Организация работы с младшими школьниками

Октябрята не являются самостоятельной организацией. Они осуществляют свою деятельность в рамках работы пионерской дружины общеобразовательного учреждения при содействии учителей начальных классов, воспитателей и педагога-организатора. Если группа октябрят сформирована на базе учреждения начального образования (начальная школа, школа-сад), деятельность детского объединения организуется усилиями педагогического коллектива данного учреждения образования. Пионерским дружинам общеобразовательных учреждений рекомендуется в качестве шефской помощи оказывать содействие в организации деятельности октябрятских групп в учреждениях начального образования, территориально расположенных рядом с ними. Это способствует сохранению и развитию традиций преемственности в детском общественном объединении и формирует навыки заботы и наставничества у подростков.
Воспитание - процесс комплексный, поэтому деятельность октябрят должна осуществляться в системе, усложняясь от года к году по содержанию и формам организации. В связи с этим, актуальной на сегодняшний день остаётся региональная программа работы с младшими школьниками "Я РАСТУ!", которая разработана с учётом возрастных и педагогических требований и рекомендована Брестским городским советом общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация" как типовая программа организации деятельности объединения младших школьников - октябрят.

Организация работы с октябрятами строится с соблюдением следующих педагогических требований:

· учёт возрастных физиологических особенностей детей при нормировании общественно-полезной и познавательной деятельности,

· разнообразие форм работы с малышами,

· смена видов деятельности,

· красочность оформления и проведения всех воспитательных мероприятий.

Работу с октябрятами проводит учитель начальных классов и воспитатель. Педагог-организатор руководит деятельностью пионерской дружины учреждения образования и организует шефскую работу пионеров с октябрятами по включению учащихся начальных классов в школьную жизнь и подготовку их к вступлению в пионеры.
Первое знакомство детей с деятельностью детского общественного объединения осуществляется во втором полугодии первого класса. В этот период рекомендуется проведение часов полезного общения с малышами, где ребятам необходимо в игровой познавательной форме рассказать о том, что такое детская организация, кто такие октябрята, чем они занимаются, и каким должен быть настоящий октябрёнок.

Стать октябрёнком может ребёнок, достигший возраста 7 лет, с письменного разрешения родителей. В общественном объединении "Белорусская республиканская пионерская организация" допускается коллективное членство. Это в свою очередь упрощает процесс оформления заявлений от детей младшего школьного возраста, вступающих в ряды октябрят. Коллективное заявление на вступление в октябрята может быть составлено учителем начальных классов от лица ученического и родительского коллектива. К такому заявлению необходимо приложить список детей, вступающих в октябрята, и родителей - с разрешающими подписями.

Вступление в октябрятскую группу носит добровольный характер. В структуре октябрятской группы формируются микрогруппы по 5 человек - "звёздочки". Посвящение малышей в октябрята рекомендуется проводить в первом полугодии второго класса (в октябре). Это мероприятие должно представлять собой большой детский праздник, который рекомендуется начать торжественным построением с приглашением в "Путешествие по Стране октябрятских правил" и вручением маршрутных листов, продолжить проведением увлекательной игры-путешествия и закончить праздничной линейкой с ритуалом посвящения в "октябрята". На торжественном посвящении рекомендуется вручить каждой октябрятской группе отрядные альбомы и первое октябрятское задание.

На торжественном празднике посвящения в октябрята второклассники дают торжественное обещание
В работе с младшими школьниками особое значение следует уделять организации не только творческих, но и общественно-полезных дел. Формы работы должны быть разнообразными: экскурсии, беседы, часы полезного общения, игровые программы и познавательные турниры, коллективные творческие игры, конкурсы, спортивные соревнования и праздники. Любая из форм воспитательной работы не должна быть обособленной. Каждое мероприятие должно представлять собой логическое звено единой комплексной программы либо длительной игры-путешествия. Для детей 7-10 лет очень значим авторитет взрослого, они с готовностью реагируют на любую просьбу, очень ответственно подходят к выполнению различных поручений, но непостоянны в интересах и увлечениях, поэтому в работе с октябрятами необходимо использовать методику чередования творческих поручений.
Учитель начальных классов играет чрезвычайно важную роль в процессе формирования детского коллектива. Он должен максимально способствовать формированию интереса ребят к коллективным делам, содействовать установлению дружеских отношений между ребятами в едином октябрятском коллективе.

Направления и формы работы с "октябрятами"

Основным руководством к организации жизнедеятельности младших школьников в составе ОО "БРПО" являются
5 октябрятских правил. Символом октябрят является "звёздочка", у которой 5 лучей. Каждый из них ассоциируется с одним из правил. Главная задача октябрят - жить и вести себя согласно тем нравственным нормам, которые отражены в октябрятских правилах. А направлений деятельности объединения младших школьников может быть гораздо больше, чем правил. И каждое из них необходимо учесть при планировании работы с октябрятскими группами.

"Я и мои друзья" (октябрятам об октябрятах)

Знакомство младших школьников с октябрятскими символами, правилами и традициями. Организация коллективных игр и часов общения, направленных на формирование чувства коллективизма, развитие навыков общения, сотрудничества и взаимопомощи. Проведение торжественного вступления в организацию и праздника "Я - не просто ребёнок, я теперь - октябрёнок!". В рамках этого направления планируется совместная деятельность октябрятских групп и пионерской дружины. Большое внимание необходимо уделять оформлению торжественной стены и рабочего октябрятского уголка в кабинетах.

"Я и Беларусь моя" (октябрятам о Беларуси и её истории)

Знакомство с государственными символами и национальными традициями. Организация коллективных форм работы, направленных на развитие гражданского самосознания и чувства гордости за свою страну. Формирование представления о понятиях "малая Родина", "мой дом", "моя семья" через стимулирование познавательного интереса к окружающему миру: к своей школе, к своему городу, улице, к людям, живущим рядом. Знакомство с традициями белорусского народа, народными промыслами и ремёслами, обрядовыми праздниками, играми, песнями и танцами. Изучение исторического прошлого нашей Родины через участие в познавательных играх и викторинах, экскурсиях по родному краю. Проведение встреч с ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Организация коллективных чтений, и просмотром кинофильмов о защитниках Родины.

"Я и забота моя" (октябрятам о труде)

Обучение трудовым навыкам самообслуживания в школе и дома, навыкам заботы о цветах, птицах, домашних животных. Формирование представления о понятиях "добро" и "милосердие" через коллективное участие благотворительных и общественно-полезных делах. Знакомство с различными видами декоративно- прикладного творчества, обучение простейшим приёмам изготовления игрушек и сувениров к праздникам. Организация выставок детского творчества, встреч с интересными людьми: представителями разных профессий, народными мастерами-умельцами. Проведение экскурсий на предприятия, знакомство с профессиями.

"Я и учёба моя"(октябрятам об учении)

Главная обязанность каждого октябрёнка - хорошо и прилежно учиться. В данном направление предпочтение отдаётся воспитательным формам работы, направленным на формирование ответственного отношения к учёбе, воспитание трудолюбия и усидчивости, развитие интереса к чтению книг и познавательным играм. Проведение конкурсов на лучший ученический дневник и самую чистую тетрадь. Посещение библиотеки. Организация праздника книги и тематических недель "Юный математик", "Слово белорусское" и т.д. Участие в республиканских и международных предметных олимпиадах "Буслiк", "Колосок", "Кенгуру", "Медвежонок" и других. Проведение соревнований "У меня в тетрадке круглые десятки!".

"Я в мире творчества" (октябрятам о прекрасном)

Организация различных видов творческой деятельности младших школьников: смотры юных талантов, музыкальные и театральные фестивали и конкурсы. Разучивание песен и стихов, подготовка детских утренников и праздников. Участие в общешкольных, городских и районных конкурсах детского творчества. В рамках данного направления работы с малышами могут быть организованы литературные конкурсы, творческие мастерские и мастер-классы, выставки по разным видам декоративно-прикладного и изобразительного творчества.

"Я и природа вокруг меня" (октябрятам о природе)

В данном направлении необходимо активизировать роботу с младшими школьниками по экологическому воспитанию и формированию природоохранных навыков. Проведение познавательных экскурсий в природу, природоведческих игр-путешествий, викторин, экологических акций "Чистодвор", "Эта вредная бумажка", "Фунтик за фантик", "Поможем птицам".

Организация работы мастерских "Теремок для птички-синички" и выставки сувениров из материалов вторичного использования. Рекомендуется организовать встречу с интересными людьми, которые занимаются природоохранной деятельностью, посетить живой уголок станции юных экологов либо организовать свой уголок живой природы в школе.

"Я и моё здоровье" (октябрятам о здоровом образе жизни)

У детей младшего школьного возраста необходимо сформировать первое представление о здоровом образе жизни, воспитать интерес к активной подвижной деятельности и спорту. В данном направлении важным является обучение навыкам соблюдения режима дня, знакомство с правилами гигиены и основами безопасности жизнедеятельности. В кабинетах, где педагог занимается с октябрятской группой, рекомендуется вести экран чистоты. С малышами необходимо разучивать комплексы физической зарядки, проводить спортивные праздники, игры-соревнования, спортландии, эстафеты, простейшую полосу препятствий. Рекомендуется посещать ледовое поле и спортивные площадки города. Очень важным является привлечение родительской общественности к проведению походов выходного дня и всех других оздоровительных мероприятий.

"Пионер и Я" (октябрятам о пионерской организации)

В этом направлении работу в октябрятских группах необходимо активизировать в первом полугодии четвёртого класса, когда осуществляется подготовка к вступлению в пионеры. В этот период общение октябрятских вожатых со своими подопечными должно стать более тесным и продуктивным. Младшим школьникам необходимо рассказывать о пионерской организации, её символах и традициях. Малышей нужно знакомить с историей пионерской организации: информация должна быть представлена в разумных объёмах, доступных для восприятия младшими школьниками. Занятия с малышами должны быть организованы не только учителями, но и пионерами - октябрятскими вожатыми. На таких занятиях очень важно обучить младших школьников практическим пионерским навыкам: завязывать галстук, правильно отдавать пионерский салют, играть в пионерские игры и петь пионерские песни. Рекомендуется приглашать четвероклассников на общешкольные пионерские праздники. С десяти лет октябрёнок может стать пионером. Для вступления в пионеры необходимо желание октябрёнка и рекомендация октябрятского вожатого-пионера. Если ранее при вступлении в октябрятскую группу заявление было составлено родителями ребёнка индивидуально, вторичное заявление при вступлении в пионеры не оформляется. Если же учителем начальных классов было составлено коллективное заявление, при вступлении ребёнка в пионеры, он пишет новое заявление, с разрешения родителей. Очень важно, чтобы церемония приёма была торжественной. Обычно вступлениe в пионеры осуществляется на линейке или сборе, приуроченном к одному из государственных или пионерских праздников, где ребята перед строем дружины, перед дружинным знаменем и Государственным флагом Республики Беларусь дают торжественное обещание, им повязываются галстуки.

Сюда следует добавить ещё:

-Октябрятам о В.И.ЛЕНИНЕ

-Октябрятам о И.В.СТАЛИНЕ

-Октябрятам о защитниках Родины

Октябрятам о дружбе детей в Советском Союзе и в Великороссии.

Надежда Константиновна КРУПСКАЯ

Наши рекомендации