Психология личности и межличностных отношений детей шестилетнего возраста

ГЛАВА VI. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

§ 1. Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребенка шестилетнего возраста

В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях.

С точки зрения одних психологов, личность — это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам К. К. Платонова, «это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, пережи­вания и отношения к нему».

Другие советские психологи подчеркивают, что лич­ностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уро­вень, как указывала известный советский психолог Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и пере­живать самого себя как единое целое, отличное от дру­гих людей и выражающееся в понятии «Я». Для такого уровня психического развития характерно также нали­чие у человека собственных взглядов и отношений, соб­ственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуж­дых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, из­менять ее в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л. И. Божович, которую мы разделяем, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять сво­им поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.

А как же тогда шестилетний ребенок? Является ли он личностью или нет? Может быть, здесь возникает противоречие?

Но это только на первый взгляд. А. Н. Леонтьев

4 Заказ 85 97

считал, что личность действительно рождается дважды, В первый раз это происходит в период «возрастной ре­волюции», когда трехлетний ребенок выставляет зна­менитый лозунг: «Я сам!» Второй раз—когда, по вы­ражению А. Н. Леонтьева, возникает сознательная личность.

-"•"'"Возраст 6—7 лег является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта — единство личности.

Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окру­жающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Чем же определяются отношения шестилетнего ре­бенка с окружающими людьми, что лежит в их основе?

По мнению советских психологов, потребности ре­бенка, даже самого маленького, не сводятся к его ор­ганическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает склады­ваться потребность в общении с людьми— особая потребность не биологического, а социального характера. Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в пер­вые годы жизни.

Экспериментальные исследования, проведенные в ла­боратории ранних этапов развития психики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руковод­ством М. И. Лисиной, доказали, что на протяжении пер­вых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых: непосредственно-эмоциональное, деловое, вне­ситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное общение. \

Первоначально возникает непосредственно-эмоцио­нальное общение, в основе которого лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном к себе отно­шении со стороны окружающих его людей.

В дальнейшем (уже с конца первого года жизни) все отчетливее складывается потребность не только в ласке, но и в сотрудничестве со взрослым ради быстрейшего достижения наилучшего результата в практической или

игровой деятельности. Ее ребенок удовлетворяет в зна­чительной степени в процессе делового общения. Кста­ти, не следует думать, что в деловое общение вступает только малыш раннего возраста. Им широко пользует­ся и шестилетний ребенок. Ведь многое он еще не умеет делать, поэтому ему необходимы умения и знания о том, как и что делать с предметом (пришить пуговицу, при­готовить винегрет, сделать игрушку на елку), как при­готовить и держать в порядке свое рабочее место и мно­гое, многое другое.

Кроме деловых контактов со взрослыми (просьба о помощи, приглашение к совместной деятельности, обра­щение за разрешением, за оценкой результатов деятель­ности и т. д.), шестилетний ребенок вступает также с ними и во внеситуативное общение, которое может быть познавательным и личностным,.

При познавательном общении ребенок обсуждает со взрослым предметы и явления мира вещей (сообщения новостей, вопросы о непонятном, просьбы почитать рас­сказ, фантазии). Основным мотивом этого типа обще­ния является стремление ребенка к общению со взрос­лым ради получения новой информации или обсуждения с ним причин разнообразных явлений окружающего мира.

При личностном общении предметом обсуждения яв­ляется человек (сообщение ребенка о своем эмоцио­нальном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чув­ствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки распросить взрослого о нем самом).

В основе этого вида общения лежит потребность ре­бенка во взаимопонимании и сопереживании. Этот вид общения, как мы уже говорили, в наибольшей степени подготавливает ребенка к позиции школьника. Именно общение, его содержание и являются наиболее важным моментом, определяющим развитие отношений детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содер­жание общения, уровня потребности в котором он уже достиг. «Дело в том,— комментирует результаты своего исследования М. И. Лисина,—что, общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со взрос­лыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму. Точнее говоря, он оказывается в пре­делах «зоны ближайшего развития», где сотрудничест­во с превосходящими его по опыту и знаниям партне-

рами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Следовательно, именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области, благодаря общению подготавливается смена предыду­щей деятельности последующей, более высокой по свое­му развитию».

Нередко учителя удивляются: из одной и той же семьи приходят к ним в класс такие разные дети! Дей­ствительно, почему в одной и той же, на первый взгляд, среде формируются люди с разным нравственно-психи­ческим обликом, развиваются разные личности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить само по­нятие «среда развития личности». Что является «строи­тельным материалом» личности — все, что окружает ре­бенка, или только определенные элементы окружающе­го? Очень убедительный ответ на этот счет содержат наблюдения ученых за развитием однояйцевых близне­цов. (Эти данные особенно ценны еще и потому, что у таких близнецов совершенно одинаковая наследствен­ность и все различия, которые у них обнаруживаются на протяжении жизни, зависят только от среды и воспита­ния.)

Оказывается, в одной и той же обстановке, в одной семье из таких близнецов вырастают люди, похожие друг на друга внешне, но различные по психологическим качествам. Дело в том, что в пределах одной и той же внешней среды каждый ребенок как бы создает вокруг / себя обстановку, свою личностную микросреду, слож­ную сеть отношений с окружающими. При этом даже незначительная на первый взгляд разница в отношениях к ребенку со стороны родителей может привести к за­метным различиям в развитии личности. ^"ТТа каждом новом этапе жизни личность оказывает­ся в новой социальной ситуации, в новой-'микросреде, но­вой группе. Сначала, как правило, это семья, потом — группа детского сада, школьный класс, группа ПТУ, студенческая группа, производственная бригада, нако­нец... кружок пенсионеров. Это, так сказать, продольный срез.

Что же происходит, когда наш шестилетка вступает на новую для себя ступеньку—поступает в первый класс? Здесь оказываются «не на равных» те шестилет­ки, которые были в детском саду и обучались грамоте там, где все им было привычно, где они были самыми старшими; и те, кто пошел в первый класс не из детского

сада, для которых школа — новая среда и они в шко­ле — самые младшие. Это тоже следует учитывать педа­гогам.

А теперь рассмотрим поперечный срез: проследим, в каких объединениях находится ребенок в этот переход­ный период — 6 лет. Начнем с семьи.

Ее особая значимость объясняется тем, что само­стоятельность ребенка относительна, его благополучие да и сама жизнь зависят от заботы и помощи воспиты­вающих его взрослых людей.

Одобрение и неодобрение со стороны родителей име­ют значительную побудительную силу для ребенка. Пси­хиатры и медицинские психологи утверждают, что вос­питание в условиях строгих, но противоречивых требо­ваний и запретов может способствовать возникновению невроза навязчивых состояний и психастении (15, 43). В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может сво­бодно проявлять не только свою радость и т. п., он мо­жет и поплакать, не боясь, что над ним будут насме­хаться. Этим и создается чувство «полной защищеннос­ти» в семье, о котором писал А. С.-уМакаренко^

Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, забот­ливости, чувствовал пренебрежение к себе. Белорусский психолог Г. М, Красневская изучала неуверенных в себе-учащихся первого класса. Это были дети в большинстве своем замкнутые, робкие, пассивные, беспомощные, с низкой самооценкой и уровнем притязаний. Инициативы они, как правило, не проявляли, речь их была робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то их и вообще не было. Поиски причин неуверенности этих детей привели исследователя в их семьи. В них обнару­жились определенные тенденции в отношении родителей и детей, которые проявлялись еще и до поступления ре­бят в школу. Родители неуверенных в себе детей стре­мились изолировать своего ребенка от детского окру­жения, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое на­зидание и морализирование с целью приучения к хоро­шему, положительному; оскорбление, унижение, высмеи­вание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноцен-

ности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбина­циях, эти особенности отношений отрицательно влияли на развитие личности, способствовали формированию не­уверенности ребенка в своих силах.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье (89 и др.). Замечено, что в семьях, где преоблада­ет «демократический стиль», дети чаще проявляют дру­жеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоцио­нальности, доверия к людям в своих социальных взаи­моотношениях, нежели их сверстники из «авторитар­ных» семей.

В ряде исследований установлено влияние особен­ностей семьи на статус ребенка в группе сверстников. Выяснилось, что более благоприятные условия семейно­го воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родите­лями, демократический стиль руководства, теплота от­ношений с детьми и т. п.) сочетаются с высоким социо-метрическим статусом шести-семилетнего ребенка среди сверстников в детском саду, а неблагоприятные—с низким. Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним и их пробле­мам, равно как и проявление (или непроявление) забо­ты и внимания к ним, имеет большое значение для фор­мирования морального облика шестилетнего человека.

Важное значение для психического развития шести­летнего ребенка имеет общение его с другими детьми. «Одним из решающих факторов общественного воспита­ния детей,—отмечала А. П. Усова,—является само об­щество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых та­кое общество может складываться и развиваться даже и на ранних ступенях общественного развития детей... Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требо­ваниями, связями, завоевывающий свое место в этом об­ществе».

Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязан­ности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к воз-

никновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, людям вооб­ще), мнительности, враждебности, стремлению к уеди­нению.

Положение в группе определяется как личностными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились в группе. Особой любовью, популяр­ностью среди шестилетних детей пользуются, как пра­вило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и ор­ганизовывать игры, общительные, развитые в умствен­ном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоя­тельные, владеющие навыками, необходимыми для раз­ных видов деятельности, веселые, эмоциональные, имею­щие привлекательную внешность, аккуратные и опрят­ные.

В число наименее популярных входят дети, харак­теризующиеся, как правило, противоположными качест­вами. Это часто дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные или же, напротив,—сверхоб­щительные, назойливые, агрессивные. Они нередко оби­жают сверстников, дерутся, толкаются, вызывая неудо­вольствие сверстников.

«Непопулярные» шестилетки нередко отстают в раз­витии от своих сверстников, безынициативны, иногда страдают недостатками речи, внешнего вида. Выявив таких детей, педагогу следует задуматься—а не вино­ват ли и он, что эти ребятишки попали в число «непопу­лярных»? Нужно пересмотреть свое отношение к ним. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в число «непопулярных» в этом возрасте входят, как правило. дети, которых учителя и воспитатели сами не любят (конечно же, такое отношение к ребенку не проходит бесследно и для других детей).

Кстати, и появление «звезд» не обходится без учи­теля. Только всегда ли в их число попадают действи­тельно самые достойные? Педагогу важно знать, за какие качества, поступки дети добиваются своего лидер­ства, на чем основан их авторитет. Ведь если повнима­тельней приглядеться, не всегда ценностные установки «популярных» детей являются положительными. Иногда в роли лидера может выступать и малолетний «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими за-

датками, физически крепкий, такой лидер нередко при­нимает в свою игру или заступается за более слабого сверстника лишь за определенную «взятку», плату («Ес­ли ты мне дашь свой значок», «Если дашь мне свой бу­терброд и яблоко...» и т. п.). Педагогам важно изучить структуру класса, группы шестилеток с тем, чтобы целе­направленно влиять на детские взаимоотношения.

Конечно, ни учитель, ни воспитатель не могут «при­внести» в ребенка доброту, честность, умение играть, трудиться, не могут «передать» знания и другие ценные качества одними своими усилиями, минуя деятельность самого ребенка. Известный советский психолог Г. С. Костюк пишет: «Искусство педагогического воз­действия заключается в том, чтобы вызвать и направить это самодвижение, самодеятельность ребенка, его ини­циативу, творческую активность, не только помогать ему успешно разрешать возникающие в его жизни про­тиворечия, но и планомерно способствовать их созда­нию». Так что умелое создание противоречий тоже явля­ется фактором развития личности ребенка.

Наши рекомендации