Художественно-речевая деятельность

Художественно-речевая деятельность шестилетних детей разнообразна: они слушают и пересказывают сказ­ки, рассказы, пытаются сами их сочинить, читают наизусть стихи, пословицы, поговорки. Художественно-речевая деятельность тесно переплетена с театрально-иг­ровой, в процессе которой дети драматизируют неболь­шие художественные произведения, фрагменты из них, ставят кукольные спектакли.

Но прежде—слушание. В шестилетнем возрасте значительно увеличивается круг художественных произ­ведений, с которыми знакомятся дети. В него входят бо­лее сложные по содержанию и художественной форме произведения. Значительно усложняется сама деятель­ность слушания, ознакомление с художественным про­изведением. Дети уже умеют сосредоточиваться и вни­мательно слушать большие произведения, объяснять свое отношение к содержанию, к отдельным персонажам. Ребенок уже дифференцирует жанры литературных произведений, оказывает предпочтение некоторымизних,

Внимание детей педагог акцентирует уже не только на смысловой, но и все чаще на художественной сторо­не произведения, добивается образного восприятия деть­ми идейного содержания, осознания жанрового своеоб­разия, восприимчивости к стилевым особенностям (ге­роические, лирические, юмористические, фантастические произведения и др.).

Углублению процесса восприятия сказки, стиха, рас­сказа способствует уместное использование педагогом произведений изобразительного и музыкального искус­ства. Ценно, если одну и ту же сказку дети слышат от воспитателя, рассматривают иллюстрации нескольких художников к ней, смотрят созданные по ней диафиль­мы, кукольный спектакль по данной сказке.

Для педагога восприятие детьми художественного произведения—важный показатель их развития. «Ребе­нок должен быть ребенком,—писал В. А. Сухомлин-ский.—Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхище­ния у него в глазах пренебрежение—это значит, что в детской душе что-то надломлено, и много сил надо при­ложить, чтобы выпрямить детскую душу» (79, 37).

Значительное место в художественно-речевой дея­тельности шестилетниа-эанимают и такие ее виды, как выразительное чтение наизусть, пересказ, рассказыва­ние. Развитию образности и выразительности детской речи, активизации поэтического слуха у детей способст­вуют различные приемы. Здесь загадывание и отгады-вание загадок; чтение наизусть пословиц и поговорок, дающих возможность ребенку приобрести навык крат­ко, ясно и образно выражать свои мысли, чувствовать мелодичность и ритм речи; придумывание определений к заданному слову (лиса — хитрая, рыжая, длиннохвос­тая и т. д.); рифмовка отдельных текстов (подушка — лягушка, бочка—точка и т. п.); подбор синонимов и антонимов (высокий—низкий, белый—черный, доб­рый—злой и т. п.). Большое внимание педагог дол­жен уделить и технике речи (правильному дыханию, четкой дикции, умению управлять своим голосом и т. д.). С этой целью в работе с детьми шестилетнего возраста широко используются скороговорки. Способствуют раз­витию интонационной выразительности, техники речи и специальные упражнения, занятия с детьми. Вот не­сколько упражнений такого характераиз работы И. С. Кофман.

Саша отстал в лесу от своих товарищей и заблудил­ся. Он зовет их.

Костя нашел лисью нору. Он зовет товарища по­смотреть находку.

Прочитав каждый пример детям, нужно им объяс­нить, что и в первом и во втором случае нужно звать. Но звать нужно по-разному, так как в первом случае мальчик испугался, он заблудился и боится, что никто его не услышит. Во втором случае никакой опасности нет. Действие тоже происходит в лесу. Предложить де­тям (по очереди) подумать, кто и как будет звать, что­бы не потерять друг друга.

Хорошо, если педагог не только сам выразительно чи­тает, рассказывает, но и предоставляет детям возмож­ность послушать стихи, сказки в исполнении автора-пи­сателя, поэта, мастеров художественного слова в виде звукозаписи.

Рассказывание—один из любимейших видов худо­жественно-речевой деятельности шестилетних детей. Используются разные виды его—по картине, по игруш­ке, по словесному образцу и т. д. Особое место в работе с шестилетними занимает придумывание историй, ска­зок (71).

Музыкальная деятельность

С удовольствием занимаются шестилетние дети и му­зыкальной деятельностью: восприятием музыки, испол-нительством, сочинительством и т. д. Каждый из этих видов музыкальной деятельности оказывает влияние на развитие музыкальных способностей, личности ребенка в целом.

В 6—7 лет ребенок уже способен выслушать музы­кальное произведение до конца, запомнить и узнать его, различить его основную тему и характер, яркие средст­ва музыкальной выразительности. Восприятие музыки как вида деятельности включает также восприятие деть­ми музыки в связи с ее последующим исполкительством, музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей. В восприятии музыки тесно переплетаются интеллектуальное и эмоциональное начала.

Детское музыкальное исполнительство включает пе­ние, музыкально-ритмическое движение, игру на музы­кальных инструментах. Пение является первым и наи­более доступным видом музыкальной и исполнительской

деятельности. В процессе пения не только успешно раз­виваются музыкальные сенсорные способности (особен­но музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, певческий голос), но и формируется эстети­ческое отношение к окружающему, музыке. Широко рас­пространена в дошкольном возрасте и музыкально-рит­мическая деятельность детей. В процессе ритмических музыкальных игр, упражнений, танцев дети учатся пе­редавать музыкальные образы а движении. Благоприят­ное воздействие этот вид деятельности оказываетнетолько на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненно­го тонуса ребенка. Как верно отмечал еще основатель системы ритмического воспитания швейцарский педагог и композитор Ж. Далькроз, «урок ритмической гимнас­тики должен приносить детям радость, иначе оь теряет половину своей цены».

Все шире используется в этом возрасте и такой вид исполнительства, как игра на детских музыкальных ин­струментах. При этом используют не только самые прос­тые ударные игрушки и инструменты (погремушки, ко­локольчики, бубен, треугольники, барабан), но и мегал-лофоны, цитры, триоли, флейты и др. Этой деятель­ностью дети занимаются как индивидуально, так и в группе (небольшом ансамбле, оркес1ре).

В шестилетнем возрасте детские музыкальное испол­нительство становится все более выразительным. Это проявляется в развитии способности искренне и непос­редственно выражать эмоциональное содержание музы­ки, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музыкальном инструменте.

Особое место в музыкальной деятельности детей за­нимает сочинительство (песенное, музыкально-игровое и танцевальное), импровизация на детских музыкаль­ных инструментах.

Включаются дети шестилетнего возраста и в музы­кально-образовательную деятельность, в процессе кото­рой они овладевают музыкальной грамотой.

Наши рекомендации