Сначала необходимо обработать и проанализировать собранные материалы. Обработка и анализ материалов, собранных в торговых организациях, проводится в несколько этапов.

а) Упорядочение материалов. Информация, собранная в торговых организациях, должна быть обобщена для удобства хранения и использования. Если проводились исследования по нескольким торговым организациям, то весь собранный материал (прайс-листы, табличные формы, схемы, фотографии и т.д.) целесообразно разместить в определенной последовательности в отдельных папках с указанием названия магазина, города и т.д. По отдельному торговому предприятию материалы группируются по однородным признакам в соответствии с планом разработки темы. Такое упорядочение исходных данных облегчает их обработку.

б) Расчистка материала проводится с точки зрения возможности и целесообразности его использования (отсеивается лишнее – не относящееся к теме исследования или данные, собранные в недостаточном объеме).

в) Обработка цифровых данных – составляются таблицы, графики, диаграммы, рассчитываются относительные и средние величины, проводится группировка по однородным признакам – т.е. создается новая информация.

В исследованиях, связанных со сбором информации в торговой организации, особое место занимают табличные информативные документы. Эти документы могут быть разработаны в виде раздельной или сводной табличных форм (табличные формы лучше продумать и заготовить заранее).

В том случае, если перечень изучаемых показателей по обследуемым предприятиям или организациям сравнительно небольшой, целесообразно их собирать в единой табличной форме (образец формы сбора показателей приведен в Приложении 2). Если же круг показателей обширный, то возможна разработка нескольких табличных форм – при этом группировка показателей производится на основе отдельных вопросов (разделов) темы или на основе характеристики отдельных сторон деятельности организации (например, сводная таблица по ассортименту одной из групп товаров, реализуемых ТО).

Если объем собранной информации значительный, то может возникнуть необходимость его компьютерной обработки.

Первичная информация экономического характера подвергается статистической обработке. Статистическая обработка позволяет не только выявить количественные связи, но и повышает их достоверность, создает базу для последующего анализа.

Обычная обработка результатов многофакторного процесса (к которым относится процесс торговли) начинается с определения существования связи между фактором и откликом (корреляционный анализ), а затем и определение функциональной зависимости этой связи (регрессионный анализ).

Фактор – это измеримая величина, принимающая в некоторый момент некоторое определенное значение и соответствующая одному из возможных способов воздействия на объект. Каждый фактор имеет определенную область изменения, которая ограничена экономическими условиями.

При проведении факторного анализа большую помощь оказывает построение динамических рядов и графиков. Динамический ряд представляет собой последовательность значений экономического показателя во времени. Различают интервальный ряд со значениями показателя за определенные промежутки времени (например, товарооборот по месяцам) и моментный ряд, где значения показателя могут приводится только на определенные даты (например, численность работников).

Предварительная обработка динамических рядов для последующего их анализа и сопоставления заключается в вычислении относительных чисел и графическом их изображении. Графическая обработка материала позволяет не только представить результаты исследования в наглядной форме, но и определять эмпирические соотношения между величинами.

Если на графике ясно заметно изменение уровня динамического ряда, то представляет интерес его «выравнивание» и определение «тренда» – кривой, характеризующей общую тенденцию изменения динамического ряда (др. методы рассматриваются в курсе статистики).

Вся полученная информация, как первичная, так и новая, требует проверки с точки зрения ее доказательности, т.е. логического соответствия конечных результатов материалу.

3.6. Обоснование выводов и рекомендаций.

Осмыслив результаты анализа полученных материалов, студент приступает к наиболее сложному этапу исследования – обоснованию выводов и рекомендаций.

Наши рекомендации