Оценка младшими школьниками эмоционального статуса членов семьи (в процентах)
Объекты | Дети | |||||
нормативно развивающиеся | С задержкой психического развития | |||||
проживающие в родительской семье | проживающие в интернате | |||||
счастл. | несчастл. | счастл. | несчастл. | счастл. | несчастл. | |
Мать | 35,0 | - | 31,8 | 9,1 | 41,8 | |
Отец | 5,0 | - | 9,1 | 22,8 | 8,3 | 25,1 |
Я | 20,0 | 10,0 | 18,2 | 9,1 | - | 8,3 |
Сибсы | 10,0 | 5,0 | 9,1 | 4,5 | - | 8,3 |
Прародители, родственники | 10,0 | 25,0 | 4,5 | - | 16,6 | 33,3 |
Все | 15,0 | - | 18,2 | - | 25,0 | - |
Никто | 45,0 | - | 50,0 | 8,3 | 25,0 | |
Животные | - | 10,0 | - | - | - | |
Не знаю | 5,0 | 5,0 | 9,1 | 4,5 | - | - |
Прежде всего необходимо отметить, что поставленные вопросы оказались в зоне актуального сознания практически для всех детей, участвовавших в эксперименте: из 55 человек лишь трое не знали, что ответить на поставленные вопросы.
Самой счастливой младшие школьники считают маму. Несчастной воспринимали свою маму лишь два ребенка с задержкой психического развития, живущие в родительской семье.
Анализ суждений учащихся выявил как сходство, так и различие оснований, по которым дети разного уровня интеллектуального развития считают счастливой свою маму. Нормативно развивающиеся младшие школьники причину счастья матери объясняют через перечень ее личностных качеств («Потому что она добрая», «...веселая»), указания на помощь, оказываемую ребенку («Она со мной занимается»), на профессию матери («Мама счастливая. Она учительница»).
Дети с задержкой психического развития, постоянно живущие в родительской семье, как и нормативно развивающиеся школьники, мотивировали счастье матери ее привлекательными ее личностными качествами («добрая», «не грустит»), возрастом («она молодая еще»), успехами на работе («ей премию на работе дали»), а также семейными радостями («У нее есть семья», «Она родила ребеночка»).
Дети с задержкой психического развития, живущие в интернате, не связывали понимание счастья матери с ее личностными качествами, а указывали на свое положительное к ней эмоциональное отношение («Ее больше всех люблю»). С их точки зрения, мама счастлива, так как может осуществлять различную деятельность («Она все готовит, все делает», «Покупает каждый день»), обеспечена материально («У нее много одежды»). Эмоциональное неблагополучие матери дети связывали с внешними причинами: «Мама несчастная, потому что живем с соседями в квартире».
Невелико количество детей, фиксировавших свое внимание на позитивном эмоциональном статусе в семье своего отца (5,0; 9,1; 8,3 %). Нормативно развивающиеся младшие школьники вообще не упоминают о его негативном положении. Ни один из этих детей не оценивал эмоциональный статус своих родителей
107
как негативный. В то же время почти четвертая часть их сверстников с задержкой психического развития считала несчастными своих отцов (0; 22,8; 25,1 %).
Отрицательное эмоциональное состояние отца школьники, живущие в интернате, объясняли его болезнью («Перебитый: в армии служил») или тяжелой прошлой жизнью — «Он годик сидел» (был в заключении). «Домашние» дети связывали дискомфорт отца с семейными неурядицами («Мама его ругает», «Он не живет на даче, а ездит туда-обратно»), с его личностными качествами («Несчастный, потому что он злой»). Вместе с тем мы затрудняемся в интерпретации таких суждений, как «Папа несчастный: он никого не родил».
Детьми с задержкой развития, проживающими в родительской семье, примерно одинаково оценивался положительный эмоциональный статус отца, сибсов, дедушек и бабушек.
Особого внимания заслуживает эмоциональная оценка школьниками своего «Я» в семье. Считают себя счастливыми менее четверти нормативно развивающихся младших школьников и их сверстников с задержкой психического развития, проживающих в родительской семье (20,0 и 18,2 %). Невелика оценка позитивного эмоционального статуса своих братьев и сестер (10,0 и 9,1 %). Ни один ребенок с задержкой психического развития, проживающий в интернате, не назвал себя или сибсов счастливыми (см. табл. 13).
При этом в ответах всех детей, участвовавших в эксперименте, присутствовали утверждения того, что «в семье все счастливые» или «несчастных нет». Количество таких суждений у нормативно развивающихся школьников и у их живущих в родительской семье ровесников с задержкой психического развития одинаково. У детей, проживающих в интернате, подобных утверждений значительно меньше (см. табл. 13).
Причины, по которым нормативно развивающиеся школьники считают себя счастливыми, разнообразны: возможность удовлетворять познавательные интересы («Много раз был в музеях»), возможность играть со сверстниками, крепкое здоровье («Редко болею»), безоговорочная любовь родителей («Папа и мама меня
любят»). У отстающих в развитии детей единственным мотивом ощущения собственного счастья является хорошая успеваемость («Я самый счастливый: в школе хорошо учусь»).
Приступая к анализу мотивов, обусловливающих, по мнению младших школьников, неблагоприятное эмоциональное состояние членов родительской семьи, напомним прежде всего об утверждении многих младших школьников о том, что в их семьях нет несчастных, а также о том, что ни один нормативно развивающийся ребенок не дал негативной оценки эмоционального статуса своих родителей (см. табл. 13).
Отсутствие в семье несчастных нормально развивающиеся дети объясняли царящими в семье миром и взаимопомощью: «Мы никогда не ссоримся», «Живем мирно», «Живем хорошо, дружно», «Друг другу помогаем». Школьники с задержкой развития также ссылались на хороший эмоциональный климат в семье («Все счастливые: у нас все веселые», «Пока всем хорошо») и на совместное времяпрепровождение («Гуляем в лесу вместе»).
Как отмечалось выше, немногие младшие школьники считали себя несчастными. Это состояние они связывали, как правило, со школьными неуспехами или невниманием со стороны родителей («Иногда плохие отметки», «Потому, что со мной не занимаются», «Мама не берет на прогулку»).
Несчастными считали своих сестер и братьев небольшое количество детей, участвовавших в эксперименте. Нормативно развивающиеся дети и живущие в интернате их сверстники с задержкой психического развития уделяют внимание эмоциональному состоянию своих бабушек и дедушек, чего не делают дети с задержкой психического развития, проживающие в родительских семьях. У нормативно развивающихся младших школьников сочувствие вызывали также животные.
Анализ мотивов утверждения «Все счастливые» выявил как их различия, так и сходство у разных групп испытуемых. Нормативно развивающиеся школьники считали, что положительный эмоциональный тонус всех членов семьи определяется самим фактом существования семейного сообщества («Все вместе живем»), а также самостоятельностью в общении каждого члена
семьи («У всех есть свои друзья»). Для детей с задержкой психического развития, постоянно живущих в родительской семье, счастье всех членов семьи определялось отсутствием невзгод («Нет неприятностей»), материальной обеспеченностью и общей занятостью («У нас все есть», «Все работают»).
Школьники с задержкой развития, живущие в интернате, говоря о том, что счастливы все, имеют в виду тех, кто живет дома, то есть исключают себя из всех тех, кто счастлив: «Все счастливые, потому что у них дома красиво», «Все счастливые, они дома радуются малышу».
Счастье отца, по мнению всех групп младших школьников, принимавших участие в эксперименте, обусловлено его способностью заботиться о семье («Он все нам делает») или, наоборот, полной свободой от каких-либо семейных дел («Ему ничего не надо делать»). Счастье бабушек и дедушек определяется детьми через их материальный достаток («Получает много денег», «У нее много яблок»). Эмоциональное благополучие старших братьев и сестер обусловлено, по мнению детей, их материальным преимуществом («Сестре все покупают», «Деньги ему дают») или реальной самостоятельностью («Он куда угодно ходит», «Она школу закончила»).
* * *
Представленный в главе экспериментальный материал позволил сделать некоторые обобщения, подводящие итоги данной главы.
♦ Младшие школьники с задержкой психического развития достаточно полно и адекватно воспринимают внутрисемейные отношения и свой статус в семье.
♦ Экспериментальные данные свидетельствуют, что количественные показатели восприятия семьи, своего положения в ней, эмоционального статуса матери сходны у старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития и у их нормативно развивающихся сверстников.
♦ У изучаемых групп детей, постоянно проживающих в семье, одинаков вектор возрастных изменений представлений
о семье и о своем положении в ней. Значительные отличия в восприятии семьи обнаруживаются у детей, в течение недели живущих в школе-интернате, то есть вне семьи.
♦ Большинство младших школьников не удовлетворены своим внутрисемейным положением. Счастливыми считают себя менее четверти обследованных детей, постоянно живущих в родительской семье.
Ни один школьник с задержкой психического развития, проживающий в интернате, не назвал счастливым ни себя, ни своих братьев и сестер.
Недовольство внутрисемейными отношениями отразилось и в рисунках семьи. Уменьшение состава семьи в половине рисунков каждой группы детей происходило за счет исключения себя из состава семьи. Часто исключение «Я» из рисунка сочеталось с отсутствием изображения матери, то есть ребенок «уходил» из травмирующей его обстановки вместе с мамой.
♦ Для всех изучаемых детей наиболее значимым человеком является мать. Но при этом ее отношение к самому ребенку разные группы детей оценивают неодинаково. Достоверны различия не только количественных показателей. Отличается также обоснование школьниками мотивов отношения к себе матери. Нормативно развивающиеся дети уверены в несомненной ценности себя для матери.У детей с задержкой психического развития, постоянно живущих в родительской семье, подобные категорические утверждения встречаются крайне редко. Чаще они обосновывают положительное отношение к себе матери указанием на родственные отношенияили ссылаются на удовольствие, получаемое матерью от общения с ними. Обоснование положительного отношения к себе матери детей с задержкой психического развития, живущих в интернате, можно назвать остаточным:ребенок просчитывает возможные житейские ситуации, в которых все члены семьи заняты и матери ничего не остается делать, как общаться с ним.
♦ Большинство всех участвовавших в эксперименте школьников считают маму самым счастливым человеком. Сходны
основания, по которым школьники разного уровня интеллектуального развития, постоянно проживающие в родительской семье, считают счастливой свою маму. Это личностные качества, помощь, оказываемая ребенку, ее профессиональные успехи. Дети с задержкой психического развития, живущие в интернате, понимание счастья своей матери не связывают с ее личными качествами, а указывают, прежде всего, на свое положительное'эмоциональное к ней отношение, на ее способность осуществлять различную работу. Вербальных упоминаний эмоционального неблагополучия матери крайне мало.
♦ Причины, по которым нормативно развивающиеся школьники считали себя счастливыми, разнообразны: возможность удовлетворять свои познавательные интересы, играть со сверстниками, крепкое здоровье, безоговорочная любовь родителей. У живущих в родительской семье школьников с задержкой психического развития единственным мотивом ощущения собственного счастья является хорошая школьная успеваемость. Немногочисленные ответы этих детей о причинах, по которым они считают себя несчастливыми, связаны со школьной успеваемостью и невниманием к себе родителей.
♦ На позитивном эмоциональном семейном статусе своего отца фиксирует внимание лишь незначительное количество детей. Различия обнаруживаются в негативной оценке его эмоционального статуса в семье. Ни один нормативно развивающийся школьник не упоминает о его отрицательном эмоциональном положении. В то же время значительная часть их ровесников с задержкой психического развития считает своих отцов несчастными. «Домашние» дети связывают дискомфорт отца с семейными неурядицами, с его негативными личностными качествами. Дети, живущие в интернате, объясняют отрицательное эмоциональное состояние отца его болезнями, тяжелой прошлой жизнью. Значимость отца для живущих в интернате детей с задержкой психического развития выявилась также в рисунках
этих школьников. Уменьшение или увеличение в рисунках реального состава семьи происходит нередко из-за отсутствия или, наоборот, введения фигуры отца в рисунок семьи. Подобные изменения реального состава семьи отмечаются в рисунках других групп изучаемых детей достоверно реже.
♦ Младшие школьники избегают негативных вербальныххарактеристик внутрисемейных отношений. Они предпочитают говорить о том, что несчастных в семье нет. Правда, у детей с задержкой развития, живущих в школе-интернате, таких утверждений в два раза меньше, чем у всех «домашних» младших школьников. В рисунках семьи презентация недовольства семейной жизнью имеет широкий диапазон — от исключения из семьи себя или отдельных ее членов до полной замены состава семьи или отсутствия в ней людей. Однако крайние варианты искажения реальной семьи имеются только в рисунках живущих в интернате детей с задержкой психического развития.
♦ У школьников с задержкой психического развития, живущих в интернате, как и у их нормативно развивающихся сверстников, проявляется значительная эмоциональная отзывчивость по отношению к прародителям. В рисунках живущих в интернате школьников увеличение состава реальной семьи ребенка происходит в основном за счет включения изображения бабушки или дедушки.
Экспериментальные данные психологических исследований позволяют утверждать, что внутрисемейные отношения находятся в зоне актуального сознания ребенка с задержкой психического развития. Эти дети достаточно чутко улавливают специфику внутрисемейных отношений, их эмоциональную модальность, меру напряженности, а также адекватно определяют свою роль в структуре семьи.
Глава 3