Изобразительная деятельность
К ней относится рисование, конструирование, аппликация, лепка
Конструирование. Это широко распространенный среди детей продуктивный вид деятельности,
Оно имеет некоторые особенности. Конструирование предполагает специфические приемы обследования (умение вычленить основные части, опорные детали, их расположение и т. д.), определенные способы действия и построения конструкций. Различают несколько видов конструирования шестилетнего ребенка: конструирование по образцу, конструирование по условиям и конструирование по замыслу.
Конструирование по образцу—первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности. Но важно, что собой представляет предлагаемый образец.
Интересны и поучительны в этом отношении эксперименты, проведенные А. Р. Лурия совместно с А. М. Миреновой. Они обучали конструктивной деятельности две группы однояйцевых близнецов. Но задания, которые получала при этом каждая группа, были различными. Одной группе детей, названной в дальнейшем группой Э, предлагали строить объект по готовому образцу, на котором было хорошо видно, из каких элементов он выполнен (кубики, шары, пирамиды и т. д.). Ребенок должен был воспроизвести из кубиков такую же постройку. Второй группе близнецов, названной в дальнейшем группой М, предъявлялись образцы, выполненные в виде моделей. Это были те же постройки, но окленные бумагой так, что составляющие их элементы не были видны. Дети должны были из отдельных кубиков воспроизвести предложенную модель. И вот, когда через 2,5 месяца (столько времени велись экспериментальные занятия) детям были предложены контрольные задания, их гораздо лучше выполнили дети второй группы, которых обучали по моделям. Эта группа успешнее воспроизводила фигуры как «элементного», так и «модельного» типа.
Процесс постройки этих образцов отличался плановым характером, более совершенным был и подход к решению задач и способам его осуществления. Дети второй группы могли более четко объяснить, чем их постройка отличается от модели.
Расчлененный «элементный» образец целесообразно применять лишь в самом-начале "овладения конструктивной деятельностью. Длительное использование этого вида конструирования не способствует развитию конструктивной деятельности ребенка. Более эффективным оказывается использование целостного, нерасчлененного образца и образца в виде рисунка,
Имеет свои особенности и конструирование по условиям. При этом ребенок создает постройку не на основе образца, а на основе условий, требований, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамвая, машин и пр.).
Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнитьих.
В процессе конструирования по условиям ребенок научается решать задачи по разному на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для развития творчества. К концу дошкольного периода дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным условиям.
Широко используют шестилетки, особенно в игровой деятельности, и конструирование по замыслу.
Нередко постройки, созданные в процессе этого типа конструирования, используются и самими детьми. В их игре построенный корабль отправляется в плавание, в домике дети размещают не только кукол, но и поселяются сами и т. д.
Для создания сооружений детьми используется не только специальный строительный материал (бруски, кубы), но и любой другой (палки, фанерные и картонные ящики, коробки, зонты, доски и т.д.). Этот тип конструирования не только развивает специальные способности ребенка, но и способствует активному формированию важных навыков общения, эстетических, нравственных качеств. Дети научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху.
В конструировании шестилетних детей по замыслу ярко проявляется способность их к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству.
Саша (6 лет 2 нес.). Я построю дом. (Набрал много кирпичиков и кубиков Положил их в отдельные стопки.) Воспитатель. Какой дом ты построишь? Саша. Какой? Большой, из красных и зеленых кирпичиков. Воспитатель. А как ты его будешь строить? Саша. Из кирпичиков красных поставлю один вот так, а дру
гой вот так. (Показывает. Начинает строить. Ставит ряд кирпичи
ков горизонтально. Останавливается. Смотрит. Уверенно берет еще три кирпичика и устанавливает их таким же образом Оставляет место для окон и дверей. Закончил строить стены. А крыша? Из чего же ее? (Оглядывается по сторонам ) Эти не подойдут, малы. А вот из этих? (Берет длинные бруски и делает перекрытие. Затем приносит призму, устанавливает под дверью.) (Из исследования Л Н. Давидчук)
К 6—7 годам при условии грамотного руководства со стороны взрослого детское конструирование всех типов достигает относительно высокого уровня.
Рисование. Из всех видов изобразительной деятельности этот, пожалуй, наиболее популярен среди детей шестилетнего возраста.
В последние годы в детской психологии рисование ребенка все чаще рассматривается как синтетическая деятельность, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры (61).
Рисунок дошкольника имеет целый ряд особенностей. Одна из наиболее характерных—схематизм детского рисунка. Так, изображая человека, дети часто рисуют «головонога» (голову, руки, ноги); схематически изображаются ими и другие предметы.
К числу специфических особенностей стиля детского рисунка относят также «прозрачность», «незаслоняе-мость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его нередко одновременно как бы с нескольких точек зрения—стены, крышу, забор и людей, мебель через как бы «прозрачные» стены).
Затруднение вызывает у ребенка передача динамики предметов. Нередко дети (наиболее часто младшие дошкольники) использую г для этого звукоподражания, жесты. От динамики моторного плана (нередко непроизвольной) ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой.
Трудность представляет для ребенка и передача им перспективных сокращений, пропорциональности отдельных частей предме1а и т. п.
Отмеченные выше особенности (схематизм, «прозрачность» и др.) можно иногда наблюдать и в рисунках шестилетних, если с детьми не проводится целенаправленная углубленная работа по развитию их изобразительной деятельности. Если такая работа ведется систематически и грамотно, то многие из названных затруднений ребенок преодолевает уже к этому возрасту. Под влиянием обогащения опыта обучения рисунок ребенка
становится богаче по содержанию, более детализированным, выразительным.
В своем рисунке шестилетний ребенок не только проявляет познание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Содержание рисунков свидетельствует о предпочтениях ребенка, о том, что его особенно интересует, привлекает.
Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. В исследованиях показано, что чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, гем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности шестилетних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. Мальчики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транспортные средства (корабли, поезда, самолеты), мчащихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, природу. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же к статическим изображениям, они чаще в своем рисунке используют орнаментальное и декоративное оформление, украшение.
На качество детского рисунка влияет общее физическое и психическое состояние ребенка.
Основными средствами для выражения отношения к изображенному для ребенка служат линия и цвет. При этом цвет используется в этот период чаще линии. Кроме того, в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметричные построения, гиперболизацию или преуменьшение отдельных предметов, композицию.
Интересный материал был получен в исследованиях, где специально изучались особенности отношения детей к действительности на материале детских рисунков. Для изучения эмоционального отношения к окружающему миру изучаются рисунки на темы, которые уже сами по себе требуют от детей выражения отношения к
действительности (например, «Самое прекрасное», «Самое безобразное», «Самое смешное» и т. п.).
Начиная с 5—6 лет дети подчас поражают самостоятельным и многообразным решением заданных тем. «Красивое» для всех ребят разных стран — это то, что дает приятные зрительные впечатления (чистые, яркие цвета: желтый, оранжевый, красный, голубой, изумрудно-зеленый; орнаменты; эмоционально пережитые явления природы; красивые животные; хорошие, одобряемые окружающими поступки людей, результаты человеческой деятельности, несбывшиеся желания). «Некрасивое»— все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти); поступки, которые осуждаются, ревы, грязнули и т. д. «Некрасивое» часто оформляется темными красками.
В этом возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они овладевают выразительными средствами различных художественных направлений, усваивают социальный опыт и применяют его в своем изобразительном творчестве. «Ребенок,—подчеркивает психолог В. С. Мухина,— присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет».
Большое место в жизни шестилетних занимают и такие виды художественной деятельности, как лепка и аппликация.
Лепка. Она позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. п. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов (глина, пластилин) позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке (так же как, впрочем, и в других видах художественной деятельности) необходимо уделить особое внимание в работе с детьми шестилетнего возраста, Важно, чтобы ребенок этого возраста умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки — Буратино и Мальвину, Мальчиша-Кибальчиша, Незнайку, Дюймовочку, Айболита, Чебурашку и т. д. Он должен уметь передать движения человека, животных («Хоккей», «Мы играем в снежки», «Лыжники», «Гимнасты», «Танцуем на празднике» и т. п.); лепить небольшие скульптурные группы из 2—3 фигур, отражая характер обра-
зов и динамику действий, пропорциональные соотношения фигур и взаимоотношения между ними («Дед Мазай и зайцы», «Три медведя», «Колобок», «Парад» и т. д.).
Аппликация. Занимаясь аппликацией дети учатся вырезать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Наряду с индивидуальными работами шестилетки с удовольствием выполняют и коллективные композиции («Букет цветов», «Полянка», «Осенний сад», «Улица нашего города», «Беловежская пуща» и т. д.). Им под силу и крупноформатные аппликации, которые могут быть использованы для украшения зала, класса, лестничной площадки. Они создаются обычно при участии педагога, согласовывающего действия детей с помощью определенного ориентира (эскиз и т. д.).
Для воплощения определенного образа необходимы конкретные умения. Так, шестилетки осваивают основные приемы вырезания: от разрезания по прямой до округлых форм. Педагог подводит детей к обобщенному пониманию способа вырезания любых предметов. Овладевают они с помощью взрослого и силуэтным вырезанием.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска (глины, пластилина), одной линией контура (в рисовании, аппликации).
Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам русских, украинских вышивок, росписей и др Однако формирование ручных умений — хотя и важная но не главная цель изобразительной деятельности шестилетних детей.
.Основное внимание педагогов при руководстве художественной деятельностью детей должно быть уделе но развитию личности ребенка, его способностей, эмо циональной, познавательной, волевой сфер. В процессе художественной деятельности активно формируется сенсорика шестилетки, его мышление, память, развиваете» художественный вкус, нравственные качества. Нельзя. упустить и прекрасную возможность, которую создаю!
все виды художественной деятельности для развития творческой активности детей.
Забота педагога—создать благоприятные условия для художественной деятельности детей. Важно, чтобы в группе (классе) были хорошо оборудованные зоны для художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельности, художественного труда. Специалисты обращают внимание взрослых на необходимость давать детям для их художественной деятельности материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу. «Я считаю, — говорит народный художник РСФСР Н Н. Жуков,—что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообразно давать ребятам для работы цветную бумагу. К примеру, если надо рисовать Африку — раздайте им оранжевую бумагу, и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень—и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море—дайте зелено-голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают волны и море, которое движется и живет. Принесите им черную бумагу и дайте задание изобразить ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней как бы сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращен процесс технической работы и значительно усилен эмоционально-творческий момент, который и имеет основное значение для развития в ребенке увлечения и желания заниматься изобразительным искусством».
Разнообразны формы организации художественной деятельности шестилетних—это уроки, самостоятельная деятельность, телевизионные передали, развлечения, праздничные утренники. Здесь воспитателю, учителю необходим целый ряд педагогических и специальных умений. Назовем некоторые из них.
Гностические (связанные с познанием ребенка) умения:
наблюдать все виды художественной деятельности детей и дать анализ ее развития;
изучатьпо продуктам художественной деятельности детей их способности, интересы, склонности и другие индивидуальные особенности;
заметить «продвижение» ребенка в овладении художественной деятельностью;
выделить детей, требующих особого внимания в раз-
витии конкретного вида художественной деятельности.
Конструктивные (связанные с проектированием развития личности отдельного ребенка, группы детей в целом) умения:
обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития их художественной деятельности;
планировать художественную деятельность детей, определять близкие, средние и дальние перспективы в ее развитии;
отобрать материал, в наибольшей степени отвечающий целям определенного вида художественной деятельности, и конкретного занятия в частности, грамотно размещать материал для самостоятельной художественной деятельности детей в группе (книжный уголок, музыкальная зона и т. д.);
отобрать методы и приемы в работе с детьми, наиболее отвечающие их возрастным и индивидуальным особенностям;
предусмотреть возможные затруднения детей в художественной деятельности.
Коммуникативные (связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений) умения:
вызывать эмоциональное отношение к предметам окружающей действительности, художественным произведениям;
стимулировать образное мышление, создавать в про цессе руководства художественной деятельностью проблемные ситуации, решение которых детьми способствовало бы созданию наиболее выразительных, точных художественных образов;
создавать в процессе руководства художественной деятельностью атмосферу сотворчества, вступать с детьми в личностно-деловое общение;
владеть мимикой, пантомимикой, жестами, выразительностью речи, использовать данные умения как при прямом, так и косвенном руководстве, непосредственном участии в художественной деятельности детей.
Организаторские умения:
организовывать художественную деятельность всей класса, отдельных групп детей;
быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различным, видами деятельности; заразить детей своей энергией, увлечь их художественной деятельностью,
Специальные умения:
умение рисовать, лепить, петь, танцевать, владеть кукловождением, конструировать, изготовить (при необходимости) нужный материал для данного вида художественной деятельности (развести краски, сделать декорации, костюмы и т. д.) и др.
Смешанные умения:
коммуникативно-гностические (умение проявить гибкость в ходе руководства художественной деятельностью детей; учитывать уровень развития художественных способностей, положение ребенка в системе межличностных отношений; уметь дать оценку с учетом зоны ближайшего развития ребенка, указывающую пути и средства ее совершенствования, умение формировать доступные детям критерии оценки в области художественной деятельности);
коммуникативно-организаторские (использовать игру с целью создания положительного микроклимата в классе, включать в групповую художественную деятельность неуверенных, малопопулярных детей);
коммуникативно-специальные (умение грамотно сочетать показ приемов художественной деятельности с доступным детям объяснением и др.).
Конечно, не так просто овладеть этими умениями, но это нужно, если мы хотим, чтобы жизнь наших шестилетних учеников была полнокровной, интересной, радостной. Прав был В. А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать, что от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
Именно в типичных для этого возраста видах деятельности — игровой, изобразительной, музыкальной — развиваются такие способности, которые трудно, а то и вовсе невозможно сформировать позже,
III РАЗДЕЛ