повышение толерантности учащихся к эмоциональным нагрузкам.

- Расширение репертуара адаптивных стратегий совладения с трудной жизненной ситуацией, со стрессом.

- Развитие креативности и творческого мышления, навыков исследовательской деятельности при решении различных жизненных задач.

Реализация данной системы возможно при активном взаимодействии педагога с учащимися и родителями в рамках которого формируются условия для осмысления детьми и подростков собственных жизненных ориентиров.

Основной целью деятельности педагогов выступает формирование социально- психологической компетентности личности учащихся, мотивирование их на анализ влияния собственных индивидуальных черт личности на характер взаимодействия с миром и окружающей действительностью.

Развитие Я-концепции личности предполагает обеспечение непосредственно личностной готовности к системе изменений образа «Я» на основании ценностного самоотношения, самопознания, интегрирующих совокупность основных направлений и принципов, форм и методов, субъектов и объектов Я-концепции личности.

Наши рекомендации