Изобразительная деятельность

К ней относится рисование, конструирование, аппли­кация, лепка

Конструирование. Это широко распространенный среди детей продуктивный вид деятельности,

Оно имеет некоторые особенности. Конструирование предполагает специфические приемы обследования (умение вычленить основные части, опорные детали, их расположение и т. д.), определенные способы действия и построения конструкций. Различают несколько видов конструирования шестилетнего ребенка: конструирова­ние по образцу, конструирование по условиям и конст­руирование по замыслу.

Конструирование по образцу—первый и необходи­мый этап в развитии конструктивной деятельности. Но важно, что собой представляет предлагаемый образец.

Интересны и поучительны в этом отношении экспе­рименты, проведенные А. Р. Лурия совместно с А. М. Миреновой. Они обучали конструктивной деятель­ности две группы однояйцевых близнецов. Но задания, которые получала при этом каждая группа, были раз­личными. Одной группе детей, названной в дальнейшем группой Э, предлагали строить объект по готовому об­разцу, на котором было хорошо видно, из каких эле­ментов он выполнен (кубики, шары, пирамиды и т. д.). Ребенок должен был воспроизвести из кубиков такую же постройку. Второй группе близнецов, названной в дальнейшем группой М, предъявлялись образцы, вы­полненные в виде моделей. Это были те же построй­ки, но окленные бумагой так, что составляющие их эле­менты не были видны. Дети должны были из отдель­ных кубиков воспроизвести предложенную модель. И вот, когда через 2,5 месяца (столько времени велись экспериментальные занятия) детям были предложены контрольные задания, их гораздо лучше выполнили де­ти второй группы, которых обучали по моделям. Эта группа успешнее воспроизводила фигуры как «элемент­ного», так и «модельного» типа.

Процесс постройки этих образцов отличался плано­вым характером, более совершенным был и подход к решению задач и способам его осуществления. Дети второй группы могли более четко объяснить, чем их постройка отличается от модели.

Расчлененный «элементный» образец целесообраз­но применять лишь в самом-начале "овладения конструк­тивной деятельностью. Длительное использование этого вида конструирования не способствует развитию конст­руктивной деятельности ребенка. Более эффективным оказывается использование целостного, нерасчлененно­го образца и образца в виде рисунка,

Имеет свои особенности и конструирование по усло­виям. При этом ребенок создает постройку не на основе образца, а на основе условий, требований, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, постро­ить мост через широкую и глубокую реку для трамвая, машин и пр.).

Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назна­чения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнитьих.

В процессе конструирования по условиям ребенок научается решать задачи по разному на основе одних и тех же условий, что создает важные предпосылки для развития творчества. К концу дошкольного периода де­ти могут успешно выполнять постройки, отвечающие до­статочно разнообразным и сложным условиям.

Широко используют шестилетки, особенно в игровой деятельности, и конструирование по замыслу.

Нередко постройки, созданные в процессе этого ти­па конструирования, используются и самими детьми. В их игре построенный корабль отправляется в плава­ние, в домике дети размещают не только кукол, но и по­селяются сами и т. д.

Для создания сооружений детьми используется не только специальный строительный материал (бруски, кубы), но и любой другой (палки, фанерные и картон­ные ящики, коробки, зонты, доски и т.д.). Этот тип кон­струирования не только развивает специальные способ­ности ребенка, но и способствует активному формирова­нию важных навыков общения, эстетических, нравствен­ных качеств. Дети научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху.

В конструировании шестилетних детей по замыслу ярко проявляется способность их к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к твор­честву.

Саша (6 лет 2 нес.). Я построю дом. (Набрал много кирпи­чиков и кубиков Положил их в отдельные стопки.) Воспитатель. Какой дом ты построишь? Саша. Какой? Большой, из красных и зеленых кирпичиков. Воспитатель. А как ты его будешь строить? Саша. Из кирпичиков красных поставлю один вот так, а дру

гой вот так. (Показывает. Начинает строить. Ставит ряд кирпичи

ков горизонтально. Останавливается. Смотрит. Уверенно берет еще три кирпичика и устанавливает их таким же образом Оставляет место для окон и дверей. Закончил строить стены. А крыша? Из чего же ее? (Оглядывается по сторонам ) Эти не подойдут, ма­лы. А вот из этих? (Берет длинные бруски и делает перекрытие. Затем приносит призму, устанавливает под дверью.) (Из исследо­вания Л Н. Давидчук)

К 6—7 годам при условии грамотного руководства со стороны взрослого детское конструирование всех ти­пов достигает относительно высокого уровня.

Рисование. Из всех видов изобразительной деятель­ности этот, пожалуй, наиболее популярен среди детей шестилетнего возраста.

В последние годы в детской психологии рисование ребенка все чаще рассматривается как синтетическая деятельность, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные эле­менты человеческой культуры (61).

Рисунок дошкольника имеет целый ряд особеннос­тей. Одна из наиболее характерных—схематизм дет­ского рисунка. Так, изображая человека, дети часто ри­суют «головонога» (голову, руки, ноги); схематически изображаются ими и другие предметы.

К числу специфических особенностей стиля детского рисунка относят также «прозрачность», «незаслоняе-мость» предмета (рисуя дом, ребенок изображает его нередко одновременно как бы с нескольких точек зре­ния—стены, крышу, забор и людей, мебель через как бы «прозрачные» стены).

Затруднение вызывает у ребенка передача динамики предметов. Нередко дети (наиболее часто младшие до­школьники) использую г для этого звукоподражания, жесты. От динамики моторного плана (нередко непроиз­вольной) ребенок постепенно переходит к динамике зрительной, изображаемой.

Трудность представляет для ребенка и передача им перспективных сокращений, пропорциональности от­дельных частей предме1а и т. п.

Отмеченные выше особенности (схематизм, «про­зрачность» и др.) можно иногда наблюдать и в рисунках шестилетних, если с детьми не проводится целенаправ­ленная углубленная работа по развитию их изобрази­тельной деятельности. Если такая работа ведется систе­матически и грамотно, то многие из названных затруд­нений ребенок преодолевает уже к этому возрасту. Под влиянием обогащения опыта обучения рисунок ребенка

становится богаче по содержанию, более детализиро­ванным, выразительным.

В своем рисунке шестилетний ребенок не только про­являет познание мира, но и выражает эмоциональное отношение к нему. Содержание рисунков свидетельству­ет о предпочтениях ребенка, о том, что его особенно ин­тересует, привлекает.

Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к позна­нию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. В ис­следованиях показано, что чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их пред­ставлений, гем полнее и точнее отражают они действи­тельность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности шестилет­них детей находят отражение такие специфические осо­бенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим об­разом связана не только с отдельными функциями (вос­приятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ре­бенка, темперамент, некоторые половые различия. Маль­чики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транс­портные средства (корабли, поезда, самолеты), мча­щихся всадников; девочки предпочитают изображать дома, природу. У мальчиков обнаруживается большее тяготение к динамическим построениям, у девочек же к статическим изображениям, они чаще в своем рисун­ке используют орнаментальное и декоративное оформле­ние, украшение.

На качество детского рисунка влияет общее физиче­ское и психическое состояние ребенка.

Основными средствами для выражения отношения к изображенному для ребенка служат линия и цвет. При этом цвет используется в этот период чаще линии. Кро­ме того, в качестве специальных выразительных средств ребенок использует орнамент и симметричные построе­ния, гиперболизацию или преуменьшение отдельных предметов, композицию.

Интересный материал был получен в исследованиях, где специально изучались особенности отношения детей к действительности на материале детских рисунков. Для изучения эмоционального отношения к окружаю­щему миру изучаются рисунки на темы, которые уже сами по себе требуют от детей выражения отношения к

действительности (например, «Самое прекрасное», «Са­мое безобразное», «Самое смешное» и т. п.).

Начиная с 5—6 лет дети подчас поражают само­стоятельным и многообразным решением заданных тем. «Красивое» для всех ребят разных стран — это то, что дает приятные зрительные впечатления (чистые, яркие цвета: желтый, оранжевый, красный, голубой, изумруд­но-зеленый; орнаменты; эмоционально пережитые явле­ния природы; красивые животные; хорошие, одобряемые окружающими поступки людей, результаты человеческой деятельности, несбывшиеся желания). «Некрасивое»— все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти); поступки, которые осуждаются, ревы, грязнули и т. д. «Некрасивое» часто оформляется темными красками.

В этом возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей собственной деятельности. Они овла­девают выразительными средствами различных худо­жественных направлений, усваивают социальный опыт и применяют его в своем изобразительном творчестве. «Ребенок,—подчеркивает психолог В. С. Мухина,— присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет».

Большое место в жизни шестилетних занимают и та­кие виды художественной деятельности, как лепка и ап­пликация.

Лепка. Она позволяет изобразить предметы в трех­мерном пространстве. В ходе лепки ребенок может пе­редать форму человека, животных, птиц, фруктов, посу­ды и т. п. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов (глина, пластилин) позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительно­сти образа в лепке (так же как, впрочем, и в других ви­дах художественной деятельности) необходимо уделить особое внимание в работе с детьми шестилетнего воз­раста, Важно, чтобы ребенок этого возраста умел вы­лепить не просто фигуру человека, а человека опреде­ленного возраста, героев конкретной сказки — Буратино и Мальвину, Мальчиша-Кибальчиша, Незнайку, Дюй­мовочку, Айболита, Чебурашку и т. д. Он должен уметь передать движения человека, животных («Хоккей», «Мы играем в снежки», «Лыжники», «Гимнасты», «Тан­цуем на празднике» и т. п.); лепить небольшие скульп­турные группы из 2—3 фигур, отражая характер обра-

зов и динамику действий, пропорциональные соотноше­ния фигур и взаимоотношения между ними («Дед Мазай и зайцы», «Три медведя», «Колобок», «Парад» и т. д.).

Аппликация. Занимаясь аппликацией дети учатся вы­резать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орна­менты, наклеивать их на цветной фон. Наряду с индиви­дуальными работами шестилетки с удовольствием вы­полняют и коллективные композиции («Букет цветов», «Полянка», «Осенний сад», «Улица нашего города», «Беловежская пуща» и т. д.). Им под силу и крупно­форматные аппликации, которые могут быть использо­ваны для украшения зала, класса, лестничной площад­ки. Они создаются обычно при участии педагога, согла­совывающего действия детей с помощью определенного ориентира (эскиз и т. д.).

Для воплощения определенного образа необходимы конкретные умения. Так, шестилетки осваивают основ­ные приемы вырезания: от разрезания по прямой до ок­руглых форм. Педагог подводит детей к обобщенному пониманию способа вырезания любых предметов. Овла­девают они с помощью взрослого и силуэтным выреза­нием.

В процессе изобразительной деятельности развива­ется ручная умелость, зрительно-двигательная коорди­нация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска (глины, пластилина), одной линией конту­ра (в рисовании, аппликации).

Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способ­ствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам русских, украинских вышивок, росписей и др Однако формирование ручных умений — хотя и важная но не главная цель изобразительной деятельности шес­тилетних детей.

.Основное внимание педагогов при руководстве ху­дожественной деятельностью детей должно быть уделе но развитию личности ребенка, его способностей, эмо циональной, познавательной, волевой сфер. В процессе художественной деятельности активно формируется сенсорика шестилетки, его мышление, память, развиваете» художественный вкус, нравственные качества. Нельзя. упустить и прекрасную возможность, которую создаю!

все виды художественной деятельности для развития творческой активности детей.

Забота педагога—создать благоприятные условия для художественной деятельности детей. Важно, чтобы в группе (классе) были хорошо оборудованные зоны для художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельности, художественного труда. Специалисты об­ращают внимание взрослых на необходимость давать детям для их художественной деятельности материал хорошего качества, широко использовать цветную бума­гу. «Я считаю, — говорит народный художник РСФСР Н Н. Жуков,—что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообраз­но давать ребятам для работы цветную бумагу. К при­меру, если надо рисовать Африку — раздайте им оран­жевую бумагу, и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень—и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море—дайте зелено-голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают вол­ны и море, которое движется и живет. Принесите им черную бумагу и дайте задание изобразить ночной го­род. Когда ребята дотронутся белой краской до бума­ги, то на ней как бы сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращен процесс технической работы и значи­тельно усилен эмоционально-творческий момент, кото­рый и имеет основное значение для развития в ребенке увлечения и желания заниматься изобразительным ис­кусством».

Разнообразны формы организации художественной деятельности шестилетних—это уроки, самостоятель­ная деятельность, телевизионные передали, развлечения, праздничные утренники. Здесь воспитателю, учителю не­обходим целый ряд педагогических и специальных уме­ний. Назовем некоторые из них.

Гностические (связанные с познанием ребенка) уме­ния:

наблюдать все виды художественной деятельности детей и дать анализ ее развития;

изучатьпо продуктам художественной деятельности детей их способности, интересы, склонности и другие ин­дивидуальные особенности;

заметить «продвижение» ребенка в овладении худо­жественной деятельностью;

выделить детей, требующих особого внимания в раз-

витии конкретного вида художественной деятельности.

Конструктивные (связанные с проектированием раз­вития личности отдельного ребенка, группы детей в це­лом) умения:

обогащать детей впечатлениями, переживаниями с целью развития их художественной деятельности;

планировать художественную деятельность детей, определять близкие, средние и дальние перспективы в ее развитии;

отобрать материал, в наибольшей степени отвечаю­щий целям определенного вида художественной дея­тельности, и конкретного занятия в частности, грамотно размещать материал для самостоятельной художествен­ной деятельности детей в группе (книжный уголок, му­зыкальная зона и т. д.);

отобрать методы и приемы в работе с детьми, наибо­лее отвечающие их возрастным и индивидуальным осо­бенностям;

предусмотреть возможные затруднения детей в худо­жественной деятельности.

Коммуникативные (связанные с установлением пе­дагогически целесообразных взаимоотношений) умения:

вызывать эмоциональное отношение к предметам ок­ружающей действительности, художественным произве­дениям;

стимулировать образное мышление, создавать в про цессе руководства художественной деятельностью проб­лемные ситуации, решение которых детьми способство­вало бы созданию наиболее выразительных, точных ху­дожественных образов;

создавать в процессе руководства художественной деятельностью атмосферу сотворчества, вступать с деть­ми в личностно-деловое общение;

владеть мимикой, пантомимикой, жестами, вырази­тельностью речи, использовать данные умения как при прямом, так и косвенном руководстве, непосредствен­ном участии в художественной деятельности детей.

Организаторские умения:

организовывать художественную деятельность всей класса, отдельных групп детей;

быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различным, видами деятельности; заразить детей своей энергией, увлечь их художественной деятельностью,

Специальные умения:

умение рисовать, лепить, петь, танцевать, владеть кукловождением, конструировать, изготовить (при не­обходимости) нужный материал для данного вида ху­дожественной деятельности (развести краски, сделать декорации, костюмы и т. д.) и др.

Смешанные умения:

коммуникативно-гностические (умение проявить гиб­кость в ходе руководства художественной деятельностью детей; учитывать уровень развития художественных спо­собностей, положение ребенка в системе межлично­стных отношений; уметь дать оценку с учетом зоны ближайшего развития ребенка, указывающую пути и средства ее совершенствования, умение формировать до­ступные детям критерии оценки в области художествен­ной деятельности);

коммуникативно-организаторские (использовать иг­ру с целью создания положительного микроклимата в классе, включать в групповую художественную деятель­ность неуверенных, малопопулярных детей);

коммуникативно-специальные (умение грамотно со­четать показ приемов художественной деятельности с доступным детям объяснением и др.).

Конечно, не так просто овладеть этими умениями, но это нужно, если мы хотим, чтобы жизнь наших шести­летних учеников была полнокровной, интересной, ра­достной. Прав был В. А. Сухомлинский, утверждавший, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим на­учить его читать и писать, что от того, как будет чувст­вовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Именно в типичных для этого возраста видах дея­тельности — игровой, изобразительной, музыкальной — развиваются такие способности, которые трудно, а то и вовсе невозможно сформировать позже,

III РАЗДЕЛ

Наши рекомендации