Критерии оценки выпускной квалификационной
(курсовой) работы
При выставлении итоговой оценки оценивается доклад студента, его ответы на вопросы членов комиссии, заключительное слово студента, отзывы научного руководителя и рецензента (для ВКР).
К основным критериям оценки относятся:
1. навыки и умения, продемонстрированные автором работы;
2. актуальность темы исследования и обоснованность ее выбора;
3. корректность формулировки названия, цели и задач работы и соответствие им содержания работы;
4. самостоятельность подхода к раскрытию темы, в том числе формулировка и обоснование собственного подхода к решению рассматриваемых проблем,
5. логичность и структурированность изложения материала, включая качество введения и заключения, соотношение между частями работы, между теоретическими и практическими аспектами исследования;
6. качество проведенного анализа и умение пользоваться методами научного исследования, включая качество анализа имеющихся в литературе подходов к исследованию рассматриваемых проблем, обоснованность и качество применения количественных и качественных методов исследования;
7. практическая значимость работы;
8. корректность использования источников, в том числе соблюдение правил составления списка литературы, актуальность источников, использование источников на иностранных языках;
9. корректность оформления работы и презентации (соответствие требованиям);
10. аккуратность оформления, отсутствие в тексте орфографических и грамматических ошибок (особенно при использовании специальной терминологии);
11. понимание вопросов, задаваемых студенту членами комиссии, умение вести научную дискуссию и общий уровень культуры общения с аудиторией во время защиты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные научные понятия
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы.
Гипотеза – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, содержащее теоретическое оформление предполагаемых результатов исследования.
Гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1. соответствие фактам;
2. проверяемость;
3. простота;
4. приложимость к более широкому кругу проблем.
Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение в ней носит проблематичный характер. Гипотеза может быть корректной или некорректной по отношению к проблеме исследования. Гипотеза имеет двусоставную структуру:
а) Это может быть эффективным
б) если …
Положения гипотезы могут быть неочевидны, их необходимо доказывать.
Рабочая гипотеза – это временное предположение, необходимое для систематизации материала квалификационного исследования.
Задачи исследования – это пути доказательства гипотезы, доказательства своих предположений. Задачи ставятся на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки ее состояния в практике. Анализ составления теории и практики решения проблемы предполагает в первую очередь широкое ознакомление с научной литературой.
Можно примерно выделить следующие виды задач:
1. Задачи, связанные с решением определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (выявление сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития, критериев эффективности).
2. Задачи, нацеленные на экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, недостатков, их причин и т.д.
3. Задачи, направленные на обоснование необходимой системы мер для решения поставленной педагогической проблемы или на построение модели объекта.
4. Задачи, направленные на эксперимент, проверку предложенной системы мер или разработку модели с точки зрения ее соответствия критериям оптимальности.
Исследование научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, доказательностью и точностью.
Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, определяющая цели и задачи исследования и указывающая пути его ведения.
Метод – способ достижения поставленной цели, совокупность приемов и операций, направленных на решение поставленных задач и доказательства гипотезы. Выбор методов определяется спецификой поставленных задач. Намечается логическая последовательность этапов проверки выдвинутой гипотезы, т.е. намечаются адекватные задачи каждого этапа, методы и процедуры.
1. изучение и анализ методических источников по теме исследования;
2. изучение и обобщение педагогического опыта;
3. моделирование;
4. эксперимент.
По цели исследования все методы делятся на две основные группы:
1. Методы эмпирического исследования
а) Частные методы (изучение литературных источников, документов, практической деятельности; методы педагогического наблюдения; методы устного и письменного опроса; методы экспертных оценок; тестирование; создание педагогических ситуаций и др.)
б) Общие методы (обследование, обобщение и изучение педагогического опыта; педагогический эксперимент)
2. Методы теоретического исследования
Методика – это пути и средства достижения намеченных целей, логика построения исследования, пути доказательства гипотезы.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это часть реальной действительности, на которую направлено познание исследователя. Объект исследования выступает как данное, а предмет как то, что отыскивается.
Предмет исследования – все, что находится в границах предмета исследования в определенном аспекте рассмотрения, т.е. та часть объекта исследования, которая исследуется конкретно и что предполагается изменить.
Например:
Объект: Методы обучения
Предмет: Методыразвивающегообучения
Практическая значимость – возможность применить результаты исследования в учебном процессе, в практической деятельности специалистов соответствующей отрасли.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.
Теоретическая значимость – возможность применить результаты исследования в качестве теоретической основы для новых исследований, раскрыть новые, ранее неизвестные закономерности.
Теория научная – система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой идеализированное представление действительности.
Цель – это мысленное представление возможного результата.
В перечень целей могут входить:
1. Обоснование новой педагогической закономерности
2. Выявление педагогических условий
3. Отбор оптимального объема
4. Обоснование новых методов, норм, приемов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дежурные фразы
1. Теоретические вопросы, связанные с ... , нашли освещение в ряде исследований по проблемам ....
2. Изучение результатов исследований ... (имена ученых) ... и наш педагогический опыт показывают, что ....
3. Исследования доказывают, что возможности, которыми обладает ... , что позволяет ....
4. Анализ теоретических исследований по вопросам ... свидетельствует о том, что ....
5. Важными с позиции нашего исследования являются ....
6. Исследование показало, что ....
7. В ходе исследования нами выявлены ....
8. Большое значение в поиске таких ... для нас имели ....
9. По нашим наблюдениям ....
10. Из анализа литературы по вопросам ... следует, что многие исследователи ....
11. Анализ психолого-педагогической литературы дает основание считать, что
12. С позиции нашего исследования мы избрали ....
13. ... что бесспорно является ... и не может не учитываться в качестве важнейшей предпосылки для нашего исследования.
14. ... послужили основанием для ...
15. ... его основу составляют ...
16. Рассматривая ... с позиций целостности, ....
17.Руководствуясь концепцией ... в нашем исследовании, мы решали задачи построения структурно-функциональной модели ....
18. В связи с этим нам необходимо было прежде всего рассмотреть основные понятия ....
19. В литературе ... это ... трактуется как ...
20. Значимыми для нашего исследования явились работы ученых ..., которые...
21. Анализ публикаций, отражающих имеющийся опыт показал, что ....
22. Для нашего исследования, в плане выявления теоретических предпосылок ... представляет интерес ....
23. Много внимания зарубежные авторы уделяют исследованию проблем ... каждое из направлений исследования подчинено оной глобальной задаче - ....
24. С учетом этих положений ... рассматривается нами как ....
25. На основе вышесказанного приходим к выводу о том, что ....
26. Все рассмотренное выше, позволяет выделить ....
27. Как показало наше исследование, ....
28. Но прежде чем разработать ..., мы считали целесообразным провести ....
29. Если придерживаться мнения ... об ... и исходить из ..., тогда ...
30. Проведенный анализ научной литературы показывает, что ... не рассматривается как непрерывный процесс и еще не стал предметом социального исследования.
31. В психолого-педагогической литературе четко не определены критерии и показатели ....
32. Согласно утверждению ....
33. Трудно не согласиться со мнением ... , который считает, что ....
34. Для более полого исследования данного вопроса нам представляется необходимым ....
35. Следует обратить особое внимание на высказывание ... о том, что ....
36. Сущность понятия «...» ученый (имя ) определяет как ....
37. Эти краткие и наиболее общие положения о ... нуждаются в ряде пояснений. Прежде всего необходимо выявить ....
38. Не менее важным для нас является высказывание (имя) о том, что ....
39. Для нашего исследования представляется интересным высказывание, заключающееся в следующем ....
40. Подобной точки зрения придерживается ....
41. По мнению многих исследователей ....
42. ..., как замечает автор, ....
43. Продолжая исследование данного вопроса необходимо отметить, что ....
44. Между тем, логика исследования вышеизложенной темы требует анализа проблемы ....
45. В свете вышесказанного мы не можем согласиться с ..., по мнению которых …
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оформление титульного листа
Министерство образования и науки РФ
Кузбасская государственная педагогическая академия
Факультет иностранных языков
Кафедра английского языка и методики преподавания
_______________________________________________________
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ